Перпендикулярность прямых на плоскости.
Взаимное расположение прямых и плоскостей. Знания о взаимном расположении прямых лежат в основе изучения свойств геом фигур как в планиметрии так и в стереометрии. Разделы о взаимном расп прямых и пл-тей изучаются сразу же после введения осн понятий на пл и в пр-ве. Данный материал сопровождается решением большого количества задач, среди которых особое место занимают задачи на доказательство и задачи конструктивного хар-ра. Конструктивные з трехмерного пр-ва требуют как форально-логического подхода при их решении, так и знания проекционного чертежа.в процессе изучения этой темы постепенно ведется работа по формированию у уч-ся векторного м-да, умению использовать его при доказательстве целого ряда теорем и решении задач. Изучение взаимного расп прямых и пл-тей можно разделить на три этапа: Подготовительная (пропедевтическая) работа по ознакомлению уч-ся со взаимным расположением прямых на пл-ти и некоторыми пространственными фигурами в 1-6 кл. Систематическое изучение взаимного расположения прямых на плоскости и знакомство на наглядной основе с простейшими многогранниками в 7-9 кл. Систематическое изучение взаимного расположения прямых и плоскостей в пр-ве в 10-11 кл. Уже в подготовительном курсе геометрии изучаются на наглядно-оперативном уровне такие вопросы, как пересечение двух прямых на плоскости, перпендикулярность двух прямых на пл-ти, пар-ть пр. здесь даются опр перп-х и пар-х прямых, формируются навыки изображения каждого из названных случаев на плоскости, развиваются умения пользоваться чертежными инструментами. Основой для введения различных случаев взаимного расположения прямых яв-ся беседа о возможном числе общих точек у двух прямых на пл-ти, где исп-ся интуиция и жизненный опыт уч-ся. Подготовит этап играет важную роль в обогащении жизненного опыта, в нвакоплении необходимого фактического материала, который будет служить базой для успешного систематического изучения геометрии.
На этой ступени уч-ся должны знать: Что две пересекающиеся прямые имеют только одну общую точку, и уметь изобразить пересекающиеся прямые; Что две перпендикулярные прямые яв-ся пересекающимися, и уметь их строить; Что две парал-ые прямые совсем не имеют общих точек, и уметь их построить. При систематическом изучении геом знакомые геом объекты предстают в новом виде. В процессе изучения cd-d прямой важно постоянно подчеркивать, что она безгранична, и на рис можно изобразить только часть прямой. Положение о том, что любая прямая содержит точки, а также есть точки и вне прямой, в одних учебных пособиях формулируется как аксиома (Колмогоров), а в других без всякого указания включено в текст. В усвоении данной темы большую роль играют з, сопровождаемые рис. Н-р. Отметить точки принадлеж-ие прямой и не прин-ие. Пересекаются ли прямые? В уч-ых пособиях отрезок и луч рас-ся как части прямой, что следует подчеркнуть. В уч-ом пособии А.В.Погорелова введение понятия параллельных прямых и аксиома пар-ых предшествует изучению перпендикулярных прямых. Существование пар-ых прямых на пл-ти, признаки пар-ти прямых, построение пар-ых прямых с помощью циркуля и линейки излагаютс после изучения раздела о перп-ых прямых. У Атанасяна Л.С. наоборот, начинается с перп-ых. В начале изучения взаимного расположения прямых на пл-ти целесообразно дать уч-ся оющую картину взаимного расположения двух прямых на пл-ти. С этой целью можно повести беседу на применение аксиосм. Н-р. Могут ли 2 прямые на пл-ти иметь только две общие точки? …….. только одну общую точку?
Параллельность прямых на плоскости. Учение о пар-ти прямых можно разделить на следующие части: - опр пар прямых, - существование пар прямых, - построение пар пр, - аксиома пар-s[? - cвойства пар прямых, - признаки, - применение изученной теории к решению задач. В учебном пособии по геом Погорелова и Атанасяна рассм-ся только два случая вз расп прямых: пер-ся и не пер-ся. Отсюда соответствующие опр: прямые на пл-ти, к-ые не пер-ся или прямые на пл-ти, не имеющие общих точек. Эти опр эквивалентны. Вопрос о существовании пар прямых также решается неодинаково. 1. рас-ся спец теорема, показывающая существование пар прямых, а затем дается аксиома пар. 2. рас-ся аксиома пар, а затем док-ся теорема, показывающая существование таких прямых. (на основании свойств углов, образованных при перес двух прямых третьей).Погорелов. в практике школы большое распрстранение получили обоснования признаков пар-ти прямых на основании свойств углов, образованных при перес двух прямых третьей. При изучении раздела об этих углах рисунок к введению этих понятий не должен отражать частных случаев: две прямые не д.б. пар-ми, а секущая не д.б. перпенд-на к ним. Формулировки аксиомы пар-ти различны. Н-р у Погорелова. «Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести на плоскости не более одной прямой, пар-ой данной». У Атанасяна «Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, пар-ая данной». (более сильное). При изложении курса геом большое значение имеют как теоремы- признаки пар-ти так и теоремы обратные им. Перед док-ом признаков пар-ти прямых необходима спец-ая работа по орг-ции повторения тех вопросов, которые сост-т основу док-ва. По Погорелову: 1. признаки рав-ва треуг и опр равных треуг. 2. аксиома откладывания углов. 3. углы образованных при перес двух прямых третьей. 4. cd-во смежных углов. По Атанасяну: 1. углы образованных при перес двух прямых третьей. 2. нахождение на рис внутренних углов треуг и его внешних. 3. нахождение на рис внутренних углов треуг, не смежных с данным внешним. 4. свойство внешнего угла треуг. Док-во у Погорелова более сложное, желательно предварять его решением задач Н-р: 1. известно, что накрест лежащие углы одной пары равны между собой. Докажите, что остальные также попарно равны.
2. известно, что треу АВС= РОМ. Назовите равные углы и равные стороны этих треугольников. 3. Что значит,что прямые а и в не пар-ны? При док-ве обратных теорем необходимо совместно с уч-ся четко провести рассуждения и записать их, чтобы на них полностью опираться при обучении уч-ся сам-му док-ву остальных теорем. По содержанию задачи по этой теме можно разделить на три группы: 1. з на прямое применение аксиомы пар-ти. 2. з на применение признаков пар-ти прямых. 3. з на применение теорем, обратных признакам пар-ти прямых. Перпендикулярность прямых на плоскости. Учение о перп пр имеет в своей основе понятие угла между прямыми и умение измерять величину угла. Существование перп пр показывается конструктивно. Способ решения з на построение перпендикуляра к прямой, проходящего через данную точку, основывается на свойстве смежных углов. Док-во единственности перп к прямой, проходящего через данную точку, может оприраться на рахличные положения у Погорелова: используется аксиома откладывания углов, в других исп-ся положение о том, что в треугольнике не может быть двух прямых углов. В классе под руководством учителя оформляется запись условия и заключения каждой теоремы, док-во первой теоремы. Док-во другой теоремы можно дать с пояснениями в кач-ве д\з. После теоремы можно задать вопросы: 1. как на прямой а построить отрезок, концы которого равноудалены от т.В? 2. Сколько точек перпендикуляра достаточно построить, чтобы опр-ть его? В этом же разделе рассматривается понятие наклонной. В беседе следует четко подчеркнуть, что через точку к данной прямой можно провести сколько угодно наклонных, а перп только один.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|