Роль национального законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в становлении Союзного государства
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Деятельность Российской Федерации и Республики Беларусь по обеспечению становления Союзного государства основывается не только на нормах, закрепляющих основы конституционного строя, но и на конституционных положениях, содержащихся в других главах их Конституций, а также на национальном законодательстве России и Беларуси. В этой связи при исследовании проблем обеспечения функционирования Союзного государства весьма важно знать ответы на вопросы: 1. Развиваются ли нормы первой главы Конституции Российской Федерации и первого раздела Конституции Республики Беларусь в последующих главах этих Конституций? 2. Осуществляется ли деятельность по сближению законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь, которое регулирует общественные отношения в интеграционной сфере? Необходимость получения ответов на эти вопросы обусловлена, прежде всего, тем, что Конституции Российской Федерации и Республики Беларусь являются нормативными правовыми актами прямого действия. Следовательно, на содержание деятельности по становлению Союзного государства влияют не только нормы, закрепляющие основы конституционного строя, но и нормы других глав и разделов конституций. Важно и законодательное регулирование интеграционных процессов. Так, очевидно, что для успешной работы расположенных в России и Беларуси предприятий, выполняющих совместные экономические программы, необходимо создать равные правовые условия, совпадающий налоговый, таможенный, инвестиционный режим. Вполне правомерно, что в Договоре о создании Союзного государства сформулирована задача унифицировать национальное законодательство, гармонизировать законы России и Беларуси, регулирующие, в частности, сферу экономики.
Важность исследования всего конституционно-правового массива России и Беларуси представляется и в потребности формирования собственного законодательства Союзного государства и его правовой системы. Такая задача также вытекает из Договора о создании Союзного государства. Нормы, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации и Республики Беларусь, формулируются главным образом в форме норм-дефиниций и норм-принципов. В таких нормах отсутствует реальный конституционный механизм их реализации. Развиваются нормы первой главы Конституции Российской Федерации и первого раздела Конституции Республики Беларусь в их последующих главах (разделах) и многих законах этих государств. Так, статья 3 Конституции Республики Беларусь, в которой установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно и через представительные и иные органы, корреспондируется со статьями 37 и 38, регулирующими политические права граждан, а также со статьями раздела III «Избирательная система. Референдум», и со статьями 81 и 91, которыми гарантируются выборы Президента и Парламента Республики Беларусь. При этом в статье 37 закрепляется право граждан Республики Беларусь участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Формами реализации этого права являются референдумы и обсуждения проектов законов. В статье 38 закреплено право граждан Республики Беларусь свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании. Порядок организации выборов депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности, закреплен в статьях 64—71. В статье 72 закрепляется право избирателей на отзыв депутатов. В статьях 69-71 содержатся нормы, устанавливающие отсылки к законам, которыми должны более детально регулироваться проведение избирательных кампаний, порядок выдвижения кандидатов в депутаты, порядок финансирования выборов и отчетности. Отсылочная норма о том, что порядок проведения референдумов регулируется законом, содержится в статье 78 Конституции Республики Беларусь. Таким законом является Избирательный кодекс Республики Беларусь от II февраля 2000 г. В этом законодательном акте детально урегулирован правовой механизм проведения выборов и референдумов, определена ответственность за нарушения избирательного законодательства.
Аналогичным образом в Конституции Республики Беларусь развивается и обеспечивается статья 4, устанавливающая осуществление демократии на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. В статье 36 утверждается право каждого на свободу объединений. В статье 33 гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. При этом никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Для обеспечения этих норм запрещается монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, не допускается и цензура. В целях обеспечения права каждого на объединение в Республике Беларусь приняты законы «Об общественных объединениях» и «О политических партиях» [24;25]. Закон Республики Беларусь «О политических партиях» определяет формы деятельности этих общественных объединений. Они вправе для достижения своих целей и задач разрабатывать и пропагандировать политические программы, обращение и заявления, проводить съезды, конференции и иные собрания, участвовать в выборах, активизировать участие граждан в управлении государственными и общественными делами, а также в формировании представительных органов. Аналогичным образом обеспечивается реализация закрепленных в первой главе Конституции норм-принципов и в Российской Федерации. Положения статьи 3 Конституции Российской Федерации развиваются во второй главе «Права и свободы человека и гражданина». В статье 32 закрепляется право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления и участвовать в референдуме.
