Типовая инструкция по охране труда для кладовщика 15 глава
5.6.1. Знать устройство и правила эксплуатации ККМ, выполнять расчетные операции на ККМ различных типов, соблюдать требования нормативных документов по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением [11], [12], а также правила эксплуатации оргтехники и торгового оборудования, установленных на рабочем месте» 5.6.2. Знать ассортимент продаваемых товаров, маркировку, классификацию, основные характеристики и назначение. 5.6.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие необходимой маркировки и правильность цен на товары, и оказываемые услуги. 5.6.4. Устранять мелкие неисправности ККМ, уметь заправлять чековую и контрольную ленту и т. п. 5.6.5. Обеспечивать безопасность обслуживания покупателей (следить за своевременным ремонтом ККМ, состоянием электропроводки, заземления и т. п.). 5.6.6 Знать признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств и отличительные признаки платежных средств безналичного расчета [пластиковых карт и г. п.). 5.7. Требования к экспедитору Экспедитор должен соответствовать требованиям, приведенным в 5.7.1-5.7.5. 5.7.1. Соблюдать правила охраны труда, производственной санитарии, техники безопасности, электро- и пожаробезопасное [7]. 5.7.2. Соблюдать порядок приемки и отгрузки товаров и правила организации! погрузочна-разгрузочных работ [13], [14], [16]. 5.7.3. Следить за санитарным состоянием транспортного средства. 5.7.4. Обеспечивать безопасность перевозки товаров в транспортном средстве, соблюдая правила их укладки, размещения и крепления. 5.7.5. Обеспечивать режим хранения и сохранность качества и количества товара, установленные для каждого вида реализуемого товара при транспортировании.
5.8. Требования к лифтеру пассажирского лифта Лифтер пассажирского лифта должен соответствовать требованиям, приведенным в 5.8.1-5.8.7. 5.8.1. Иметь специальн/ю подготовку и периодически проходить аттестацию по правилам устройства и безопасности эксплуатации лифтов [15]. 5.8.2. В процессе работы выполнять требования, изложенные в эксплуатационной документации на лифт конкретного типа. 5.8.3. Осуществлять управление лифтом и контроль за его исправным состоянием, в случае аварийной остановки срочно вызывать дежурных механиков. 5.8.4. Обеспечивать безопасность пассажиров при входе и выходе из лифта в аварийных ситуациях, а также не допускать перегрузки лифта сверх установленной грузоподъемности. 5.8.5. Следить за санитарным состоянием кабины лифта и остановочных площадок 5.8.6. Следить за исправностью телефона, кнопок «Стоп», световой, звуковой и аварийной сигнализации, а также автоматических замков, контактов и ловителей, принимать оперативные меры к ликвидации их повреждений и неисправностей. 5.8.7. Информировать пассажиров о правилах пользования лифтом, расположении торговых отделов, секций и служебных помещений. 5.9. Требования к дежурному у эскалатора Дежурный у эскалатора должен соответствовать требованиям, приведенным в 5.9.1-5.9.8. 5.9.1. Иметь специальную подготовку и проходить периодически аттестацию по правилам устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов. 5.9.2. Знать и выполнять требования, изложенные в эксплуатационной документации на эскалатор конкретного типа. 5.9.3. Осуществлять управление эскалатором (включение, выключение) и контроль за его исправным состоянием. 5.9.4. Следить за санитарным состоянием эскалатора. 5.9.5. Обеспечивать безопасность покупателей при работе эскалатора, своевременное отключение эскалатора в экстремальных ситуациях.
5.9.6. Информировать покупателей о правилах пользования эскалатором, расположении торговых отделов, секций и служебных помещений. 5.9.7. Принимать оперативные меры к устранению причин поломки эскалатора, вызову дежурных механиков. 5.9.8. Следить за исправностью телефона, кнопок «Стоп», звуковой и световой сигнализации. 5.10. Требования к прием о сдатчику ручной клади Приемосдатчик ручной клади должен соответствовать требованиям, приведенным в 5.10.1-5.10.4. 5.10.1. Соблюдать правила приема и хранения, личных вещей покупателей. 5-10.2. Обеспечивать сохранность вещей, сданных покупателем на хранение. 5.10.3. Обеспечивать чистоту и соблюдать санитарные нормы в помещении камеры хранения. 5.10.4. Информировать покупателей о правилах приемки и хранения вещей. ПРИЛОЖЕНИЕ А (информационное) Библиография [1] СанПиН 2.3.5.021-94 Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли, утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 30 декабря 1994 г. № 14 [2] Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, утвержден Постановлением Госкомтруда СССР №55/485 от 12 февраля 1986 г. и Секретариата ВЦСПС № 4/1-16 от 7 января 1986 г. Постановление Министерства труда и занятости населения Российской Федерации от 12 мая 1992 г. № 15а в О применении действующих квалификационных справочников, работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России» [3] Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым должностям служащих, утверждены постановлением Министерства труда Российской Федерации от 6 июня 1996 г. №32 [4] ОК 016-94 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367 с 1 января 1996 г. [5] Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержден постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 37 от 21 августа 1998 г. [6] Инструкция по проведению обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медосмотров, утверждена Минздравом СССР 29.09.89 № 555
