Процесс работы над литературным произведением в младших классах.
Функции игровой деятельности. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: - развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); - коммуникативную: освоение диалектики общения; - самореализации в игре как полигоне человеческой практики; - игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; - диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; - функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; - межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; - социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре. Значение игровой деятельности. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в том числе и дидактических, на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Следовательно, игра, может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках разного типа. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников.
Процесс работы над литературным произведением в младших классах. Основываясь на литературоведческих закономерностях построения художественного произведения, на психологии восприятия художественного произведения младшими школьниками, а так же на собственно методических положениях о чтении художественного произведения в начальных классах, современная методика чтения выделяет следующие этапы работы над художественным текстом: - подготовка к восприятию художественного произведения -первичное восприятие -проверка первичного восприятия - анализ -синтез. При этом ведущей деятельностью у учеников под руководством учителя является анализ произведения. Он должен стать центральным звеном урока классного чтения. Все приемы работы, используемые на подготовительном этапе урока, можно разделить на две группы: компенсирующие несформированность типа правильной читательской деятельности; формирующие тип правильной читательской деятельности. К первой группе приемов можно отнести беседу учителя с детьми, рассказ учителя, словарную работу. Ко второй – предварительное рассматривание иллюстраций, работу с названием произведения, выделение из текста ориентирующих слов. Беседа используется в том случае, если дети уже владеют определенными знаниями по теме чтения и у них есть по этой теме минимальный читательский опыт. Рассказ учителя целесообразен тогда, когда предстоящая тема чтения или совсем незнакома детям, или знакома мало. Словарная работа – вид деятельности, которая обязательно присутствует на уроках чтения. В структуре урока словарная работа имеет место или на подготовительном этапе, или на этапе анализа произведения. Предварительное рассматривание иллюстраций поможет уточнить предположения по теме предстоящего чтения. Вычленение ориентирующих слов проводится при рассматривании того, как напечатан текст в хрестоматии: разделен ли он на части, снабжен ли подзаголовками, есть ли к нему вопросы. Следует приучить детей прочитывать первое или последние предложение текста или каждой части, если есть рубрикация. Такой вид работы задает читателю определенный тип деятельности с текстом. Первичное восприятие текста, как правило, обеспечиваются таким приемом, как чтение учителем вслух. Вовремя чтения учителя книги у детей закрыты, их внимание полностью направленно на слушание произведения и сопереживание учителю – чтецу. Выбор такого приема для первичного восприятия аргументируется несовершенством навыка чтения детей младшего школьного возраста. Однако на поздних этапах обучения чтению (III-IV класса) могут быть использованы и другие приёмы: чтение текста специально подготовленными детьми; чтение текста детьми по цепочке; комбинированное чтение – когда учитель и вызванные ученики читают текст попеременно. Проверка первичного восприятия – это уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный прием для этого – беседа. Однако число вопросов, обращенных к детям, должно быть не велико: три – четыре, не более. Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось? Когда было страшно? Что вызвало ваш смех? Когда героя было жалко? Ответы должны показать учителю качество восприятия произведения детьми и быть ориентиром для анализа произведения. Следующим этапом работы над художественным произведением является анализ. Современная методика чтения художественного произведения предполагает обязательный анализ текста в классе под руководством учителя. выделили систему умений анализировать произведение, которая включает в себя: умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение воспринимать образ – персонаж в соответствии с текстом как один из элементов, служащий, наряду с другими, для раскрытия идеи; умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех элементах произведения; умение осознать идею произведения. Анализ художественного произведения должен вестись по логически законченным частям.. План работы по образному анализу: проводится работа над характером героя с опорой на сюжет (характер проявляется только в действии и нельзя отрывать анализ характера от сюжета). Кроме того, героя характеризуют его речь и ремарки автора. Рассматриваются взаимоотношения героев. При этом необходимо, что бы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей слушателям свое отношение к идеи произведения. Следующий этапом работы над художественным произведением является синтез – этап работы, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного. На этапе обобщения обычно используются такие приемы работы, как беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слово учителя. Итак, были рассмотрены основные этапы работы над художественном произведением. При этом центральным этом работы является собственно анализ художественного произведения, так как именно целенаправленный анализ призван способствовать литературному развитию детей.
72.Конструирование как основное средство развивающего обучения на уроках технологии. конструирование — латинское слово, constructio означает «построение». В работе с детьми — это деятельность, в процессе которой создаются разнообразные игрушки — самоделки из таких материалов, как бумага, картон, шишки, желуди, коробки, катушки и др. Изготовление игрушек из разных материалов открывает большие возможности для развития творчества, фантазии. Работа с каждым материалом, будь то бумага, картон, шишки или коробки, требует использования таких инструментов, как ножницы, нож, шило, линейка. Здесь нужны определенные навыки и умения. Не меньшее значение приобретает и умение организовать свое рабочее место.
