Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы решений и требования, предъявляемые к ним

Деловые переговоры их классификация

Деловые переговоры — специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий совместный анализ проблем. Деловые переговоры — инструмент как внутренних, так и внешних коммуникаций.

Выделяют два подхода к переговорам: конфронтационный и партнерский.

Конфронтационный подход к переговорам — это противостояние сторон, своеобразное поле битвы, т.е. каждая из сторон уверена, что целью переговоров является победа, а отказ от полной победы означает поражение.

Партнерский подход реализуется на основе совместного с партнером анализа проблем и поиска взаимоприемлемого решения, при котором в выигрыше оказываются оба участника.

Цель переговоров может состоять в налаживании связей, принятии решений, заключении различных договоров, координации совместных условий, согласовании мероприятий. Стратегическая цель переговоров — найти взаимоприемлемое решение, избегая крайней формы появления конфликта.

Эффективность ведения переговоров определяется двумя критериями:

• переговоры должны привести к разумному соглашению (максимально отвечающему интересам каждой из сторон), если таковое возможно в принципе;

• переговоры должны улучшить или хотя бы не испортить отношения между сторонами.

Цели участников переговоров могут не совпадать или даже быть противоположными, поэтому важно правильно сформулировать цели переговоров. Для этого необходимо четко знать и о себе, и о партнере (оппоненте): интересы; положение организации, отрасли, на рынке товаров, услуг; наличие обязательств (каких и перед кем); наличие деловых партнеров, союзников; принадлежность организации к политико-экономической группе.

Подготовка к переговорам. Чтобы достичь успеха на переговорах, необходимо тщательно к ним подготовиться.

Задачи лучше формулировать гибко, чтобы при необходимс можно было их подкорректировать. Как правило, любые перего» ры ведут к подписанию договора — документа, юридически прор ботанного и выверенного специалистами.

Предметом переговоров может стать любая информация, сительно которой нет согласия, но он должен носить практическ характер и учитывать складывающуюся ситуацию.

Место проведения переговоров. Переговоры можно проводить своем офисе или на территории оппонента.

Этика деловых отношений

Этика деловых отношений — система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности. Этика деловых отношений включает:

этическую оценку внутренней и внешней политики организации;

моральные принципы членов организации;

моральный климат в организации;

нормы делового этикета.

Сущность этики деловых отношений

Этика — система научных знаний, доказуемых, обоснованных, объективных и всеобщих, о морали и нравственности. Задачи этики: описать мораль, объяснить мораль и научить морали. Этике деловых отношений в последнее время уделяется всё большее внимание. Это выражается в увеличении объёма обучающих программ в системе вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам (напримар: «этика бизнеса», «этика и деловой этикет»).

Виды делового общения

Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении невозможно прекратить взаимоотношения с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон).

Значительную часть делового общения занимает служебное общение, то есть взаимодействие людей, которое происходит в рабочее время, в стенах организации. Однако деловое общение — понятие более широкое, чем служебное, так как включает в себя взаимодействие и наемных работников, и собственников-работодателей, происходит не только в организациях, но и на различных деловых приемах, семинарах, выставках и пр.

Различают два вида делового общения: вербальное и невербальное. Вербальное общение (от лат. verbalis — словесный) — это общение с помощью слов. При невербальном общении средством передачи информации являются позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и пр.

Типы решений и требования, предъявляемые к ним

При классификации решений вид решения определяется исходя из характера задачи принятия решений. Общепризнанным критерием решения задач принятия решений являются следующие: 1. Степень определенности информации; 2. Количество лиц, принимающих решения; 3. Длительность действия и характер целей; 4. Содержание задачи принятия решений; 5. Количество целей; 6. Частота принятия решений. Определенность информации характеризуется полнотой и достоверностью данных, используемых при принятии решения. По этому признаку решения подразделяются на 3 группы: - решения, принимаемые в условиях определенности; - решения, принимаемые в условиях вероятностной определенности (основанные на риске); - решения, принимаемые в условиях неопределенности (ненадежности). Принятие решений в условиях вероятностной определенности базируются на теории статистических решений. Здесь неполнота и недостоверность информации заполняется путем рассмотрения случайных событий или процессов.

