Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследовать функции методом дифференциального исчисления и схематично построить их графики.

Контрольная работа

Математика

Преподаватель: Фатхуллина Алия Анасовна

Рекомендации к выполнению контрольной работы

Приступая к решению контрольных работ, необходимо изучить теоретический материал по рекомендованному учебнику. Изученный материал кратко законспектировать, выделяя основные определения, формулы необходимые для решения задач. Работы должны отвечать следующим требованиям:

1. Условия задач должны быть записаны в тетрадь.

2. Решения задач должны сопровождаться краткими обоснованными пояснениями.

3. Все вычисления должны быть приведены полностью.

4. Записи должны быть аккуратными и разборчивыми.

5. Из предложенных задач для контрольной работы студент выбирает номера задач по последней цифре его номера в списке группы.

6. Контрольная работа должна быть выслана в институт не позднее, чем за месяц до начала сессии. Студенты, вовремя не выполнившие контрольные работы, к экзамену допускаются по усмотрению преподавателя.

7. В период экзаменационной сессии студент обязан представить зачетную работу и защитить ее, решая самостоятельно подобные задачи.

 

 

Номера задач для контрольной работы

 

Вариант Контрольная работа  
                           
                           

 

 

Контрольная работа

 

 

Убедиться, что векторы a,b,c образуют базис. Найти разложение вектора d по этому базису.

 

Номер задачи   Координаты векторов
A b c d
6. 3; 2; 2 2; 3; 1 1; 1; 3 5; 1; 11

 

Даны координаты вершин пирамиды А, В, С, D. Требуется найти: 1) длину ребра АВ; 2) угол между ребрами АВ и АС; 3) уравнение прямой АВ; 4) уравнение плоскости АВС; 5) угол между ребром АD и гранью АВС; 6) площадь грани АВС; 7) объем пирамиды; 8) уравнение высоты, опущенной из вершины D на грань АВС. Сделать чертеж.

 

16. А(-1, 1, 3), В(1, 0, 0), С(5,-2,1), D(-1,-1,0).

21-30. Даны вершины треугольника А(х11), В(х22), С(х33). Требуется: 1) вычислить длину высоты и медианы, проведенных из вершин В; написать их уравнения; 2) написать уравнение прямой, проходящей через вершину В параллельно стоне АС; 3) угол между прямыми АВ и АС; 4) найти точку В1 симметричную точке В относительно прямой АС.

Номер задачи Координаты вершин треугольника
А В С
26. 7; 2 -1; 4 -2; -3

 

31-40. Линия задана уравнением r=r(j) в полярной системе координат. Требуется:

1. построить линию по точкам, начиная от j=0 до j=2p и придавая j значения через промежуток ;

2. найти уравнение данной линии в декартовой прямоугольной системе координат, у которой начало совпадает с полюсом, а положительная полуось абсцисс с полярной осью;

По уравнению в декартовой прямоугольной системе координат определить, какая это линия.

 

36. ;

 

Доказать совместность данной системы линейных уравнений и решить ее тремя способами: 1) методом Крамера; 2) методом Гаусса; 3) средствами матричного исчисления.

 

46.

56.

Найти собственные значения и собственные векторы линейного преобразования, заданного в некотором базисе матрицей А.

 

66. .

 

71-80. Дано комплексное число . Требуется: 1) записать его в алгебраической и тригонометрической формах; 2) найти все корни уравнения .

 

 

76. .

81-90. Даны два линейных преобразования:

Средствами матричного исчисления найти преобразование, выражающее , , через , , .

86.

 

 

Вычислить пределы функций, не пользуясь правилом Лопиталя.

 

 

96. а) , б) ,

в) , г) .

 

Исследовать функции на непрерывность и сделать схематический чертеж.

 

 

106. а) , при , . б) .

 

 

111-120. Найти производные данных функций.

 

 

116. а) ; б) ;

в) ; г) ;

д) .

 

Исследовать функции методом дифференциального исчисления и схематично построить их графики.

 

126. а) ; б) .

