Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выпускной квалификационной работы




Подготовка выпускной квалификационной работы (ВКР) бакалавра, специалиста и магистра в области правового образования является трудоемким процессом, рассчитанным на длительный период времени. Возможно выделить следующие этапы работы:

1) Выбор научного руководителя и темы исследования;

2) Определение содержания ВКР;

3) Сбор фактического материала;

4) Системное изложениематериала;

5) Редактирование материала;

6) Составление списка использованных источников и литературы;

7) Оформление работы в соответствии с предъявляемыми требованиями;

8) Подготовка отзыва научного руководителя и рецензии,

9) Защита ВКР перед членами Государственной аттестационной комиссии.

1. Выбор темы исследования. Тему работы студент может выбрать из списка тем, разработанных преподавателями кафедры правоведения, государственного и муниципального управления, либо предложить собственную тему с учетом своих научно-практических интересов. Выбор темы должен быть обусловлен предшествующими курсовыми работами, для магистров – выпускной работой бакалавра.

От продуманного выбора проблемы для научного исследования зависит возможность формулирования стратегических задач в ВКР. Для этого необходимо настойчиво, изо дня в день кропотливо работать, творчески осмысливать собранный материал, изучать события и факты.

Любой исследователь, не только начинающий, обязан опираться на научные достижения, полученные другими учеными, объективно оценивать их, прислушиваться к мнению специалистов, работающих в различных областях научного знания. Исходя из этого принципа, начинающему исследователю целесообразно не только прислушаться к мнению научного руководителя, учесть его пожелания, но и проконсультироваться с ведущими специалистами в области юриспруденции. Вместе с тем, студенту необходимо научиться творчески осмысливать высказанные пожелания, отстаивать свои позиции, избегая “слепого” следования установкам других ученых. Проявив большую самостоятельность в определении тематики исследования, студент в дальнейшем избежит проблем с формулировкой собственного видения проблемы и подведением результатов проделанной работы.

Тема ВКР должна отвечать принципу “золотой середины”, быть не слишком широкой и не слишком узкой. Например, такие темы как: ”Правовые основы российской государственности”, “Российский федерализм: истоки и перспективы” представляются чрезвычайно широкими и должны рассматриваться на уровне докторских диссертаций.

При выборе темы следует избегать так называемых “конъюнктурных тем”, появление которых вызвано потребностями политической, идеологической ситуации. В отношении юридических исследований данная опасность весьма существенна. Для ее избежания необходимо внимательно оценить степень научности избранной проблематики и перспективы ее дальнейшего развития. Например, проблемы местного самоуправления, принципов организации исполнительной власти, государственной службы, реформа избирательного законодательства и др. представляются «вечными» и всегда найдут своего исследователя.

При формулировании темы ВКР необходимо следовать следующим принципам: проблемность, лаконичность, четкость, доступность для восприятия (не загроможденность понятийным аппаратом). В приложении № 1 предлагаются формулировки тем, не отвечающие перечисленным принципам, а также варианты формулировок им соответствующие.

Работая над темой, следует просмотреть каталог авторефератов диссертаций защищенных по соответствующей отрасли юридической науки. Это поможет выявить сферу приложения собственных научных изысканий. Следует ознакомиться также с дипломными и диссертационными работами, защищенными в смежных областях науки, так как на стыке наук можно найти новые проблемы, пути их решения. Например, исследования в области муниципального права невозможны без привлечения научных достижений в сфере теории государства и права или конституционного права.

Особое внимание студент должен уделить выяснению новизны в его исследовании и обоснованию актуальности избранной темы. Новизна работы может пониматься в двух значениях:

· обращение к ранее не изученной (не достаточно изученной) проблеме юридической науки (ликвидация “белых пятен”);

· выявление новых аспектов в исследовании достаточно “традиционной” проблемы, привлечение новых источников.

В обоих случаях тема диссертации может быть признана актуальной. Для членов Государственной аттестационной комиссии имеет принципиальное значение самостоятельное осмысление выпускником темы его ВКР, способность видеть перспективу.

