Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опыт работы А.С. Макаренко с беспризорными детьми.

     Макаренко создал два образцовых педагогических учреждения – колонию им. Горького и коммуну им. Ф.Э Дзержинского. Тысячи правонарушителей – беспризорных он не только поднял “со дна” и вернул к жизни, но и воспитал достойных граждан для общества.

     За эти годы у Макаренко сложилась целостная педагогическая концепция, являющаяся образцом творческого соединения теории и практики.

     Если схематично представить себе развитие колонии им. Горького, то оно есть не что иное, как осуществление колонистами под руководством Макаренко одной за другой простых жизненных задач, естественно, с необходимостью вытекающих из них нужд: в колонии мало продуктов – колонисты распахивают землю и заводят свинарню; в колонии начинается воровство: украли сало, конфеты и др. продукты – колонисты организуются на борьбу с воровством, в колонии появляется пьяный – это используется как повод для борьбы с самогоноварением в соседней деревне, вокруг колонии “пошаливают” бандиты, мешают нормальной связи колонии с городом, - колонисты выставляют охрану на дороге.

     Жизнь постепенно развивается, усложняется, выходит за рамки колонии: кулаки рубят государственный лес – колония принимает на себя его охрану, рядом с колонией пустуют и расхищаются бывшие имения, а в колонии мало земли, плохие спальни, нет классов – начинается “завоевание” этого имения для того, чтобы иметь лучший дом, пашни.

     Более зажиточная жизнь рождает новые запросы, новые желания и радости: появляется потребность в цветах, в музыке, в театрах, красивой одежде.

     Труднее было с учебой. Большинство колонистов когда-то уже учились в школе и, видимо, сохранили об этом времени весьма неприятные воспоминания. И все-таки к 1923 году воспитанники колонии и работали и учились, как правило, поступая по окончании школы на рабфак.

     В чем же секрет успеха?

     Макаренко поставил своих воспитанников в положение хозяев жизни в колонии, что рождало в них чувство ответственности, инициативу и творчество. Организованная деятельность и творчество приводили к достижению целей, в виде ощутимых жизненных результатов, а это увеличивало интерес к новой жизни, давало возможность почувствовать удовлетворение своей деятельностью. Успехи колонии вселяли в воспитанников уверенность в своих силах и возможностях, возбуждали новый порыв деятельности, для которого Антон Семенович поставлял все более интересные объекты и перспективы.

     Борьба за достижение общих целей требовала организации; организация и интерес порождали дисциплину, создавали новые чувства и отношения – чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма. На этой основе возникла настоящая принципиальная дружба, закладывались основы коллектива.

    Все это происходило не вдруг, не сразу, не легко, но оно приходило и, в результате постоянного систематического упражнения, развивалось, росло и крепло, а правильно взятая линия и творческая мысль А.С. открывали новые “находки” педагогики, новые пути развития коллектива и методы руководства им. Все более четкие формы принимало строение коллектива и самоуправления в нем.

     В 1925г. в колонии была создана комсомольская организация. Комсомольцы становятся активом коллектива горьковцев, направляют общественное мнение, возглавляют все полезные начинания хозяйственной и культурной жизни.

    Вся последующая жизнь в колонии им. Горького, как она показана в “Педагогической поэме”, есть организация, развитие и конкретизация основной педагогической линии – линии накопления у воспитанников лучших качеств человека, воспитание их как передовых людей в процессе их организованной деятельности.

     В дек. 1927г. чекистами была создана коммуна им. Дзержинского. Она предназначалась для беспризорных детей, подбираемых органами НКВД на улицах, в поездах и т.д. Организация педагогического процесса в коммуне была поручена А.С.Макаренко.Коммуна не переживала такого организационного периода становления и искания новых форм воспитательной работы. Ее путь – это реализация и совершенствование педагогической системы, сложившейся в колонии им. Горького.

     Центром этой системы была общеобразовательная средняя школа. Сеть технических, художественных кружков и курсов, работа клуба, театра, различные виды спорта, организованный быт и самоуправление воспитанников, а также два первоклассных, с технической точки зрения, завода – завода электроинструментов и завода фотоаппаратов “ФЭД” – все это, педагогически целесообразно организованное, создавало неограниченные возможности для всесторонней деятельности коммунаров.

