Глава 2. Исследование имплицитных сценариев развития города в представлениях томичей
ВВЕДЕНИЕ
В процессе изменения политической ситуации в обществе происходит его демократизация,[1] введение всеобщего избирательного права и формирование институтов гражданского общества. Появляются партии и независимые СМИ. В этих условиях создается ситуация зависимости объединений граждан от государства, но и последнее попадает в зависимость от общества. Теперь при разработке какого-либо решения органы управления должны ориентироваться на рядовых граждан, добиваться их поддержки и одобрения. Это приводит к переходу от централизованного управления к управлению на местном уровне. Роль местного самоуправления существенно возрастает и в ходе экономических реформ. Появляется необходимость дифференцированного подхода к управлению социальной сферой отдельных территорий. И в 1993 году это развивающееся направление получает законодательное подкрепление, согласно которому все 89 субъектов федерации приобретают права и полномочия в реализации собственной социально экономической политики[2]. По данным мониторинга общественного мнения политические установки с 1991 по 2002 год претерпели существенные изменения[3]. Эти изменения заключаются в постепенном переходе от идеологизированного мышления, в параметрах красные-белые, коммунисты-демократы, в сторону реальной оценки профессионально-личностных качеств тех или иных претендентов на замещение вакантных мест (что избирающийся политик может дать мне, моей семье, моим родным и т.д.). Помимо появившейся потребности в выработке новых практических методов и технологий общения,[4] появляется необходимость в исследовании социума, его установок, приоритетов, стереотипов, которые помогали бы эффективно влиять и выживать в социально значимых ситуациях. И как говорит руководитель управления и информации по общественным связям Законодательного собрания Краснодарского края Наталья Игнатьева: - “Если есть явление, значит должны быть специалисты, способные им управлять”.[5] Появляется такая специальность как ПР. В силу особенностей нашего социально-экономического развития ПР-специалисты могут участвовать в управлении, что позволяет им воздействовать на людей ни только внутри производства, но и участвовать в социальном управлении и влиять на общество в целом.[6]
Изучение преобразования личности в потоке политической и социокультурной реальности является наиболее актуальным вопросом в развитии теории и практики ПР.[7] Изменяются взаимоотношения между людьми, социокультурные и политические ритмы, меняется направление развития общества, а вместе с этим и индивидуальные векторы времени. Политическое и социокультурное время являются очень мощными потоками, которые существенно влияют на течение жизни человека, становясь источником его динамизма. В логике ускоряющихся социокультурных изменений происходит осознание социокультурного времени. Это приводит нас к таким понятиям как течение, прохождение, нехватка времени т.д.. Постепенно оно превращается в независимую переменную и выступает как определяющий фактор жизни. Как известно, условием успешной работы политиков и их команд в социальной сфере является однонаправленность социокультурного и политического времен, провоцирующее явление “резонанса”, который способствует взаимопониманию между властью и представителями электората. [8] За счет этого создаются условия, облегчающие управленческий процесс, с одной стороны, и поддержку инициатив и реформ, с другой. В процессе динамических преобразований происходит “драматический разрыв” между высоким уровнем осознания социокультурного времени и низким осознанием политического, что погружает общество в хаос неосознанных решений. Эти расхождения в сознании общества затрудняют отслеживание возникновений новых когнитивно-аффективных динамических тенденций, поведенческий эффект которых как правило отсрочен. В такой ситуации прогнозировать становится достаточно проблемно и, как правило, малоэффективно[9]. Общество отдаляется от руководящих органов. Таким образом, сама власть, в конечном итоге, теряет свой внутренний смысл, что чревато социальными потрясениями.
