Расчёт погрешностей измерений
Московский государственный университет Путей сообщения РФ (МИИТ) Кафедра «Физика-2» Институт, группа__ ИСУТЭ, АЭЛ-141 К работе допущен____________________ (Дата, подпись преподавателя) Студент Касимова Р.Г _________ Работа выполнена___________________ (ФИО студента) (Дата, подпись преподавателя) Преподаватель _ __ Отчёт принят _______________________ (Дата, подпись преподавателя) ОТЧЁТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №74____________
Определение электроемкости конденсатора. (Название лабораторной работы)
1. Цель работы: Определение электроемкостей отдельных конденсаторов и двух батарей из последовательно и параллельно соединенных конденсаторов.
2. Принципиальная схема установки (или её главных узлов):
Схема установки исследуемого конденсатора.
Сх - исследуемый конденсатор ВУП - источник тока, U - вольтметр, mA - микроамперметр, . 3. Основные теоретические положения к данной работе (основополагающие утверждения: формулы, схематические рисунки): Проводник, удаленный от окружающих предметов, способен принимать на себя электрический заряд. Потенциал j проводникасвязан с величиной накопленного им заряда Q соотношением: Q=C •j. Коэффициент пропорциональности, численно равный величине заряда, полученного проводником при повышении потенциала на единицу, называют электроемкостью или емкостью проводника: C= . Если проводник не уединенный, вводят понятие взаимной емкости проводников. Емкость конденсатора определяется с помощью соотношения: C= , где q — абсолютная величина заряда на одной из обкладок конденсатора; U — разность потенциалов его обкладок. Емкость конденсатора зависит от размеров и формы его обкладок, их взаимного расположения, а также от свойств среды, заполняющей пространство между обкладками конденсатора.
В данной работе разность потенциалов обкладок конденсатора измеряют вольтметром, а величину заряда q можно измерить при периодической зарядке и разрядке конденсатора микроамперметром, у которого подвижная система обладает периодом колебаний, много большим времени разряда конденсатора. Такой микроамперметр, вследствие значительной инерции подвижной системы не будет регистрировать мгновенные значения тока, а покажет некоторое, не меняющееся со временем среднее значение силы тока < I >. Пользуясь этим значением можно найти заряд и вычислить емкость конденсатора. Действительно, так как
то в общем случае где I (t) - мгновенное значение тока разряда. Для микроамперметра с периодом колебаний, много большим времени разрядки конденсатора, можно написать, что протекший через него при разрядке конденсатора заряд определяется соотношением где T - время одного разряда конденсатора. Если за некоторое время t произошло N разрядов, то прошедшее через микроамперметр количество электричества определяется равенством
Q=q· N=< I >·t
но . Следовательно, или где f -число разрядов в секунду. 4. Таблицы и графики [1].
Таблица 1. Исходные данные для выполнения работы.
Ход работы
1.Согласно указаниям на стенде и рис.1 собрать схему с первым неизвестным конденсатором (C ). ВНИМАНИЕ. В концесборки обязательно проверить, чтобы провода от конденсатора (батареи конденсаторов в целом) соединялись с клеммами 3 и 6 на стенде. 2.С помощью потенциометра ВУПа установить на конденсаторе разность потенциалов U и измерить ее вольтметром. С целью уменьшения погрешности измерений значение напряжения надо выбирать таким, чтобы стрелка вольтметра отклонялась более чем на 2/3 его шкалы. 3.С помощью микроамперметра измерить среднее значение силы тока < I >. 4.Уменьшить напряжение до нуля. 5.Повторить п. 2, 3, 4 десять раз, каждый раз заново устанавливая на вольтметре напряжение U , и записатьполученные значения силы тока в таблицу. 6.Руководствуясь требованиями п.2, установить на конденсаторе разность потенциалов U отличную от U , но значение которой тоже лежит в последней трети шкалы вольтметра. 7.Выполнить операции аналогичные п.3, 4, 5. Записать 10 полученных результатов в таблицу. 8.Вместо конденсатора C включить в схему конденсатор C и выполнить операции, описанные в п.2, 3, 4, 5, 6, 7 при тех же значениях напряжений и занести измеренные величины силы тока в таблицу. 9.Вместо C включить в схему батарею из последовательно соединенных конденсаторов C и C (т.е. C’); выполнить операции, описанные в п.2, 3, 4, 5, 6, 7, при тех же значениях напряжений U и U и занести измеренные величины силы тока в таблицу. 10.Вместо батареи из последовательно соединенных конденсаторов включить батарею из параллельно соединенных конденсаторов (C” ).Выполнить операции, описанные п. 2, 3, 4, 5, 6, 7, при тех же значениях U , U и занести величины силы тока в таблицу. 10.По данным, полученным в результате измерений, определить емкость конденсаторов C , C 2, C’, C”.
(3)
11.С помощью формул (3) рассчитать значения C” и C’ и занести их в таблицу. 12.Оценить абсолютную погрешность косвенных измерений емкости и сделать окончательную запись результата в виде
Расчёт погрешностей измерений (указать метод расчёта погрешностей).
U1: 43 / (110*50) = 0,0078 Ф,
72,4 / (110*50) = 0,0132 Ф, 27,4 / (110*50) = 0,005 Ф, 115,7 / (110*50) = 0,0209 Ф, U2: 54,1 / (110*50) = 0,0077 Ф, 90,4 / (110*50) = 0,0129 Ф, 33,8 / (110*50) = 0,0048 Ф, 44,5 / (110*50) = 0,0206 Ф, U1: 0,0078 + 0,0132 = 0,0049 Ф, = (0,0078 * 0,0132) / ( 0,0078 + 0,0132) = 0,0049 Ф,
U2: 0,0077 + 0,0129 = 0,0206Ф, = (0,0077 * 0,0129) / ( 0,0077 + 0,0129) = 0,0048 Ф,
6. Окончательные результаты: U1: = 0,0078 Ф 4 % = 0,0132 Ф 4 %
U2: = 0,0077 Ф 4 % = 0,0129 Ф 4 %
Подпись студента:
Лист – вкладыш
5. Расчёт погрешностей измерений (продолжение):
Расчет погрешности методом Стьюдента:
U1: S1 = √∑(I – Iср)/N(N-1) = √1/(10*9) = 0.11 S2 = √∑(I – Iср)/N(N-1) = √1.3/(10*9) = 0.12
U2: S1 = √∑(I – Iср)/N(N-1) = √0.9/(10*9) = 0.1 S2 = √∑(I – Iср)/N(N-1) = √1.6/(10*9) = 0.13
U1: 1 = a * S1= 0.95 * 0.11 = 0.1 А 2 = a * S2= 0.95 * 0.12 = 0.1 А
U2: 1 = a * S1 = 0.95 * 0.1 = 0.09 А 2 = a * S2= 0.95 * 0.13 = 0.12 А
Расчет ошибки косвенных измерений:
= 1.5 + 1.5 + 1 = 4 % Дополнительная страница (для размещения таблиц, теоретического материала и дополнительных сведений). [1] Графики выполняются на миллиметровой бумаге или в компьютерном виде с использованием программ построения графиков. Необходимо соблюдать правила построения графиков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|