Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекция тревожности младших школьников методом рисуночной терапии




 

Рисуночная терапия - это один из наиболее эффективных методов коррекции тревожности, относящихся к понятию арттерапии. Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности (Л.С. Выготский, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, К. Рудестам, А. Хилл и др.).

Сам термин «арттерапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл в начале XX в. при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. В настоящее время им обозначают все виды занятий искусством [16].

Арттерапия является относительно новым методом психотерапии. В Соединенных Штатах одной из первых начала заниматься арттерапией Маргарет Наумбург. Она опиралась на идею Фрейда о том, что внутреннее «Я» может быть выражено в визуальной форме при помощи спонтанных рисования, лепки и живописи.

Арттерапия может служить способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний, ускорителем терапевтического процесса, вспомогательным средством для интерпретаций и диагностической работы, дисциплинирующей и контролирующей «силой», средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетентности.

Выделяют следующие цели арттерапии:

Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение).

Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития[16].

К основным функциям арттерапии можно отнести следующие: катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки)[16].

Коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности[10,19].

В качестве возможного коррекционного механизма может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

В качестве материалов на занятиях по арттерапии используются краски, глина, клей, мел и т.д. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.Использование элементов арттерапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы[2].

Арттерапия также имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков.

Существуют различные варианты использования метода арттерапии. Например, использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами; побуждение клиентов к самостоятельному творчеству; использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов; творчество самого психолога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия с клиентом[16].

Исследователи, занимающиеся арттерапией, соглашаются в том, что художественные способности или специальная подготовка клиентов не нужны для использования художественного творчества в качестве терапевтического средства. Для арттерапии важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца. Руководитель поощряет членов группы выражать внутренние переживания спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах своих произведений[4,24].

Недостатком арттерапии является то, что глубоко личный характер заданий может привести к уходу в себя вместо того, чтобы способствовать самораскрытию и установлению контактов с другими людьми. У некоторых людей самовыражение средствами искусства вызывает очень сильный протест, хотя для большинства такие способы самовыражения представляются наиболее безопасными[16].

Существуют возрастные ограничения использования артгерапии в форме рисунка и живописи. Арттерапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остается в рамках игрового экспериментирования и не становится эффективной формой коррекции.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арттерапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию; сказкотерапию и др.

Наиболее полно разработана арттерапия в узком смысле слова, т.е. рисуночная терапия. Показаниями для проведения арттерапии, как рисуночной терапии, являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Рисование - творческий акт, позволяющий клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем, переживаний клиентов. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания клиента, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно в детском возрасте при коррекции страхов методом рисуночной терапии. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.

В проективном рисовании используются следующие методики (классификация С. Кратохвила):

.Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом - автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка.

.Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.

.Совместное рисование: несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

.Дополнительное рисование: рисунок посылается по кругу - один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

Существует два способа работы с готовыми рисунками:

.Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания;

. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании).

При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного клиента специфические особенности.

Организуя рисуночные занятия, психолог реализует следующие функции: эмпатическое принятие ребенка, создание психологической атмосферы и психологической безопасности, эмоциональная поддержка ребенка, постановление креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком, тематическое структурирование задачи, помощь в поиске формы выражения темы, отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

Эти функции могут быть реализованы в директивной и недирективной форме.

Директивная форма предполагает прямую постановку задачи перед ребенком в виде темы рисования; руководство поиском лучшей формы выражения темы и интерпретации значения детского рисунка.

При недирективной форме ребенку предоставляется свобода как в выборе темы, так и в выборе экспрессивной формы. В то же время психолог оказывает ребенку эмоциональную поддержку, а в случае необходимости - техническую помощь в придании максимальной выразительности продукту творчества ребенка[6].

В соответствии с основными стадиями развития детской изобразительной деятельности Е. Крамер выделяет четыре типа изображений, значимых для рисуночной терапии:

. Каракули - бесформенные, хаотические линии, примитивные, незавершенные формы.

. Схемы и полусхемы, представляющие собой конвенциональные стереотипные изображения.

. Пиктограммы, т.е. схемы, обогащенные выражением индивидуальности ребенка, его позицией по отношению к миру. Пиктограммы, хотя и выражают аффективное отношение ребенка к миру, еще недостаточно открыты для коммуникации с миром, требуют для своего понимания объяснений и интерпретации рисунка самим автором.

