Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развития возрастной психологии и педологии в России в начале 20 в

Индивидуальная психология А. Адлера.

Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики детей. Главная идея Адлера состояла в том, что он отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу Не врожденные влечения, не врожденные архетипы, а чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Теория личности Адлера представляет собой структурированную систему, которая основана на нескольких положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности: фиктивный финализм, стремление к превосходству, чувство неполноценности и компенсации, общественный интерес, стиль жизни, творческое «Я». Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности ребенка имеет его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером, т.к. он исходил из мысли, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, а с их прообразами, которые формируются в процессе жизни. Наиболее важной структурой он считал стиль жизни. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру «Я». Чувство общности, или общественный интерес, служит своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переносится на других людей, остающихся для ребенка чужими. Уровень развития чувства общности определяет и систему представлений о себе и мире, которая создается каждым человеком. Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – служат источниками энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства позитивны, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недостаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим.. Существует специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, – компенсация.

 

Адлер выделял 4 вида компенсации – неполную, полную компенсацию, сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию, или уход в болезнь.

 

Он считал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность ребенку создать адекватную схему апперцепции.

 

При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Дети, которые смогли не только компенсировать свой недостаток, но и превзойти других в определенной деятельности, стараются обратить свои знания и умения на пользу людям. В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться различные невротические комплексы, которые создают отклонения в развитии их личности.

 

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе общества, но о своих выгодах.

 

Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение кооперироваться, сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие всего человечества. Адлер писал, что если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации становится причиной невротических и плохо приспособленных стилей жизни.

 

Также Адлер уделял бол-ое внимание роли отца в воспитании детей. Он утверждал, что отец должен избегать 2-х ошибок при общении с ребенком: 1)эмоц-й отстранимости, 2)родительского авторитаризма.

Развития возрастной психологии и педологии в России в начале 20 в

В конце 19-н.20 в, связана с пореформенными процессами и развитием в естественнонаучных отраслях науки. Развитие возрастной психологии в России, 1 особ-ть: с особой ментальностью, философией, рус.интелигенцией, кот-я составилял и развивала науку; 2 особенность: развитие прохододило по 2-м направлениям, естественнонаучному (Сеченов, его труды и открытия), философское (Соловьев). Становление возрастной психологии в кон-19-н.20 в, связано с именами многих выдающихся врачей: Кащенко, Россолмо, Сеченов, Бехтерев, педологов – Ушинский, Лесгавд. Также на становление возр.психологии оказало влияние педология. Новые научные направления, в кот-м пытались объединить в систему всезнания о функционировании, строении дет.организма, особенности поведения, научения ребенка (становление педологии связанос Бехтеревом). В XX в. значительно возросло число публикаций по возрастной и педагогической психологии. Работали съезды и конференции, на которых обсуждались проблемы детской и педагогической психологии. В результате творческих поисков было осознано первостепенное значение теории и была оценена важная роль накопления научно-достоверных фактов, полученных с помощью объективных методов. Был сделан существенный вклад в разработку методов исследования как важнейшего условия перехода возрастной и педагогической психологии.. Получил развитие метод наблюдения, в частности метод «дневников»; были предложены программы и планы наблюдения за поведением и психикой ребенка. Метод эксперимента вводился в практику эмпирических исследований; специально для детской психологии предназначался естественный эксперимент (А.Ф. Лазурский). Также обсуждались возможности метода тестов и др. Основные направления исследований этого времени — пути формирования всесторонне развитой личности и совершенствования научных основ системы обучения. В начале XX в. на передний план были выдвинуты фундаментальные проблемы образования, которые были поставлены в тесную связь с общественными преобразованиями, с необходимостью социальных перемен. После Октябрьской революции вся наука, в том числе возрастная психология, стала развиваться на новой методологической марксистской основе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...