Государство гарантирует гражданам РФ, политическим партиям и иным общественным объединениям, инициативным группам создание условий для проведения референдума. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается. В значительной мере аналогом Избирательного кодекса Республики Беларусь является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ). В преамбуле этого закона записано, что государство гарантирует свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защиту демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме[26]. В отличие от Конституции Республики Беларусь в первой главе Конституции Российской Федерации нет статьи, посвященной деятельности политических партий. Их статус не определен и в дальнейших ее главах, что говорит о слабости этого важного общественного института в начале 90-х годов минувшего века, когда разрабатывалась Конституция. О конституционной «легальности» политических партий свидетельствует лишь часть 2 статьи 13, согласно которой в Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность. Кроме того, статьей 30 Конституции Российской Федерации каждому предоставлено право на объединение. Отраженные в соответствующих нормах-принципах экономические основы конституционного строя Республики Беларусь и Российской Федерации также развиваются в следующих разделах (главах) их Конституций. Согласно статье 44 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует каждому право собственности и содействует приобретению. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом единолично, так и совместно с другими лицами. Собственность, приобретённая законным способом, защищается государством.
Конституция Российской Федерации относится более либерально к частной собственности. В её статье 35 идет речь о защите частной собственности. При этом в части 2 этой статьи установлено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться эти имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. В отличии согласно части статьи 35 конституции лишение имущества может быть осуществлено только по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Однако конституционно-правовой механизм такого отчуждения и объективные оценки размеров возмещения изымаемой собственности отсутствуют. В связи с этим применение данной нормы вряд ли может быть осуществлено на практике. Гарантии экономической основы конституционного строя Республики Беларусь и Российской Федерации закрепляются в национальном отраслевом законодательстве. Базовым правовым актам, определяющим основания возникновения и порядок осуществления права собственности в Республике Беларусь, является Гражданский кодекс Республики Беларусь [27]. В нем определены правовой статус отдельных видов собственности, порядок учреждения и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, гарантий прав учредителей, участников коммерческих организаций в отношении имущества, находящегося в собственности, а также гарантий равенства всех субъектов хозяйствования перед законом и судом, право на одинаковую поддержку со стороны государства. Следует отметить, что в Республике Беларусь ограничено право частной собственности граждан на землю В этом режиме могут находиться только земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, ведения коллективного садоводства и дачного хозяйства. Республика Беларусь существенно корректирует своё законодательство с целью учета в нем положений российского законодательства. Так, в Республике Беларусь вступил в действие Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы, учитывающие концепции гражданского и гражданско-процессуального законодательства России [28]. Близки по содержанию Хозяйственно-процессуальный кодекс Республики Беларусь и Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации [29, 30].
С 31 декабря 2008 г. Вступило в силу Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь», в основу которого были положены основополагающие нормы соответствующего федерального закона, приведены в соответствие с российскими законами ставки налогов на добавленную стоимость, на прибыль юридических лиц, а также на доходы граждан Республики Беларусь [31]. Кроме того, унифицировано законодательство о ценных бумагах, регулировании миграционных процессов, страховое законодательство, а также некоторые законы, регулирующие энергетическую сферу, вопросы стандартизации и метрологии. Таким образом, в обоих государствах экономические основы их конституционного строя развиваются в национальном законодатель которое устанавливает правовой статус хозяйствующих объединений, способствует развитию добросовестной конкуренции, стимулирует добросовестных товаропроизводителей, препятствует монополистической деятельности в сфере экономики. В системе социальных прав в обеих Конституциях приоритет отдается праву на труд и его реализации. В статье 41 Конституции Республики Беларусь гарантируется право на труд как наи6олее самоутверждения человека. При этом утверждаете, право, а выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием способностями, образованием, профессиональной подготовкой „ с учетом общественных потребностей. Конституциях закрепляется право на здоровые и безопасные условия труда. Российская Конституция в статье 37 определяет, что право на труд должно осуществляться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд не должно подвергаться дискриминации. Оплата труда не должна быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В названной статье