Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы трудового права Австралии




 

Прежде всего, уточним теоретико-методологические основы принципов права в целом и принципов трудового права в частности.

Правовые принципы в современной правовой системе государства выступают в качестве основополагающих идей правовой действительности, которые основаны на объективных закономерностях развития материального мира, легально закреплены или официально признаны в данной правовой системе. Несмотря на свою кажущуюся оторванность от практики, принципы права остаются активно исследуемой темой.

Принципы как наиболее общие категории в правовой науке и практике занимают особое место и играют важную, системообразующую роль как для самого научного знания, так и для нормативного регулирования возникающих общественных отношений в различных областях человеческой жизни, для формирования правового поля в целом. А.И. Бобылев в связи с этим пишет, что «механизм правового воздействия на общественные отношения, к которому помимо механизма правового регулирования, относится правовое сознание, правовая культура, правотворческий процесс, может действовать лишь на основе обобщающих правовых принципов».

Совершенно очевидно, что категория правовых принципов (или принципов права) имеет важнейшее значение для развития правовой науки и для действующей правовой системы.

Обращаясь к принципам трудового права, прежде всего отметим, что важнейшая неотъемлемая их черта - системный характер. Еще дореволюционный правовед-цивилист К. Малышев отмечал: «...принципы права, замечаемые в отдельных его отраслях, должны быть тщательно сверены, определены и поставлены в связь между собою».

Особое место среди последних исследований о системе принципов права занимают работы К.С. Захаровой, которая полагает, что принципы права можно определить как идеи, выраженные в фундаментальных правовых понятиях, отражающих существующий уровень представлений о праве, детерминирующие юридическую деятельность и возникающие в ходе нее правоотношения.

При этом под системой принципов права автором понимается суммативное, структурно упорядоченное единство принципов права, обладающее системной связью, относительной самостоятельностью, устойчивостью, автономностью функционирования в целях урегулирования общественных отношений. Существенной характеристикой системы принципов права является вариативность ее компонентов, не влияющая на общие свойства самой системы.

К.С. Захарова отмечает, что функционирование системы принципов права предполагает возникновение системных связей двух уровней (порядков): внешние связи или связи со средой (прямые и обратные) и внутрисистемные связи (то есть связи внутри системы принципов права). Внутрисистемные связи могут быть классифицированы на генетические, структурные (связи строения), координационные, субординационные и конфронтационные.

Примечательно, что в качестве внешней среды, воздействующей на систему принципов права, автор рассматривает правовую систему, под которой предлагается понимать совокупность внутренне организованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений, способных оказать влияние на общественные отношения и другие явления, существующие в данном государстве с помощью убеждения, принуждения, запрещения, стимулирования и других средств воздействия

Любопытен вывод К.С. Захаровой о том, что в процессе взаимодействия с внешней средой объективируются два типа внешних связей системы принципов права: 1) связи первого порядка - это результат воздействия среды на систему, прямые связи. Характеризуя их, можно говорить об отражении признаков и принципов романо-германской правовой семьи в национальной специфике системы принципов российского права; 2) связи второго порядка - это воздействие системы принципов на среду, то есть реакция правовой системы на формирующиеся и реализующиеся принципы права. Терминологически подобные связи можно обозначить как обратные.

Для темы данной работы важно и то, что К.С. Захарова указывает на разницу между структурными внутрисистемными связями (связи строения), которые характерны для всех принципов права, так как их содержание раскрывается и в теории, и в законодательстве через ряд суждений, объединенных по смыслу, и генетическими, субординационными, координационными связями. Первые обусловлены не объективными факторами, а особенностями форм мышления, в процессе которого любое понятие раскрывается через последовательный ряд взаимосвязанных суждений.

Координационные связи принципов права определяются: 1) уровнем в системе принципов, который они занимают, 2) взаимной обусловленностью идей, которые они выражают; 3) системным применением соответствующих принципов права. Не допустимой является проекция координационных связей принципов одной подсистемы права на другую.

Конфронтационные связи принципов права могут предопределяться объективными и субъективными факторами. Конфронтационные связи, возникающие под влиянием внешней среды, следует признать непреодолимыми в конкретных исторических условиях. Эти связи можно назвать объективно обусловленной или истинной конфронтацией. Конфронтационные связи принципов, возникающие под влиянием субъективных и юридико-технических факторов, можно отнести к субъективным конфронтационным или случайным связям. Примечательно, что по мнению К.С. Захаровой, конфронтация такого рода является преодолимой.

Иной подход к принципам права у И.Ю. Воронова, который устанавливает взаимосвязанность принципов национального трудового права с основополагающими принципами национального права и международного трудового права.

Полагаем возможным адаптировать определение данного автора и к любой иной правовой системе, нежели российская: основополагающие принципы трудового права - основополагающая (фундаментальная) форма трудового права, определяющая его сущность, целостность и внутреннее единство. Принципы и нормы трудового права, содержащиеся в национальных нормативных правовых актах, нормативных правовых договорах и обычаях трудового права, не должны противоречить основополагающим принципам трудового права.

