Методика ознакомления детей с правилами поведения в природе
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Желательно, как рекомендует А. А. Плешаков, чтобы каждое правило имело словесную формулировку и графическое изображение, так как оно вызывает у детей интерес, делает правила более доступными, повышает их значимость. Первые знаки лучше выполнить самому учителю. Затем можно предложить детям выбрать указанный знак к правилу из числа имеющихся или придумать (нарисовать) самостоятельно. Можно предложить учащимся выбрать из готовых формулировок ту, которая соответствует указанному знаку, или сформулировать правило. Необходимо осуществлять целенаправленную, кропотливую работу, сориентированную на то, чтобы правила поведения в природе были осознаны, прочувствованы, открыты детьми и стали их собственными убеждениями, а основные постепенно перешли бы в простую и естественную привычку. Формированию правил нужно уделять внимание во всех видах деятельности: во время прогулок, экскурсий, на уроках и внеклассных занятиях. Важно обосновать каждое правило и сопоставить его с уже известным, а на экскурсии закрепить эти знания практически, а также, учитывая содержание уроков, распределить правила на все годы обучения, сделать работу над ними систематической. Ознакомление детей с правилами поведения в природе на уроках можно проводить с помощью карточек (см. А. П. Молодову). Учитель показывает карточки учащимся и предлагает им высказать свои мысли о том, от каких ошибок предостерегают эти рисунки. В процессе обсуждения сообщаются правила. Можно попросить выбрать подписи из числа данных к каждой карточке или придумать названия (подписи). Возможно соединение стрелками карточек и подписей, а также исполнение детьми собственных карточек на тему охраны природы.
Таким образом, чтобы сформировать у детей основы целостного представления о природе и помочь осознать им себя ее частью, сурдопедагогу нужно решить четыре задачи: 1) доказать учащимся, что в природе все взаимосвязано; 2)помочь понять детям, для чего человек должен знать природные связи; 3) сформировать у ребят умение строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней; 4)научить учащихся давать оценку возможным последствиям своих поступков в природе. Сурдопедагог должен уметь: · определять типы экологических связей; · составлять формулировки и графическое изображение правил поведения в природе; · моделировать экологические процессы. Кроме того, необходимо связывать вопрос обучения детей с воспитанием, получение новых знаний с развитием чувств и эмоций, формировать эмоциональное отношение учащихся к природной среде. Сложность заключается в том, что отсутствует наглядный материал экологического содержания к изучаемому курсу. Поэтому наряду с разработкой методики уроков необходимо создать комплексы наглядных пособий. Это могут быть динамические схемы, схемы-опоры, схемы-инструкции, запрещающие знаки, экологические пирамиды, общие цепи питания представителей различных сообществ, разборные таблицы (таблицы-основы и знаки-символы), экологичесике карточки, «экологические башенки». Для создания динамических схем используют фланелеграф или магнитную доску.
Глава 3 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ 3.1. Особенности природоведческих понятий и этапы их формирования Всякая наука и учебный предмет представляют собой систему понятий, развивающихся в логической последовательности. Понятие —это мысль о предмете или обобщенное представление о существенных признаках предметов или явлений, взаимосвязях их с другими понятиями и явлениями.
Понятие неразрывно связано со словом. Многие понятия называются не одним, а двумя и более словами: «поры года», «высота Солнца над горизонтом». Понятие может быть выражено символом — условным значком на карте, плане. Природоведческие понятия содержат в себе биологические понятия (растения, животные, скелет человека) и географические (полезные ископаемые, горизонт). Географические понятия делятся на единичные и общие. Единичные географические понятия — это Минск, Свислочь. Общие географические понятия — город, река. Общие понятия выражаются терминами, а единичные — названиями или собственными именами. Биологические понятия делятся на видовые и родовые. Родовые — общие, видовые — частные. Видовые биологические понятия: заяц, ель, василек. Родовые биологические понятия — животное, хвойное растение, цветковое растение. Все существенные черты родового (биологического) или общего (географического) понятия свойственны и каждому отдельному объекту, т. е. единичному или видовому понятию. Однако, кроме существенных родовых и общих признаков, каждый объект имеет и свои индивидуальные черты, которые делают его единичным (или видовым) понятием. В процессе работы необходимо обращать внимание детей на связь единичного географического понятия с общим; видового (биологического) — с родовым (медведь — животное).
