Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философские основы педагогических технологий




Школа как социальный институт отражает состояние всего общества и общественного сознания. Она не может жить вне политики, вне идеологии, не исповедовать никакой философии.

Так и любая общепедагогическая образовательная технология основывается на определенном (осознаваемом или неосознаваемом ее субъектами) философском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения педагогической технологии.

Наиболее ясно обнаруживается философский фундамент в технологиях, в которых его формирование входит в систему целей (пример: религиозное воспитание, гуманистическая педагогика и др.).

Достаточно определенно философские позиции прослеживаются в содержании образования, в содержании учебных дисциплин. Однако часто в идеологической направленности различных школьных учебных дисциплин нет единства, общей философской основы, поэтому содержание школьного образования не приводит к образованию у учащихся целостной картины мира, отличается эклектичностью.

Труднее обнаружить философскую основу в методах и средствах обучения. Одни и те же методы могут применяться в технологиях, совершенно противоположных по идеологии. Поэтому одна и та же технология может быть гибкой, приспосабливающейся к той или другой философской основе (пример: игровые технологии).

В современном обществознании существует множество философских направлений, школ, течений, которые в той или иной степени находят отражение в образовательном процессе. Дать классификацию педагогических технологий на основе всего этого множества не представляется возможным.

Выделим лишь несколько альтернативных общественно-научных философских направлений, наиболее ясно выступающих в концепциях педагогических технологий: материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сциентизм, технократизм и природосообразность, гуманизм, антропология, прагматизм, религиозная философия, экзистенциализм, эзотеризм, космизм, коэволюционизм.

В российском банке образовательной информации, в учебно-методической литературе отражено прежде всего материалистическое философское направление (Л. Фейербах, Ф. Эн­гельс, В.И. Ленин): в мире нет ничего, кроме движущейся материи; материя – объективная реальность, данная нам в ощущении.

Антропологизм (Л. Фейербах, Кришнамурти, Н.Г. Чернышевский) – понимание человека как высшего продукта природы, объяснение всех особенностей и свойств человека на основе их природного происхождения. Антропологизм ставит задачу развития духовных сил, скрытых в человеке.

Гуманизм (Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бекон, К. Роджерс) представляет собой систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений в обществе.

К философии гуманизма примыкают такие течения, как неомарксизм, неопозитивизм, позитивный экзистенциализм и педагогические направления педологии, свободного воспитания, природосообразности. Идеи гуманизма лежат и в основе всех религиозных систем. Антигуманные философско-политические течения (фашизм, национализм, расизм, религиозный фанатизм и т.п.) исповедуют насилие, пренебрежение к человеку, неравенство.

Диалектика (Г. Гегель) – философское учение о всеобщей связи и взаимообусловленности, развитии как единстве и борьбе противоречий.

Идеализм (И. Кант, Платон) исходит из первичности духовного, нематериального и вторичности вещного, материального мира, что сближает его с положениями о сотворении мира Богом (объективный идеализм). Субъективный идеализм представляет мир как продукт человеческого сознания.

Космизм (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский и др.) – мировоззрение, основанное на идее целостности мироздания, органической включенности в него жизни и сознаний. Русский космизм конкретизирует эту идею, присоединяя к ней учение о биосфере и ноосфере.

Коэволюционное мировоззрение (Н.Н. Моисеев, П. Тей­­яр де Шарден) представляет собой интеграцию природного и человеческого, материалистического и идеалистического, технократического и гуманистического начал на основе современного уровня человеческого познания мира. Человек рассматривается во всем богатстве его отношений с природно-социальной сферой.

Метафизика (Андроник Родосский, Л. Фейербах), в противоположность диалектике, рассматривает вещи и явления вне связи друг с другом, как нечто законченное и неизменное, начало чего постигается лишь умозрительно, отрицает саморазвитие через противоречия.

В мировой педагогической науке и практике существует еще ряд альтернативных подходов к проблемам мироздания, на основе которых эффективно решаются задачи всестороннего (нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического, физического) развития детей и молодежи.