Актуальность дипломной работы состоит в том, что с переходом от централизованного управления к управлению на местном уровне возникает реальная потребность привлечения граждан к решению общественно-значимых проблем, но это возможно при условии сплоченности общества, объединенного одной общей идеей, готового отдавать свою энергию и силы на благо города. Поэтому первоочередной задачей местного самоуправления становится создание оптимальной (комфортной среды обитания) социокультурной среды. Состояние разработанности проблемы. Переход из одной социальной системы в другую вызвал массу проблем и противоречий, в том числе и в социальном управлении. Разработкой теории и практики по социальному управлению активно занимаются М.А. Шишкина, Н.П. Пищулин, С.Н. Пищулин, А.А Бетуганов. Но они не выделяют время в отдельную категорию, что на наш взгляд лишает методики управления дополнительных возможностей. Что же касается социокультурного времени, то оно согласно тезису к.п.н. Н.Б. Кучеренко является интегральной характеристикой развивающегося общества, в том числе и территориального. Автор указывает, что за годы реформ в структурах власти так и не сложилось понимание необходимости постоянного анализа общественных процессов, установок, динамики потребностей и временной направленности общества. Между тем внимательное отслеживание социокультурных изменений позволит специалистом, не только хорошо ориентироваться в сложившейся ситуации, но и заниматься разработкой долгосрочных проектов. Исходя из предпосылок М.А. Шишкина, Н.П. Пищулин, С.Н. Пищулин, А.А Бетуганов, а так же Н.Б. Кучеренко попытка объединить теорию социокультурного времени и методы социального управления откроет перед ПР-специалистами местного самоуправления коммуникативные возможности и перспективы детального построения моделей будущего.
Цель дипломной работы состоит в исследовании особенностей имплицитных сценариев развития городской жизни как формы социокультурного времени, выявлении механизмов интенсификации социокультурного времени с помощью ПР-инструментария на примере деятельности службы по связям с общественностью департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска. Объектом дипломной работы является социокультурное время как один из параметров социальной жизни и социальной активности территориального сообщества. Предметом является ПР как механизм интенсификации этого времени. Наше дипломное исследование построено на предположении о том, что простраивание в обыденном сознании четкой системы связей между событиями, формируемыми ПР-структурами органов местного самоуправления, выступает механизмом интенсификации социокультурного времени местного территориального сообщества. Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи: 1. Произвести теоретический анализ, систематизацию и обобщение данных информационного сопровождения местного самоуправления и роли социокультурного времени в организации жизни территории. 2. Исследовать особенности социальных представлений томичей об изменениях в жизни города, перспективах его развития, роль деятельности Администрации г. Томска и департамента архитектуры и градостроительства. 3. Провести анализ документов, касающихся информационной деятельности департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска, выявить ключевые события прошлого, настоящего и будущего, структурирующие стратегический и тактический планы информационной деятельности. 4. Провести исследование имплицитных сценариев развития города в представлениях томичей.
5. Провести сравнительный анализ полученных данных 6. Описать механизм интенсификации социокультурного времени Теоретико-методологическими предпосылками дипломного исследования выступают положения о способах активизации населения на решение общественно значимых проблем В.А. Моисеева; теория системной организации субъективного времени (Н.Б. Кучеренко); причинно-целевая концепция психологического времени личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник); Способы решения основных задач: - личное интервью; - метод лингвистической интроспекции В.А.Московича; - методика каузометрического опроса, модифицированная в рамках теории системной организации субъективного времени Н.Б. Кучеренко. Дипломная работа разрабатывалась в рамках научно-практического сотрудничества с департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска. Материалы исследования были предоставлены сотрудниками Департамента архитектуры и градостроительства. Исследование осуществлялось в два этапа. На первом этапе (август - сентябрь 2003г.) выборка исследования составила 112 респондентов, формировалась как репрезентативная структуре взрослого населения города Томска. Выборочный метод – неслучайная квотная выборка. Квотирование производилось по полу, возрасту и социальному положению. На втором этапе (март – апрель 2005г.) исследования выборка так же носила репрезентативный характер и составила 82 респондента. Градация производилась по полу и возрасту. Научная новизна и теоретическая значимость результатов дипломного исследования состоят в том, что впервые ПР как система целенаправленных коммуникаций рассматривается в качестве