Методика формирования единичных понятий сводится к их и молнию или характеристике (рассказ учителя, сопровождаемый наглядным материалом). А процесс формирования общих понятий проходит в четыре этапа. 1. Наблюдение (первоначальное ознакомление с изучаемым объектом). В процесс наблюдения должны быть включены и при этом развиваться все возможные в данном случае органы чувств (осязание, обоняние, зрение, голосовой орган, слух, мускульное чувство руки). В результате восприятия и осмысления полученной информации формируются представления. Лучше наблюдать объект в натуральном виде. Если такой возможности нет, то демонстрируют другую наглядность (таблицы, рисунки, раздаточный материал и т. д.). 2. Обобщение признаков, выделение главных и второстепенных, обобщение существенных признаков и введение термина.
Термин сообщается учителем (предъявляется табличка или делается запись на доске), ведется работа над его проговариванием. Если есть возможность, то делается морфологический анализ (листопад — листья падают). 3. (по П. А. Лярскому). Осознание формулировки определения, утчнение сущности признаков, связей между ними. 4. Закрепление понятия, конкретизация его с помощью новых примеров, упражнения на применение понятия в новых ситуациях, включение его в ряд ранее приобретенных понятий. 3.2. Педагогические условия, способствующие формированию представлений и понятий Назовем педагогические условия, способствующие формированию представлений и понятий. 1. Использование индуктивного пути (от конкретного — к общему, от частного — к общему, от простого — к сложному), хотя возможен и дедуктивный путь. 2. Соблюдение поэтапности. 3. Использование символики, опорных схем. (см. Е. Н. Постни-кову) 4. Знание существенных признаков понятия (умение выделять существенные признаки). 5. Формирование у учащихся логических умений (отнесение к роду, обобщение и ограничение понятий). Нередко имеют место житейские ошибочные понятия. Например, лошадь не домашнее животное, а колхозное, курица не птица. Или на вопросы «Что такое овощи» и «Что такое фрукты» был дан ответ: овощи — это когда полезно, а фрукты – когда вкусно. Такие примеры приводит А. П. Лярскии. Иногда, отличая деревья, кустарники и травы,, учащиеся называют несущественные признаки, а имен: дерево большое, кустарник поменьше, а трава совсем маленькая. Для образования понятия «дерево» детям нужно показать несколько разных по видам и возрасту деревьев и провести наблюдения за ними. У разных деревьев листья отличаются по форме и размеру. Но форма и размер листьев - несущественный признак, также как и высота. Существенный признак деревьев - один деревянистый (одревесневший) ствон, кустарников - несколько деревянистых (одревесневитих) стволов, трав – один или несколько, они мягкие;, сочные Необходимо сформировать у детей умение распознавать общие закономерности в одиночном признаке. Например, зная существенные признаки плодов (плоды у растений образуются на месте цветка, внутри плодов находятся семена, т.е. напичие семян), дети в любых неизвестных растениях узнавали бы плоды.