Прагматизм (Д. Дьюи, П. Джемс). Концепция прагматизма (к которой примыкают и философские течения неопозитивизма, неофрейдизма) исходит из того, что интеллектуальные и нравственные качества личности заложены в ее уникальной природе и их проявление связано прежде всего с индивидуальным опытом человека.

Ставя достижение индивидуального успеха главной целью жизни человека, сторонники прагматической концепции воспитания ограничивают успех лишь индивидуальными рамками жизни человека, освобождая его от необходимости ставить перед собой высокие цели, стремиться к общественному идеалу (современная неопрагматистская философия примиряет противоречия индивидуалистической позиции личности и гуманистической ее ориентации).

Природосообразность (от Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменского до Ю. Одума, В.А. Анучина). Альтернативой сциентизму и технократизму является природосообразность; природосообразие – мировоззрение, исповедующее необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на естественные законы развития, а также принципы единства человека с природой, согласованность и гармонию их взаимодействия.

Рационализм (Спиноза, Лейбниц, Р. Декарт) – вера в разум, в очевидность разумного обоснования (происхождения) всех проявлений природы и человека. Рассудочное мышление и мировоззрение сказывается в психологии, этике, эстетике, сводя, например, принципы нравственности – к рациональным мотивам, волю – к разуму и т.д.

Религиозная философия является содержательным фундаментом школ религиозного направления. Теософская парадигма (ее гуманистическое содержание) имеет глубокие корни в народной педагогике, формирует у молодежи представления о добре и зле, нравственном поведении.

Сциентизм (П. Веблен, Г. Скотт, С. Чейз). Сциентизм (разновидность – технократизм) как мировоззренческая ориентация проявляет себя в абсолютизации роли науки и техники в системе культуры человеческого общества. Абсолютизируются стиль и общие методы построения знания, свойственные естественным и точным наукам, которые рассматриваются в качестве парадигмы, образца научного знания вообще. Сциентистские установки выражаются во внешнем подражании методам точных и технических наук: в искусственном применении математической символики, схематизации, теоретизировании, технологизации и технизации.

Фрейдизм (З. Фрейд) исходит из положения о безусловном доминировании биологического над социальным. В системе З. Фрейда личность человека имеет два имманентно присущих ей влечения: влечение к жизни, или половой инстинкт, и влечение к смерти, или разрушение. Инстинкт продолжения рода образует энергетический потенциал личности, источник активности, базис индивидуальности («Оно»). В силу социально-нормативных ограничений немедленное удовлетворение инстинктивной потребности невозможно – это осознает «Супер-эго». Между ними – «Эго», – полубессознательное, выполняющее компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемым способом его реализации.

Эзотерические учения основаны на эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании – Истине и путях, ведущих к ней. В эзотерической парадигме педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине, путь духовных исканий (esotericos – греч. – внутренний, тайный, скрытый). Сам человек (ребенок) становится цен­т­ром информационно-энергетического взаимодействия со всей Вселенной. Отсюда – первостепенное внимание к внутреннему миру человека.

Экзистенциализм – это «философия существования» (Ж.П. Сартр, С.Кьеркегор М. Хейдеггер, К. Яс­­перс, Н.А. Бердяев, О. Больнов). Экзистенциализм исходит из первичности внутреннего бытия человека, независимого от внешнего мира: «смысл жизни есть сама жизнь», «человек сам является своей единственной целью», «человек есть то, что он сам из себя делает». Представители классического экзистенциализма сводили суть экзистенции, ее нравственный аспект к чувствам и настроениям, имеющим негативный характер (страх, вина, отчаяние, враждебность к социуму). Неоэкзистенциалисты берут на вооружение некоторые гуманистические идеи, наделяя экзистенцию такими добродетелями, как чувство приподнятости, доверие, надежда и вера в лучшее будущее. Благодаря этим добродетелям, считают они, моральный выбор человека становится сознательным и ясным, выступая важным условием его активного отношения к миру.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...