Практическая значимость исследования может выражаться в различ­ных формах, что определяется характером самой работы. Практическая составляющая ВКР как правило выражается в двух формах:

1). Разработка теоретической концепции (применение существующей в ином контексте), которая может использоваться в последующих юридических исследованиях. Преимущественно характерно для ВКР в области Теории государства и права;

2). Выработка практических предложений по совершенствованию действующего законодательства, существующей модели организации властных институтов, принципов взаимодействия государства и общества (например, в сфере трудовых отношений).

2. Составление списка источников и литературы

Важной задачей студента после выбора темы исследования и утверждения ее содержания становится изучение научных исследований и сбор источникового материала. Эту работу рекомендуется вести в сотрудничестве с научным руководителем. Начинающему исследователю рекомендуется чаще обращаться к руководителю за помощью, прислушиваться к его мнению, как по содержанию индивидуального плана работы, так и изучению литературных источников.

Необходимо познакомиться со всеми видами источников и литературы, содержание которых связано с темой исследования. К ним относятся:

1. Материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях,

2. Неопубликованные документы,

3. Диссертации,

4. Депонированные рукописи,

5. Официальные материалы.

6. Публикации, содержащиеся в периодической печати: статьи, заметки, данные социологических опросов, официальные сообщения.

Состояние изученности темы целесообразнее проследить по информационным изданиям, цель выпуска которых – оперативная информация как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их со­держания. Информационные издания в отличие от обычных библиографи­ческих изданий оперируют не только сведениями о произведениях печати, но также идеями и фактами, в них заключенными. Издания можно классифици­ровать по трем видам: библиографическому, реферативному и обзорному.

Библиографические издания чаще всего носят сигнальный характер и состоят из кратких библиографических описаний часто без аннотаций и рефератов. Они с максимальной полнотой фиксируют новинки отечест­венной и зарубежной литературы. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе. Они представляют собой по преимуществу систематиче­ские указатели, выпускаемые в виде бюллетеней, тематика которых охва­тывает почти все отрасли мировой науки и техники.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включаю­щих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К рефера­тивным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сбор­ники, экспресс-информация, информационные листки.

Реферативные сборники представляют собой периодические, продол­жающиеся или непериодические издания, которые содержат рефераты неопубликованных документов. Их выпускают центральные отраслевые институты научно-технической информации и технико-экономических исследований. Такие издания носят узко тематический характер.

Обзорные издания чаще всего посвящаются одной проблеме. Обзоры обобщают сведения, содержащиеся в первичных документах, являясь высшей ступенью их аналитико-синтетической переработки. Они сооб­щают о состоянии или развитии отрасли науки или практиче­ской деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.

Знакомясь с публикациями по избранной проблеме, следует про­смотреть ретроспективную библиографию, обычно помещенную в конце монографии или журнальной статьи. Списки таких источников, как свидетельствует практика, облегчают работу исследователя: они инфор­мируют его о научных трудах, вышедших в предшествующие годы по ин­тересующим аспектам данной проблемы.

Составляя список (картотеку) литературных источников, следует от­четливо записать фамилию и инициалы автора, название источника, год и место издания, количество страниц монографии или брошюры, так как по ГОСТу это требуется отразить в диссертации. В случае ознакомления с журнальной статьей необходимо (в целях экономии времени при состав­лении списка литературы) обязательно выписывать исходные данные журнала (кем издается, год и месяц, номер издания). Нередко при чтении источников возникают собственные гипотезы, мысли, выводы; их целесо­образно записывать по мере чтения материала на полях выписок. Они мо­гут послужить основой для разработки новых положений, обоснования новых знаний.

Привлечение Интернет-ресурсов при написании ВКР признается допустимым только если информация берется с официального сайта органа власти, политической партии, общественной организации, либо материал не был опубликован на печатном носителе (например, статьи из Интернет-журналов, газет). Не допускается ссылка на нормативно-правовые акты, размещенные в Интернете, поскольку существуют официальные источники публикации: Собрание законодательства РФ и Российская газета.

3. Составление плана (содержания) ВКР.