Особое внимание надо обратить на формирование понятий звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые, т.к. многочисленные наблюдения показали, что в распознавании и систематизации этих понятий учащиеся допускают особенно много ошибок. Например, звери — это все дикие животные, особенно хищные. Птицы — все летающие животные, но летают и бабочка (насекомое), и летучая мышь (зверь). Насекомые — все мелкие животные Причина ошибок заключается в подмене существенных признаков второстепенными. Отметим необходимые существенные признаки (по И. М. Горбаткиной). Звери (или млекопитающие)— это высокоорганизованные животные, освоившие все среды обитания: воду, сушу, почву. Их тело покрыто шерстью; детенышей вскармливают молоком. Основная масса зверей — живородящие: хоботные, копытные, приматы, хищники, грызуны, китообразные. Утконос и ехидна — самые примитивные из зверей — являются яйцекладущими. | Кошка — зверь, кит — зверь, дельфин — зверь, утконос — зверь, ехидна — зверь. Птицы — это животные, тело которых покрыто перьями. Большинство из них способно к полету и отличаются сложными инстинктами в период размножения: гнездование, образование пар, насиживание. Тело только птиц покрыто перьями, причем не все птицы могут летать (не летают страус, индюк, курица, пингвин) и яйца откладывают не только птицы, но и бабочки, змеи, крокодилы, черепахи. Пресмыкающиеся (или рептилии) — это животные обитатели мии воды. Их тело покрыто роговыми щитками (чешуйками), дыша 1 при помощи легких атмосферным воздухом. В период размно-| (п 1ия они все выходят на сушу, откладывают яйца в нагретый пе-11 (К (черепахи, змеи, ящерицы, крокодилы). Они ползают (змеи) и бегают, поднимая тело невысоко над и млей (ящерицы и крокодилы). Названы так потому, что тело пресмыкается (соприкасается) с землей. Земноводные — это животные, обитающие и на суше, и в воде Имеют «голую» кожу, дышат при помощи легких. Размножают-| я при помощи икринок, которые откладывают в воде (лягушки, жабы, тритоны). Рыбы — это животные, обитающие в воде. Их тело покрыто чешуей, дышат они при помощи жабр. Размножаются, откладывая икринки в воду. Небольшое число видов — живородящие (гуппи, акулы). Акула — большая хищная морская рыба. Гуппи —■ маленькая рыбка. Насекомые—это животные, имеющие три пары конечностей. Почти у всех из них есть крылья и способность к полету (осы, шмели, мухи, стрекозы, жуки). Только у насекомых есть три пары чле-11истых ножек, которые прикрепляются к груди. Тело насекомых состоит из трех частей: головы, груди и брюшка. Название «насекомые» связано с тем, что на брюшке у них очень хорошо заметны насечки, полоски.
Звери, птицы, насекомые и другие объединяются одним поня-шем — животные. Нужно дать детям опорную схему. Для каждой ||>уппы животных можно выбрать свой символ:
Животные звери рыбы птицы пресмыкаю- насе- земно- щиеся комые водные К сожалению, в школьных учебниках иногда еще встречаются ошибки: о каких животных и птицах говорится в рассказе? Глубине и осознанию знаний способствует установление разнообразных связей между понятиями, их систематизация. Систематизацию понятий осуществляют составлением схем, таблиц, графиков и т. п. При изучении разнообразия растительного мира выделяют группы растений, учитывая строение их органов: деревья, кустарники, травы. Можно предложить учащимся такую схему:
Растения
Рисунок Рисунок Рисунок дерева кустарника травянистого
Рисунок выделяет тот существенный признак, который отличает данную группу. Так, у дерева — это один ствол. Однако и деревья, и кустарники, имеют общие признаки: 1) наличие корня; 2) стебля с листьями; 3) цветка, из которого образуется плод. Это общее объединяет их в одно понятие - «растения». В курсе «Человек и мир» рассматривают такие понятия, как «дикорастущие и культурные растения», «дикие и домашние животные» и т. д. Дикорастущие растения сами растут, сами сеются и сами от непогоды прячутся (существуют без помощи человека). Культурные растения человек сажает, сеет, ухаживает, урожай (плоды) собирает (человек специально выращивает для своих нужд). Это зерновые, зернобобовые, масличные, сахароносные, пряные, овощные, плодовые, ягодные и цветочно-декоративные растения. Следует обратить внимание детей на некоторые совпадения: малина лесная, например, дикорастущее растение, а малина садова – культурное и т.д. По мнению Е.Н. Постниковой, среди культурных растений выделяют четыре группы: овощи, фрукты, полевые культуры, декоративные растения. Основанием для отнесения какого-либо растения к этим группам выбрано их место в деятельности человека. Но все они подходят под обобщенное понятие – растение, так как имеют корень, стебель, цветок, плод. Систему этих понятий изобразим на схеме с помощью символов:
Дикорастущие растения можно обозначить гроздью рябины или еловой шишки, а культурные — символами, которые показывают, ради чего человек их выращивает, т. е. плоды, цветы. Пусть культурные растения обозначим рисунком вишенок, овощи — рисунком моркови, фрукты — яблоком, полевые культуры — колосьями злаков, декоративные — тюльпаном.