Справедлив для иных национальных правовых систем и и вывод И.Ю. Воронова о коллизионных случаях: в случае установления противоречий между основополагающими принципами трудового права, принципами и нормами трудового права, содержащимися в иных формах трудового права, применяются основополагающие принципы трудового права.

Вышеизложенное имеет существенное значение при анализе принципов трудового права Австралии.

В отношении системы правовых принципов трудового права Австралии с учетом анализа литературы мы считаем необходимым выделять следующую классификацию:

)   общие принципы права Австралии: справедливость (fairness), равенство перед законом (equality before the law), законность правосудия (justice), приоритет прав человека (human rights).

)   специальные принципы права.

Очевидно, что само же право выступает носителем справедливости, обеспечивает ее достижение. Как отмечает Д. Ллойд, «право должно воплощать в себе справедливость, поскольку без нее право является насмешкой, если не полным отрицанием самого себя». Идея справедливости «есть признак, всегда присущий праву, без которого оно выхолащивается до бесцельной формы и утрачивает свое высокое значение». В силу значимости данного принципа для новой модели трудового права мы остановимся на нем подробнее во второй части параграфа.

В современной правовой науке законность правосудия рассматривается как многостороннее явление, поскольку современные процессуалисты несколько расширили это понятие. С учетом результатов научных трудов различных ученых, собственных представлений законность рассматривается нами в трех аспектах: 1) как сугубо научная категория, 2) как определенный режим общественной жизни, 3) как принцип той или иной деятельности.

В целом, законность следует рассматривать с нескольких точек зрения, которые в совокупности отражают главное свойство этого принципа - соответствие существующих в обществе процессов и явлений требованиям правовых предписаний, а также их строгое и неукоснительное соблюдение.

Не вызывает сомнений положение о том, что состояние законности в деятельности судебных органов власти является важнейшим критерием и показателем, позволяющим судить об уровне законности в обществе. Ведь порядок в стране напрямую зависит от состояния упорядоченности во властных структурах.

Принцип равенства перед законом как сложное правовое явление детерминирован исторически и социально; признан и формализован в актах международного и национального уровней; является признаком правового государства; опосредует общий и специальный правовой статус человека; раскрывается через единство формально-юридического равенства и равноправия.

Однако данная категория носит не только гносеологический, но и онтологический характер, в связи с чем предложено рассматривать категорию «равенство» и в онтологическом, и в гносеологическом смыслах. В онтологическом смысле равенство выступает в роли объективного социального фактора, обусловившего формирование и развитие частного права. Равенство в указанном смысле представляет собой внешнюю форму правового взаимодействия субъектов в сфере обмена, распределения и потребления различных благ. В гносеологическом смысле равенство есть идея, получившая закрепление в гражданском законодательстве и определяющая направленность и специфику гражданско-правового регулирования общественных отношений.

В целом, во всех отраслях права равенство следует признать главенствующим принципом в системе основных начал законодательства, что обусловлено его конституирующей ролью: 1) при создании правовых норм и закреплении в них субъективных прав и обязанностей; 2) при введении ограничений субъективных прав; 3) при изменении и дополнении действующих правовых норм и издании новых законов; 4) при применении правовых норм; 5) при осуществлении прав и обязанностей. Принцип равенства проходит через все трудовое право, определяя содержание каждого из его институтов и подотраслей. Принцип равенства гарантирует, что на всех субъектов права одинаково распространяются основные начала законодательства.

Рассматривая принцип приоритета прав человека как проявление гуманизма, отметим, что данный международно-правовой принцип в науке рассматривается как общеюридический.

Так, М. Л. Базюк дает следующее определение данному принципу: «принцип охраны прав и свобод человека и гражданина представляет собой закрепленное в уголовно-процессуальном законодательстве общеобязательное, руководящее правовое положение по охране прав и свобод личности, наиболее общего характера и прямого действия, включающее в себя комплекс определенных обязанностей государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство: обязанность государственных органов по разъяснению прав, обязанностей и ответственности участникам уголовного судопроизводства (в том числе права свидетельского иммунитета, последствий дачи показаний и отказа от дачи показаний), принятию мер безопасности (при наличии необходимости) в отношении участников уголовного судопроизводства, содействующих правосудию, а также их близких родственников, родственников и близких лиц; по возмещению вреда лицу, причиненного в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование».

Принцип справедливости стал целью в реформе трудового права в 2007-2009 гг. и нашел свое отражение в новом документе Fair Work Act 2009.

Для лучшего понимания данного принципа уточним общетеоретические подходы.

Как справедливо отмечает Г.Ш. Аитова, понимание сущности справедливости предполагает выявление взаимообусловленности ее социально-этических и культурно-исторических оснований. В различные периоды истории справедливость как социально-нравственная категория проявляет себя через императивное требование разрешения существующих общественных противоречий. В эпоху глобализации новое в понимании справедливости связано с возникновением такого ее качества, как глобальная справедливость.