При составлении плана работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

· самостоятельность;

· разделение на главы и параграфы;

· логика содержания работы (последовательность в изучении проблемы).

В методологии научного исследования выделяют несколько видов планов работы:

1. Дедуктивный (общетеоретический характер);

2. Монистические теоретические исследования (отраслевые);

3. Теоретико-эмпирические исследования;

4. Историко-диахронические исследования (См. приложение 2).

4. Работа с источниками и литературой.

5. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике.

6. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования.

7. Разработка разных способов решения выделенной проблемы. Определение оптимального пути решения проблемы.

8. Компоновка текста в главы, написание к ним выводов.

9. Составление заключения и введения.

10. Составление списка источников и литературы, приложений. Завершение оформления работы.

11. Представление на кафедру для рецензирования (до 1 мая текущего года).

12. Защита выпускной квалификационной работы.

Содержание выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа оценивается не только по актуальности проблемы исследования, содержанию проанализированного материала, но также и по уровню методологической подготовки студента, его способности правильно выстроить структуру работы и организовать фактический материал.

В структурном отношении ВКР должна включать следующие единицы:

1. Титульный лист

2. Содержание

3. Введение

4. Основная часть, под разделенная на главы и параграфы

5. Заключение

6. Список использованных источников и литературы

7. Приложение(я) (при необходимости).

Образец титульного листа выдается студенту на предзащите ВКР.

На следующей после титульного листа странице помещается содержание, в котором отражены названия глав и параграфов, номера страниц на которых они расположены (Приложение 3).

Нумерация страниц (вверху по середине листа) начинается с третьей страницы, на которой помещается введение. Оно должно составлять не менее 10 - 15 % от объема всей работы. Во введении обязательно должны быть отражены:

1. Обоснование актуальности темы;

2. Степень изученности темы (историография);

3. Объект, предмет исследования;

4. Цель и задачи исследования;

5. Хронологические и географические рамки (если необходимо);

6. Теоретическая основа ВКР (методологические подходы и методы исследования);

7. Источниковая (нормативно-правовая) база исследования;

8. Научная новизна (для магистерских диссертаций);

9. Практическая значимость исследования (для магистерских диссертаций);

10. Апробация и внедрение результатов исследования (для магистерских диссертаций);

11. Структура работы.

Обосновывая актуальность избранной темы, студент должен четко определить ее место среди проблем современной юридической науки, а также выявить ее перспективы, возможности дальнейшего совершенствования (Приложение 4). Для качественного определения актуальности исследования рекомендуется составить тезисный план его содержания, содержащий логические «переходы» от одного рассуждения к последующему.

Пример: « Брачный договор как основание установления договорного режима имущества супругов: понятие, заключение, содержание».

1. Совершенствование семейных правоотношений, понятий семьи и брака. Новые формы регулирования имущественных отношений.
2. Брачный договор – форма регулирования имущественных отношений, приобретает все большую популярность в РФ (западный опыт).
3. Особенности заключения и содержания брачного договора в связи с российскими реалиями.

В приложении 5 предлагается практическое задание, которое позволит студенту научиться правильно, обосновывать актуальность своего исследования.

Степень изученности темы предполагает проблемно-хронологический анализ исследований, посвященных изучаемой проблеме или (при необходимости) смежным проблемам.

Возможно несколько вариантов определения степени изученности темы:

1. В хронологическом порядке проанализировать ключевых авторов, занимающихся проблематикой работы, первоначально разделив их на исторические этапы (например, дореволюционный, советский, современный). Обязательным является наличие логичных переходов от одного периода к другому.

2. Проблемный анализ специальных работ по теме исследования (образец представлен в приложении 6).

От качественного анализа предшествующей исследовательской традиции зависит способность студента определить место своей работы в проблематике современной юридической науке, выявить объектно-предметную область.

Объект исследования – часть общественных процессов и явлений, подвергающихся изучению в ВКР. В качестве примера можно рассмотреть такую тему как “Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации”. Объектом исследования в данной работе выступают институты политической системы общества. Другая тема - “Юридическая ответственность муниципальных служащих”. Объектом исследования в данной работе являются либо институт муниципальной службы, либо правовая категория юридической ответственности.

