Усекновение головы Иоанна Крестителя
Усекновение головы Иоанна Крестителя (Матф. 14: 1-12; Марк. 6: 14-29; Луки 9: 7-9) Евангелисты описывают это событие в связи с тем, что четверовластник Ирод-Антипа возымел мнение, будто Иисус Христос — это восставший из мертвых Иоанн Креститель. Хотя св. Лука и не передает нам всего повествования, но поясняет вкратце, что мысль эта возникла впервые не у Ирода, и он склонился к ней лишь позднее, под впечатлением разговоров с окружающими. У евреев не было обычая праздновать дни рождения. Но Ирод однажды на день своего рождения, подражая восточным царям, устроил большой пир для вельмож, тысяченачальников и старейшин галилейских. По обычаям Востока женщины не могли присутствовать на пиршестве, и только рабыням дозволялось плясать перед мужчинами. Однако Саломея, достойная дочь своей развратной матери Иродиады, с которой незаконно сожительствовал Ирод, пренебрегла обычаем и, выйдя к пирующим в легкой одежде танцовщицы, так воспламенила Ирода своим сладострастным танцем, что он клятвенно пообещал выполнить все, чего бы она ни попросила. Саломея вышла из зала посоветоваться с матерью, не участвовавшей в пиршестве, и та, не колеблясь ни минуты, ответила, что самым дорогим подарком для нее будет смерть ненавистного Иоанна Крестителя — обличителя ее преступной связи с Иродом. Она потребовала: " Главы Иоанна Крестителя". Но сам Ирод, с одной стороны боялся народа, а с другой — уважал Крестителя, как " мужа праведного и святого" и даже " многое делал, слушаясь его" (Марк. 6: 20); поэтому, боясь, что обещание не будет выполнено, Иродиада внушила дочери, чтобы та потребовала немедленной казни. " Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя" (Матф. 14: 8), — потребовала Саломея у Ирода. " Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей" (Марк. 6: 26; ср. Матф. 14: 9). То есть Ирод не хотел казнить Иоанна, но из самолюбия и ложного стыда не захотел нарушить клятвы и послал своего оруженосца отсечь голову пророку и принести ее пирующим на блюде. Надо полагать, что пир этот происходил не в Тивериаде — обычной резиденции Ирода, а в его заиорданской резиденции, в Юлии, откуда было недалеко до крепости Махера, в которой содержался Иоанн; или, может быть, пир происходил и в самой крепости.
Предание гласит, что Иродиада долго издевалась над головой Крестителя: колола иголкой его язык, обличавший ее в распутстве, а тело приказала выбросить в один из оврагов, окружавших Махер. Ученики Иоанна подобрали обезглавленное тело и, как свидетельствует Марк, положили его во гробе, в пещере. По преданию, то была пещера, в которой были погребены пророки Авдий и Елисей, неподалеку от города Севасты, построенного на месте прежней Самарии. Печальное событие обезглавливания Иоанна Крестителя св. Церковь отмечает ежегодно 29-го августа, установив в этот день строгий пост. Ирод же понес достойное наказание: потерпел полное поражение на войне, а, отправившись в Рим, был лишен всех привилегий и имений и заточен вместе с нечестивой Иродиадой в темницу в Галии, где и умер. А однажды зимой на реке под Саломеей подломился лед; она провалилась по самую шею в воду, и льдом же ей оттерло голову. Совершив погребение своего учителя, ученики Иоанна возвестили о произшедшем Господу Иисусу Христу, ища, вероятно, утешения и одновременно желая предупредить Его о возможной опасности, поскольку как раз в то время Он проповедовал в области, подвластной Ироду. Евангелист Марк передает нам, что к этому сроку и Апостолы собрались к Господу, поведав Ему обо всем, что успели сделать и чему научили.