 

Решение типового варианта

Пример 1. Даны векторы , , , в некотором базисе. Показать, что векторы , , образуют базис и найти координаты вектора в этом базисе.

Решение:

Для того, чтобы три вектора могли образовывать базис пространства , необходимо и достаточно, чтобы они были линейно независимы. Это значит, определитель, столбцами которого являются координаты векторов системы, должен быть отличен от нуля.

Вычислим определитель D системы.

.

Вывод: векторы , , линейно независимы и образуют базис в .

Разложение вектора по базису , , в векторной форме имеет вид:

,

где х1, х2, х3 – искомые координаты вектора в данном базисе.

В координатной форме это разложение имеет вид:

(24;20;6)= х1 (2;4;1)+ х2 (1;3;6)+ х3 (5;3;1)

или

(24;20;6)=(2 х1 + х2 +5 х3;4 х1 +3 х2 +3 х3; х1 +6 х2 + х3).

В левой и правой частях полученного равенства стоят два вектора. Они равны и поэтому равны их одноименные координаты. Получим систему трех уравнений с тремя неизвестными:

.

Систему решаем по формулам Крамера. Для этого, кроме определителя D, вычисляем D 1, D 1, D 3, полученные из определителя D заменой соответствующих столбцов столбцом свободных членов системы.

 

 

Координаты вектора определяются по формулам:

; ; .

Таким образом, разложение вектора по базису , , имеет вид: или (2; 0; 4).

Проверка. Подставим в правую часть полученного разложения координаты векторов , , :

= 2 (2; 4; 1)+ 4 (5; 3; 1;)=(4; 8; 2)+(20; 12; 4)=(24; 20; 6)= .

Получили координаты вектора . Значит, разложение вектора по базису , , найдено верно.

 

Пример 2. Даны координаты вершин пирамиды ABCD: A(10; 6; 6), B(- 2; 8; 2), C(6; 8; 9), D(7; 10; 3).

Найти:

1) Длину ребра АВ;

2) Угол между ребрами АВ и АD;

3) Уравнение прямой АВ;

4) Уравнение плоскости АВС;

5) Угол между ребром АD и гранью АВС;

6) Площадь грани АВС;

7) Объем пирамиды;

8) Уравнение высоты, опущенной из вершины D на грань АВС.

Сделать чертеж.

Решение:

1) Если ребро АВ обозначить за вектор , то длина ребра - это длина вектора. Находим координаты вектора :

=(- 2-10; 8-6; 2-6)=(- 12; 2;- 4).

Если =(х; у: z), то его длина .

Следовательно,

.

2) Угол между ребрами АВ и АD – это угол между векторами и . Находим координаты вектора .

=(7-10; 10-6;3-6)=(-3;4;-3).

Из пункта 1) нам известны координаты вектора =(- 12; 2;- 4). Угол между двумя векторами находится по формуле:

.

Если векторы и имеют координаты =(х1; у1: z1), (х2; у2: z2) соответственно, то эта формула перепишется в виде:

.

Следовательно, получаем

 

Итак, .

3) Уравнение прямой, проходящей через две точки М1(х1; у1; z1) и М2(х2; у2; z2) имеет вид:

или равносильное ему уравнение:

,

где =(l,m,n) – координаты направляющего вектора прямой М1М2.

Направляющий вектор прямой – это вектор, параллельный прямой. В нашем случае прямая проходит через точки А(10; 6; 6) и В(- 2; 8; 2).Следовательно, уравнение прямой АВ:

.

Итак, каноническое уравнение прямой АВ:

где направляющий вектор

4) Уравнение плоскости по трем точкам находится по формуле:

, (*)

где А(х1; у1; z1); В (х2; у2; z2); С(х3; у3; z3) – точки, через которые проходит плоскость. Подставляя координаты точек А, В, С в формулу (*), получим:

 

.

Считаем определитель, разложив его по первой строке.

D=а11А1112А1213А13,

где - алгебраические дополнения элементов , а Мi j – минор элемента . Минором элемента матрицы называется определитель, получаемый (вычеркиванием строки и столбца, на пересечении которых он расположен) из данного. Следовательно,

 

.