механизма интенсификации социокультурного времени целевой аудитории. Кроме того, теоретическая значимость определяется тем, что в работе дается научное обоснование использованию в рамках ПР деятельности местного самоуправления такого механизма интенсификации социокультурного времени как формирование системы межсобытийных связей. Практическая значимость заключается в разработке схемы исследования организации социокультурного времени местного сообщества. Кроме того, выявлена иерархия имплицитных сценариев развития городской жизни, которая может выступить ориентиром для разработки и воплощения в жизнь ПР-кампаний департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВРЕМЕНИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПР-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. ПР в системе местного самоуправления
Местное самоуправление представляет собой неотъемлемую часть гражданского общества[10] и является важнейшей формой народовластия, непосредственно выражающей волю народа и составляющей одну из основ конституционного строя демократического государства. Это предполагает участие граждан в формировании местного самоуправления, ведение активной деятельности в социальной организации города. Но, Владимир Мокрый указывает, что этому препятствует отсутствие у населения традиций самостоятельного и ответственного подхода к решению задач местного значения. Согласно проведенному крупномасштабному социологическому исследованию компанией АйТи и исследовательской группой ЦИРКОН (2004 г.),[11] в последние годы в России происходит активное развитие и становление системы местного самоуправления. Оно показало, что на сегодняшний день заданы лишь общие рамки. Демократическое общество, опираясь на принципы самоуправления в корне отличается от централизованного. Община города берет на себя выполнение части общественных функций.[12] Местное самоуправление не является институтом общественной власти. Избранные представители – члены местного совета отстаивают интересы своих избирателей. Этому требованию должны соответствовать и служащие местного самоуправления. Комаровский В.С., развивая это направление, говорит, что формирование и устойчивое развитие демократического общества необходимо, чтобы ответственные структуры, и каждый гражданин могли оперативно получать достоверную и объективную информацию по всем интересующим его вопросам жизнедеятельности системы «общество - власть» и свободно обмениваться информацией. В этих условиях трудно переоценить значимость работы ПР-служб в органах государственного и муниципального управления.[13] ПР-службы призваны обеспечивать регулярное предоставление информации о результатах деятельности органов власти, планах и принимаемых решениях, а также реализовывать воспитательно-информационную функцию, направленную на просвещение общественности в сфере ответственности этих органов. Говоря о науке управления, Крючков Ю.А. отмечает, что в последнее время решение общих социальных проблем затруднено в связи с теоретико-методологической разобщенностью, а также недооценкой социологических, политических и естественнонаучных достижений.[14] Это является серьезным тормозом на пути развития и усовершенствования теории, методологии и практики управления. Объектом науки управления являются самоорганизующиеся и регулируемые процессы, происходящие в социальном динамически развивающемся обществе. Это взаимодействия людей по поводу организации совместной деятельности, выстраивания темпа и структуры жизни, развития и усовершенствования себя как субъектов общественных мнений. Социальная система обладает способностью не только к саморегулированию, но и преобразованию внешней среды в интересах своего самоподдержания и жизнеобеспечения. Этот аспект функционирования системы является объектом исследования теории управления. Предметом науки социального управления являются как общие, так и частные закономерности, проявляющиеся в сложных динамических системах.[15] Выявление и определение закономерностей взаимодействия социальных систем, условия становления управленческих отношений является непростой задачей. Но, как и всякая проблема, она должна иметь пути решения и решаться. На сегодняшний день специалистами в этой области уже обоснованы и сформулированы такие объективные закономерности как многообразие и альтернативность развития сложных систем, различия между субъектом и объектом управления, существенная роль целого по отношению к части. Под группой частных законов понимаются связи и отношения, объясняющие процессы самоорганизации и регулирования в экономической, политической, духовной, социально-экономической и других общественных подсистемах. Предметом общей системы управления выступает такой важный элемент как самоуправление. Самоуправление свойственно таким социальным системам как индивид, группа, сообщество, общественное объединение или территориально-административная единица. Оно выступает как способ регулирования и задавания определенных поведенческих рамок для деятельности отдельного человека, группы и как основной принцип функционирования гражданского общества в целом. Со слов В.