Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительная информация




 

Специфическое когнитивное лечение наркотической зависимости, представленное в этой главе, было разработано ее авторами. Основной материал взят из двух книг (Me Mullin & Gehlhaar, 1990a; Me Mullin, Gehlhaar & James, 1990). Графики и большая часть исследований взяты из Me Mullin & Gehlhaar (1990b). Теория, результаты исследований и практические разработки были представлены на нескольких междуна­родных конференциях по лечению наркотической и алкогольной зави­симости (Adamson & Gehlhaar, 1989; Me Mullin, 1990; Me Mullin & Gehlhaar, 1990c). Другие исследования, подтверждающие этот под­ход, — Blum (1990); Blum and Trachtenberg (1988); Bohman, Sigvardson, and Cloninger (1981); Cloninger, Bohman, and Sigvardson (1981); Deitrich (1988); Goodwin, Schulsinger, Hermansen, Guse, and Winokur (1973); Goodwin, Schulsinger, Moller, Hermansen, Winokur and Guse, (1974); Lumeng, Murphy, McBride, and Li (1988); Schuckit (1984); Schuckit and Vidamantas (1979).

Более традиционная когнитивная модель представлена во многих хороших книгах. Несмотря на несогласие с отдельными компонентами нашей модели, Альберт Эллис и его коллеги дают родственное изложе­ние РЭПТ-процедур для наркоманов и алкоголиков (Ellis, 1989; Ellis & Velten, 1992; Ellis et al., 1988). У Миллера и Роллника есть несколько отличных мотивационных стратегий, они даже признают, что для па­циентов с серьезной зависимостью может потребоваться модель когни­тивного вмешательства, схожая с моделью Гейлхар (Miller & Rollnick, 1991; личное общение с Миллером, декабрь, 1989). Брюс Лиз дает подробную картину данного вида когнитивной терапии, учитывая необхо­димость того, чтобы противодействие пациентам было подходящим и эффективным (Liese & Franz, 1996). У ряда авторов можно найти важ­ные принципы использования когнитивного подхода в лечении зло­употребляющих химическими веществами клиентов, которыми может пользоваться любой терапевт (Baer, Marlatt, and Me Mahon, 1993; Beck et al., 1993; Clarke and Saunders, 1988).

КОГНИТИВНЫЙ ФОКУСИНГ

Принципы

 

В первом издании этой книги когнитивный фокусинг был преподнесен как важная, но не определяющая техника. Даль­нейший опыт наблюдения за начинающими когнитивными те­рапевтами тем не менее показал, что элементы установки когни­тивного фокусинга могут стать необходимыми для эффективно­го когнитивного вмешательства.

Существенной чертой фокусинга является возможность для терапевта оставаться в контакте с протекающей у клиента во время сеанса обработкой информации. Под обработкой инфор­мации понимаются чувства клиента, его автоматические мысли, образы, эмоции, установки и ценности, физические ощущения, значения или любой другой элемент, возникающий во время сеанса. Если терапевт остается в непрерывном контакте с проте­кающими у клиента процессами, когнитивные техники будут более целенаправленными и эффективными. Если же терапевту это не удается, техники потеряют для клиента значение, и тера­певтические сеансы превратятся в бессмысленную интеллектуа­лизацию. Предполагается, что фокусинг на когнитивных про­цессах — необходимое, но недостаточное условие для эффектив­ной когнитивной терапии.

Когнитивный фокусинг — самый сложный для понимания аспект, он включает в себя множество тонкостей, которые требу­ют внимательной концентрации со стороны терапевта. Это про­цедура, для которой нужна практика (иногда годы), очень опыт­ные терапевты хорошо ею владеют, в то время как начинающие могут быть вообще не в состоянии ее провести.

Метод 1.

Общий фокусинг в когнитивной терапии

 

1. Сосредоточьтесь на протекающих у клиента в течение сеан­са процессах. Разница между опытным и начинающим те­рапевтом заключается в том, что опытный терапевт следует ответным реакциям клиента, а не своей собственной про­грамме.