установлено и право на защиту от безработицы. В Конституции Республики Беларуси закрепляются обязанности государства создавать условия для полной занятости населения. В случае незанятости гражданина по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом. Обе Конституции признают право граждан на защиту индивидуальных и коллективных экономических и социальных интересов, включая право на забастовку. При этом в Конституции Республики Беларусь право на объединения конкретизируется закреплением права граждан на объединение в профессиональные союзы и заключение коллективных договоров (соглашений). Особенностью Конституции Республики Беларусь при регулировании трудовых отношений является гарантия государством лицам, работающим по найму, справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением. В отличие от Конституции Российской Федерации в Конституции Республики Беларусь ориентир делается не на минимальный размер оплаты груда для трудящихся, а па вознаграждение не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование. Кроме того, установлено, что женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности. Право на труд в обеих Конституциях корреспондируется с правом граждан на отдых. Развиваются вышеперечисленные конституционные нормы в трудовых кодексах обоих государств. В обеих Конституциях гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь (статьи соответственно 39 и 47) гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и других случаях, установленных законом. Кроме того, в Конституции Республики Беларусь устанавливается обязанность государства проявлять особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов. В обеих Конституциях установлена бесплатная медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В обоих государствах имеются законы, регулирующие общественные отношения в сфере здравоохранения. Конституциями гарантируется защита материнства, детства и семьи. Но в Конституции Республики Беларусь более широко регулируются вопросы семейной жизни. Таким образом, политические, экономические, социальные и духовные основы конституционного строя Российской Федерации и Республики Беларусь развиваются в нормах Конституций этих государств, регулирующих права и свободы человека и гражданина, а также в их национальном законодательстве. Благодаря этому, нормам, определяющим основы конституционного строя обоих государств придается особая устойчивость и гарантируется соблюдение. Все это создает р ятную конституционно-правовую базу для развития процессов становления Союзного государства. В этой связи на поставленные в начале данного параграфа вопросы могут быть даны только положительные ответы. Подводя итог выше изложенному, следует сделать следующие выводы: 1. На данный момент имеется достаточно исторических предпосылок государственно-правового характера для целенаправленной деятельности Российской Федерации и Республики Беларусь по созданию общего межгосударственного объединения в форме Союзного государства. К таким предпосылкам относятся многовековой опыт проживания в едином государстве - Российской империи, образование и сотрудничество в Союзе Советских Социалистических Республик, совместное участие в решении государственных проблем в органах государственной власти Союза ССР, в разработке законодательства Союза ССР, а также в обеспечении гармонизации законодательства РСФСР и БССР с законодательством Союза ССР. К числу исторических предпосылок необходимости образования Союзного государства следует отнести и совместную деятельность Российской Федерации и Республики Беларусь по образованию Сообщества России и Беларуси и Союза Беларуси и России. Образование этих межгосударственных структур было обусловлено, как отмечалось, например, в Договоре от 2 апреля 1997 г. о Союзе Беларуси и России духовной близостью и общностью исторической судьбы народов обоих государств и полностью соответствовало основам конституционного строя сторон общепризнанным принципам и нормам международного права. В процессе обеспечения деятельности Сообщества, а затем Союза Беларуси и России, этими странами был накоплен опыт и созданы условия для более высокой степени интеграции в форме Союзного государства. 2. Действующая Конституция Российской Федерации блокирует возможность внесения поправок в свою первую главу, а также в девятую главу, которой определен порядок внесения поправок в конституцию и порядок ее пересмотра. Такое положение, на наш взгляд, свидетельствует о наличии конституционного пробела, что может отрицательно сказаться на практике применения Конституции Российской Федерации. 3. На основании проведенного сравнительного анализа основ конституционного строя Российской Федерации и Республики Беларусь представляется возможным сделать общий вывод о том, что у государств- участников Договора от 8 декабря 1999 г. имеется достаточная конституционная база для легитимной деятельности направленной на становление Союзного государства. В то же время в Конституции Республики Беларусь желательно исключить ограничения на приобретения в частную собственность земель и других природных ресурсов, а также более широко отразить в ней принципы рыночной экономики. В Конституции Российской Федерации следует закрепить принцип социального партнерства государства, объединений работодателей и профессиональных союзов, усилить конституционные гарантии справедливого распределения материальных благ в российском обществе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|