Кафедра детских болезеней №1 с курсом пропедевтики детских болезней
КАЗАХСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КУРС ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для СТУДЕНТОВ по пропедевтике детских болезней
ТЕМА: Искусственное и смешанное вскармливание.
КУРС - 3 ФАКУЛЬТЕТ - педиатрический
СОСТАВИТЕЛЬ: доцент Б. К. Мусина
АСТАНА, 2005 г.
Обсуждена на заседании курса «___»___________2005 г., Протокол №
Утверждена зав. курсом, доцентом Б. К. Мусиной
1. Тема: Искусственное и смешанное вскармливание. 2. Количество учебных часов – 4 час. 3. Актуальность темы (мотивация изучения). Наилучшим способом питания ребёнка грудного возраста является естественное вскармливание, так как ни один из практикуемых методов смешанного или искусственного питания не гарантирует нормального развития ребёнка с такой надёжностью, как естественное. Но в практике встречаются случаи недостатка или полного отсутствия молока у матери, невозможность вскармливания ребёнка грудью и грудным молоком, отсутствие матери. В таких случаях ребёнка вскармливают искусственными молочными смесями. 4. Цели занятия: Студент должен знать 1. Показания к смешанному и искусственному вскармливанию. 2. Характеристику различных групп искусственных молочных и безмолочных смесей для детского питания. 3. Потребность детей в основных пищевых ингредиентах Студент должен уметь: 1. Определить показания к переводу ребёнка на смешанное и искусственное вскармливание. 2. Выбрать адекватную смесь и рассчитать необходимое ребёнку количество питания, составить суточное меню. 3. Оценить эффективность вскармливания и провести коррекцию питания.
4. Проводить инструктаж матери по технике искусственного вскармливания ребёнка.
5. ВОПРОСЫ для подготовки к занятию: По базисным знаниям: 1. Особенности обмена веществ у детей. 2. Физическое развитие детей различного возраста. 3. Семиотика нарушений массы тела у детей. 4. Понятие об иммунитете, особенности иммунитета у детей. 5. Понятие об аллергии, этиопатогенез и клинические проявления аллергических заболеваний. 6. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей, семиотика и синдромы её поражения. 7. Синдромы поражения костной системы (рахит) и системы крови (анемический синдром) 8. Преимущества естественного вскармливания, правила введения прикорма По теме настоящего занятия: 1. Состав молока сельскохозяйственных животных, используемых для искусственного вскармливания. «Гарантийное молоко». 2. Классификация молочных смесей, используемых для вскармливания детей первого полугодия жизни (адаптированные и неадаптированные», «сладкие» и «кислые»). 3. Потребность детей в белках, жирах, углеводах и калориях в зависимости от употребления смесей. 4. Показания к назначению смешанного вскармливания. Методы определения количества докорма. 5. Молочные смеси, применяемые в качестве докорма. Техника и правила докармливания. 6. Схема кормления детей при смешанном вскармливании, потребность детей в основных пищевых ингредиентах в зависимости от количества докорма и виды молочной смеси, используемой для докорма. 7. Сроки введения соков, витамина, прикорма детям, находящимся на смешанном вскармливании. 8. Техника искусственного вскармливания и критерии оценки его эффективности. Понятие свободном вскармливании. Формы свободного вскармливания. 9. Понятие о коррекции искусственного вскармливания, способы проверки правильности назначения искусственного питания. Сроки введения соков, прикорма. Консервированные продукты детского питания (сухие молочные смеси, соки, овощные и фруктовые консервы). Понятие о гомогенизированных консервах для детей, сроки их применения.
10. Наиболее частые ошибки при проведении искусственного вскармливания.