Классификация животных (по И. М. Горбаткиной). 1. По отношению к человеку всех животных можно разделить на диких и домашних. Дикие животные растут и размножаются без помощи человека. Это животные луга, леса, водоема. Домашних животных человек выращивает специально для своих нужд: для получения сельскохозяйственной продукции, перевозки грузов, эстетического наслаждения. Это коровы, овцы, кролики, лошади, комнатные птицы, аквариумные рыбки и т. д. Человек заботиться о необходимом питании до-машних животных, создает все условия для их нормальной жизнедеятельности. Следует заметить, что нельзя считать серых крыс, мышей, тараканов домашними животными. Это синатропы (спутники человека), размножающиеся в связи с обилием пищи в домах, подвалах, на городских свалках. Их разведением никто специально не занимается. А вот декоративные крысы и лабораторные мыши таковыми являются, так как выращиваются для живых уголков или медицинских исследований. 2. По способу питания животных делят на растительноядных (копытные, зайцы, слоны); хищников (лисы, волки, тигры); всеядных (медведь, еж, рак, кабан); насекомоядных, к которым относятся многие птицы (ласточки, кукушки, мухоловки, пеночки, зяблики и т. д.). 3. По уровню их организации. Исходя из этого, в курсе начального естествознания выделены 6 ранее названных групп животных. 3.3. Особенности системы работы по формированию родовых (общих) и видовых (частных) понятий Как отмечали А. П. Гозова, Л. И. Тигранова, Ж. И. Шиф, Е. П. Горшина, процесс овладения понятием сложен и труден, особенно для глухих детей, из-за недостаточно развитой речи и несовершенной аналитико-синтетической деятельности. Назовем основные затруднения, которые испытывают эти дети. • Они не могут выделить существенные признаки^ потому их обобщения отличаются большой односторонностью. Например, основным признаком понятия «птицы» они выделяют способность к полету. Поэтому к данной родовой группе причисляют насекомых, исключая домашних птиц. • Большое значение в овладении понятиями имеет смысловой анализ слов. Например, при овладении понятием «растительноядные» слышащий ребенок легко проводит семантический анализ (ест растения), глухие дети этого сделать не могут. • Им трудно запомнить сложные словосочетания, выражающие понятие, например, «поверхность Земли». Это приводит к тому, что у глухих некоторые родовые понятия либо слишком широки, либо чрезмерно сужены. Поэтому необходимо формировать у учащихся следующие логические умения: отнесение к роду, обобщение и ограничение понятий. Для формирования умения относить объекты к роду могут быть использованы разнообразные виды работ. 1. Даны три круга с надписями «цветы», «деревья», «птицы» и список пронумерованных слов, обозначающих соответствующие предметы: 1) сорока; 2) береза; 3) ель; 4) грач и т. д. 2. На доске таблица с озаглавленными столбцами которую детям предлагают заполнить самостоятельно.
Таблицу дети чертят в тетради и в каждый столбец записывают соответствующие слова. Можно ввести элемент соревнования «Кто больше?» 3. Дана заполненная таблица с неозаглавленными столбцами:
Ученики должны озаглавить столбцы
4. Дана таблица из двух столбцов, в которых записаны слова. Каждое слово из правого столбца является родовым понятием для какого-нибудь слова из левого столбца. Ученики должны найти пары по образцу: тополь – дерево. 5. Дан набор слов, которые попарно связаны родовидовыми отношениями. Слова записаны вперемешку: собака, елка, животное, ное, дерево, цветок, птица, ландыш, голубь. Дети получают задание: из данных слов составить предложение по образцу: «Собака — это животное». 6. Учеников спрашивают, чего больше в лесу: • Берез или деревьев? • Земляники или ягод? • Ежей или животных? • Птиц или дятлов?