      Организационно-материальный уровень жизни и условий воспитания в коммуне значительно вырос в сравнении с колонией им. Горького. Постройка здания, оборудование и прочие материальные ценности коммуны были созданы на средства, отчисленные от заработной платы работников НКВД. На эти средства предполагалось содержать воспитанников и педагогический персонал коммуны. Но в течение следующих семи лет коммуна уже на собственные средства содержала школу, включая оплату учителей и приобретение всех учебных пособий, клуб, библиотеку, кино.

     Все управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами через общее собрание и совет командиров отрядов.

    На место “перековки” вставала проблема воспитания всесторонне развитой личности, проблема разрешимая в системе педагогически целесообразной организации жизни детского коллектива.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

 

Оценка решения проблемы


Решение проблемы

 

Разработка технологии                                            Выбор технологии

        решения                                                                  решения          

 


Поиск решения


Диагностика проблемы

                                                

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

В г. Пущино Детский дом впервые был организован в 1989 г. по решению исполкома городского совета народных депутатов. В течение 5 лет он функционировал как семейный. В сентябре 1994 г. Детский дом был реорганизован из семейного в муниципальный и в настоящее время представляет собой новую форму жизни и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решающий фактор воспитания здесь – атмосфера семейного очага, скрепленная взаимным уважением и заботой взрослых и детей, общим ведением домашнего хозяйства, организацией общего быта, досуга, учебы и труда. Детский дом обладает самостоятельностью в выборе форм организации учебно-воспитательного процесса, жизни и быта детей в соответствии с их возрастными психофизиологическими особенностями, требованиями охраны здоровья, здорового образа жизни, защиты их прав и интересов.

--------------

Семейный детский дом Быховых расположен по адресу: г.Пущино, ФИАН, д.8, кв.1,2.

1. Халилова Индира Махмудовна – прибыла их дома ребенка г. Орехово-Зуево Моск. обл., родилась в г. Орехово-Зуево Моск. обл.

2. Асангажаева Айгюль Усынбековна – прибыла из дома ребенка г. Орехово-Зуево Моск. обл., родилась в г. Загорске Моск. обл.

3. Ипатко Иван Иванович – прибыл из дома ребенка г. Орехово- Зуево Моск. обл., родился в г. Павловский посад Моск. обл.

4. Хоанг Лиана Туановна – прибыла из дома ребенка г. Орехово-Зуево Моск. обл., родилась в городе Ивантеевка Моск. обл.

5. Дьяченко Евгений Стивенсович – прибыл из дома ребенка г. Орехово- Зуево Моск. обл., родился в г.Мытищи Моск. обл.

6. Владимиров Сергей Евгеньевич – прибыл из г. Ногинска, родился в г. Ногинске Моск. обл.

-----------------

Приемные родители Быховы находятся в постоянном контакте с отделом образования и органами опеки и попечительства г. Пущино. Они извещают отдел образования и ОоиП о возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования детей, обращаются за финансовой помощью и т.д. Органы опеки и попечительства в свою очередь осуществляют контроль за выполнением приемными родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей (проводят обследование жилищно-бытовых условий). ООиП регулярно предоставляют денежные средства на питание детей, приобретение одежды, обуви и т.п.; выплачивают материальную помощь на организацию отдыха детей; производят оплату труда приемным родителям; предоставляют приемной семье льготы (бесплатный проезд на внутригородском и пригородном транспорте; бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений).

Помимо приемных детей в семье Быховых есть еще 3 родных ребенка.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

     Девиации включают в себя девиантное, деликвентное и криминальное поведение.

     Девиантное поведение связано с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Т. е. этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

     Деликвентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

     Выделяют следующие типы деликвентного поведения:

- агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные в основном против личности человека;

- корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и др. имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;

- распространение и продажа наркотиков.

     Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела. 

С


[1] Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России. Москва. 1993.

[2] Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. Советская энциклопедия. Москва. 1973. – с.543.

[3] Педагогическая энциклопедия. Москва. 1964. Т.1. с.230.

[4] Дашкевич П.М. Гражданский обычай приймачества у крестьян Киевской губернии // Юридический вестник. 1887. №6.

[5] Фирсов М.В. История социальной работы в России.// Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит.изд.. центр ВЛАДОС. 1999. с.99.

[6] В.П.Мельников, Е.И.Холостова. // История социальной работы в России. // Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. с. 61-62.

[7] Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961). Москва. 1998. – с. 37.

[8] О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. – М.1995.

[9] Крупская Н.К. К вопросу о детдомах. // На путях к новой школе. 1924. №6. –с. 6-9.

[10] Загвязинская В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – М., 1995. – с.11.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...