Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примечание протопресвитера Михаила Помазанского




Внимание каждого христианина, знакомого с Библией, привлекается параллелью между началом ветхозаветной книги " Бытия" и началом Евангелия от Иоанна с первого же их слова. На этой параллели внимание остановим и мы.

" Эн архи " — " В начале" — первые слова обоих священных творений. Греч. " архи" имеет три основных значения: а) начало события или дела, в обычном, простом смысле слова; б) начальствования, господства, или власти: в) и в значении старого времени, прошлого, давнего, а в религиозном смысле — неограниченного временем, вечного.

В подлинном языке книги прор. Моисей применяет это слово в обычном, первом смысле: Бог, прежде всех Своих действий вне Себя, сотворил небо и землю. То же слово стоит первым в Евангелии от Иоанна, но св. апостол возвышает смысл греч. Слово " архи": " В начале было Слово" — Слово, как личное Божественное бытие, " было в начале" — прежде всякого иного бытия, более того: вне всякого времени, в безграничной вечности. В том же Евангелии еще раз стоит это слово, в таком же значении; приводим этот стих. Когда иудеи спросили Господа: " Кто же Ты? " — " Иисус сказал им: " От начала Сущий, как и сказал вам" Тин архин, оти кэ лало имин. Так первые книги двух Заветов, ветхого и нового, начинаются одним и тем же выразительным словом; но оно в книге Нового Завета имеет более возвышенный смысл, чем в книге Бытия.

В дальнейшем тексте обеих книг, особенно в первых пяти стихах каждой, замечаем эту внутреннюю связь, пусть — не нарочито проведенную евангелистом, так как проведена она не в точной последовательности, но как связь, сама собой вытекающая из существа этих двух предметов речи. Здесь ясно определяется величие для нас новозаветных событий при сопоставлении их с ветхозаветными. Проводим эту параллель, ставя для ясности на первом месте книгу Бытия, на втором — Евангелие.

 

Кн. Бытия: Евангелие:
1. " . В начале сотворил Бог…" " И сказал Бог: Да будет…" 1. " В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Бог был Слово" . Здесь истина Единобожия возвышается откровением второй ипостаси в Боге, (выражение " было к Богу" поясняется далее, в стихе 16: " Единородный Сын, сущий в лоне Отчем" )
2. " Земля же была безвидна и пуста" (безжизненна)… 2. " Все чрез Него [Слово] начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" . Глагол " сказал" уточняется словами " сказал Словом", участием второй Ипостаси Божественной, Творцом всего мира, исполнителем воли Отца.
3. " И сказал Бог: Да будет свет" , — Сказано о физическом свете. 3. " В Том (в Слове) была жизнь" (Противопоставление)
4. " И тьма над водами…" 4. " И жизнь была Свет человеков" . Предмет мысли неизмеримо возвышается, не смотря на обозначение одним и тем же словом. О, Слове, Сыне Божием: " И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" — (Противопоставление)
В дальнейших стихах:  
5. О Духе Святом. " И Дух Божий носился над водою…" 5. Приведены слова Иоанна Крестителя: " Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем" (ст. 31-32, Сопоставление)
6. " И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему…" 6. О Вочеловечении Слова. " И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (ст. 14, — Сопоставление)
7. " И почил Бог в день седьмой от всех дел Своих, которые делал" (Бытие 2: 2) 7. Пришествие Слова на землю. Слава Спасителя: " Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому" (Иоан. 1: 51, — Сопоставление).

 

Это совпадение то мыслей, то словесных выражений между данными двумя священными книгами Ветхого и Нового Заветов, этот свет первого в церковном понимании Евангелия, падающий на первую книгу пророка Моисея, подтверждается словами самого апостола в той же первой главе его Евангелия: " От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (ст. 16-17)

Поэтому нет надобности искать источник для имени " Логос — Слово", твердо вошедшего в христианство. Да это имя-понятие совсем не чуждо вообще Ветхому Завету. " Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их" (Пс. 32: 6), — сказано в Псалтири, бывшей в ежедневном чтении иудеев, в древне-еврейском ли тексте или в переводе 70-ти.

Но еще яснее для нас светит прощальная беседа Господа с Его учениками. " Слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца" (Иоан. 14: 24). " Все, что Я слыхал от Отца Моего, сказах вам" (15: 15). " Все, что имеет Отец, есть Мое" (16: 15). Вот основной предмет этой величественной беседы, как и последовавшей за ней первосвященнической молитвы Господней.

Православная Церковь с любовью восприняла наименование Сына Божия " Словом" и широко пользуется им, но всегда не в одиночном его виде, а с тем или другим его определением, атрибутом: " Бога-Слова родившую" (" Достойно есть" ): " Единородный Сыне и Слове Божий" (песнь на Литургии); " Вседержителю, Слово Отчее" (в молитвах на сон грядущим)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...