Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон перехода количества в качество

Законы развития

Процессы природы и общества всегда находятся в состоянии «обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век». Когда возникающее и развивающееся достигает зрелости, а разрушающееся и отживающее окончательно исчезает, возникает нечто новое – то, чего раньше не было. Процессы не повторяют все время один и тот же цикл изменений, они переходят от одной стадии к другой по мере того, как появляется новое. Таков действительный смысл слова «развитие».

Простое изменение не есть развитие. Мы говорим о развитии только тогда, когда постепенно, шаг за шагом возникает нечто новое. Развитие — это изменение, происходящее от одной ступени к другой в соответствии со своими собственными внутренними законами.

Но развитие это не рост. Различие этих понятий – «рост» и «развитие» хорошо известно, например, биологам. Рост это увеличение, т.е. чисто количественное изменение. Развитие же означает не увеличение, а переход к качественно новой ступени, приобретение иного качества. Например, гусеница растет, делаясь длиннее и толще, – это рост. Но когда подросшая гусеница окукливается и превращается в бабочку, это уже развитие, поскольку имеет место качественное изменение – гусеница становится куколкой, а потом бабочкой.

В природе и обществе имеют место все эти процессы – простое перемещение, изменение, рост и самое для нас главное и важное — развитие.

К примеру, сейчас у буржуазных политиков и идеологов принято говорить «экономика развивается», «развитие экономики». Но на самом деле никакого развития нет, изменения есть, может иметь место и рост (например, рост производства в межкризисные периоды), а вот появления нового, более высокого качества в экономике не наблюдается. Это значит, что ни о каком развитии мы говорить не можем.

Или другой пример — гибель СССР. Здесь качественное изменение налицо: был социализм — стал капитализм. Но развития общества тоже нет, ибо произошло движение назад, не скачок на более высокий уровень, а падение. Произошла деградация общества во всех его проявлениях — от экономики до социальной сферы. Следовательно, этот процесс мы также не можем считать «развитием».

А вот изменения, произошедшие в российском буржуазном обществе с 90-х годов по настоящее время это развитие, ибо российский капитализм двигался по возрастающей, приобретая новые качества: переходя от «дикого» капитализма начальной стадии к капитализму умирающему и загнивающему, т.е. империализму, и далее — к государственно-монополистическому капитализму.

Материалистическая диалектика как раз и стремится познать общие законы развития. Это одна из ее задач — установить, какие общие законы проявляются во всяком развитии, и, следовательно, дать метод подхода к пониманию, объяснению и контролированию самого процесса развития, чтобы иметь возможность, так или иначе, воздействовать на него.

Закон перехода количества в качество

Одним из таких общих законов развития является «закон перехода количественных изменений в качественные».

Что он означает?

Всякое изменение имеет количественную сторону, то есть сторону, которая характеризуется простым увеличением или уменьшением, которое не меняет природы того, что изменяется. Но количественное изменение — увеличение или уменьшение, не может продолжаться бесконечно. В определенный момент оно всегда ведет к качественному изменению, и тогда в этой критической точке (или «узловой точке», как называл ее Гегель) внезапно скачком наступает качественное изменение.

Например, если нагревать воду, то она не будет бесконечно становиться все горячее и горячее; при определенной температуре она начинает превращаться в пар, претерпевая качественное изменение – жидкость вдруг становится газом. Точно так же к веревке, на которой подвешен груз, можно добавлять все больший и больший груз, но в какой-то момент веревка не выдержит и оборвется. И в паровом котле невозможно бесконечно увеличивать давление пара, на каком-то этапе он обязательно взорвется — стенки котла не выдержат внутреннего давления пара.

Аналогичные процессы наблюдаются и в биологии. Скажем, разновидность какого-либо растения может подвергаться на протяжении ряда поколений воздействиям более низкой температуры. В результате чего в растении накапливаются изменения, которые в определенный момент приводят к качественным изменениям – его наследственность изменяется. Таким образом, например, яровая пшеница была превращена в озимую.

Закон перехода количественных изменений в качественные в полной мере действует и общественных процессах.

Например, в Англии до появления капиталистической промышленности шел процесс накопления богатства, получаемого путем грабежа колоний, в немногих частных руках. Параллельное ему шло образование неимущего пролетариата, который сознательно создавался путем проведения в стране политики огораживания и изгнания крестьян с земли. На определенной стадии этого процесса, когда был накоплен значительный капитал, необходимый для широкой промышленной деятельности и когда было пролетаризировано достаточное количество людей, способных трудиться за мизерную плату, созрели условия для возникновения нового общественного строя — капитализма. Накопление количественных изменений привело к возникновению качественной ступени в развитии общества – из феодализма Англия шагнула в капитализм.