Итак, уравнение плоскости АВС:

.

5) Требуется найти угол между ребром АD и гранью АВС. Это равносильно нахождению угла между прямой АD и плоскостью АВС. Угол между прямой и плоскостью Ах+Ву+Сz+D=0 определяется по формуле:

,

где - координаты нормального вектора плоскости АВС.

- координаты направляющего вектора прямой АD.

Находим уравнение прямой АD по двум точкам:

.

Следовательно,

АD: , .

Т.к. уравнение плоскости АВС: , то ее нормальный вектор .

Значит,

.

.

6) Площадь грани АВС – это площадь треугольника АВС. Если треугольник построен на векторах и , то его площадь считается по формуле:

.

Из пункта 1) имеем =(- 12; 2;- 4).Находим координаты вектора .

=(6-10;8-6;9-6)=(-4;2;3).

Далее необходимо найти векторное произведение .Составляем определитель и вычисляем его, раскладывая по первой строке.

находим длину полученного вектора:

.

Следовательно,

.

1.б) Составим уравнение стороны АС – основания высоты ВН по известным двум точкам

АС: Þ Þ .

Приведем это уравнение к общему виду прямой.

4(х -1) = -7(у +1) Þ - 4 = -7 у -7Þ АС: 4х+7у+3=0.

Угловой коэффициент этой прямой . Две прямые перпендикулярны, если: . Т. к. АС ^ ВН, то .

Составим уравнение высоты ВН, зная, ее угловой коэффициент и точку В.

.

Þ 4 (у+6)=7(х+2) Þ 4 у+24=7х+14.

ВН: 7х-4у-10=0.

 

Вычислим длину высоты ВН, как расстояние от точки В до прямой АС, по формуле . Тогда получим

2) Известно, что если прямые параллельны, то их угловые коэффициенты совпадают. Следовательно, т. к BL|| AC,то .

Составляем уравнение прямой BL, зная ее угловой коэффициент и точку B(-2;-6), через которую проходит эта прямая, т. е.

.

Þ7 у+42=-4х-8 Þ BL: 4х+7у+50=0.

3) Найдем угол между прямыми АВ и АС. Составим уравнение прямой АВ по известным двум точкам

Þ . 5(х +2) = 3(у +6) Þ 5 х+10 = 3 у +18Þ АВ: 5х-3у-8=0.

Угловой коэффициент АВ: . Знаем, что .

Воспользуемся формулой

.

Для данного случая

.

4) Из п.1.б) известны уравнения стороны АС: 4х+7у+3=0 и высоты ВН: 7х-4у-10=0. Найдем точку их пересечения:

.

- точка пересечения стороны АС и высоты ВН. Эта же точка является серединой отрезка ВВ1. Зная формулы координат середины отрезка

,

выведем формулы

Для данного случая получаем: Окончательно имеем: .

Пример 4. Линия, заданная уравнением r=r(j) в полярной системе координат. Требуется:

1) построить линию по точкам, начиная от j=0 до j=2p и придавая j значения через промежуток ;

2) найти уравнение данной линии в декартовой системе координат, у которой начало совпадает с полюсом, а положительная полуось абсцисс с полярной осью;

3) по уравнению в декартовой прямоугольной системе координат определить, какая это линия:

.

Решение:

1) Рассмотрим первый способ построения кривой. Придавая углу значения через промежуток , вычисляем соответствующие значения, радиуса r и записываем в виде таблицы найденные полярные координаты точек.

j 0 p
r 0,25 0,26 0,29 0,36 0,5 0,81 1,71 6,57 ¥
                 
j 2p  
r 6,57 1,71 0,81 0,5 0,36 0,29 0,26 0,25  
                                   

 

По найденным точкам строим кривую в полярной системе координат (см. рис.)

 
 

 


 

 

Рис.

 

2) Перейдем к прямоугольным координатам, используя формулы:

и .

Подставляя выражение для r и соsj в заданное уравнение

,

получаем:

.

Выполняем преобразования, чтобы освободиться от знаменателя.

