И проведению практического занятия
Методическая разработка Для проведения семинарскому занятию по учебной дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности» ТЕМА 8: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» направление подготовки Управление персоналом» Квалификация (степень) - бакалавр СМК-УМК-4.4.2-45-13
Обсуждена на заседании кафедры психологии и педагогики Протокол № _____ от «___»______20__ г.
Санкт-Петербург I. Цели занятия 1. Ознакомить слушателей с предметом психофизиологии профессиональной деятельности 2. Рассмотреть психофизиологические методы используемые для оптимизации профессиональной деятельности II. Воспитательные цели
1. Основные задачи психофизиологии профессиональной деятельности. Психофизиологические компоненты работоспособности. Характеристика стадий деятельности 2. Проведение психофизиологического обследования психической работоспособности. III. Расчет учебного времени
IV. Перечень литературы и учебно – методических материалов для подготовки к занятию Основная: 1. Ляксо Е.Е., Ноздрачев А.Д. Психофизиология: учебник: Рекомендовано УМО. – Изд. «Академия», 2013г. –335 с. (Бакалавриат) 2. Психофизиология: учебник: [гриф Мин.обр.]/ред. Ю.И. Александров. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2012. – 464 с.
3. Психофизиология: учеб. пособие: ГРИФ УМО/ Кроль В.М., Виха М.В..- Изд. «КНОРУС», 2014. (Бакалавриат) 4. Ляксо Е.Е. Психофизиология [Текст]: учебник: [ФГОС] / Е. Е. Ляксо, А. Д. Ноздрачев. - М.: Академия, 2012. - 336 с. - 20 экз. 5. Глуханюк Н.С. Психодиагностика: учебное пособие: [гриф Мин. обр.] / Н. С. Глуханюк, Д. Е. Щипанова. - М.: Академия, 2011. - 240 с. Дополнительная: 1. Сыренский В.И., Родина Е.А. Психофизиология здоровья. — СПб.: Каро, 2008. — С. 496. 2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2010. — С.544 3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология профессиональной деятельности Серия «Мастера психологии». – СПб.: Питер, 2008. V. Методические рекомендации преподавателю по подготовке и проведению практического занятия При подготовке к занятию необходимо изучить учебные вопросы, структуру и содержание практического занятия, ознакомится с литературой и методическими рекомендациями, уточнить количество и готовность рабочих мест к проведению практического занятия обучаемыми. По завершении личной теоретической подготовки необходимо составить план проведения практического занятия с указанием времени, отводимого на отработку учебных вопросов. Накануне практического занятия необходимо провести консультацию с обучаемыми на рабочих местах и выдать задание на подготовку к практическому занятию. Во вводной части занятия (10 мин) проверить наличие студентов, курсантов на занятии, объявить тему, учебные цели и вопросы занятия, последовательность их отработки и напомнить, что именно к концу занятия каждый обучаемый должен выполнить. Разъяснить особенности самостоятельной работы, выдать раздаточный материал. При отработке первого учебного вопроса (50 мин) в индивидуальном порядке контролировать работу обучающихся, задавая контрольные и наводящие вопросы по заданному материалу.
Контрольные вопросы: 1. Каковы цели и задачи психофизиологии профессиональной деятельности 2. Расскажите о значимости для профессиональной деятельности ряда состояний: усталости, утомления и напряженности. 3. Раскройте суть понятия «работоспособность». 4. Весь процесс деятельности можно разделить на шесть стадий. Назовите их. 5. Назовите факторы от которых зависит эффективность, результативность и надежность деятельности 6. Раскройте суть понятия «профессиональный отбор». 7. Раскройте суть понятия «профессиональная пригодность» 8. Что входит в основу психофизиологической системы профотбора
На границе естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений, в том числе психофизиология профессиональной деятельности. В настоящее время накоплено большое количество эмпирических данных о значимости для профессиональной деятельности ряда состояний: усталости, утомления и напряженности. Характер функционирования физиологических и психологических систем организма, обеспечивающих деятельность человека, позволил выделить основания для дифференциации состояний напряженности. Обобщенный количественный показатель цены деятельности, разработанный на основе психофизиологических параметров, стал широко использоваться в эргономических исследованиях для оптимизации условий, содержания и режимов трудовой деятельности, оценки и прогнозирования умственной работоспособности. Работоспособность - способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных лимитов времени и параметров количества и качества результатов работы. Работоспособность зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов человека. Под высокой работоспособностью чаще всего понимают способность развить максимум энергии при экономном расходовании, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Высокая работоспособность индивидуума обеспечивается оптимальным состоянием функций различных физиологических систем его организма в их совокупности. Эффективность, результативность и надежность деятельности.
