Сбор и анализ практического материала
Эффективность сбора практического материала для курсовой работы взначительной степени зависит от того, насколько студент понимает предмет своего исследования. К числу основных материалов, которые необходимы для выполнения работы, относятся: уставы, положения, договоры органов государственной власти и местного самоуправления; учредительные документы и устав организации (копия); договоры (с приложениями); статистические отчеты за последние 3 года, бюджет, сведения о капитальном строительстве, организационной структуре, проектах планов и целевых программ, материально-технической базе, основных фондах идр.; планы работы организации, учреждения; другие данные, вытекающие из темы курсовой работы. В процессе отбора материала у студента постепенно вырабатывается необходимый каждому будущему специалисту научно-исследовательский подход к практике. В процессе обработки полученных данныхиспользуются такие взаимосвязанные научные методы исследования, как анализ и синтез. Анализ — логический прием разделения целого на отдельные элементы и изучение каждого изних в отдельности во взаимосвязи с целым. Синтез — объединение результатов для формирования (проектирования) целого. Методы анализа исинтеза взаимосвязаны. При обработке практических материалов следует также использовать современные методы статистического и математического анализа (контент-анализ, динамические ряды, группировки, средние величины и показатели вариации, корреляционный анализ и др.) с тем, чтобы выявить закономерности и сделать научно обоснованные выводы. При использовании этих методов студент выявляет как положительные, так и отрицательные тенденции и моменты управленческой, финансовой, хозяйственной деятельности.
Расчетно-аналитическая часть курсовой работы Общим требованием к этому разделу является описание методики расчета с обоснованием ее выбора, приведение в курсовой работе собственных результатов расчета в виде таблиц и диаграмм, а также основных формул, по которым производится расчет, с обязательным раскрытием всех условных обозначений переменных и их размерностей. Результаты расчетов обязательно завершаются выводами. СТРУКТУРА РАБОТЫ И ВВЕДЕНИЯ
Структура курсовой работы должна соответствовать утвержденному научным руководителем плану и, как правило, состоять из титульного листа, задания, содержания, введения, трех глав основной части, заключения, списка использованных источников, приложений. Оформление курсовой работы студента начинается с примерного титульного листа (приложение 3). После чего может быть приведено задание. В содержании последовательно перечисляют заголовки разделов (глав), подразделов и приложений, указывают номера страниц, на которых они помещены. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе. Сокращать заголовки в содержании или давать их в иной редакции по сравнению с заголовками в тексте не допускается. Структура введения Во введении дается краткое обоснование выбора темы работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования. Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме; сформулировано и обосновано отношение студента-выпускника к их научным позициям. Далее следует показать научную новизну и практическую значимость работы. В конце введения необходимо привести краткое содержание последующих глав работы.
Актуальность. Обоснование актуальности темы исследования — одно из основных требований, предъявляемых к курсовой работе. Для студента выбор темы исследования начинается прежде всего с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. Студент должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния темы и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. Необходимо также обосновать недостаточность ее разработанности в научных исследованиях, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических, законодательных и иных условиях и т.д. Объект и предмет исследования. Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Объект исследования может одновременно претендовать и на сферу общественной жизни, и на сферу биологии, естествознания, например, природопользование. Определение же предмета исследования — это, прежде всего в какой-то мере уточнение «места и времени» действия. Другими словами, предмет исследования — это определенный элемент общественной жизни (реальности), который обладает очевидными границами либо относительной автономностью существования. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях. Проще говоря, это определенная область реальной действительности либо сфера общественной жизни (социально-экономической, политической, организационно-правовой и т.д.). Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект — это область деятельности, то предмет — это изучаемый процесс в рамках объекта исследования. Приведем пример: Тема: «Организация ценовой политики на предприятии». Объектом исследования является аспекты ценовой политики предприятия ООО ТД «Русьимпорт-Курск».