Предмет – сторона объекта исследования. В нашем первом примере – это конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации. Во втором примере – юридическая ответственность муниципальных служащих.

Цель ВКР должна быть сформулирована четко и лаконично, и найти отражение в заключительной части работы. Она должна содержать оценку результатов исследования.

Задачи вытекают из целевой установки и могут быть определены двумя способами:

· последовательно раскрываться в отдельных главах (параграфах) ВКР (наиболее предпочтительный вариант).

· иметь “сквозной” характер, т.е. прослеживаться на протяжении всей работы в различных главах (параграфах).

Хронологические и географические рамки работы определяются только в силу необходимости. Специфика юридической науки обуславливает обращение к наиболее актуальным современным проблемам, необходимость привлечения последней нормативно-правовой базы и достижений ключевых исследователей в этой области. Только в случае обращения студента к историко-юридической проблематике возникает необходимость обоснования хронологических рамок работы. Обоснование должно быть четким и содержательным.

Географические (территориальные) рамки диссертации обосновываются в случае, если объектная область исследования выходит за рамки Российской Федерации и охватывает иные географические пространства.

Теоретическую основу ВКР составляют методологические подходы юридической науки, а также используемые в их рамках общенаучные и специальные методы исследования. Ключевые методологические подходы определяются для магистрантов в рамках теоретических и практических занятий по курсу “Методология и методика юридической науки”, для студентов-специалистов и бакалавров в рамках курса «Методология научного исследования», а также в индивидуальном порядке с научным руководителем.

Методология научного исследования – это принципы организации, способы и формы научно-исследовательской деятельности. Методология позволяет правильно и логично организовать собранный фактический материал и написать правильное заключение в научной работе.

Уровни методологии:

1. Общетеоретический (диалектика). Наиболее общим, универсальным принципом организации научного исследования общественных процессов является социальная диалектика.

Принципы диалектики:

1. Изучение явлений и процессов требует их рассмотрения в системе связей и взаимодействий. Любое явление состоит из нескольких элементов взаимосвязанных между собой (внутренние связи). Кроме того, явления имеют внешние связи с другими явлениями и процессами.

Пример:

"Эволюция РФ к президентской республике" – внутренние связи: основные черты российского типа республики; внешние связи: влияние международной тенденции к укреплению власти исполнительной ветви власти.

2. Изучаемые явления находятся в постоянном развитии, т.е. переходят из одного состояния к другому, усложняются связи между элементами.

Пример:

Республиканская форма правления в РФ эволюционирует от республики смешанного типа к республике президентской после реформ 2000 – 2005 гг.

3. Использование принципа историзма, т.е. рассмотрение изучаемых явлений в историческом контексте, выявление этапов их эволюции.

Пример:

В качестве предпосылок появления президенской республики выступают – авторитарный режим (культ личности); император; особенности менталитета и др.

4. Поиск противоречий как источника развития изучаемого явления.

Пример:

Противоречия между целью – централизации власти с одной стороны, и социально-экономическим и политическим кризисом, с другой, который мешает проведению административной реформы.

5. Выявление причинных связей в развитии явления (принцип социального детерминизма).

Пример:

Закономерность перехода к президентской республике.

2. Теоретический (философский) – привлечение философских концепций, теорий и понятий для осмысления изучаемой научной проблемы. К основным теоретическим методологическим подходам относятся:

1. Юридический позитивизм (Р. Иеринг, Дж. Остин, Г. Кельзен, Г. Харт).

В качестве самостоятельного научного направления сформировался в середине XIX в. (Д. Остин, К. Бергбом). Основываясь на классическом позитивизме О.Конта было обосновано ключевое положение юридического позитивизма – право есть явление чисто эмпирическое, оболочка социально-экономических отношений (норма – основа правовой системы). Цель юридической науки заключается в том, чтобы вывести теорию права из области метафизических спекуляций, очистить от “вечных и неизменных правовых принципов”. Интерес исследователей концентрировался на текстах права, его источниках. Аксиологические, оценочные аспекты права, его связи с социальными процессами игнорировались. Методологической основой юридического позитивизма выступает формально-логический метод.