2. Упражнения на родовидовые отношения можно проводить по типу игры «Рыбы, птицы, звери» с мячом. Ребенок, который поймает мяч, подбирает видовое понятие. На обобщение и ограничение понятий, можно предложить такие задания. 1. На доске изображены три окружности, пронумерованные в порядке возрастания радиуса. Детям дается три понятия, находящихся в отношении последовательного подчинения. Например: дерево, береза, растение. Надо соотнести объемы данных понятий со схемой и соответственно пронумеровать слова. Например: • береза — 1; • дерево — 2; • растение — 3. Первые три слова нумерует учитель и объясняет детям соотношение между словами и окружностями. По данному образцу ученики должны пронумеровать слова: 1) млекопитающее (зверь), животное, корова; 2) растение, георгин, цветок; 3) рыба, щука, животное; 2. Дана таблица из трех столбцов, средний из которых заполнен словами. Ученики должны заполнить остальные два (1-й — обобщениями, а 3-й — ограничениями понятий, данных в таблице):
4. Учащимся предлагается самостоятельно заполнить пропуски в следующих предложениях:
К таблице прилагается список слов: скворечник, берлога, конура. Задание предлагается учащимся в следующей форме: «Подумайте, какое слово нужно записать в первой клеточке. Найдите это слово в списке». 5. Дана заполненная таблица
Учащимся предлагается, пользуясь заполненной таблицей, вставить пропущенные слова в следующее предложение. Скворечник — это... для скворца. 3.4. Формирование географических понятий Е. П. Горшина указывала, что формирование географических понятий должно осуществляться в определенной последователь-1и, логически обоснованной. Вначале нужно дать учащимся возможность воспринять изучаемый объект. Так, прежде чем сформировать понятие о равнине или холме, организуется экскурсия, на которой создается представление о данных объектах. Однако не всегда можно показать изучаемый объект на местности. В этом случае следует использовать модели, картины, диапозитивы, фильмы, схемы, рисунок на доске, кинофильмы. Последние необходимы при работе над понятиями, раскрывающими последовательность географических явлений, которые часто недоступны для наблюдения (например, процесс образования оврагов), а также при сформировании понятий «море», «пустыня». С целью более глубокого осознания и запоминания изучаемого материала необходимо широко использовать иллюстративно-изобразительную деятельность (схематические рисунки учителя на доске и ученика в тетради). Например, работая над понятием «гора», учитель чертит на доске схематический рисунок. Для того, чтобы подчеркнуть основное различие между понятиями «гора» и «холм», он изображает два возвышения, отграниченные друг от друга табличкой с обозначением предельной высоты холма (холмы — от 10-и до 200-х м., горы — свыше 200-х м.). Этот прием дает возможность учащимся легко осознать сформируемое понятие. Схематические рисунки используются также при закреплении и повторении учебного материала. Ученики чертят схемы по заданию на доске или на карточках. Разбор готовых схем проводится по вопросам: «Покажи, где у холма вершина, подошва», «Покажи, где устье, исток реки». При изучении географического материала, а также для проверки правильности овладения географическими понятиями большое значение имеет применение моделирования. Моделирование и конструирование некоторых объектов проводится на уроках ПО при изготовлении макетов и моделей (река и сооружение на ней, равнина и горы, и т.д.) Особое значение в формировании вырных и устойчивых понятий имеет сравнение. Это самый эффективный дидактический прием. Формируя понятия «холм» и «гора», нужно спросить: какие части имеет холм? Какие части есть у горы? Что общего ухолма и горы? Что выше: холм или гора? Чем гора отличается от холма? Таким образом, наглядно-практическая деятельность должна обязательно сопровождаться словом.
