Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личностно-ориентированный подход в обучении обучающихся с низкой мотивацией на уроках математики

Введение. Вместе с современным обществом меняется и система образования. В настоящее время в школах все более глубоко применяется личностно – ориентированное обучение, согласно которому, в отличие от традиционной советской системы образования, во главе процесса обучения стоит ребенок. Применение методов и технологий такого типа обучения направлено на саморазвитие, самообразование и индивидуализацию каждого ребенка. Наиболее актуально применение технологии личностно-ориентированного подхода у обучающихся с низкой мотивацией. Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения, как отмечалось выше, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития [1] Мотивация к обучению, к самообразованию и познанию нового заложена в каждом из нас изначально, но по объективным причинам у некоторых обучающихся на определенном этапе мотивация пропадает.

На закате XX века в середине 70-х гг. педагоги в школах стали замечать снижение мотивации к обучению. В настоящее время это глобальная проблема каждой школы.

Формулировка цели статьи. В данной статье мы рассмотрим технологии личностно-ориентированного подхода в обучении детей с низкой мотивацией на уроках алгебры и геометрии в 8 классе.

Изложение основного материала исследования. Каждый преподаватель в своей практике не один раз сталкивался с учеником, которому не интересен его предмет или учеба в школе вовсе. Мне же, в первый год моей педагогической практики, пришлось столкнуться с целым классом обучающихся, у которых, мотивация к обучению практически исчерпалась. Личностно-ориентированный поход в обучении детей с низкой мотивацией мне показался спасением.

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для раскрытия личности ученика, для проявления познавательной активности учеников. Средствами ее достижения становятся:

· использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;

· использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъективный опыт;

· оценка деятельности ученика не только по результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;

· поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

· создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Итак, в начале своей педагогической карьеры я столкнулась с проблемой, что мне теперь нужно не только учиться преподавать, но и заинтересовать ребят так, чтоб они желали расширять область знаний по математике. [2]

В 8 классе было 21 человек, дети с совершенно разными способностями. Причем способных детей была большая часть класса, но и у них желания учиться не возникало.

Я стала разбираться, почему же обучающиеся потеряли интерес к предмету. Было очень сложно, в этом классе за 4 года поменялось 5 учителей математики. В 7 классе математика в ввиду отсутствия педагога не преподавалась целую четверть. У ребят были большие пробелы в знаниях по предметам и базовых знаний очень мало. Многие дети в этом классе не знали даже элементарного. На устном счете нам приходилось повторять теоремы, правила и различные примеры из программы 6-7 классов, чтоб немного восполнить отставания.

Естественно все дети разные. Каждый, по своему, индивидуален и обладает различными способностями и возможностями. Ведь технологии и методики преподавания предмета данного подхода направлены, прежде всего, на развитие личности каждого ученика отдельно.

Класс условно можно разделить на три группы. Первая группа - трое весьма способных ребят, которые обладают багажом знаний, так как занимаются с репетитором. Однако даже у них нет мотивации к учебе, и они не всегда правильно отвечают, так как бывают невнимательны на уроках. Поговорив с учениками об их занятиях с репетитором, я пришла к выводу, что они уже те темы, что мы разбираем на уроках с детьми, они прошли, и им попросту неинтересно. Со временем я поняла, что с этими ребятами нельзя работать, как и со всей остальной группой детей. Я стала чаще давать им индивидуальные задания, самостоятельные работы по карточкам, а также номера из учебника на «опережение» класса. В итоге они заняты и не мешают работать с другими детьми.

Вторая группа составляет большую часть класса. Эти дети могли бы учиться на твердую «4» или даже «5», но так как у них пробелы в знаниях, им приходится сложно.

Третья группа - 4 человека, с гуманитарным складом ума, которым математика и в начальной школе давалась сложно.

Личностно-ориентированный поход на уроках при обучении детей с низкой мотивацией создает условия для развития личности каждого ученика.

Смена деятельности, как метод работы в таком классе, весьма помогает. Ученикам очень нравиться составлять кластеры, синквейны, совместно решать задачи.

При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что при включении исследовательской деятельности в урок развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность.

Путем диалога пытаюсь подвести ребят к проблеме, а затем к теме и задачам которых нам требуется достигнуть. В первые месяцы учащиеся не совсем понимали, чего же я от них хочу. Сейчас ученики, быстрее стали решать поставленную проблему и называть темы и цели урока.

Я стараюсь создать такие условия, при которых учащиеся не будут бояться сделать ошибку. Они знают, что я выслушаю и рассмотрю любое их умозаключение. Во-первых, это способствует развитию не только логического мышления детей, но и доверия к преподавателю, по моему мнению, это немаловажный фактор. Я вижу, что чем больше они мне доверяют, тем больше стараются на уроках показать себя, проявляют больше активности, а значит, у них повышается качество знаний. У них повышается интерес к математике.

