Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины итальянского Возрождения




Периодизация и черты культуры итальянского Возрождения

Возрождение, – или по-французски Ренессанс, – это историческая эпоха развития культуры стран Западной и Центральной Европы, во время которой произошел переход от средневекового, феодального типа культуры к буржуазной культуре Нового времени. Ренессанс начинается в Италии и охватывает период с XIV по XVI вв. В других странах – Франции, Германии, Испании, Англии, Голландии, Польше – эпоха Возрождения датируется XV–XVI вв. Термин «Возрождение» впервые применил в 1550 г. итальянский художник, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари – автор всемирно известного многотомного труда «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения».

В более широком и нестрогом смысле словом «возрождение» иногда называют самые разнообразные культуры переходных эпох. Говорят, например, о китайском ренессансе XVI–ХVII вв., грузинском – XI–XIII вв., арабском – XI–XII вв., о русском возрождении и т. п. Мы подробно рассмотрим эпоху Возрождения в ее классическом понимании, т. е. европейскую культуру XIV–XVI вв.

Обычно выделяют четыре главные черты культуры Возрождения:

1. Светский, нерелигиозный характер культуры, ее освобождение от давления католической церкви, контроля и жестких предписаний со стороны последней.

2. Формирование гуманистического мировоззрения, т. е. нового понимания человека и его места в мире, разрушающего средневековую традицию.

3. Изучение и широкое использование культурного наследия античного мира, «возрождение» его и резко отрицательное отношение к средневековой культуре.

4. Антропоцентризм, т. е. перераспределение внимания от Бога к человеку.

Искусство эпохи Возрождения проходит четыре основные ступени развития:

1. Проторенессанс, или предвозрождение – вторая половина ХIII – начало XIV вв.

2. Раннее Возрождение – XIV–XV вв.

3. Высокое Возрождение – конец XV – первая четверть XVI вв.

4. Позднее Возрождение – со второй половины XVI в.

Причины итальянского Возрождения

В позднее Средневековье по всей территории Европы из феодальных деревень возникали города – центры развития ремесленного производства, торговли и образования. В них складываются новые социальные группы – бюргеры, т. е. зажиточные горожане, из которых позже сформируется класс буржуазии, и плебеи, явившиеся базой для формирования пролетариата. В городах происходит становление особой средневековой городской культуры, послужившей основой для возникновения культуры эпохи Возрождения. Попытки возродить античную культуру предпринимались в Средние века несколько раз (например – Каролингское возрождение). Однако новая эпоха в истории европейской цивилизации не могла начаться просто благодаря желанию какой-то группы энтузиастов – для этого требовались глубокие сдвиги в экономической основе общества. Этим сдвигом стало формирование раннекапиталистического уклада в производстве. В XIV в. во Флоренции создаются первые капиталистические предприятия – мануфактуры. Этот город становится колыбелью европейского капитализма, местом, где формируется идеология гуманизма, и главным центром развития искусства раннего итальянского Возрождения. В XIV–XV вв. буржуазные преобразования постепенно охватывают регионы Северной Италии – Ломбардию (центр Милан), Венецианскую республику, Эмилию-Романию (центр Болонья), Тоскану (центр Флоренция). Следы этой раннебуржуазной эпохи сохранились в языках современных западных стран: так, слова «ломбард», «банкир», «кредит» происходят из итальянского языка.

В начале эпохи Возрождения происходят крупные изменения в итальянском обществе, а затем и в других странах Европы. Резко возрастает деловая активность, что приводит к изменению всей шкалы человеческих ценностей. При феодализме положение людей в обществе определялось в первую очередь их происхождением: знатный человек вне зависимости от своих личных достоинств мог по праву рождения занять высокое положение в правящей элите, быть благодаря этому богатым, близким к королевскому двору и к рычагам государственной власти. Человек неблагородного происхождения автоматически занимал в обществе более низкое место, даже если он был талантлив и трудолюбив.