[7] ПОТ РО 95120-001-94 Правила по охране труда на предприятиях розничной торговли, утверждены Приказом Роскомторга №68 от 13.07.94, согласованы Министерством труда Российской Федерации 06.07.94 № 1219-КВ [8] Правила продажи отдельных видов товаров, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации №55 от 19.01.98 с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 1222 от 20 октября 1998 г. [9] Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. №2300-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ) [10] Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 [11] Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с населением, утверждено Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 745 от 30 июля 1993 г. (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 1998 г. № 904) [12] Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, объявлены письмом Министерства финансов Российской Федерации №104 от 30.08.93 [13] Инструкция «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», утверждена постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965 г. № П-6, с дополнениями и изменениями, внесенными постановлениями от 29 декабря 1973 г. № 81, от 14 ноября 1974 г. № 98 и от 23 июля 1975 г. № 115. Может применяться только в случае, когда это предусмотрено договором поставки (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.97 № 18) [14] Инструкция «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» утверждена Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7, с дополнениями и ч изменениями, внесенными Постановлениями Госарбитража при Совете Министров СССР от 29 декабря 1973 г № 81, от 14 ноября 1974 г. № 98 и от 23 июля 1975 г. № 115. Может применяться только в случае,- когда это предусмотрено договором поставки (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.97 № 18)
[15] Правила устройства и безопасности эксплуатации лифтов, утверждены Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Президенте Российской Федерации, 11.02.92 [16] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая (Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г.) Приложение 39 УТВЕРЖДЕН Постановлением Госстандарта России от 5 июля 2001 г № 259-ст ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТ Р 51773-2001 Дата введения — 1 января 2002 г. 1. Область применения Настоящий стандарт распространяется на предприятия розничной торговли различных организационно-правовых форм и форм собственности, использующих для ведения хозяйственной деятельности! магазины. Настоящий стандарт устанавливает классификацию предприятий розничной торговли, общие требования к ним и основные признаки, характеризующие типы предприятий розничной торговли. 2. Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности ГОСТ 12.2.032-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы сидя. Общие эргономические требования ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы стоя. Общие эргономические требования ГОСТ Р 513СЗ-99 Торговля. Термины и определения ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования 3. Определения В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 неспециализированный магазин: Предприятие розничной торговли с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров. 3.2 гипермаркет: Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 5000 м2. 3.3 универмаг Предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары универсального ассортимента, использующее различные формы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью в городской торговле от 3500 м2 и в сельской торговле — от 650 м2 3.4 универмаг «Детский мир»: Предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары универсального ассортимента для детей и использующее различные формы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью от 2500 м2.
3.5 магазин-склад: Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и (или) непродовольственные товары универсального ассортимента по форме самообслуживания преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры и др.) населению, а также предприятиям (индивидуальным предпринимателям) для последующей перепродажи, использования в мелком производстве или оказания услуг населению, торговой площадью от650*г. 3.6 универсам (супермаркет): Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 400 м2 3.7 гастроном: Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента с преобладанием в нем гастрономии с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок, торговой площадью от 400 м2. 3.8 магазин «Товары повседневного спроса»: Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары частого спроса, преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 100 м2. 3.9 магазин «Продукты» (Минимаркет): Предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки, с индивидуальным обслуживанием через прилавок, торговой площадью от 18 мХ 3.10 дом торговли: Предприятие розничной торговли, реализующее товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин, использующее различные формы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью от 1000 м2. 3.11 магазин «Промтовары»: Предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых швейные и трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия, торговой площадью от 18 м. 3.12 комиссионный магазин: Предприятие розничной торговли, осуществляющее продажу товаров, принятых от организаций или отдельных лиц на комиссионных началах. Термины и определения других основных понятий в области розничной торговли — предприятие розничной торговли, вид предприятия розничной торговли, тип предприятия розничной торговли, магазин, универсальный магазин, специализированный магазин, магазин с комбинированным ассортиментом товаров, магазин со смешанным ассортиментом товаров, торговое помещение магазина, форма торгового обслуживания и другие — по ГОСТ Р 51303. 4. Классификация предприятий розничной торговли 4.1 Предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные, специализированные и неспециализированные магазины. 4.2 Предприятия розничной торговли определенного вида классифицируют на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания: -универсальные магазины— Гипермаркет, Универмаг; Универмаг «Детский Мир», Магазин-склад, Универсам (Супермаркет), Гастроном, Товары повседневного спроса и т. п.; - специализированные продовольственные магазины — Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т. п.; - специализированные непродовольственные магазины — Мебель, Хозяйственные товары, Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани и т. п.; - магазины прочей товарной специализации — Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т. п.; - неспециализированные продовольственные магазины— Продукты (Минимаркет) и т. п.; - неспециализированные непродовольственные магазины — Дом торговли. Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин, Промтовары, Комиссионный магазин и т. п. Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом на типы не подразделяют. 4.3 Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли определенного вида, приведены в таблице 1. Таблица 1 ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ТИП ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