Узнав о насильственной смерти Крестителя, Господь удалился в пустынное место. По-видимому, в тот момент Он находился где-то поблизости от Геннисаретского озера, так как Он " удалился оттуда на лодке" (Матф. 14: 13). Это пустынное, то есть мало обитаемое, место находилось, по св. Луке, близ города Вифсаиды. Св. Лука также добавляет, что Ирод под влиянием слухов и толков подумал, будто Иисус Христос — это Иоанн Креститель, воскресший из мертвых, и " искал увидеть Его" (Луки 9: 9)
Чудесное насыщение пяти тысяч людей (Матф. 14: 15-21; Марк. 6: 32-44; Луки 9: 10-17; Иоан. 6: 1-15) Об этом чудесном событии рассказывают все четыре Евангелиста, причем св. Иоанн увязывает его с учением Господа о хлебе небесном и о таинстве причащения Тела и Крови Его и дает нам важное хронологическое указание, что все это происходило в то время, когда " приближалась Пасха, праздник Иудейский" (Иоан. 6: 4), третья Пасха служения Господа. Получив известие о смерти Иоанна Крестителя, Господь Иисус Христос удалился из Галилеи вместе с Апостолами, только что возвратившимися из своего проповеднического путешествия. Они переплыли на лодке на восточную сторону Тивериадского озера в пустынное место близ города Вифсаида. Так как одна Вифсаида находилась на западном берегу, около Капернаума, то здесь, надо полагать, подразумевается другой город, Вифсаида-Юлия, располагавшийся на востоке от впадения Иордана в Геннисаретское озеро. По рассказу Евангелиста Марка, народ, разглядев, куда направляется Господь со Своими Апостолами, " бежали туда пешие из всех городов и предупредили их, и собрались к Нему" (Марк. 6: 33). Увидев множество народа, какое собралось к Нему, Господь сжалился над ними, " потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много" (Марк. 6: 34), рассказывал им о Царствии Божием (Луки 9: 11) и исцелял больных (Матф. 14: 14). Спустя некоторое время, Он, согласно св. Иоанну, взошел на гору и сидел там со Своими учениками, когда увидел, что множество народа идет к Нему. День уже начал склоняться к вечеру. Тогда все Апостолы подошли к Нему и сказали: " Место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и там купили себе пищи" (Матф. 14: 15; ср. Марк. 6: 35-36; Луки 9: 12). Но Господь не захотел отослать народ от Себя и сказал ученикам: " Не нужно им идти, вы дайте им есть" (Матф. 14: 16; ср. Марк. 6: 37; Луки 9: 13)
Тут же испытывая веру Апостола Филиппа, Господь спросил его: " Где нам купить хлебов, чтобы их накормить? " (Иоан. 6: 5), на что Филипп ответил: " Им на двести динариев недовольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось, хотя понемногу" (Иоан. 6: 7). Подобное говорили и остальные ученики. Тогда Господь сказал: " Сколько у вас хлебов? Пойдите, посмотрите" (Марк. 6: 38). Они узнали, и Андрей ответил Ему: " Здесь есть у одного мальчика [вероятно, торговца съестными припасами, сопровождавшего толпу] пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? " (Иоан. 6: 9). Тогда Иисус сказал: " Рассадите их рядами по пятидесяти" (Луки 9: 14; ср. Марк. 6: 39-40). И народ сел тут же на зеленой траве по сто в одном направлении и по пятидесяти — в другом, поперечном первому. Таким образом, удалось сосчитать их всех, и оказалось, что кроме женщин и детей, набралось 5 000 (Матф. 14: 21; Марк. 6: 44; Луки 9: 14; Иоан. 6: 10) Взяв, пять хлебов и две рыбы, Господь воззрел на небо, воздал благодарение (Иоан. 6: 11), благословил их (Луки 9: 16), переломил и дал ученикам, чтобы они раздали народу; так же разделил Он и две рыбы на всех (Марк. 6: 32; Иоан. 6: 11). " И ели все и насытились" (Матф. 14: 20; Марк. 6: 42; Луки 9: 17). Когда же все насытились, Господь велел ученикам Своим собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало; и было собрано 12 полных коробов. Евангелист Иоанн сообщает нам, что люди, видевшие это чудесное насыщение пяти тысяч народа, сказали: " Это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир" (Иоан. 6: 14); они хотели прийти, неожиданно взять Иисуса и, воспользовавшись скорым наступлением праздника Пасхи, увлечь Его в Иерусалим и провозгласить там всенародно царем. Но Господь, конечно, не хотел потакать ложным представлениям о Мессии как о земном царе. Он повелел ученикам отправиться на западную сторону озера, а Сам, успокоив взволнованных чудом людей, отпустил их и " Удалился на гору один" (Иоан. 6: 15), чтобы помолиться.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|