Конструирование имеет общее с изобразительной деятельностью. Создавая любую конструкцию, приходится обдумывать замысел, выполнять эскиз в виде рисунка на бумаге, решать оформление предмета не только в отношении формы, дополнительных деталей, но и цвета. В зависимости от использования того или иного материала можно выделить три вида: конструирование из бумаги и картона, природного материала, конструирование из готовых форм (картонных коробок, катушек, шпулек и т.д.). Каждый из видов имеет свою специфику использования инструментов и обработки самих материалов. Например, для скрепления бумажных деталей можно использовать клейстер и казеиновый клей, а для скрепления шишек лучше взять столярный клей, тонкую проволоку и нитки. Конструирование из бумаги Своеобразие конструирования из бумаги состоит в том, что из плоского листа создаются объемные предметы. Самые простые игрушки можно сделать путем сгибания листа бумаги пополам; сгибания и склеивания; сгибания, надрезания и склеивания; складывания в разнообразных комбинациях; при помощи выкроек. Сгибание листа бумаги пополам. В зависимости от того, какой предмет предполагается выполнить, берут квадратный или прямоугольный лист плотной альбомной или настольной бумаги. Она легко сгибается. Из квадратного листа бумаги можно сделать шалаш, палатку, из прямоугольного — тетрадь, дом, вагон. Сгибание полос бумаги. Этим способом можно сделать мебель для кукол, стол, стул, скамейку, кровать. Для большей прочности в некоторых местах полосу желательно склеить (например, укрепить спинку стула, кровати). Сгибание, надрезание и склеивание. Этот способ дает возможность выполнить перечисленные выше предметы, но более сложной и прочной конструкции. Например, из квадрата можно склеить кубик, стул, стол, дом. Квадратный лист бумаги сгибают на определенное количество равных частей, в нужных местах делают надрезы, что дает возможность прочнее скреплять части. Складывание бумаги в разнообразных комбинациях. Сложный, но очень увлекательный способ конструирования, включающий в себя множество этапов работы, строго следующих один за другим. Этим способом можно делать разнообразные игрушки для игры с водой (лодочки, кораблики), для подвижных игр (вертушки, стрелы, голуби, самолеты), для настольных игр (петуха, пингвина, лягушки), как дополнение к сюжетным играм (стакан, кошелек, шапку, фотоаппарат). В изготовлении этих игрушек лучше всего использовать тонкую цветную глянцевую или писчую бумагу.
Использование выкроек при конструировании дает возможность создавать сложные, объемные игрушки. По выкройкам выполняются некоторые елочные игрушки: скворечник, почтовый ящик, самолет с объемным корпусом, разнообразные коробочки с крышками, домики и т. п. Особенности работы состоят в том, что необходимо знать условные обозначения: сплошная линия — разрез, пунктирная — линия сгиба. Там, где игрушка склеивается, на выкройке делают припуски, которые аккуратно отгибают, намазывают клеем и присоединяют к одной из сторон изделия. В других случаях склеиваются основные, большие части выкройки, а меньшие сохраняются несоединенными, они отгибаются в разные стороны. Например, у рыбы не склеиваются плавники. Соединить детали можно, вставив одну часть в другую. Для этого на выкройке делают надрезы. Так можно сконструировать дерево, якорь, круглый фонарик, самолет, птицу и т. д. Для игрушек по выкройкам используют плотную бумагу — глянцевую, настольную, полукартон. Конструирование из готовых форм Готовые формы — коробки, катушки, шпульки, пробки и др. В качестве дополнительного материала используются: цветная бумага, нитки, кусочки ткани, тонкая проволока. Все детали скрепляются казеиновым клеем. Можно выделить несколько способов работы: Соединение готовых форм без изменения их с добавлением небольших деталей. Например, по-разному склеивая коробки, можно сделать письменный стол, пианино, тележку, вагон и т. д. Затем готовые формы обклеивают тонированной бумагой. Частичное изменение готовых форм. Так, чтобы придать поделке более реальный вид, форму коробок предварительно изменяют: надрезают ножницами и удаляют часть. Например, так выполняются вагончик, кормушка (используется пакет из-под молока). 3. Изготовление и присоединение подвижных частей. Некоторые игрушки будут более интересными, если каким-либо частям придать подвижность (вагону, машине приделать колеса; шлагбаум, весы можно также сделать подвижными). Конструирование из природного материала В качестве природного материала используются шишки (еловые, сосновые), желуди, семена деревьев, цветы, ягоды, кора, мох, солома, перышки птиц, яичная скорлупа, ветки, ракушки. Дополнительным материалом служит картон, бумага. Для скрепления частей используется казеиновый, столярный клей, нитки, тонкая проволока1. В работе с природным материалом нужны инструменты: ножницы, молоток, шило, иголки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|