Причем идея глобальной справедливости предполагает признание культурного многообразия как требования равноправного развития всех субъектов мирового сообщества. Данный императив заключается как в требовании снятия социальных неравенств, закрепляющих экономическое измерение расовых, этнических, гендерных и других культурных различий индивидов, так и в осознании того, что отдельные социокультурные общности имеют собственные идеалы справедливости.

Поэтому глобализация не может развиваться как процесс унификации различных культурных форм существования человечества. Глобальная справедливость выступает как равное право всех субъектов исторического процесса определять совместными усилиями будущее развитие мировой цивилизации.

Справедливость обретает свои конкретно-практические формы в отношениях, связанных с производством и потреблением общественного богатства. Ее требования предполагают, что природные и социально-культурные блага общества должны выступать в качестве форм общественной собственности, понимаемые как равный доступ каждого к освоению общественных благ. Одновременно социальная справедливость представляет собой императив, который выражает назревшую необходимость перехода к принципам солидарной экономики, способных учитывать многообразие производственных практик, взаимный характер материально-хозяйственных интересов различных экономических субъектов. В целом, в эпоху глобализации социальная справедливость направлена на преодоление ценностных рамок рыночной взаимозависимости, где в итоге выигрывают наиболее успешные участники конкурентных экономических отношений

В целом, нам близок вывод Г.Ш. Аитовой о том, что главное в любой аналитической модели - это стремление разрешить исторически сложившегося противоречия между трактовкой справедливости как принципа, реализующего общее благо, и как формального равенства свобод и прав личности.

Применительно к праву И.Е. Винницкий справедливо писал о том, что принцип справедливости не является собственно правовым. В правовую сферу эта нравственная изначально идея привносится постольку, «поскольку и у самого права, и у других компонентов правовой системы объективно существует потребность ориентироваться и опираться в своем развитии и функционировании на универсальные ценностные основания».

Данная потребность возникает в силу того, что юридические детерминанты правовой системы общества являются недостаточно стабильными в силу повышенной значимости в формировании и развитии позитивного права субъективно-волевого компонента.

Как отмечает указанный автор, особая природа принципа справедливости и характер предпосылок, определяющих эволюцию соответствующей идеи из нравственной в правовую, изначально предопределяет специфичность функций справедливости и тесную связь его с принципом законности.

Примечательно мнение И.Е. Винницкого о том, что сегодня «критерии правовой справедливости становятся все более ситуативными, гибкими, субъективными, оказываются в первую очередь интуитивно схватываемыми, а не рационально обосновываемыми. Вместе с тем, происходящие изменения непосредственно не влияют на характер осуществляемых рассматриваемым принципом функций, а скорее порождают обстоятельства, затрудняющие его эффективное действие».

Именно в этом общетеоретическом и общеправовом контексте, по нашему мнению, следует рассматривать реализацию принципа справедливости в трудовом праве Австралии.

В целом, в заключение анализа о принципах трудового права Австралии следует отметить, что их состав является достаточно традиционным для подобных национальных отраслевых систем. Однако нельзя не подчеркнуть превалирование принципа справедливости в его новом понимании как уравнивающего и распределяющего механизма между различными социальными группами, участвующими в трудовых отношениях.

Подводя итоги главы, сделаем основные выводы:

.   История трудового права Австралии показывает следующее: 1) первоначальную рецепцию английского общего права и трудового права Британии; 2) активизацию законодательной деятельности как следствие социально-экономических событий; 3) развитие трудового права Австралии в ХХ веке способствовало формирование государственных институтов страны и государственное стимулирование иммиграции; 4) трудовое право Австралии развивалось на основе изменения статутных норм и лишь последние годы на основе прецедентного права; 5) развитие права в ХХ-ХХI вв. идет по пути расширения норм, гарантирующих льготы и пособия незащищенным слоям населения.

.   Система источников трудового права Австралии представляет собой следующие достаточно традиционно выделяемые группы: 1) ратифицированные международно-правовые источники, 2) общегосударственные национальные правовые акты, 3) отраслевые источники: стандарты и правовые акты. В последнюю входят Национальные стандарты занятости (National Employment Standards (NES)), Fair Work Act 2009 (Закон о справедливом труде 2009), Small Business Fair Dismissal Code (Кодекс о справедливом увольнении, применяемый в отношении малого бизнеса, 2009). В целом, система источников трудового права Австралии не может быть признана полной и структурированной.

.   Система принципов права понимается работе как суммативное, структурно упорядоченное единство принципов права, обладающее системной связью, относительной самостоятельностью, устойчивостью, автономностью функционирования в целях урегулирования общественных отношений. Существенной характеристикой системы принципов права является вариативность ее компонентов, не влияющая на общие свойства самой системы. В отношении системы правовых принципов трудового права Австралии с учетом анализа литературы мы считаем необходимым выделять следующую классификацию: 1) общие принципы права Австралии: справедливость (fairness), равенство перед законом (equality before the law), правосудие (justice), приоритет прав человека (human rights); 2) специальные принципы права. Особым принципом права выступает принцип справедливости, ставший базовым с принятием Fair Work Act 2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...