 

2. Феноменология права (социологическая юриспруденция) - Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Шелер, М. Мерло-Понти, А. Шюц, П. Рикёр.

- объектом изучения становится поведение людей в сфере права;

- методы исследования – прямое наблюдение и социологический опрос;

- задача исследователя – констатация юридического факта, а не его оценка.

Наиболее важное положение феноменологического учения состоит в том, что социальный мир представляет собой одновременно объективную и субъективную реальность. В качестве первой он представлен социальными институтами, обеспечивающими социализацию индивида и воспроизводство в форме традиций общества. Мир как субъективная реальность — это уникальная субъективность человека и его возможность изменять (конструировать) объективную реальность. Так обеспечивается инновационное воспроизводство социума.

 

3.Герменевтика:

- метод интерпретации – семантический анализ текста, его толкование и понимание (“множественность смыслов”);

- конфликт интерпретаций – законодатель и толкователь ставят разные

- цели, которые предстоит истолковать.

4. Системный подход (системный анализ) – И. Валлерстайн, А. Холл, Н. Винер, А. Рапопорт:

- исследование объектов во всей совокупности составляющих сторон;

- система целостна, иерархична, интегративна;

- построение «дерева целей»;

- этапы системного анализа.

В соответствии с системным подходом политические отношения и отношения государства с социальными группами рассматриваются как системы, т.е. целостные множества структурно и функционально связанных элементов, полнота и непротиворечивость которых определяет состояние всей системы.

 

5. Синергетический подход (Г. Хакен, И. Пригожин):

- изучаемые явления и процессы рассматриваются в качестве самоорганизующихся систем;

- теория изменений системы;

- точка бифуркации (возникновение альтернативы) и множественность вариантов (аттрактор).

6.Сравнительный анализ (компаративистика):

- сопоставление различных процессов и явлений, выявление их сходств

и различий;

- процедура анализа – сегментация;

- прогностическое значение метода.

7. Институциональный подход (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Д. Локк, А. Де Токвиль):

- осуществление политических процессов через деятельность политических институтов (органов власти, учреждений);

- взаимодействие институтов с со всеми сферами жизнедеятельности общества и между собой.

8. Моделирование:

- построение модели – идеального воспроизведения исследуемого объекта;

- этапы процесса моделирования.

В научном исследовании студент вправе использовать не один, а несколько методологических подходов, но в отношении каждого из них он должен обосновать потребность их использования в работе.

 

3. Общенаучная (универсальная) методология – методы, используемые в различных науках.

- метод теоретического обобщения, использующий системный подход. Избранный метод позволил синтезировать положения об объекте, выведенные в специальных исследованиях междисциплинарного характера.

- анализ и синтез.

Анализ – разделение изучаемых явлений и процессов на элементы и исследование каждого из них в отдельности.

Пример:

Концепция разделения властей – Законодательная власть – Исполнительная власть – Судебная власть – Информационные технологии и СМИ.

Синтез – осмысление взаимосвязей и взаимодействий каждого элемента изучаемого явления.

Пример:

Ответ на вопрос о возможности появления четвертой ветви власти в РФ.

Анализ и синтез – это взаимосвязанные методы исследования.

- индукция,

Индукция способ познания от фиксирования отдельных фактов и их анализа к их систематизации и обобщению. Для качественного исследования необходимо чтобы все факты были изучены (полная индукция), что удается далеко не всегда.

Пример:

Правовой статус Президента РФ

- дедукция.

Дедукция метод исследования предполагающий выведение из общих положений, считающихся достоверными, определенных следствий.

Пример:

Общее положение – укрепление правового статуса Президента;

Следствие – переход РФ к президентской республике.

- аналогия.

Аналогия установление сходства одних свойств у явлений позволяет сделать вывод о наличии у них и других свойств. Историческая аналогия.

Пример:

Полномочный представитель Президента РФ – генерал-губернатор Сибири.

Президент РФ – Президент США.