Э. Гордина, суть завершающей формироваться новой региональной политики,[16] заключается в том, чтобы каждая территория жила и развивалась за счет собственных средств, а управление происходило на основе научной информации. Для получения максимального эффекта управление должно основываться на типологическом учете особенностей индивидов и социальных групп: ценностные ориентации, половозрастные группы, уровень образования, религиозная принадлежность и т.д. Если не учитывать эти конкретные особенности, то управление будет сводиться к общим призывам. Но здесь возникает проблема неподготовленности всей системы к качественному воздействию на аудиторию. Как отмечает ряд авторов теории социального управления,[17] утверждению и развитию самоуправления в нашей стране может способствовать, во-первых, создание правовых, финансовых и социально-психологических условий для образования и эффективного функционирования органов местного самоуправления, начиная с микрорайона, улицы, дома. Органам власти желательно в короткие сроки уточнить территорию взаимодействия, разработать устав, общие принципы управления и взаимодействия их с населением. Во-вторых, реальное самоуправление может быть, возможно, только при условии подготовленного персонала. Многие работники местного самоуправления комплектуются из служащих, не имеющих управленческого образования. Решение этой проблемы состоит в проведении курсов интенсивной подготовки руководителей местных органов управления, общественного самоуправления, всестороннего изучения и обобщения их опыта, стиля и методов работы, а также привлечение в местное управление ПР специалистов непосредственно занимающихся организационной и управленческой деятельностью. В.А.Моисеев считает,[18] что налаживание коммуникативных связей, как в муниципальном, так и в местном управлении крайне важно. Состояние дел в каждом отдельном районе напрямую зависит от степени компетентности и взаимодействия сотрудника с населением, отвечающим за данную территорию. Изучая законы и принципы самоорганизации и управления В.Н. Ковалев говорит о том, что ПР-специалисты в системе местного самоуправления могут сознательно создавать условия для плодотворного развития той ли иной программы, принимать оптимальные решения, своевременно и эффективно их реализовывать[19]. Анализ общественного мнения, определение объективных тенденций функционирования и развития социальных систем позволит делать прогнозы и реально оценивать ситуацию. По мнению И.А. Василенко[20], решение проблемы сплоченности населения заключается в усилении центростремительных сил, уходе от крайностей т.к. в народных массах наряду с их возрастающей аполитичностью, усиливается инстинкт самосохранения и самовыживания. Необходимо выделить общественную детерминанту целей и задач местного управления. Когда выдвинутая идея отвечает потребностям значительной части общества, она стимулирует самоорганизацию социума, тем самым, ускоряя ход реформ и повышая эффективность проводимых мероприятий. Василенко, опираясь на анализ Смутного времени В.О. Ключевского, обращает внимание на то, что российское государство возрождается и крепнет только тогда, когда тяжкие бедствия заставляют разрозненные политические силы забыть о своих предрассудках и обратиться к неизменным истинам. А. Шебуняев в своих трудах упоминает, что еще в начале 20 века как гениальную догадку высказал П.И. Новгородцев, а потом доказал М.Вебер, что демократия, как и всякая другая форма правления сильна только тогда, когда над ней стоит справедливость, когда народ помнит, что в мире есть Высшая Воля, будущность религии, перед которой народная воля должна преклониться.[21] По его мнению, в современной России будущее демократии зависит от будущности православия. Автор считает, что нам предстоит заново открыть корни наших общественных институтов, принципов и норм. Православие, как и любая другая мировая религия, обладает высоким политическим потенциалом. А православные архетипы и коды российской политической культуры при условии использования их в политической практики способны сформировать мощные политические мотивации в российском обществе. А. Шебуняев утверждает, что восстановление культурных ценностей православной нормативно-ценностной системы приоритетов в политики раскроет преимущество этой модели перед западным “эталоном” и это должно стать главной задачей политической элиты, которая по настоящему заботится о возрождении страны. Соборное сознание, проникнутое этикой взаимопомощи способно сформировать у личности яркое осознание своей социокультурной идентичности, своей неразделенной принадлежностью к обществу.[22] Это объясняется тем, что сознание русского человека обращено к миру. Русский человек видит удовлетворение своих потребностей и приобретение гармонии для себя через стремление всего общества к идеалу, связанного единой целью. Это должно выразиться вовлеченностью каждого индивида в решение общественно-значимых проблем. А.