Глава 4 ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 1. Методика изучения пор года Вопросами обучения детей со слуховой депривацией природоведческому материалу занимались Е. Н. Марциновская, М. Ф. Титова, Л. В. Николаева и др. Особенности усвоения учебного материала естественно-биологического цикла в связи со своеобразием речевого развития глухих и слабослышащих учащихся исследовали И. М. Соловьев, Е. М. Кудрявцева, Л. И. Тигранова, Е. Н. Марциновская, М. Ф. Титова и Е. Г. Речицкая. Дети должны знать названия пор года, последовательность составляющих их месяцев (можно использовать пособие «Год»). На проверку умения соотносить понятия «времена года» и «месяц» направлены такие задания: 1. Называние месяцев того или иного сезона. (Назови первый весенний месяц. Назови второй весенний месяц. Назови последний месяц весны). 2. Перечисление всех месяцев, начиная с любого. Например, март.... 3. Определение времен года по названию месяца (январь — какое это время года). Затем ученик должен назвать два других месяца, относящихся к этому же времени года. 4. Работа с пословицами: «Какой месяц год кончает, а зиму начинает?». Разработана специализированная компьютерная среда «Календарь». «Календарь» — это часть коррекционно-диагностичес-кой среды «Мир за твоим окном», но она может использоваться отдельно и как средство педагогической диагностики, и как средство обучения, причем индивидуализированного развивающего, (см. Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л., Королевская Т. К. «Календарь» — специализированная компьютерная коррекционно-диаг-ностическая среда для дошкольников и младших школьников // Дефектология. 1997. №4). В частности, компьютерная среда «Календарь» содержит задания для определения: · последовательности времен года; · принадлежности месяцев к тому или иному времени года; · последовательности месяцев в году. Изучение сезонных явлений основывается на наблюдениях, к. |к отмечала М.Ф. Титова, наблюдения за погодой (климатические условия) являются основой, на которой базируются представления детей о причинах возникновения тех или иных изменений в природе, труде и занятиях людей. Постепенно дети подходят к пониманию неразрывной связи биологического объекта с условиями его существования. В содержание наблюдений необходимо включать материал, раскрывающий тесные связи между предметами и явлениями природы. Благоприятные условия для установления таких связей создают наблюдения за предметами и явлениями неживой природы. Например, уменьшение или увеличение высоты стояния полуденного солнца в разные времена года связано с похолоданием или потеплением. Весной, когда лучи солнца хорошо прогревают землю,, происходит быстрый рост и развитие растений, появляется много насекомых, увеличиваются кормовые запасы для животных. Следует вести наблюдения за погодой (температурой, влаж-к:гью воздуха, ветром, облачностью, осадками), за состоянием и 1мпонентов неживой природы по временам года (почва, небо, водоем, продолжительность дня), за атмосферными явлениями (гроза, град, иней, роса, изморозь). Для проведения непосредственных наблюдений за сезонными изменениями в природе целесообразно провести детей зимой по тому же маршруту, по которому они ходили осенью (на пришкольный участок, в парк, лес). Весной этот же маршрут следует повторить. Учащиеся должны знать основные признаки каждой поры года, которые, с одной стороны, повторяются из года в год, с другой — отличают этот сезон от других времен года (если говорить об осени, то это похолодание, увеличение облачности и влажности, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание травянистых растений, исчезновение насекомых, отлет птиц) и знать изменения в живой и неживой природе, например, поздней осенью по сравнению с ранней, взаимосвязь различных изменений в природе, последовательность этих изменений в течение года. Н. Ф. Виноградова отмечала, что дети трудно (норма, дошкольники) воспринимают природные изменения в «смежные» пе реходные времена года (весна-лето) в силу их сходства и повтор-ности. Следует чаще обращать внимание детей на те взаимосвязи между явлениями природы, которые они наблюдают, и особенностями труда людей, занятий детей, раскрывать доступные их возрасту связи между трудом людей в городе и селе (в полях, огородах, садах, лугах, теплицах, фермах, зерноскладах, мастерских, на дорогах, улицах), показать, что труд людей и занятия детей зависят не только от поры года, но и от погоды. Необходимо обращать внимание на одежду: «Как изменилась одежда людей? Как нужно одеваться?» Изучая поры года, нужно работать с таблицей — основой для моделирования всех пор года и рисунками —деталями ко всем порам года. На таблице (основе) рисуются хвойные деревья (фон) и на первом плане одно лиственное. Рисунки —детали: осенние, весенние цветы; животные, которых можно увидеть, грибы и т. д. Поры года изучаются, как правило, по плану. 