- моделирование.

Моделирование - воспроизведение в специально созданной модели свойств изучаемых явлений или процессов. Модель может быть двух видов: материальная и идеальная (мысленная конструкция).

Пример:

- Реконструкция государства майя по археологическим артефактам.

- Последствия перехода РФ к президентской республике.

Применение метода моделирования способствует получению нового знания (эвристический характер). Для историко-правовых исследований характерно использование "моделей жизненного цикла" – изучение явлений и процессов на различных этапах развития.

Пример:

"Государственная Дума в России: этапы эволюции"

Метод моделирования позволяет спрогнозировать направления развития процессов и явлений (прогностическая функция).

- восхождение от абстрактного к конкретному.

Процесс познания движется от изучения отдельных фактов, событий к обобщенному (целостному) знанию о них, выраженному в понятиях и теориях.

Пример:

"Политический режим в США" – научные факты – либеральный режим.

- междисциплинарный подход.

- системный анализ.

Изучаемое явление рассматривается в качестве системы составляющих его взаимодействующих элементов. Все элементы системы взаимосвязаны и образуют единую структуру.

Пример:

"Правовые основы муниципального управления в РФ" – Конституция, ФЗ, Указы, Уставы, муниципальные правовые акты.

Принципы системного анализа:

· целостность изучаемой системы – все элементы взаимосвязаны и причинно обусловлены;

· выявление источников развития системы

Пример:

Расширение количества муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Этапы системного анализа:

А). Постановка цели исследования на основе имеющихся знаний;

Б). Выделение основных элементов в изучаемом явлении и исследование их взаимосвязей;

В). Выявление основополагающих факторов их функционирования и обнаружение внутренних и внешних источников их развития;

Г). Целостная оценка изучаемого явления.

Пример:

"Правовые основы мцниципального управления в РФ" (этапы + структура работы).

- логический - последовательность изучения процессов и явлений, выявлений их предпосылок и взаимосвязей.

 

4.Конкретно-предметные методы исследования – совокупность методов и процедур, применяемых в определенной науке.

- сравнительный анализ - сопоставление явлений с целью обнаружения их сходства и различий, получения новой информации.

Механизм сравнительного анализа:

А). Сегментация – деление явления на сегменты и выделение тех из них, которые будут подвергнуты сравнительному анализу.

Пример:

"Российская модель местного самоуправления"

Б). Обоснование выявленных сходств и различий.

В). Прогнозирование развития процесса (явления). Формы прогнозирования:

– прямое сопоставление данных о развитии процесса в разных странах;

– экстраполяция - распространение полученных данных на будущее (краткосрочный прогноз).

- правовой метод - комментирование нормативно-правовых актов, их качественный анализ.

- конкретно-исторический - на основе которого факты и явления рассматривались не статично, а в динамике развития;

- системно-структурный анализ - комплексное рассмотрение процесса законотворчества, включающего изучение предыстории закона, его текстовой анализ и правоприменительную практику.

- структурно-функциональный анализ – для понимания политических (и иных общественных) явлений и процессов необходимо проанализировать их структурные элементы, проследить их взаимосвязи,

- сравнительно-исторический метод - сравнительный анализ исторических и современных процессов и выявление их общих и особенных характеристик.

- к онкретно-исторический метод – рассмотрение явлений в историческом контексте.

- социологические методы (наблюдение, эксперимент, контент-анализ).

- статистический анализ,

- экспертные методы исследования:

А). Устная беседа (интервью)

Б). Письменный анкетный опрос

В). Специальные экспертные опросы:

– разовый индивидуальный опрос;

– однократный коллективный опрос;

– метод Дельфи (коллективный опрос в несколько туров.

Перечисленные методы применяются в научном исследовании в совокупности и дополняют друг друга.

 

Источниковую базу ВКР составляют:

- правовые акты различной юридической силы (федеральные, региональные, местные, локальные),

- документы институтов, организаций,

- архивные материалы,

- документы личного происхождения,

- данные социологических опросов,

- графические и статистические материалы и др.