;

, ;

.

Перенося в правую часть и возводя в квадрат обе части равенства, имеем:

.

Преобразуя, получаем уравнение кривой в каноническом виде.

- парабола.

3) Полученное уравнение определяет параболу, ось симметрии которой ось абсцисс, а вершина находится в точке , ветви направлены влево.

Данные результаты соответствуют результатам, полученным ранее (см. рис.).

 

Пример 5. Дана система линейных уравнений:

доказать ее совместность и решить тремя способами:

1) Методом Гаусса;

2) По формулам Крамера;

3) Средствами матричного исчисления.

Решение: Теорема Кронекера-Капелли. Система совместна тогда и только тогда, когда ранг матрицы этой системы равен рангу ее расширенной матрицы, т. е. r (A) =r (A1), где

, .

Расширенная матрица системы имеет вид:

.

Умножим первую строку на (–3),а вторую на (2); прибавим после этого элементы первой строки к соответствующим элементам второй строки; вычтем из второй строки третью. В полученной матрице первую строку оставляем без изменений.

 

~

Разделим элементы третьей строки на (6) и поменяем местами вторую и третью строки:

~ ~

Умножим вторую строку на (–11) и прибавим к соответствующим элементам третьей строки.

~

Разделим элементы третьей строки на (10).

~ ; ~ .

Найдем определитель матрицы А.

.

Следовательно, r (A) =3. Ранг расширенной матрицы r (A1) так же равен 3, т.е.

r (A) =r (A1)= 3 Þ система совместна.

 

1) Исследуя систему на совместность, расширенную матрицу преобразовали по методу Гаусса.

Метод Гаусса состоит в следующем:

1. Приведение матрицы к треугольному виду, т. е. ниже главной диагонали должны находиться нули (прямой ход).

2. Из последнего уравнения находим х3 и подставляем его во второе, находим х2, и зная х3, х2 подставляем их в первое уравнение, находим х1 (обратный ход).

Запишем, преобразованную по методу Гаусса, расширенную матрицу

~

в виде системы трех уравнений:

Þ х3=1

х23 Þ х3=1

1=4+х23 Þ 1=4+1+1 Þ

Þ 1=6 Þ х1=3

Ответ: х1=3, х2=1, х3=1.

2) Решим систему по формулам Крамера: если определитель системы уравнений Δ отличен от нуля, то система имеет единственное решение, которое находится по формулам

; ; .

Вычислим определитель системы Δ:

Т.к. определитель системы отличен от нуля, то согласно правилу Крамера, система имеет единственное решение. Вычислим определители Δ1, Δ2, Δ3. Они получаются из определителя системы Δ заменой соответствующего столбца на столбец свободных коэффициентов.

Находим по формулам неизвестные:

; ;

Ответ: х1=3, х2=1, х3=1 .

3) Решим систему средствами матричного исчисления, т. е. при помощи обратной матрицы.

А×Х=В Þ Х=А-1× В, где А-1 – обратная матрица к А,

- столбец свободных членов,

- матрица-столбец неизвестных.

Обратная матрица считается по формуле:

(*)

где D - определитель матрицы А, Аij – алгебраические дополнения элемента а ij матрицы А. D = 60 (из предыдущего пункта). Определитель отличен от нуля, следовательно, матрица А обратима, и обратную к ней матрицу можно найти по формуле (*). Найдем алгебраические дополнения для всех элементов матрицы А по формуле:

Аij= (-1) i+j Mij .

Запишем обратную матрицу.

.

Сделаем проверку по формуле: А-1× А=Е.

 

А-1А =

Вывод: так как произведение А-1× А дает единичную матрицу, то обратная матрица А-1 найдена верно и решение системы определяется по формуле Х=А-1×В.

.

Ответ: х1=3, х2=1, х3=1.

Проверка. Подставим полученные значения в систему. Получим:

Т. к. неизвестные х1, х2, х3 обратили каждое уравнение в тождество, то они найдены верно.

 

Пример 6. Решить систему методом Гаусса и найти какие-нибудь два базисных решения системы.

Решение:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...