1. Изменения в неживой природе. 2. Изменения в жизни растений. 3. Изменения в жизни животных. 4. Занятия людей (взрослых и детей)- 5. Охрана здоровья (одежда и обувь). Это помогает представить, что изменения в живой природе происходят вслед за изменениями в неживой природе. Таким образом растения и животные приспосабливаются к условиям существования. Рекомендуется проводить следующие вцды работ: 1. Заполнение таблиц. 2. Группировка картин с изображением различных явлений и предметов живой и неживой природы по сезонам с обоснованием, по каким признакам объект отнесен к тому или иному сезону. 3. Составление аппликации. 4. Нахождение ошибок художника. (Что перепутал художник? Правильно ли?) 5. Описание или составление рассказа по плану, опорным слонам, картинке или серии, по схемам. В помощь можно предложить схемы для детей с ОНР, дополненные вопросами. Схемы используют для составления описательных и сравнительных рассказов, придумывания загадок, для "('учения детей самостоятельной постановке вопросов (Ткаченко Т.). Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10). 6. Работа с пословицами и поговорками. Например, «Как ты понимаешь пословицу: сентябрь холоден, да сыт?» Объясни поговорки. Январь — году начало, а зиме — середина. Зимний день, что комариный носик. 7. Сравнение пор года. 8. Узнавание сезона по закрытой картинке. 0. Угадывание природного явления по его свойствам, качест-иам или действиям: а) моросит, идет, льет — что это; б) воет, свистит, дует, срывает, поднимает — что это. 10. Игра-соревнование «Кто больше назовет слов о весеннем солнце?» (об осеннем дожде и т. д.) 11. Доскажи словечко. И ночь мороз, С утра капель, Значит, на дворе... (апрель). 12. Дидактические игры («Когда это бывает?», в разных вариантах, «Письмо Почемучке», «Одень куклу», «Что бывает весной?», «Что сначала, что потом?») 13. Игровой момент. Каждому из детей дается роль какого-либо животного: медведя, ежика, белочки, зайчика, птички. Учитель шпорит: «Наступила осень». И каждый рассказывает и покапывает, что он делает осенью. И так по всем временам года. Желательно работать с календарем (весенним, осенним и т.д.). Его первая страничка — погода, вторая — растения, третья — животные и т. д. Возможно знакомство со сказкой-загадкой «Старик-годовик» В. И. Даля.
4.2. Приемы работы над темой «Природа живая и неживая» Природа — это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана человеком. Природа делится на живую и неживую. Основное отличие тел живой природы от неживой заключается в обмене веществ. В процессе обмена веществ с окружающей средой живые организмы питаются, растут, дышат, воспроизводят себе подобных и умирают. Все живое стремится приспособиться к окружающей среде. Неживое тело в результате взаимодействия с окружающей средой не самовозобновляется, а разрушается. К неживой природе относятся солнце, вода, глина, песок, камни, различные горные породы, воздух, небо, земля. Кажется, что неживая природа не изменяется. Но, если внимательно присмотреться, то мы увидим, что в неживой природе постоянно происходят изменения. Например, вода и воздух движутся, зимой вода превращается в лед, камни рассыпаются на куски и т. д. Живая природа — это растения, животные, грибы, бактерии. Человек — часть живой природы. Он относится к миру животных, отличается умением работать и создавать продукты труда. К природе не относится лишь то, что сделано руками человека. Человек строит дома, дороги и так далее, используя природные материалы. Некоторые дети считают, что растения относятся к неживой природе. В таком случае нужно спросить: «Чем живые существа отличаются от неживых?», выяснить, что дети знают о питании растений, актуализировать знания о способности живой природы к росту и подвести учащихся к выводу, что растения, как и животные, живые, так как они питаются, растут, размножаются. Начинать