Я. Гуревич отмечает,[23] что именно национальная идея как символ собирания и восстановления народной силы дает русскому народу осознание общей связи, вне которой нет будущего, как для нации, так и для общества в целом. Но, включенность граждан в общественную деятельность затрудняется не только разрозненностью между собой, но и по причине недоверия органам власти. Оно в свою очередь порождается не только недостаточно эффективной работой муниципальных советов, но и в постоянных нарушениях обязательств территориальных органов перед населением. Для возращения доверия ПР-деятельность органов местного самоуправления должна быть продолжением реальных дел местных властей, осуществляться на основе уважения к правде и представлять собой двухстороннюю симметричную модель связей с общественностью с последующим переходом к партнерской модели ПР[24]. Под двухсторонней моделью подразумевается, с одной стороны коммуникационный канал – орган управления, с другой – общественность. В такой ситуации общение происходит на равных. Е.Б. Поканинова, основываясь на примере республики Калмыкия говорит,[25] что при помощи ПР-средств необходимо формировать механизм взаимодействия с гражданами, который будет способствовать демократизации и укреплению начал гражданского общества. По ее словам, решающее значение имеет выбранная стратегия, где главным критерием является - поддержание доверия жителей. В качестве носителей авторитетного мнения должны выступать не политические партии, а организации инвалидов, ветеранов, многодетных матерей и др. Успех же деятельности специалистов по связям с общественностью зависит, прежде всего, от того, насколько точно осознаны закономерности ПР в сфере управления, а также от полноты воспроизводства “идеальной модели” ПР в организационной структуре. Для формирования эффективного механизма взаимодействия В.А. Моисеев выделяет следующие задачи[26]: § установление, поддержание и расширение контактов с населением и организациями; § регулярное информирование граждан о принимаемых решениях; § регулярное изучение общественного мнения желательно в текущем режиме (социально-политический мониторинг); § анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом; § прогнозирование общественно-политических процессов; § обеспечение организации аналитическими разработками; § формирование благоприятного имиджа организации. Местное сообщество обладает собственной социальной сферой,[27] обеспечивающей данный социум реальными и потенциальными возможностями развития и реализации себя, формирует у местного населения необходимые социальные знания, навыки и качества. Но как любой развивающийся механизм общество должно, на что-то опираться и ориентироваться в своем развитии. Согласно А.Д. Кривоносову в нашей стране ПР властных структур не развит на должном уровне. По оценкам ПР-фирм доля государственных заказов составляет всего 3-5%[28] (не считая выборных кампаний). Такой низкий процент обращений, в первую очередь А.Д. Кривоносов связывает, во-первых, с тем, что при планировании бюджета страны не учитываются ресурсы на «информационную поддержку», во-вторых, неготовностью специализированных ПР-агентств переориентироваться и проводить информационные кампании по пропаганде принимаемых решений в политической сфере. Учитывая, что с переходом к демократическому государству изменился и сам подход к местному сообществу, О.А. Бударина отмечает появившуюся потребность в выработке новых методов управления, способов активизации населения на решение общественно-значимых проблем[29]. По ее мнению, главной целью управляющих органов теперь является не власть, а управление - регулирование упорядочение социальных, экономических и прочих взаимоотношений людей. К основным функциональным задачам ПР в системе местного управления Бударина относит: - участие в демократизации государственного управления; - обеспечение гласности, открытости в работе администрации; -обеспечение связей с гражданами и их объединениями; -содействие сотрудничеству с гражданами и их объединениями в разработке и реализации программ и решений; -содействие реализации законодательства; -содействие становлению институтов гражданского общества. Стратегия коммуникации общества и органа управления основывается на принципиально новом понятии - взаимодействие. [30] Такая модель является переходной, что делает ее более значимой для сегодняшней ситуации в России и на местах. Решение социальных проблем, создание оптимальной социальной и социокультурной среды, влияние на социальную реальность всем этим могут заниматься социальные технологии. Моровой опыт свидетельствует,[31] что с помощью социальных технологий можно своевременно решать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы и рисковые ситуации, а также принимать оптимальные управленческие решения. Сущность социальных технологий, как отмечает Крючков в своей работе «Методология и методы социального проектирования» может быть понята как новейшая система методов выявления скрытого потенциала социальной системы и получение оптимального результата при минимальных управленческих издержках.[32] Возможности использования социальных технологий в различных сферах общественной жизни, в том числе и в управлении социальной сферой безграничны. Как отмечает ряд исследователей, налаживание коммуникативных связей средствами ПР является достаточно важной задачей в системе местного управления. Постоянное информирование о состоянии дел в тех отраслях, которыми занимается тот или иной сотрудник является залогом эффективности управления.