Интересная археологическая находка
Надо отдать должное рабочим АО «Надымспецсвармонтаж», которые очень бережно отнеслись к посланнице далеких веков и при первой возможности привезли ее в музей. По внешнему виду скульптура напоминает снеговика: по тулову проходят два горизонтальных пропила, выделяющих небольшую голову, чуть больший по размеру торс и еще большую округлую нижнюю часть — основание. Изготовлена из серого песчаника, имеет овальную, довольно плоскую форму, высота — 80 см. Прорисовка рук и ног отсутствует. Очень выразительны «черты лица» статуи — они монголоидные, особенно узкие, удлиненные глаза с обозначенными зрачками и тяжелыми, нависшими веками. Её взгляд словно живой, таящий в себе мудрость веков. На голове, с правой стороны, имеется ямкообразное «ушное » отверстие, с другой стороны его нет. Рот обозначен многочисленными мелкими дырочками и слегка растянут в легкой снисходительно-загадочной улыбке. Судя по тому, что на торсе статуи слегка обозначены груди — это женское изображение. Находка каменной бабы единична и уникальна не только для Орловской области, но и для всего региона. Подобные статуи «каменных баб» были найдены и на Воронежской земле (в XI-XII веках здесь проходил участок юго-восточных границ Древнерусского государства, где сохранились курганы и изваяния - «бабы» - половцев).
Вернёмся к каменной бабе, найденной в Верховье. По заключению специалистов Института археологии Российской Академии наук, «... форма данного памятника весьма необычна, она не свойственна монументальной скульптуре. Нижняя часть его (основание) также уникальна, аналогии ему не известны. Относительно времени создания данного памятника отметим, что он не может датироваться ранее эпохи средневековья. Подобная трактовка глаз, например, известна в мелкой пластике и каменной скульптуре носителей салтово-маяцкой культуры (хазар, болгар). Таким образом, наиболее вероятная дата создания данного памятника — IX-XI вв. н. э., хотя не исключается и более поздняя дата». Специалисты Российского Этнографического музея Санкт-Петербурга считают, что «... размеры и некоторые общие соображения могут говорить о дате бытования изваяния не ранее неолита — бронзы и вплоть до раннего дохристианского средневековья. Важен вопрос о местонахождении «бабы» в горизонтальном положении, поскольку именно так использовались изваяния степной бронзы в погребениях. По археологическим данным, на сегодняшний день находка является уникальной и не имеющей аналогов». Какому же народу могла принадлежать пришедшая из глубины веков каменная баба? С VII в. до н. э. и вплоть до XIII в. в восточноевропейских степях обитали кочевые народы — скифы, сарматы, печенеги, торки, половцы, оставившие после себя многочисленные курганы. Лишь два народа из вышеперечисленных оставили в качестве культурного наследия каменные изваяния — это скифы и половцы. Кому-то из них и принадлежит это замечательное произведение степного искусства. Скифские изваяния представляют собой изображения воинов с оружием. Они выполнены из монолитных каменных глыб или плит, которые отёсывали, придавая им обобщённую форму человеческой фигуры.
Скифские изваяния были распространены на широкой территории от Предкавказья до Дуная, Днепра и в Крыму. Кого же изображали каменные скульптуры? На этот счёт существуют самые различные мнения: божество; умершего царя с регалиями, пожалованными ему божеством в знак царской власти; обожествлённого героя; мифического первопредка скифов Таргитая; героизированного умершего племенного вождя и т. п. Историкам известно, что в XII веке на Ливенской земле неоднократно совершались набеги половцев. Половцы наведывались и бывшие верховские земли. Половецкие " каменные бабы", как и скифские, различны по своему типу. Они имеют мужской и женский пол, сидящую или стоящую позу. Наиболее ранние статуи X-XI веков были плоскими и имели вид стелы. В дальнейшем, во второй половине XII – начале XIII века изваяния представляют собой круглую скульптуру со слабо обработанной спиной и низким рельефом в изображении рук и лица. Половецкие статуи имеют тяжёлый торс, укороченные ноги, что делает фигуру более массивной и величавой. Черты лица статуй очень выразительны, многие из них сильно монголоидны. С начала XIII века появились объёмные стелообразные статуи, ставшие как бы перерождением круглой скульптуры. На них перестали изображаться ноги, руки, державшие сосуд на животе, в конце концов, остался лишь столб, слегка напоминающий человеческую фигуру – приталенный, с выраженной, хорошо прорисованной головой, с выдающимися вперёд животом и грудью. На половецких изваяниях изображено большое количество предметов от костюма, украшений, оружия и разного бытового инвентаря. Например, сложные женские причёски-шляпы, мужские косы-причёски. Чётко изображены кафтаны, вороты рубах, фасон сапог, ремни и бляхи, панцири из длинных пластин, вышивка на одежде. Исследователи считают, что каменные половецкие изваяния – это остатки сложных верований и обрядов, связанных с культом предков. Статуи не являлись надмогильными памятниками, а воздвигались в степи на высоких местах в специально оборудованных для этого святилищах. Остатки таких святилищ, огороженных примитивной, сложенной из дикого камня, квадратной в плане оградкой, археологи неоднократно находили как на вершине курганов, так и на высоком кряжистом водоразделе.
Так что половцы оставили о себе память на верховской земле. Эта находка стала сенсацией, так как это шедевр степного искусства древности. Огромные степные просторы … На сотни километров во все стороны тянется однообразная равнина, однообразный пейзаж которой нарушали лишь курганы и изваянья «каменных баб». Разной высоты и формы, разбросанные в одиночку или собранные в группы, они неизменно привлекали к себе внимание спутников. С приходом в степи монголо-татар, уничтоживших половецкую аристократию, прекратилось и степное производство «каменных баб» – этих замечательных произведений степного искусства.
Ещё много загадок нужно разгадать археологам. Литература: Большая Российская энциклопедия. В 30 т. Т. 5. Великий князь – Восходящий узел орбиты. – М. : БРЭ, 2006. – С. 714. Ковалев, Ф. В. Ливны / Ф. В. Ковалев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1991. – С. 11-12. Краеведческие записки. Вып. 5 (тематический). Краснощёкова, С. Д. Археология Орловской области/ С. Д. Краснощёкова. Л. Н. Красницкий. – Орёл: Вешние воды, 2006. –– С. 163 – 165.
Краснощёкова, С. Д. Археология края / С. Д. Краснощекова // Века над Окой: книга — альбом / под ред. А. П. Олейникова. - Орёл: Изд – во ОГТРК, 1998. - С. 60.
Краснощёкова, С. Д. Распространение христианства на территории Орловского края (на основе археологических коллекций Орловского областного краеведческого музея) / С. Д. Краснощёкова // Сборник Орловского церковного историко – археологического общества. Вып. 2 (5). –Орёл: Изд-во ОГУП «Орловская областная типография «Труд», 2001. – С. 124.
Краснощекова, С. Д. Тайна каменной красавицы / С. Д. Краснощекова // Агошков, В. И. Девятая Земля: топонимо-краеведческие статьи / В. И. Агошков. - Орел: [В. И. Агошков], 2006. - 800 с. : ил. * * *
Величкина, Л. Баба от кочевников / Л. Величкина // Орловская правда. - 2011. - 21 янв. - С. 6.
Краснощекова, С. Д. Тайна каменной красавицы / С. Д. Краснощекова // Орловская правда. - 1995. - 7 июля. - С. 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|