5 Общие требования к предприятиям розничной торговли 5.1 На предприятиях розничной торговли должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения требований ГОСТ Р 51304, правил продажи товаров [1], [2], [3], [4], [5]. 5.2 На предприятиях розничной торговли должны выполняться: - санитарно-гигиенические требования — по [6], [7], [8], [9], [10]; -требования противопожарной безопасности по [111; - требования электро- и взрывобезопасности — по ГОСТ 12.2.003 и [12]; - требования экологической безопасности — по [8], [13], [14], [15]. 5.3 Предприятия розничной торговли должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта и безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.032, ГОСТ 12.2.033, [10], [16], [17]. Машины, механизмы, другое производственное оборудование и транспортные средства должны иметь сертификаты соответствия [18]. 5.4 В строящихся и реконструируемых предприятиях розничной торговли следует предусматривать устройства и мероприятия, обеспечивающие инвалидам и маломобильным группам населения возможность перемещаться по лестницам или пандусам (в том числе наружным) и пользоваться торговыми залами и помещениями для оказания услуг [19]. 5.5 Предприятия розничной торговли должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные дорожки ко входу [13], [14]. 5.6 Прилегающая к предприятиям розничной торговли территория должна быть освещена в вечернее время [12]. 5.7 На территории, прилегающей к предприятию розничной торговли и доступной для покупателей, не допускается проведение по-грузочно-разгрузочных работ, складирование тары, размещение контейнеров с мусором. Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений магазина не менее чем на 20 м. 5.8 Предприятие розничной торговли должно иметь вывеску с указанием фирменного наименования организации, режима работы, местонахождения, юридического адреса. 5.9 В помещении предприятия розничной торговли должна быть информация о государственной регистрации предприятия торговли, наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, ее сроке действия и об органе, выдавшем эту лицензию, если вид деятельности магазина подлежит лицензированию [20]. 5.10 Расположение торговых, вспомогательных, складских помещений и их площадь должны обеспечивать последовательность проведения технологических процессов товародвижения. 5.11 Освещение торговых залов, аварийное, эвакуационное, а также освещение вспомогательных и складских помещений должно соответствовать [12|. 5.12 В строящихся и эеконструируемых предприятиях розничной торговли при расположении торговых залов на трек или более этажах необходимо наличие пассажирских лифтов или эскалаторов. 5.13 В торговых залах без естественного освещения следует предусматривать дымоудаление. 5.14 Ширина проходов между оборудованием в торговом зале должна обеспечить покупателю удобство выбора и приобретения товаров (приложение А) [22|. Ширина основных эвакуационных проходов в торговом заге должна обеспечить безопасность его пребывания в магазине [14). 5.15 Минимальные площади помещений для оказания услуг покупателям для всех типов предприятий розничной торговли приведены в приложении Б (22]. 5.16 Возможность размещения и нормы площади помещений для реализации продуктов питания с потреблением на месте должны быть в установленном порядке согласованы с территориальными учреждениями Госсанэпидслужбы Российской Федерации. 5.17 Организация технологических процессов и рабочих мест должна соответствовать правилам по охране труда на предприятиях розничной торговли, утвержденных Роскомторгом [21]. 5.18 В непродовольственных магазинах торговой площадью 2500 м2 и более должны быть оборудованы общественные туалеты для покупателей [22]. 5.19 На предприятиях розничной торговли должны быть предусмотрены аварийные зыходы инструкции о действиях в аварийной ситуации, системы оповещения и средства защиты от пожара. 5.20 Консультации диетологов, косметологов и других специалистов должны проводить лица, имеющие специальную подготовку и право на данный вид деятельности. 5.21 Перечень требовании к оформлению вывески, витрин, рекламных материалов, выставочного оборудования и внешнего вида обслуживающего персонала магазинов различных типов приведен в таблице 2. Таблица 2 ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К ОФОРМЛЕНИЮ МАГАЗИНОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ
5.22 В специализированном магазине больше половины торговой площади должна занимать торговля товарами, соответствующими специализации магазина. 5.23 При наличии спроса ассортимент товаров, реализуемых в универмаге, по согласованию в установленном порадке, в том числе с территориальными учреждениями Госсанэпидслужбы Российской Федерации, может быть дополнен ассортиментом продовольственных товаров, а в универмаге «Детский мир»—ассортиментом товаров детского питания. 5.24 Магазины «Товары повседневного спроса» и «Промтовары» расположены, главным образом, в сельской местности. 5.25 Рекомендуемый перечень услуг, оказываемых покупателям в магазинах различных видов и типов, кроме услуги реализации товаров, приведен в приложении В. ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) ШИРИНА ПРОХОДОВ В ТОРГОВЫХ ЗАЛАХ МАГАЗИНОВ Таблица А. 1 ШИРИНА ПРОХОДОВ МЕЖДУ ОБОРУДОВАНИЕМ В ТОРГОВЫХ ЗАЛАХ МАГАЗИНОВ (СТРОЯЩИХСЯ И РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|