[33] Для того чтобы эффективно управлять общественными процессами, необходимо располагать объективными сведениями о состоянии общества. Для этого необходимо проводить социологические исследования, массовые и выборочные опросы, создать мониторинговую базу данных. ПР-мониторинг в системе управления характеризуется как регулярное, систематическое наблюдение за состоянием общественных настроений и ожиданий, социальных процессов и явлений, с целью их оценки, прогноза, корректирования с помощью обратной связи. Подобное определение, считает Ленуар, помогает выявить наиболее существенные ожидания общественных масс и установить вероятность свершения того или иного факта, события, конфликта с большей вероятностью, чем, основываясь на ситуативно главенствующем в массовом сознании. [34] Со слов И.Г. Ясавеева, возможности ПР могут быть использованы в целях конструировании социальных проблем.[35] Это поможет целенаправленно вести информационную деятельность в различного рода ситуациях. Проблемы не существуют, если о них не говорят. В российском обществе политическое внимание, а вслед за ним и внимание СМИ в основном обращено к проблемам терроризма, преступности, употребления наркотиков. Эти проблемы стали общественно значимыми для всей страны, теперь само общество, каждый человек заинтересован в их разрешении. Ясавеев сообщает, что и на местном уровне существуют свои сложные задачи, которые требуют решения. Местное самоуправление не в состоянии решить их без поддержки населения (один в поле не воин). Поэтому власть посредством использования ПР методов должна акцентировать внимание на конкретной проблеме и сделать ее общественно значимой. Боязнь же привлечь внимание общественности к спорным вопросам и недооценка необходимости учиться жить и работать в новом социокультурном режиме рыночных отношений, при котором значительно расширяются сферы влияния общественного мнения и деятельности коммерческих и общественных структур приводит к еще более усугубляющейся ситуации. Но в нашей стране заставить общество быть социально активным является не простой задачей. По данным, приведенным М.Н. Матюшиным, чуть больше 20% россиян готовы защищать свои права и больше 60%[36] считают, что на нашу власть никак нельзя повлиять. В качестве доказательства выступает отказ населения участвовать в выборах. Повышение же социальной активности кроется в обеспечении позитивных тенденций развития экономики и духовной сферы.[37] В данном свете становится явным, что традиционные общественные институты не способствуют социальной активности населения. Профессиональные сообщества по социальной коммуникации и социальному управлению как раз могут стать такими социальными институтами. Лихтенштейн Б.М., Новгородова М.В. предлагают создание общественной сети города.[38] Авторы считают, что такой подход создаст основу для развития местных информационных ресурсов, через систему поддержки частных лиц в создании своих собственных информационных и коммуникационных служб и управлении ими. Такой подход бесспорно должен способствовать налаживанию связей между властью и населением, активизировать общение граждан и подвигнуть их на решение частных и общественных интересов и инициатив. Со слов Джорджа Сороса, приверженца этой идеи,[39] в России люди устали от накопившихся проблем. Они осознают необходимость творить разумное и делать доброе, вечное, но либо не верят, что в их силах что-либо изменить, либо ждут, пака их позовут сажать деревья, ремонтировать скамейки и т.д. Механизмом повышения социальной активности может служить: - благотворительность и волонтерство, связанное с ответственностью и возникновением вокруг него инфраструктуры; - использование государственными ПР-структурами социального проектирования и прогнозирования; - выстраивание структуры сотрудничества и партнерства, участие представителей различных элит региона; - проведение общественных компаний, когда фирма социальной активности завоевывает все большую популярность; - использование технологий социального конструирования местных сообществ, способствующие гармонизации социальных отношений, снятию социальных перенапряжений; - регулирование многих частных задач конкретными технологиями, например паблик-рилейшенз, подбор, расстановка и воспитание муниципальных служащих, формирование их имиджа, конструирование управленческой команды; - так же используется широкий набор частных способов и методов оптимального использования социально-психологического ресурса. Вот некоторые из них: - обеспечение, гарантирование социальных перспектив; - содействие ритмичности жизнедеятельности местного сообщества, интенсификация социокультурного времени; - согласование личных и групповых интересов жителей; - повышение авторитета местной администрации; - повышение уровня социальной информированности населения. Подводя итог первого параграфа, хочется опереться на теорию А.Н. Чумикова и сказать, что система местного самоуправления находится на стадии своего развития и усовершенствования.[40] Ей еще предстоит сформировать в своей структуре четкий механизм повседневной деятельности специалистов ПР, когда получая полную информацию об общественном мнении и используя ее в качестве органически встроенной части как в процесс принятия важного решения на местном уровне, так и в механизм деятельности местного управления в целом. 1.2. Интенсификация социокультурного времени как одна из задач органов местного самоуправления