Современные УМК составлены авторами так, что в любом учебнике можно найти задачку или вопрос, который можно поставить перед учащимися и это и создаст проблемную ситуацию. Если же нет такого задания, я импровизирую.

К примеру, по теме площадь параллелограмма. Я задала им такую задачку рассчитать стоимость пластикового окна, которое необходимо заказать в наш кабинет. Ребята с удовольствием включились в диалог и предлагали разные варианты решения этого вопроса.

Моя роль не ставить перед детьми проблему, а подводить их к ней посредством выполнения действий. Если проблема не навязана со стороны, а возникает как - бы сама собой, то возрастает мотивация.

2) Еще один метод побуждения мотивации на уроках - использование наглядности, благодаря которой повышается интерес школьников к изучаемым вопросам, снимается утомляемость. В наше время дети все чаще обращаются современным технологиям, и именно это их интересует наиболее всего. Приходится чаще использовать ИКТ на уроках, так они не рассеивают свое внимание по сторонам, а заинтересовано наблюдают за презентациями. Недавно проводила внеклассное мероприятие в этом классе, приуроченное к месячнику профориентации. Презентация на тему «Математика в профессии» прошла на «УРА». Ребята с удовольствием решали задачи для каждой профессии и отвечали на вопросы. Например повару необходимо рассчитать какое количество пакетов муки заказывать, если он знает, что у него на буханку хлеба уходит 300 грм, а в пакете 1 кг.

3) Ценным методом стимулирования интереса к учению в средней школе является урок-игра. Игра используется в обучении, как средство возбуждения интереса к учению.

На своих уроках я нечасто, но использую игры с познавательным содержанием. Например, это игра-викторина, игра-путешествие и т.д.Но даже в игре должен быть момент затруднения, тогда возрастает и мотивация.

4) К личностно-ориентированным методам стимулирования и мотивации обучения можно отнести также метод создания ситуаций познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Или по-другому урок-диспут.

5) Методом стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих затруднения в учёбе. И в моем классе есть дети с очень низким уровнем знаний, поэтому приходится для них подбирать легкие задания и вопросы.

Много различных методов я открыла для себя, работая в этом классе. Некоторые формы работы ребята воспринимают на «УРА», а некоторые не очень любят, но работают. За последние 7 месяцев работы в этом классе я думаю, мы значительно сдвинулись, а значит, я двигаюсь в правильном направлении.

Для себя я сделала несколько выводов:

для того чтобы заинтересовать детей с низкой мотивацией

1. Заинтересовывать ребят уже в начале урока;

2. В игровой форме предоставлять задания;

3. Никогда не ругать детей, в доступной форме излагать материал, иногда можно вернуться к прошлой теме и еще раз объяснить непонятные моменты;

4. Использовать юмор в общении с детьми;

5. Использовать индивидуальные, групповые формы обучения, а также работу в парах.

Нельзя забывать, конечно, и про то, что мы работаем с детьми. Иногда необходимо с ними просто поговорить и вам станет понятно истинная причина низкой успеваемости или отсутствия мотивации к учебе у ученика.

 

Выводы. Личностно - ориентированный поход в обучении детей с низкой мотивацией просто необходим.При обучении детей с низкой мотивацией учителю приходится использовать педагогические приемы для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка, на основе учета личностных особенностей учащихся, использовать разнообразные формы общения, взаимодействия.

Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. В заключение хочется отметить, что современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного общества. Поэтому очевидна необходимость использования личностно-ориентированного подхода, с помощью которого возможно поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности [3].

Аннотация. Работа посвящена описанию личностно-ориентированного подхода при обучении обучающихся с низкой мотивацией к учебе. Рассмотрены формы и методы работы на уроке, которые могут быть эффективно внедрены в учебную деятельность при изучении математики у таких обучающихся. Для этого была проанализирована литература и различные методические источники.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, обучающиеся с низкой мотивацией, проблемно-ориетированный метод, урок-диспут, урок-игра, ситуация успеха,методы, наглядность, активность, познавательный интерес.

Annotation. The work is devoted to the description of a student-centered approach to teaching learners with low motivation to learning. Consider the forms and methods of work in the lesson, which can be effectively implemented in the educational activities in the study of mathematics to such students. For this purpose, we have analyzed the literature and different methodological sources.

Keywords: personality-oriented approach, students with low motivation, problem-orientirovanny method, lesson-debate, game-lesson, the situation of success, methods, visibility, activity, cognitive interest.

Литература:

1. Самоукина Н. Личностно-ориентированное обучение как актуальный вопрос современного образования // Практический психолог в школе. № 4, 2007. С. 44- 51

2. Иванова С. В. Личностно-ориентированное обучение в начальных классах //Журнал «Начальная школа» № 9, 2001, С.10 – 15.

3. Идрисов А. Е. Личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе. // Завуч № 8, 2000. С. 77 – 87.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...