Другой пример — социальные революции. В обществе постепенно появляются и растут новые производительные силы — новая техника и технологии. Одновременно растет и недовольство угнетенных общественных классов старыми производственными отношениями, которые не позволяют использовать эти новые производительные силы в полной мере, не дают им развиваться дальше. В определенный момент, когда чаша терпения угнетенных классов переполняется, они путем вооруженного восстания свергают старую власть, обеспечивающую сохранение старых производственных отношений. Политическая власть в обществе переходит в руки нового общественного класса. Он уничтожает исторически изжившие себя старые производственные отношения и устанавливает новые, удобные ему, производственные отношения, которые дают простор для развития новых производительных сил общества. Таким путем происходили все буржуазные и социалистические революции.

Качественные изменения происходят всегда внезапно, в виде скачка. Новое рождается как-то вдруг и сразу, хотя его возможность содержится уже в постепенном эволюционном процессе непрерывного количественного изменения, происходившем до того. Получается, что непрерывное, постепенное количественное изменение в определенной точке приводит к прерывному, внезапному качественному изменению.

Рассказывая об истории развития философии, мы уже говорили, что большинство из прежних философов видели развитие природы и общества только с непрерывной стороны. Это значит, что они рассматривали развитие лишь со стороны процесса роста, количественного изменения, и не замечали его качественной стороны — того, что в определенной точке постепенного процесса роста внезапно появляется новое качество, происходит качественное превращение.

Но в реальной жизни наблюдаемые нами процессы происходят именно так — через приобретение нового качества. Разогревая чайник, мы видим, что вода внезапно закипает, стоит ей только достичь точки кипения – 100 С. Если мы жарим яичницу, то жидкая яичная смесь на сковородке, постепенно зажариваясь, вдруг становится твердой консистенции, т.е. готовым к употреблению блюдом. Еще нагляднее этот процесс наблюдается, когда мы печем блины – жидкое тесто под действием высокой температуры становится плотным и твердым продуктом. Только что была какая-то невкусная жижа, и вдруг возник вкуснейший блин — появилось новое качество.

Внезапное появление нового качества в определенный момент постепенного процесса роста происходит и при преобразовании общества. Феодальное общество скачком (через буржуазную революцию) перешло в капиталистическое. Точно также и капиталистическое общество, накапливая внутри себя свои противоречия, будет преобразовано в социалистическое общество радикальным изменением — социальной революцией, скачком к новому состоянию общества, когда господство одного класса – буржуазии будет заменено господством другого, ныне угнетенного класса, пролетариата.

С другой стороны, качественные изменения всегда возникают в результате накопления количественных изменений, и качественные различия основаны на количественных различиях.

Поскольку количественные изменения должны в определенной точке привести к качественному изменению, то мы, если хотим добиться качественного изменения, должны изучать его количественную основу и знать, что нужно увеличить и что уменьшить, чтобы произвести требуемое нам изменение.

Естествознание учит нас, каким образом чисто количественное различие — прибавление или убавление — приводит к качественным различиям в природе. Например, прибавление одного протона в ядре атома приводит к превращению одного элемента в другой. Атомы всех элементов образуются из комбинаций одних и тех же протонов и электронов, и лишь различие в количестве протонов и электронов, комбинируемых в атоме, дает различные виды атомов, а значит и различные элементы с различными химическими свойствами. Так, атом, состоящий из одного протона и одного электрона, — это атом водорода, но если добавить еще один протон и один электрон, то это будет атом гелия, и т. д. Точно также в химических соединениях прибавление одного атома к молекуле приводит к различию между веществами, обладающими различными химическими свойствами. Различные качества коренятся всегда в количественных различиях.

Энгельс в «Диалектике природы» выразил это в следующих словах: «…в природе качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения

Все качественные различия в природе основываются либо на различном химическом составе, либо на различных количествах или формах движения… либо, — что имеет место почти всегда,— на том и другом. Таким образом, невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т. е. без количественного изменения этого тела».

Эта черта диалектического закона, связывающая качество с количеством, знакома по атомной бомбе, принцип действия которой многим известен. Для производства атомной бомбы необходимо иметь изотоп урана с атомным весом 235. В природе же уран на урановых месторождениях состоит из изотопов с атомным весом 238, который не обладает требуемыми для бомбы свойствами. Разница между этими двумя изотопами чисто количественная — число нейтронов, имеющихся в каждом изотопе. Но эта количественная разница атомных весов 235 и 238 приводит к качественному различию между веществами, одно из которых имеет свойства, необходимые для бомбы, а другое – лишено таких свойств. Далее, для того, чтобы произошел взрыв, необходима определенная «критическая масса» урана-235. Если его масса недостаточна, то цепная реакция, вызывающая взрыв, не произойдет, но если «критическая масса» достигнута, то реакция происходит обязательно.

Таким образом, мы видим, что количественные изменения в определенный момент переходят в качественные изменения и что качественные различия основываются на количественных различиях, и это всеобщая черта развития.