Весь процесс деятельности можно разделить на шесть стадий. 1. Стадия врабатывания состоит из трех этапов (подстадий): от первичной мобилизации через гипермобилизацию к гиперкомпенсации. Первичная мобилизация - кратковременное снижение практически всех показателей деятельности и активности физиологических систем. Этот эффект связан с внешним торможением, возникающим в результате изменения характера стимуляции. Первичная мобилизация наблюдается в начале деятельности и длится несколько минут. Гипермобилизация - повышение показателей деятельности, построение плана работы, увеличение нервно-психической напряженности. Эта подстадия охватывает «предстартовый» период. Постепенное улучшение работоспособности сопровождается выраженными колебаниями продуктивности, точности, качества работы и состоянием повышенной нервно-психической напряженности: учащением пульса и дыхания, повышением кровяного давления, депрессией альфа-ритма, повышением доли тета- и бета-ритмов. Гиперкомпенсация - поиск наиболее адекватного приспособления к требованиям деятельности, формирование динамического стереотипа деятельности. 2. Стадия оптимальной работоспособности - устойчивое рабочее состояние функционального комфорта, отражающее оптимальность психофизиологических затрат. Высокая продуктивность достигается минимально возможными для индивидуума энергозатратами. Характеризуется стабильными параметрами деятельности организма. 3. Стадия полной компенсации - снижение работоспособности, появление признаков утомления, субъективно переживаемых как состояние усталости. 4. Стадия неустойчивой компенсации - нарастание утомления и снижение работоспособности. В этом состоянии наблюдаются разнообразные по направленности и интенсивности изменения психофизиологических показателей как следствие сложного взаимодействия регуляторных и компенсаторных систем различного уровня. 5. Стадия конечного прорыва - кратковременное повышение продуктивности деятельности за счет привлечения психофизиологических резервов организма. Происходит в конце работы при адекватном воздействии на мотивационно-волевую сферу. Ведет, как правило, к переутомлению.
6. Стадия декомпенсации - прогрессивное снижение работоспособности: нарастание утомления, уменьшение продуктивности и эффективности работы. На этой стадии наблюдаются значительные изменения всех психофизиологических показателей. В этом состоянии волевые усилия уже не обеспечивают активизации компенсаторных и защитных систем, в работе появляются отказы и срывы. Профессиональный отбор - система средств, обеспечивающая прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии. Профессиональная пригодность совокупность психологических и психофизиологических качеств человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии. Важной стороной профессиональной пригодности человека становятся его способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. В прикладных психофизиологических исследованиях наиболее часто применяют полиэффекторный метод - комплексное исследование, включающее регистрацию частоты сердечных сокращений, кожногальванической реакции, электропневмограмму, электромиограмму, электроокулограмму и др. Эффективность этого метода во многом зависит от того, насколько четко определены критерии оценки регистрируемых показателей и насколько адекватно используются данные параметры для решения поставленных задач. Этот метод часто сочетают с психологическими и социально-психологическими методами. В процессе профотбора процедура выявления наличных знаний, навыков и умений человека была заменена системой проверки и измерения у данного индивидуума его способностей к приобретению новых, специфических для данной деятельности функций. В настоящее время в систему профотбора включают испытания, оценивающие индивидуально-психологические и личностные качества человека, одни из которых поддаются целенаправленному воздействию или воспитанию, а другие являются более стойкими и практически не меняются под влиянием жизненного опыта человека. Последние находятся в более тесной связи с нейрофизиологическими особенностями субъекта и поэтому могут быть охарактеризованы как «психофизиологические качества индивидуальности». К ним можно отнести такие качества субъекта, как эмоциональная уравновешенность, самообладание, выдержка, способность к сосредоточению, психическая выносливость, переключаемость, объем и распределение внимания и т.п.
В целях профотбора и определения профпригодности используют методы определения основных и частных (парциальных) свойств нервной системы и особенностей вегетативной регуляции (по параметрам пульса, дыхания и КГР). Психофизиологические особенности человека, требующиеся для занятия отдельными видами трудовой деятельности, вошли составной частью в профессиографию - психологическое описание профессий. Это позволило сделать более объективным психологический анализ профессиональной деятельности. В основу психофизиологической системы профотбора вошли такие достаточно теоретически и практически проработанные представления, как связь силы нервной системы с порогами ощущения, с концентрацией внимания, со спонтанной отвлекаемостью и помехоустойчивостью; зависимость скорости переключения с одной деятельности на другую от подвижности нервных процессов в микроинтервалы времени и др. Задание провести обследование сенсомоторики и эффективности краткосрочной памяти. Для этого студенты знакомятся с программой оценки психической работоспособности и динамики краткосрочной памяти и проводят обследования. Проводят оценку скорости реагирования, правильности или надежности, стабильности реагирования, врабатывания, развития утомления. Проводиться оценка наличия или отсутствия нарушений врабатывания, переходные процессы в функциональных системах. При отработке второго учебного вопроса (50 мин) курсанты, студенты (слушатели) приобретают практические навыки
Цель задания: Проведение психофизиологического обследования психической работоспособности. По результатам исследования составить отчет.
В заключительной части (5 мин) преподаватель подводит итоги занятия. По результатам работы студентов и проведенного опроса он определяет степень усвоения материала и предварительно оценивает работу каждого из обучаемых.
Контрольная работа (15 мин) провести письменный опрос по вариантам. Во время работы курсантов, собрать и проверить конспекты лекций, выставить оценки за работу на занятии.
1. Каковы цели и задачи психофизиологии профессиональной деятельности 2. Расскажите о значимости для профессиональной деятельности ряда состояний: усталости, утомления и напряженности. 3. Раскройте суть понятия «работоспособность». 4. Весь процесс деятельности можно разделить на шесть стадий. Назовите их. 5. Назовите факторы от которых зависит эффективность, результативность и надежность деятельности 6. Раскройте суть понятия «профессиональный отбор». 7. Раскройте суть понятия «профессиональная пригодность» 8. Что входит в основу психофизиологической системы профотбора
В заключительной части (10 мин) подвести итоги занятия. По результатам работы и проведенного опроса определить степень усвоения материала, отметить активность группы и оценить работу каждого из обучаемых, выставить оценки, дать задание на самоподготовку.
Разработал: доцент кафедры психологии и педагогики, к.пед.н. Михайлова В.В. «____»______________2013 года
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|