Количество лиц, принимаемых решения исходя их данного критерия принятия решений: 1) единственные – принимаемые единоначальником; 2) коллегиальные – совещательный орган; 3) коллективные – собрания акционеров.

По длительности действия и характеру целей решения делят на стратегические, тактические (обеспечивающие реализацию стратегических задач); оперативные (текущие).

По признаку содержания задачи решения различают: экономические, организационные, политические и др. По признаку количества целей решения бывают одноцелевые и многоцелевые. По частоте принятия решений: одноразовые (случайные) и повторяющиеся (постоянные).

Решения можно классифицировать и по характеру процесса принятия (объединенные и решения, принимаемые последовательно); по числу решений (статичные и динамичные, одноступенчатые и многоступенчатые); по организационному распределению решений (централизованные и децентрализованные); по господствующему образу мышления (обдуманные и интуитивные (спонтанные)); по учету изменения данных (жесткие и гибкие); по связи с другими решениями, и по сложности.

Требования, предъявляемые к решениям: 1. Научная обоснованность, компетентность; 2. Полномочность; 3. Директивность (обязательно к выполнению); 4. Своевременность (оперативность); 5. Непротиворечивость; 6. Точность, ясность, лаконичность формулировки решения; 7. Экономичность, эффективность и оптимальность; 8. Комплексность.

На практике указанные требования могут быть обеспечены, если выполняются принципы обоснования решения: - объективность; - всесторонность рассмотрения; - комплексный подход; - системный подход.

Этапы принятия решения

Подготовка управленческого решения подразумевает наличие системы, состоящей из пяти этапов.

1. Этап формирования цели. Поставленная цель должна быть существенной и выполнимой с учетом имеющихся ресурсов.

2. Этап анализа и поиска решений. Сначала необходимо осмыслить проблему, стоящую перед организацией, определить ее природу и значимость. Проблема - это отклонение фактических параметров от целевых, возможность такого отклонения в будущем в случае непринятия каких-либо действий, изменение целей управления. В процессе осмысления проблемы необходимо установить совокупность факторов, влияющих на конечный результат, допустимые отклонения, данные о ресурсах и т. д. Проблемы бывают:стандартные. Для их решения необходим инструкции и руководства; жестко структурированные. Решение - применение экономико-математические модели; слабо структурированные. Решение - произвести системный анализ; неструктурированные (новые). Решение - экспертные оценки и мнения.

Методы выявления причин возникновения проблем: выявление факторов, появление которых совпадает с моментом возникновения проблемы;

выявление объектов, аналогичных рассматриваемому, где подобная проблема не возникала; диаграмма "Рыбья кость" (причинно-следственная диаграмма), ее создатель - Исикава.

Необходимо проранжировать выявленные причины в порядке важности. Здесь можно воспользоваться правилом Парето: устранение 20% причин может решить проблему на 80%.

3. Этап принятия решений. При принятии решения устанавливается альтернатива, т. е. ситуация, в которой нужно сделать выбор одной или нескольких возможностей. Для выбора альтернативы (варианты решения) необходимо:

1) сформировать систему показателей (качественных и количественных), используя метод шкалирования;

2) сформировать критериальную базу. Критерий позволяет ответить на один из следующих вопросов:

является ли альтернатива допустимой;

является ли альтернатива удовлетворительной,

является ли альтернатива оптимальной;

какая из двух сравниваемых альтернатив лучше;

3) осуществить выбор (принять решение) с учетом рисков и возможностей реализации. "Плохой администратор предлагает правильное решение, а хороший - выполнимое".

4. Этап воздействия. Методы воздействия на исполнителей бывают экономическими, организационными и воспитательными. В результате происходит мотивация на выполнение выработанного решения.

5. Этап реализации и оценки. Организация производственного процесса с присущими ему стандартами. Оценка фактического результата, сравнение его со стандартным показателями и оценка отклонения. Получение обратной связи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...