. Художественные образы, обладающие эстетической ценностью, опредмечивающие аффект в форме, понятной зрителю без дополнительных разъяснений автора[13].

Для правильной интерпретации значения рисунков детей необходимо учитывать уровень развития изобразительной деятельности ребенка, особенности самого процесса рисования (выбор темы, сохранение ее на протяжении процесса рисования или ее трансформация, последовательность выполнения отдельных частей рисунка, спонтанные речевые высказывания, характер эмоциональных реакций, наличие пауз в процессе рисования и т.д.), динамику изменения рисунков на одну и ту же тему либо рисунков близкого содержания на протяжении одного коррекционного занятия или в ходе коррекционного процесса[6].

Об эффективности арттерапии можно судить на основании положительных отзывов клиентов, активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий.

Таким образом, арттерапия является одним из наиболее эффективных методов коррекции тревожности младших школьников. Она оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций. Применение арттерапевтических методов в коррекционной работе имеет следующие особенности:

обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы;

облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение клиентов;

дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;

создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей;

существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом[16].


 

Заключение

тревожность арттерания конфликт ребенок

Теоретический анализ свидетельствует о том, что в настоящее время увеличилось число тревожных детей, с повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Под тревожностью понимают склонность человека переживать тревогу, то есть эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Тревожность рассматривается как ситуативное явление и как личностная характеристика.

В зависимости от причин, вызывающих тревожность, выделяют несколько ее видов: ситуативная и личностная, общая и специфическая, адекватная и неадекватная.

У детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение уровня тревожности, разнообразны и являются как внутриличностными (внутренний конфликт и эмоциональный опыт), так и внешними (условия семейного воспитания, школьная успешность, взаимоотношения с учителями и со сверстниками). Однако и то и другое в младшем школьном возрасте поддается коррекции.

Одним из наиболее эффективных методов коррекции тревожности младших школьников является рисуночная терапия.

Она оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

Применение арттерапевтических методов в коррекционной работе обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей, дает возможность невербального контакта, способствует преодолению психологических защит.


 

Библиографический список

 

1. Аракелов Н.Е., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции [Текст] / Н.Е. Аракелов // Вестник МУ, сер. Психология. 1998., № 1, с. 18.

2. Арт-терапия [Текст] / Сост. и общ. ред. А.И. Копытина.- СПБ.: Питер, 2001.- 320 с.

.   Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] // Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995.

.   Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты [Текст]: Иллюстрированное руководство. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.

.   Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии [Текст] / Г.Ш. Габдрева // Тонус, 2000, № 5.

.   Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. - М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 272 с, илл. (Серия «Психологический практикум: тесты»).

.   Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков [Текст]. Л., 1982.

.   Изард К.Э. Психология эмоций [Текст] учебник/ К.Э. Изард СПб.: Питер, 1999, 464 с.

.   Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека [Текст]. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.

.   Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии [Текст]. СПб., 2002.

.   Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности [Текст]/Б. Кочубей // Журнал Семья и школа № 9, 2002г.- Статья Б.Кочубей, Е.Новикова Ярлыки для тревожности.

.   Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей [Текст]. - М., 2000.

.   Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь [Текст]: словарь/ Б.Г. Мещеряков - М., 2002.

.   Мэй Р. Смысл тревоги[Текст] / Перев. с англ. М.И. Завалова и А.И. Сибуриной. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 384 с.

.   Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе [Текст] // Вопросы психологии личности школьника. - М., 1961.

.   Осипова А.А. Общая психокоррекция [Текст]: учебное пособие. - М.: СФЕРА, 2002. - 510 с.

.   Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А.М. Прихожан // Ж. «Психологическая наука и образование», 1998, №2.

.   Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика[Текст]. М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.

.   Рудестам, К. Групповая психотерапия [Текст]. СПб., 2000.

.   Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 4.

.   Фрейд Страх [Текст] // Тревога и тревожность / Под ред. B.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001. С. 31-42.

.   Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя [Текст]. М., 1998.

.   Хайкин Р.Б. Арт-терапия [Текст]. СПб: Наука, 1992.

.   Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера [Текст]. - электронная версия книги.

.   Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка [Текст]. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

.   Хорни К. Собрание сочинений [Текст]: В 3-х т. - М., 1997.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...