2. Сосредоточьтесь не только на том, что клиент говорит вам, но и на том, как он это говорит. Обратите особое внимание на интонации, выражения, эмоции, позы и другие невербаль­ные сигналы.

3. Когда происходит взаимодействие (вы задаете вопрос, пред­лагаете интерпретацию, уточняете чувства, даете объясне­ние, опровергаете мысль), фокусируйтесь на вербальных и невербальных реакциях клиентов. Слушайте очень внима­тельно.

4. Следуйте ответным реакциям клиентов, а не своим исход­ным высказываниям. Реакция клиента часто может обнару­жить скрытый паттерн, или убеждение, лежащий в основе изучаемой вами проблемы.

5. Следуйте текущим реакциям, как только они возникают. Уточните когницию, которую клиент проявляет (т. е. Я-кон-цепцию, атрибуции, самоинструктирование, экспектации, понятийный фокусинг).

6. Помогите клиенту обратить внимание на текущее состоя­ние (например, терапевт может сказать: «Я заметил, что вы улыбаетесь»). Затем помогите клиенту перевести ощу­щение в когницию (например, клиент может сказать: «Я улыбаюсь, потому мне кажется смешным то, что он так расстроился из-за того, что притворяется таким силь­ным»).

7. Когда клиенты оказываются в замешательстве относительно того, что они имели в виду, помогите им сфокусироваться на собственных чувствах, чтобы найти когницию, которая их проясняет.

8. Продолжайте работать над поиском когниции, которая была бы связана у клиента с ощущением осмысленности (напри­мер: «Да, это именно так!»).

Пример

 

Одним из самых опытных в мире когнитивных терапевтов яв­ляется Альберт Эллис. Проработав пятьдесят лет со всеми ти­пами клиентов на индивидуальных и групповых сеансах, он на­брал, возможно, сто тысяч консультационных часов (DiMattia & Lega, 1990).

Если вы послушаете одну из многочисленных записей консуль­тационных сеансов Эллиса, или, лучше, посмотрите видеозапись (кассеты можно приобрести в Институте рационально-эмотивной поведенческой терапии Альберта Эллиса в Нью-Йорке), или, что лучше всего, увидите его на одном из открытых сеансов, вы заме­тите следующие характерные черты.

 

  • Он полностью сосредоточен на клиенте. Несмотря на то что он может находиться перед несколькими

сотнями специалистов, он постоянно следит за тем, что говорит его клиент, что чувствует, что демонстрирует ему. (Специалисты в аудитории, которые пе­решептываются во время его сеансов, делают это на свой страх {■■. и риск. Некоторые из них слышали: «Если люди на галерке не могут молчать во время этих сеансов, мы пригласим их сюда и разберемся, в чем их проблема»).

  • Он отходит от своей программы, чтобы следовать текущему со­стоянию клиента. Он следует когнитивным рамкам, но эти рамки определяет его клиент, а не он сам.
  • Это директивный терапевт, обучающий, руководящий и инструк­тирующий клиента, но он сразу же прекращает свои коммента­рии, если клиент высказывается.
  • Несмотря на то что он может сильно и уверенно атаковать убеж­дения, он никогда не нападает на клиента. Он выказывает полное и всемерное уважение к его личности.
  • В процессе сеанса он ведет клиента так далеко, насколько тот желает пойти, и не пытается подталкивать его к своей конечной цели, если клиент не готов к этому.
  • Он мгновенно изменяет указания, ориентируясь на реакцию клиента.
  • Он честен и эмоционально открыт. Он не прячется за профессио­нальной маской и не притворяется дистанцированным, удален­ным и неэмоциональным. Если клиент задает ему вопрос, он на него дает честный ответ. Например, клиент может спросить: «Ну а что вы делаете в такой ситуации?» Вместо того чтобы сказать:

 

 

«Вы хотите знать, что я об этом думаю?», или «Вам неудобно решать за себя?», или «Мы говорим о вас, а не обо мне», Эллис прямо и честно ответит клиенту.

 

 

Метод 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...