6. Информационно-дидактический блок (прилагается) 7. Содержание занятия. 1. Самостоятельная работа студентов (Собрать пищевой анамнез, оценить его, выявить показания для индивиду-ального выбора блюд прикорма ребёнку на естественном вскармливании. Определить массу тела ребёнка. Определить уровень физического развития, используя центильные таблицы, антропометрические индексы и формулы расчета. Сделать заключение об уровне и гармоничности физического развития ребенка на основании полученных данных. Исследовать и оценить нервно-психическое развитие ребёнка. Провести контрольное взвешивание и определить достаточность молока у матери. Сделать заключение о степени упитанности ребёнка и эффективности его вскармливания. Рассчитать и назначить ребёнку адекватное питание – составить меню. 2. Совместная работа с преподавателем (обучение особенности сбора пищевого анамнеза детей и оценить его. Выявить погрешности и проблемы в проведении естественного вскармливания. Сделать заключение о степени упитанности ребёнка и эффективности его вскармливания. Рассчитать и назначить ребёнку адекватное питание) 3. Контроль исходного и заключительного уровня знаний (тесты, ситуационные задачи). КАЗАХСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра детских болезеней №1 с курсом пропедевтики детских болезней
ИНФОРМАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ БЛОК к ТЕМЕ практического занятия: « Искусственное и смешанное вскармливание » Характеристика продуктов для смешанного и искусственного вскармливания. Основу рационального искусственного вскармливания должно составлять использование специализированных продуктов детского питания промышленного выпуска, современных заменителей женского молока - адаптированных молочных смесей ("формул" - по терминологии зарубежных авторов). Заменители женского молока могут быть сухие и жидкие (готовые к употреблению), пресные и кисломолочные.
Смеси, предназначенные для вскармливания детей, должны быть максимально приближены (адаптированы) по составу к женскому молоку и соответствовать особенностям метаболизма ребенка первого года жизни. Приближение (адаптация) состава молочных смесей к составу женского молока проводится по всем компонентам - белковому, жировому, углеводному, витаминному и минеральному. Адаптация белкового компонента заключается, прежде всего, в снижении общего уровня белка (с 2,8 г/100 мл в коровьем молоке до 1,5-1,8 г/100 мл в готовой смеси), что в большей мере соответствует уровню белка в женском молоке (0,8 -1,2 г/100 мл). Снижение содержания белка в заменителях женского молока позволяет устранить неблагоприятное влияние избытка белка на азотистый и минеральный обмен грудного ребенка, функцию пищеварительного тракта и незрелых почек. Другим направлением адаптации является введение в заменители женского молока белков молочной сыворотки, которые, в отличие от казеина, преобладающего в коровьем молоке, образуют в желудке ребенка значительно более нежный и легче усвояемый сгусток, а также обеспечивают большее приближение аминокислотного состава смеси к аминокислотному составу женского молока. Большинство адаптированных заменителей женского молока содержат также таурин - серосодержащую свободную (т.е. не входящую в состав белков) аминокислоту, необходимую для построения нейросетчатки и головного мозга младенцев, всасывания жиров (образования парных желчных кислот) и др. Эта аминокислота для детей первых недель и месяцев жизни, особенно недоношенных, относится к числу незаменимых. Адаптация жирового компонента включает частичную или полную замену молочного жира на смесь природных растительных масел (подсолнечного, кукурузного, соевого, кокосового, пальмового и др.), что позволяет существенно повысить содержание в продукте незаменимых полиненасыщенных жирных кислот семейств омега-6 (линолевая, арахидоновая кислоты) и омега-З (линоленовая к-та и др.), уровень которых в коровьем молоке невелик. Для улучшения усвоения жира в молочную смесь вводят небольшие количества природных эмульгаторов (лецитина, моно- и диглицеридов), которые способствуют лучшей эмульгации и всасыванию жиров в просвете кишечника, а также карнитин, улучшающий окисление жирных кислот в клетках органов и тканей младенца.