 

2. Человек – загадочное и непонятное, необычное и не похожее на других существо. С одной стороны – он часть природного мира и подчинен его закономерностям; чтобы выжить, он должен приспособиться к заданным биологическим и социальным условиям. С другой стороны, он обладает резко выраженным сознанием свободы и сам принимает решение, даже если выбирает тяжелую работу, покоряется силе или, наоборот, принуждает другого человека. Во всяком случае он думает, что хотел бы следовать закону добра, справедливости и любви, в то время как обстоятельства принуждают его к мелкому или крупному обману, к послушанию власти сильного, наконец, к повседневным заботам о хлебе насущном, не оставляющим ни сил, ни времени для чего-то более высокого. По-видимому, эти стремления к высшим ценностям и есть тот изначальный религиозный опыт, из которого в соответствии с исторической, культурной и социальной средой выстраивается та или иная концепция Бога. Для одних он некое всемогущее существо, у которого можно вымолить в качестве милостыни здоровье или богатство. Для других – грозный судия, который строго спросит с грешников и вознаградит послушных райскими наслаждениями в загробной жизни. Третьи прибегают к идее Бога для объяснения мироздания или для обоснования исходных принципов человеческого познания. Для одних Бог – это что-то хотя и непостижимое, но близкое и душевное; для других – нечто потустороннее, радикально отличающееся от всего встречающегося в эмпирическом опыте. Загадку составляет и личность Христа. Зачем он был послан на землю, для чего принял мученическую смерть на кресте? Это не вполне понимали те, кому он проповедовал, и даже его ученики лишь после его смерти открыли суть его учения и поверили в Воскресение Христово.

Нескончаемые споры о сути религии, христианства идут и сегодня. Для многих в наше время религия – удел слабых и необразованных, униженных и обманутых людей. Ни в чем так мало не нуждается современный человек, сведущий в науке, имеющий свободы и права, обладающий экономической независимостью, как в религии. Мир и жизнь человеческая утратили для нас свою таинственность, и то, что было для наших предков непонятным, но всемогущим, стало сегодня рационально постижимым. Мы открыли, что Бог не нужен для сохранения ни мироздания, ни общества сего правовыми, моральными и социальными законами. В XIX веке прозвучали слова Фридриха Ницше "Бог умер". Человек породил идею Бога, когда был слабым, и отказался нее, когда достиг полной власти над сущим. Он сам занял место Бога.

Представление о Боге, конечно, зависит от человека, и этим объясняются многообразие религий и религиозная терпимость, уважение к иноверцам. Но и человек зависит от Бога. Ведь во все времена боги мыслились как существа, по всем параметрам превосходящие человека. Греки считали их вечно молодыми, прекрасными, бессмертными, не нуждающимися в пище существами. Египтяне почитали животных и их фигурами наделяли своих богов, символизирующих могущество, выносливость, быстроту и иные сверхчеловеческие качества. В христианстве Бог превосходит людей в нравственном отношении тем, что он бескомпромиссно выполняет моральные заповеди, способен любить и прощать всех, даже своих врагов. Современные споры о религии, о вере, тайне Христа – свидетельство того, что поиски Бога не прекратились. Ницшевское "Бог умер" означает, что умерли старые наивные представления о нем как о мировом судье, моралисте; что современному человеку должно соответствовать более высокое представление о Боге. Так неверие нередко лучше способствует делу веры, чем наивное, некритическое поклонение всемогущему существу.

Сегодня многие ходят в церковь, но как они представляют Бога и о чем просят его? Необходимо изучить историю религии, чтобы выработать соответствующую нашему времени форму веры. Научное образование не только не мешает, но способствует выполнению этого важного духовного задания в первую очередь тем, что позволяет глубже понять суть проблемы. То, что может объяснить наука, должно быть ею объяснено, однако целый ряд положений, играющих и для науки мировоззренческую, нравственную роль, не имеет научного обоснования. Они принимаются на основании веры как некие бесспорные устои жизнедеятельности, которым должны быть подчинены наука и политика, искусство и философия. Новым в современной религиозной ситуации оказалась свобода вероисповедания, которая затрагивает не только личный выбор между религиозностью и атеизмом, но и обеспечивает равное признание всех конфессий. Раньше она сильно ограничивалась традициями, национальной и культурной принадлежностью. Сегодня человек свободно выбирает между любыми конфессиями и даже сектами. Такой процесс демократизации имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, он противостоит религиозному фундаментализму и фанатизму, но с другой – делает человека игрушкой в руках новоявленных пророков. Сегодня на человеке лежит большая ответственность, связанная с выбором вероисповедания. В условиях ослабления христианской традиции особая роль принадлежит религиозному образованию, помогающему сопоставить, понять возможности той или иной религии. Оно же способствует и росту религиозной терпимости, так как помогает уловить единые интенции в различных конфессиональных формах.

3.Практическая работа.

Когда немцы подошли близко к Москве, Сталин отдал приказ открыть давно закрытые церкви и возобновить в них богослужения. Но связано это было не только с обороной Москвы, а с войной вообще. Нужно было максимально использовать любые средства для единения народа, подъема его морального духа, патриотизма и укрепления веры в победу.

https://work-way.com/blog/2014/04/22/zakony-razvitiya-protivorechie/

http://studme.org/1219101025914/filosofiya/ideya_boga_zhizni_cheloveka

https://otvet.mail.ru/question/93858021

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...