урок по теме «Природа живая и неживая» целесообразно с актуализации знаний учащихся. С этой целью предлагаются следующие вопросы: что такое природа? Какие предметы образуют неживую природу? Что относится к живой природе? В процессе беседы на доске вычерчивается или монтируется (если таблички или рисунки заготовлены заранее) опорная схема. В опорных схемах лучше всего использовать рисунок. Образ рисунка ближе к образу самого предмета. Так, для символического изображения понятия «природа» выбирают рисунок ели и солнца: (можно взять любой рисунок), солнце — неживая природа, елочка —живая. Затем задаются вопросы, устанавливающие связь между живой и неживой природой: для чего нужны вода, солнце, земля? Что нужно человеку для жизни? Может ли человек жить без воды, воздуха, почвы, растений и животных? Последний вопрос помогает осознать, что человек — часть 11| >ироды, которая дает ему все необходимое для жизни, человек не может жить без природы. На закрепление предлагаются следующие задания: 1. Практическая работа, (нахождение на рисунках или в коллекциях предметов живой и неживой природы). 2. Озаглавливание столбиков (колонок). В одном даны предметы неживой природы, в другом — живой. 3. Ответы на вопросы. Например, какое выражение правильно? • Заяц, гриб, трава, пчела, человек — это живая природа. • Камень, туча, озеро, яблоня, гриб — неживая природа. • На уроках мы будем изучать человека, животных, растения, грибы. 4. Дидактическая игра «Предметы природы». 5. Распределение картинок, слов или карточек на 2(3) группы: 1) предметы живой природы; 2) предметы неживой природы; 3) предметы, сделанные человеком. 6. Игра «Четвертый лишний». 7. Игра «Неживая природа или предметы, сделанные руками человека» (для чего?). В сильном классе возможен второй вариант изучения темы, предложенный Е. В. Чудиновой и Е. Н. Букваревой (см. Чудинова Е. В., Букварева Ё. К Естествознание: 2 класс. М. 1994), У: «У меня есть разные картинки. Мы будем их рассматривать и попытаемся понять, что же такое природа». Показывает картинки с изображениями объектов неживой природы (облака, горы, камни, вода). Д: Называют, что изображено на картинках. У: Выписывает на доске в колонку названия объектов неживой природы (ветер, облака, озеро, ручей, море, горы, скалы, камни и т. д.). «А сейчас я покажу картинки тоже о природе, но уже совсем другой». Показывает картинки с объектами живой природы. «Это тоже природа?» Д: «Да». У: «А почему я сказал(а), что это «другая» природа?» Д: «На этих картинках — живое, на первых картинках — неживое.» У: Пишет над первой колонкой «неживая», над второй — живая и объединяет их сверху надписью «ПРИРОДА». Учитель подводит детей к выводу, что эти предметы сделаны человеком из природных материалов. Человек своим трудом преобразует (изменяет) природу. На образце «овощи-суп» учитель еще раз объясняет, как человек преобразует природные материалы. У: «Много ли сейчас на Земле мест, где природа не испытывала бы влияния человека, не была бы изменена им?» Д: «Таких мест мало или их совсем нет». У: «Правильно, человек не может существовать вне природы. Человек изменяет природу, строит заводы и фабрики. Заводы и фабрики иногда свои отходы сбрасывают в реки, леса, загрязняют окружающую среду. Можно это делать?» Д: «Нет!» У: «Правильно, Земля — наш дом. Вы знаете, что в собственном доме нельзя ничего портить, нельзя сорить. Также мы должны йосги себя и по отношению к природе». «Теперь представьте себе, что вы попали на необитаемый ■" 11 >ов, вы — Робинзон Крузо. Что должно быть на острове, чтобы | |('инзон смог выжить там?» (Игровая ситуация «Мы на необитае-I к >м острове. Что нам может понадобиться?»). Д: «Вода, растения, животные, чтобы охотиться; воздух, Г* та». У: «Ну вот, теперь мы определили основные компоненты при-! >< >ды, без которых жизнь невозможна. Мы лучше понимаем, почему человек не может жить без природы». 4.3. Методика изучения растительного мира Сформулируем некоторые общие требования к организации и |учения растительного мира. 1. Изучение растений следует проводить путем наблюдения за живыми целостными растениями. Гербарии и таблицы применять как дополнительные формы наглядности, так как растения на таблицах, рисунках часто нельзя узнать, и по отдельному органу представить целостное растение ребенку трудно. 2. Широко использова<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|