С целью адаптации углеводного компонента молочной смеси в нее добавляют лактозу, уровень которой в коровьем молоке значительно ниже, чем в женском. Нередко лактозу сочетают с низкомолекулярным полимером глюкозы - декстрин-мальтозой. Вместо декстрин-мальтозы в смесь могут вводиться содержащие ее солодовый экстракт или различные виды патоки, а также глюкозный сироп. Наконец, современные заменители женского молока содержат все необходимые ребенку витамины, минеральные соли и микроэлементы (включая железо, цинк, медь, йод и др.) в адекватных и сбалансированных количествах. Химический состав и энергетическая ценность молочных смесей приведены в приложении 6. К числу максимально адаптированных заменителей женского молока относятся жидкие смеси: "Агу-1 "стерилизованная (пресная) и кисломолочная, смесь "Бэби-милк" (Россия) и сухие смеси: "Нутрилак-1" (Россия), "Нан" (Швейцария), "Нутрилон" (Голландия), "Бебелак-1" (Россия-Голландия), "Фрисолак" (Голландия), "Пре-ХиПП, "ХиПП-1", (Австрия), "Энфамил-1" (США), "Хумана-1" (Германия), "Сэмпер Бэби-1" (Швеция) и др. Несколько менее адаптированными являются так называемые "казеиновые формулы". Они изготавливаются на основе сухого коровьего молока, основной белковый компонент которого представлен казеином, без добавления деминерализованной молочной сыворотки. Вследствие этого, такие смеси менее близки к белковому составу женского молока. В то же время, по всем остальным компонентам - углеводному, жировому, витаминному, минеральному эти смеси, так же как и описанные выше адаптированные смеси, максимально приближены к составу женского молока. К числу "казеиновых формул" относятся такие смеси как "Симилак" (США), "Нестожен" (Швейцария) и др. В последние годы за рубежом разработаны и широко используются также так называемые "последующие смеси", т.е. молочные продукты, предназначенные для вскармливания детей на "последующем" возрастном этапе - с 5-6 месяцев. Они отличаются от заменителей женского молока меньшей степенью адаптации. Последующие смеси производятся из сухого цельного молока (без добавления молочной сыворотки), содержат крахмал и сахарозу. Содержание в них белка и энергетическая ценность значительно выше, чем в "стартовых" заменителях женского молока (1,8-2,2г/100 мл и 70-80 ккал/100 мл соответственно), что соответствует возросшим потребностям детей второго полугодия в энергии и пищевых веществах.
Последующие формулы, так же как и заменители женского молока, содержат все необходимые ребенку второго полугодия жизни витамины, минеральные соли и микроэлементы. К числу "последующих" смесей относятся такие смеси как "Агу-2" (Россия), "Нутрилон-2" (Голландия), "Фрисомел" (Голландия), "Бебелак-2" (Россия-Голландия), "Галлия-2" (Франция), "Нан с 6 до 12 месяцев" (Голландия) и другие. При выборе смеси, наиболее адекватной для вскармливания конкретного ребенка, следует учитывать: · Возраст ребенка - в первые 2-3 недели жизни ребенку предпочтительнее назначать пресные смеси, поскольку кисломолочные смеси в этом возрасте могут вызывать (или усиливать) срыгивания; затем целесообразно сочетать пресные и кисломолочные смеси ("Агу-1", ацидофильная "Малютка"), при этом наиболее целесообразным является назначение ребенку 50% кислых и 50% пресных смесей (от необходимого ребенку суточного объема смесей); · Степень адаптированности смеси - чем меньше возраст ребенка, тем больше он нуждается в максимально адаптированных смесях (например, "Агу-1", "Нан", "Фрисолак", "Нутрилон", "ХиПП-1", "Сэмпер Бэби-1" и др.); ребенку до 6 месяцев не следует назначать "последующие смеси" (например, "Агу-2", "Нан с 6 до 12", "Хумана-2", "Фрисомел", "Сэмпер Бэби-2" и др.), цельное коровье молоко, кефир и другие неадаптированные кисломолочные смеси. Однако, у детей с неустойчивым стулом, кишечными инфекциями допустимо использовать цельный кефир в небольших количествах в качестве добавки к основному питанию; · Индивидуальную переносимость смеси; в практике нередки случаи, когда ребенок дает выраженные аллергические реакции на одну из современных максимально адаптированных смесей, но хорошо переносит другую смесь того же поколения; более того, ряд детей дает аллергическую реакцию на смеси, обогащенные сывороточными белками, но хорошо переносит менее адаптированные "казеиновые формулы" (например, "Симилак").
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|