Однако развитие буржуазного предпринимательства постепенно разрушает этот устоявшийся порядок. Все большую роль начинает играть не социальное происхождение, а накопление капитала, личный успех, предприимчивость, ум, знания, удача. Сама экономическая деятельность приводит к усилению влияния в обществе людей энергичных, предприимчивых, способных самостоятельно решать свои проблемы, управлять своей судьбой. Успех в коммерческой деятельности зависит не от знатности или усердия в молитвах, а от уменья вести дела. Поэтому образцом для подражания становится не знатный дворянин и не благочестивый монах, а активная личность, сама вершащая свою судьбу. Стиль повседневной жизни изменяют также технические изобретения и открытия. Создание быстроходных парусных судов делает возможными великие географические открытия, изобретается и распространяется огнестрельное оружие, часы с минутной стрелкой, компас, книгопечатание, в архитектуре начинается широкое использование стекла.

Человеку эпохи Возрождения становятся тесны рамки средневековых традиций повседневной жизни, аскетическая церковная мораль, система тотального контроля католической церкви за образом мысли и хозяйственной деятельностью. В противовес религиозной идеологии, требующей от человека отказа от всех земных интересов ради служения Богу, возникает идеология гуманизма (от слов «homo» – «человек» и «humanis» – «человеческий»). Понятие гуманизма связано с традиционным для Средневековья противопоставлением человеческого и божественного. Главной фигурой средневековой культуры был христианский Бог – в отличие от богов Древней Греции он считается бесконечно могущественным существом, сотворившим мир и управляющим им по своей воле. Средневековое христианство рассматривало человека не как могучую богоподобную личность - такой подход был в античной культуре, а как жалкое, ничтожное существо, бесконечно далекое от Бога, несущее на себе тяжесть первородного греха. Человек от рождения слаб, ничтожен и порочен – учит христианская церковь. Гуманисты эпохи Возрождения возвращаются к античному пониманию природы человека и объявляют его венцом творения, любимым созданием Бога. Самым ценным в человеке они считают не способность к христианскому самоуничижению, смирению, а способность к творчеству, преобразованию мира, раскрытию управляющих им законов, созданию прекрасных произведений искусства.

Гуманисты провозглашали право ученого на свободное от контроля церкви научное исследование, писателя и поэта – на раскрытие глубин человеческих переживаний, его внутреннего мира. Художник также стремится увидеть и показать величие человека – изображать прекрасное человеческое тело, реальных людей, а не схематические образы святых и праведников, типичные для средневековых икон. Врачи исследуют строение человеческого организма, физики и астрономы – законы окружающего мира. Усиливается интерес к науке и технике. Происходит обращение к античному идеалу свободной, гармонически развитой личности.

В то же время понимание человека в эпоху Возрождения становится более глубоким, чем у древних греков и римлян. Для греков на первое место выдвигалось физическое совершенство человека и героическое начало, сближающее его с богами. Древний грек и римлянин чувствовали себя органической частью коллектива (племени, полиса, войска и т. п.), а не самостоятельным, индивидуалистическим существом. Иногда говорят, что в античности человек не был личностью в современном смысле слова, т. е. не привык действовать самостоятельно, принимать решения и нести ответственность за их последствия. В Греции для вынесения важных решений было принято обращаться к оракулам – предсказателям, пытающимся узнать волю богов и давать советы, как следует поступить в том или ином случае. Наиболее знаменит был дельфийский оракул. Римлянин в подобных случаях начинал обходить своих родственников и друзей, спрашивая у них совета. В эпоху Возрождения человек впервые становится самостоятельной, неповторимой индивидуальностью, способной к независимым действиям, принятию самостоятельных решений и, в конечном счете, к сознательному управлению своей судьбой. Формирование такого типа личности напрямую связано с повседневной жизнью раннекапиталистической эпохи, в которой добивались успеха и пользовались авторитетом самостоятельные, образованные, активные люди – зарождающаяся буржуазия, купцы, торговцы, ростовщики, писатели, художники, религиозные и политические деятели. В эпоху Возрождения начинает формироваться новый стиль поведения человека – буржуазный индивидуализм. В XX в. его считают причиной некоторых кризисных явлений в современной культуре, но для европейского общества XIV–XV вв. индивидуалистическое поведение было большим и важным положительным достижением.

