Матричный тип управления – психологический аспект
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Матричная структура - это структура управления, объединяющие вертикальные, линейные и функциональные связи управления с горизонтальными, построена на принципе двойного подчинения исполнителей: 1) непосредсвенному руководителю функциональной службы, предоставляющей персонал и техническую помощь;2) руководителю проекта (целевой программы), который обладает необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. Преимущества: высокий уровень грамотности принимаемых решений; лучшая ориентация на проектные цели и спрос; высокая гибкость управления по решению конкретной задачи, процесса; вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в активную деятельность; гибкость и оперативность маневрирования ресурсами; усиленная личная ответственность руководителя за программу в целом и ее элементы; возможность применения эффективных методов управления; уменьшение времени реакции на желания заказчиков. Недостатки: проблемы установления приоритетов заданий и распределения времени работы специалистов над проектами; затруднено четкое распределение ответственности за работу подразделения; временный характер структуры управления; трудность в приобретении навыков, необходимых для эффективной работы в коллективах; конфликты между менеджерами функциональных подразделений и руководителями проектов. Кластерный (штабной) тип управления – психологический аспект
штабное управление представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются штабные подразделения, которые не обладают правом принятия решений. Главная задача штаба — оказание помощи линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Часто специалисты штабов наделяются правами функционального руководства (например, бухгалтерия, планово-экономический отдел, отдел маркетинга, отдел управления персоналом и др.). Эти штабы могут: 1 ограничиваться центральными уровнями управления (штабы руководства); 2 находиться в нескольких уровнях управления (должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями) 3 образовывать штабную иерархию на всех уровнях управления.Чем крупнее фирма и сложнее её управляющая структура, тем острее стоит вопрос координации деятельности функциональных служб или создания крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными специалистами.Преимущества: 1 возможность получить высокую степень профессиональной специализации сотрудников 2 точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадров) 3 способствует стандартизации, формализации и программированию процессаНедостатки: 1 затрудняет горизонтальное согласование 2 с трудом реагирует на изменение Контроль – психологический аспект. Планирование и контроль Контроль – это процесс, состоящий из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты отличаются от установленных стандартов. Контроль заключается в том, чтобы проверять, все ли выполняется в соответствии с учрежденными планами, разработанными инструкциями и установленными принципами. Его цель - выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения.
Методы контроля - способы проверки состояния дел, определения эффективности хода работы, выполнения решений (комплексная, выборочная проверки, устный или письменный отчет, заслушивание доклада, опрос общественного мнения) Виды контроля: 1 предварительный (до начала выполнения работ – проверка сырья, материалов, готовности оборудования т т.д.), 2 текущий (проводится в ходе выполнения работы, позволяет устранять возникающие недоработки), 3 итоговый (проводится по окончании работы, это определение степени соответствия конечного результата образцу). Целесообразен, когда воздействовать на результаты уже невозможно, но на его основе возможны выводы, способствующие разработке мероприятий по совершенствованию в данном вопросе. Иногда контроль рассматривается конкретным руководителем как средство психологического давления на подчиненного, формирования повышенной тревожности. На этом фоне возможно повышение внушаемости подчиненного, изменение его волевых качеств, что позволяет более легко вовлечь его в деятельность, которая требуется контролирующей инстанции. Контролирующее лицо осуществляющее проверку, фиксирует внимание на ошибках, недоработках, нарушениях в деятельности подконтрольного лица. Тогда создается впечатление, что в работе очень много нарушений, отклонений и недоработок. Контролирующая инстанция, сделав вывод о степени некомпетентности, фиксирует внимание на том, что есть единственный способ реабилитироваться, положительно зарекомендовав себя при выполнении определенного задания. Чрезмерный контроль довольно часто сочетается с недоверием Также можно наблюдать и противоположное: контроль осуществляется не систематически, поверхностно, коррекционные мероприятия недостаточно активно внедряются.
21 Человеческий фактор в управлении Человеческий фактор -- это все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей и т.п. Важность его определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами.
Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психическим процессам, начиная от восприятия и внимания и заканчивая ответственностью за человеческие жизни. Человеческий фактор важен и там, где в практику внедряются методы с учетом психологических свойств человека. В этом случае возможно уменьшение брака в процессе создания того или иного вида продукции. Недоучет человеческого фактора обычно приводит к тому, что на производстве увеличивается число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются сбои в работе, следствием чего являются потери в производительности труда. Разумное использование человеческого фактора, т.е. учет личностных, социально-психологических, психофизиологических, мотивационных особенностей людей может способствовать получению значительного экономического эффекта даже без экономических затрат. Деятельность современного менеджера непосредственно зависит от умелого использования человеческого фактора. Менеджер должен обладать определенными управленческими способностями, чтобы нужным образом воздействовать на людей, которые ему подчинены, а также на тех, кто ему не подчиняется, но от которых зависит работа всей организации, которой он руководит.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|