Понятие социокультурного времени зародилось на ранних стадиях человеческой истории, в период формирования особой пространственной среды. Д.И. Аксеновский упоминает,[41] что уже тогда формируются пространственные сферы значимые для человека. Территория непосредственного обитания (поселок, жилье), зоны вокруг нее, со своими хозяйственными циклами. Эти зоны образуются в зависимости от циклов восстановления лесных растений и животных в той экосистеме, в которую включено племя. Племя, подчиняющееся определенным традициям, живущее в определенном ритме, свойственном только данному сообществу, и несущее этот ритм во все сферы своей жизнедеятельности. В свою очередь социальное время является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано по отношению к нему время природных процессов. На ранних стадиях общественного развития социальные процессы были замедлены. Родоплеменные общества на протяжении многих столетий воспроизводили существующие социальные отношения. Их опорой был ориентир на прошлое как воспоминание о золотом веке. Как отмечает Ахундов М.Д., ребенок с рождения находится под воздействием циркадных ритмов, временных особенностей, вырабатываемых рефлексов (вырабатывается в процессе жизни). [42] Исследователь в этой области говорит о том, что с самого раннего детства индивид начинает формировать и подчиняться пространственно-временным моделям, но ребенок оценивает время в соответствии с пространственной, а не временной последовательностью. [43] В современном мире общество ориентированно на будущее, что требует дополнительных как интеллектуальных, так и физических затрат. В свою очередь это должно вызывать определенные усилия со стороны власти для направления и наиболее рационального использования человеческих возможностей в пользу государства. Согласно высказыванию А.С. Макарова в статье «Инициация социальной активности томичей: стратегическая идея «Томск – Большой город», [44] крупная управленческая структура страны, как показывает опыт, не может проникнуться проблемами и потребностями каждого города. Поэтому он должен, прежде всего, рассчитывать на свои силы, создавать свою систему управления, используя свои возможности и ресурсы в полную силу с максимальным эффектом. И.Г. Яковенко в своих трудах рассуждает о том, что город, как и на ранних стадиях развития, племенной поселок является замкнутой, самостоятельной, самоорганизующейся системой, со своими правилами, традициями, мироощущением, рождением новых смыслов. [45] И как всякая самодостаточная система он должен развиваться. Обращаясь к природе города можно отметить, что он является генератором социокультурного разнообразия, а с физической точки зрения это замкнутая система порождает динамическое равновесие. Город постоянно создает проблемы, и сам же их решает, причем, решив одну, тут же создает новую. Это способствует непрерывному повышению организации и потенции города как социокультурного организма. Со слов И.А. Василенко общество постоянно находится в процессе своего развития и совершенствования.[46] Учитывая динамику города и то, что мы живем в век технологического прогресса, когда социальные процессы в обществе ускоряют свой ритм, простому человеку трудно успевать за качественными изменениями, протекающими в жизни города особенно в период политических выборов. Это порождает в обществе хаос, обостряет агрессию и приводит человека в состояние апатии. В такие моменты общество неизменно обращается к забытым социокультурным традициям, в которых видит опору и поддержку для себя. Почему же социокультурная система в моменты кризиса постоянно возвращается к старым состояниям, а не принимает новые формы и не ищет новые пути решения проблемы? Ответ на этот вопрос дает П.Сорокин.[47] Опираясь на идеи А. Голденвейзера и Р. Торнвальда, он считает, что здесь имеет место принцип предела. Хотя процесс совершенствования социокультурной системы проходит бесконечное число состояний, когнитивные возможности человека ограничивают дискретное восприятие процессов, запоминание устойчивых этапов и количество возможных фаз изменений, что приводит к повтору одних и тех же состояний. В таком случае, почему же внутри общества все-таки возникают нестабильные ситуации с позиции социума? Н.Б. Кучеренко считает, что это происходит в результате несовпадения политического и социокультурного времени.[48] Она рассматривает социокультурное время как: - «…не только его соотношение с физическим временем, но и совокупную временную ориентацию и установки людей, проживающих на конкретной территории на прошлое, настоящее и будущее, содержание временной перспективы». Важной особенностью социокультурного времени выступает его форма или вид – циклическое или линейное на это указывает совм<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|