На примере гуманистического понимания человека становится видно, что мыслители эпохи Возрождения не просто копировали античные представления о мире, а пытались развить и по-новому осмыслить античную культуру. Они считали себя продолжателями того процесса развития древнего мира, который, по их мнению, был насильственно прерван в средние века. Именно в эпоху Возрождения возникает до сих пор существующее отрицательное отношение к средневековью как эпохе тысячелетнего застоя, потерянного для европейской цивилизации времени. В действительности дело обстояло не совсем так. В этот период европейская цивилизация эволюционировала медленнее, чем в эпоху капитализма или классической Греции, но и Возрождение, и зрелый капитализм были подготовлены медленным развитием средневековой экономики и культуры.

Переходный характер эпохи Возрождения приводил к тому, что культура Ренессанса еще не стала чисто буржуазной. В центре ее были не собственно буржуазные идеалы (которые, кстати, не успели окончательно сформироваться), а так называемые общечеловеческие ценности. Параллельно с раннебуржуазным в это время возникает социалистическое и коммунистическое мировоззрение. Основоположником утопического социализма стал английский гуманист и политический деятель, лорд-канцлер Великобритании Томас Мор (1478–1535). Его трактат «Утопия» – первое произведение утопического социализма. Название трактата – да и всего нового мировоззрения – происходит от вымышленного острова Утопия. Согласно фантазии Томаса Мора, на этом острове существует совершенное и справедливое государство, образец для других стран и народов.

Очень близкое к утопическому социализму идейное течение – утопический коммунизм (иногда эти два направления общественной мысли просто отождествляют). Утопический коммунизм создается итальянским философом и политическим деятелем Томмазо Кампанеллой (1568–1639). Его представления о справедливом и совершенном обществе изложены в работе «Город Солнца». Главными идеями Т. Мора и Т. Компанеллы были устранение эксплуатации человека человеком и общественного неравенства, ликвидация частной собственности (Т. Компанелла предлагает вообще упразднить всякую собственность), построение хозяйственной жизни общества как единого целостного организма с централизованным управлением, руководящая роль государства в создании разумного и совершенного общественного устройства. Социалисты-утописты увидели, что свободное развитие человеческой личности требует не только распространения новых взглядов, но и глубокого изменения экономической и политической системы общества.

Ряд идей утопического социализма подтвердился в ходе дальнейшего развития цивилизации. Это тенденции укрепления общественной собственности, усиление демократических форм управления, различные формы заботы государства об отдельном человеке (социальные гарантии, система социальной защиты населения и т. п.). Проблема ослабления эксплуатации одних людей в интересах других и связанного с этим социального и имущественного неравенства признается одной из главных проблем современной цивилизации. Однако Т. Мор и Т. Компанелла, их более поздние последователи ничего не могли сказать о способах перехода от реально существующего несовершенного общества к созданным их воображением совершенным моделям. В их представлениях о справедливом обществе была заложена неизбежная историческая ограниченность.

По сравнению с современными проблемами цивилизации предложенные утопистами решения могут, конечно, показаться странными и наивными. Так, у Т. Компанеллы обществом руководят священнослужители, вопрос о вступлении в брак решают не будущие супруги, а свахи, опирающиеся на астрологический прогноз. Предлагаемые Кампанеллой способы контроля повседневной жизни порой кажутся современному человеку – гораздо более развитой личности – просто смешными. Он пишет, например, о жителях Города Солнца: «Часто моют они также свое тело по указанию врача или начальника». (В эту эпоху европейцы плохо соблюдали нормы гигиены, и если человек часто принимал ванну – хотя бы даже по указанию начальников, – он уже мог считаться весьма передовым и образованным. Подобные детали быта показывают, что Кампанелла считал человеческую личность недостаточно самостоятельной и склонялся к необходимости всестороннего мелочного контроля над любыми ее действиями со стороны государства, коллектива или отдельных лиц («начальников»).

В последующие столетия происходит усложнение типа личности; реальность капиталистического общества формирует у его граждан индивидуализм (и в хорошем, и в «плохом» смысле этого слова), вырабатывает способность принимать самостоятельные решения, умение личным трудом добиваться поставленных целей – не говоря уже о таких повседневных мелочах, как самостоятельное соблюдение гигиенических норм.

Развитие гуманистического мировоззрения в эпоху Возрождения ярко проявилось в формировании новой литературы и изобразительного искусства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...