Предмет исследования – экономико-организационные, социально-психологические и нормативно-правовые аспекты ценовой политики на предприятии. Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента, именно предмет определяет тему работы. Для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи. Цель исследования. Цель исследования — это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки работы студентом. Задачи исследования. Задачи исследования работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели. Методы исследования. Метод исследования — это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод — это совокупность приемов. Другими словами, прием — это часть метода. Например, при исследовании возможно использовать следующие методы: • изучение и анализ научной литературы; • изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; • моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и т.д. Научная новизна. Определение научной новизны относится ко всему исследованию в целом. Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения. Приведем пример: Цель исследования – систематизация теоретических и методологических основ ценовой политики и ее совершенствование на предприятии ООО ТД «Русьимпорт-Курск».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть понятие, факторы, цели и задачи ценовой политики; - раскрыть понятия цены и охарактеризовать основные виды цен; - выявить основные методы и стратегии политики ценообразования; - дать технико-экономическую характеристику предприятия, проанализировать рыночную ситуацию; - провести анализ ценовой политики конкретного предприятия; - дать рекомендации по совершенствованию политики ценообразования с учетом рыночной ситуации. Примерное содержание глав курсовой работы В теоретической (первой) главе следует проследить развитие избранной проблемы, особое внимание, уделяя специальной литературе. В этой главе должно быть отражено современное понимание рассматриваемого вопроса. Не следует воспроизводить в работе литературные источники без оформления сносок на цитаты и цифровые данные. Затем следует осветить изменение изучаемой проблемы за некоторый длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития. В ней дается обзор литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы. Аналитическая (вторая) глава должна содержать краткую технико-экономическую характеристику предприятия, являющегося объектом исследования. Также здесь отражается исследование проблемы выпускной квалификационной работы, основанной на достоверной и полной информации об исследуемом предмете, содержащейся в статистической отчетности, данных оперативного и бухгалтерского учета и прочих рабочих документах предприятия, на базе которого осуществляется анализ. В этой главе следует обозначить методы анализа, выявить тенденции в развитии изучаемых процессов. При подготовке этой главы следует полнее использовать знания, приобретенные при изучении таких дисциплин, как экономика предприятия, основы коммерческой деятельности, транспортное обеспечение коммерческой деятельности, организации коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения. Анализ хозяйственной деятельности предприятия предполагает обработку собранных статистических материалов за 2-3 года. Важно использовать возможности вуза при выборе определенных методов для работы на ЭВМ. Для установления объективных тенденций и закономерностей все данные об указанной проблеме должны быть достоверными. В проектной главе (третьей) намечаются основные направления и перспективы решения проблемы. При подготовке этой части работы студенты должны учесть основные принципы: системного подхода, то есть учета всех или большинства, взаимообусловливающих задач управления объектом; комплексного подхода с позиции оперативного и стратегического управления; принципа динамичности, предполагающего регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменившимися условиями работы предприятия, содержание деятельности аппарата управления, а также с методами выполнения управленческих работ. Целесообразность внедрения того или иного предложения наряду с аргументированным изложением его сущности должна быть подкреплена технико-экономическим обоснованием, с расчетом экономического эффекта от его внедрения и срока окупаемости (если подобный расчет возможен), если не возможен, то теоретическое обоснование социального эффекта.
В заключение на 2-3 страницах кратко, но аргументировано излагаются основные выводы, полученные в ходе анализа проблемы, и предложения, направленные на совершенствование существующей практики, а также дается оценка степени выполнения поставленных задач. Список использованных источников включает источники и литературу, которыми пользовался автор при написании выпускной квалификационной работы (не менее 40 источников, основные из которых монографии, научные издания, публицистика, статьи научно-периодических изданий). В приложениях помещаются материалы, использование которых в тексте работы неудобно из-за того, что они занимают большой объем (таблицы, графики, а также вспомогательные материалы и промежуточные расчеты). Цветное изображение цифрового материала (рисунков, таблиц) в работе не допускается. Все графические материалы должны входить в состав аналитического и работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|