Для упорядочения источников, используемых в работе рекомендуется классифицировать их по различным основаниям: юридической силе, типам (письменные, устные; опубликованные, неопубликованные) или степени значимости для научного исследования.

Научная новизна исследования обусловлена обращением к недостаточно изученной проблеме юридической науки, выявлением нового аспекта в “традиционной” теме, привлечением нового источникового материала, разработке рекомендаций, которые могут быть внедрены в практику. Обоснование научной новизны ВКР является обязательным только для магистерской диссертации.

Апробация результатов (только для магистерских диссертаций) исследования может осуществляться посредством выступлений на научно-практических конференциях, семинарах, публикации статей, учебных пособий, издании курса лекций, методических рекомендаций и в иных формах. В случае если магистрант в своей диссертации предлагает конкретные рекомендации, то ему необходимо обозначить возможность внедрения достигнутых результатов в практику работы организации, учреждения и др.

Завершением вводной части служит краткая характеристика структуры диссертации, т.е. основных вопросов, раскрываемых во введении, каждой главе и заключении. Наличие краткой характеристики работы обязательно для всех типов ВКР.

В основной част и работы студент обязан четко, в логической последовательности, аргументировано излагать собранные теоретические и практические материалы. Рекомендуется разделить основную часть на три раздела:

1. Теоретический (методологический),

2. Аналитический,

3. Практический[1].

В первом разделе выполняется теоретический анализ состояния и перспектив развития проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, излагаются и обосновываются собственные мировоззренческие позиции автора, формируется необходимый категориальный аппарат. Данная глава служит теоретическим обоснованием последующего анализа источникового материала.

Во втором разделе предлагается конкретно-предметный анализ изучаемой проблемы, собранного источникового материала, с использованием различных методов исследования, выявляются общие тенденции развития, вскрываются недостатки и причины, их обусловившие, намечаются пути их возможного устранения.

В третьем разделе должны содержаться собственные оценки, изучаемой проблемы, предложения и рекомендации по ее решению. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит анализ, проведенных в предшествующих главах.

Изложение материала в основной части рекомендуется осуществлять, руководствуясь одним из трех методологических подходов:

1. Последовательное изложение материала (переход от одного раздела к другому невозможен без завершения предыдущего). Данный способ применяется при условии наличия всего необходимого материала;

2. Целостный вариант, когда работа первоначально пи­шется «вчерне», а затем происходит ее обработка, вносятся дополнения и уточнения в соответствии с новыми материалами. Это позволяет более продуманно подойти к процессу написания ВКР;

3. Выборочное из­ложение материала. Обработка собранного материала происходит в удобном для студента порядке, зачастую непоследовательно по параграфам или главам. Такой способ весьма эффективен в случае использования архивного материала.

Рекомендуется в теоретической части работы вступать в полемику с другими авто­рами, принимать или опровергать их выводы, дискутировать по спорным проблемам. Такие формы изложения и анализа материала ярко показывают научную позицию исследователя, умение самостоятельно и творчески вести дискуссию. Они позволяют в конце каждого параграфа и главы делать короткие выводы, обобщения, позволяющие логично перейти к дальнейшему изложению темы.

В заключении необ­ходимо последовательно изложить полученные итоги, которые должны соответствовать поставленным задачам. Выводы из отдельных глав и параграфов существенно облегчат написание заключения. Обобщения и выводы излагаются, как правило, в виде отдельных абзацев, следуя логике построения работы. В заключении обычно содержатся также прак­тические предложения по внедрению в практику полученных результатов, вытекающие из теоретического анализа.

Следующим элементом структуры исследования является список использованных источников и литературы. В списке выделяется несколько разделов:

1. Источники (нормативно-правовая база, архивные, статистические, социологические и др.);

2. Литература (включая монографии, статьи, учебные издания, которые располагаются в алфавитном порядке).

Приложениями к ВКР служат подлинные документы (их ксерокопии), анкеты данные социологических опросов, таблицы итого­вых опросов, графики, карты и т.д. Каждое приложение должно иметь тематический заголовок, номер, обозначаемый арабскими цифрами (на­пример, Приложение 1.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...