Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сензитивный период для утончения чувств (2 – 4 года).

Сензитивные периоды и «окна возможностей» у детей от 0 до 6 лет

(Материал для «Пси-шпаргалки» подготовлен Екатериной Камалягиной. Проконсультироваться с автором по развитию вашего ребенка: 8 911 376 98 66, только в г.Пскове!)

 

Существуют два сходных понятия, одно из которых вывели современные нейрофизиологи в 21 веке – «окна возможностей», а второе – «сензитивные периоды» - их определила М.Монтессори еще в 19 веке.

Сензитивные периоды и окна возможностей – это определенные возрастные периоды, во время которых мозг ребенка максимально легко воспринимает определенную информацию. Ребёнок бессознательно выбирает из окружающей среды всё, что именно в этот момент необходимо для его роста и развития, и это позволяет ему приобрести определённые навыки и знания без видимых усилий и усталости. Важно доверять ребёнку, который ориентируется в своей деятельности на импульсы и призывы своеобразного «внутреннего учителя». Следует также отметить, что эти периоды универсальны для детей всех народов и культур.

Эти ограниченные «окна возможностей» появляются на время и проходят безвозвратно, причём независимо от того, удалось ли ребёнку полностью воспользоваться их условиями. Кроме того, они никогда не повторяются снова. В качестве примера могу привести освоение языка, который маленькие дети просто впитывают, дети постарше легко учат, но уже с акцентом, а взрослые прилагают немалые усилия, чтобы овладеть дополнительным языком и выучить его, с трудом осваивая языковые конструкции.

Нужно отметить, что временные рамки могут сдвигаться у каждого ребенка, поскольку возраст сензитивных периодов подразумевается в большей степени психологический, а не физиологический.

Основные сензитивные периоды:

Сензитивный период восприятия порядка (0 – 6 лет, пик приходится на возраст 1 – 3 года).

Ребёнок этого возраста имеет сильную потребность в создании шаблонов и связей между объектами среды, людьми. Для него порядок вообще и организованные последовательности в частности являются жизненно необходимыми. Многие родители не совсем правильно понимают понятие порядка. Ведь это вовсе не стремление ребёнка прибираться и наводить чистоту. Он впитывает в себя привычное окружение, которое и становится для него порядком. Сложившийся режим дня становится ритуалом, важны его чёткость и неизменная последовательность.

Ребёнок этого возраста, особенно на пике сензитива (чрезмерной чувствительности), весьма консервативен. Еда, сон, привычные люди вокруг и прочие важные для ребёнка моменты – всё это сказывается на аспектах его жизни. Дети не любят изменений и подчас нервно реагируют даже на малейшие отступления от привычного течения жизни. Это происходит оттого, что малыш не может предсказать, что же будет потом, за пределом очерченных им самим границ и ритуалов. Но постепенно он учится делать прогнозы, которые обеспечивают ему чувство безопасности и доверия к миру. Внешний порядок освобождает ребёнка от необходимости расходовать свою энергию на экстренное формирование собственного внутреннего порядка.

Пример: Дети любят повторение одной и той же сказки, это дает им чувство спокойствия и уверенности в «завтрашнем дне», - если в сказке все прошло по плану, значит и у меня все будет хорошо, как и всегда.

Сензитивный период развития языка (0 – 6 лет).

Ребёнок поглощает звуки, издаваемые человеком, исключая остальные шумы, повторяет их, развивая свой собственный голосовой аппарат. Но для ребёнка важны не только непосредственные звуки речи, ему необходимо видеть и анализировать взаимосвязь между речью и движениями. Он впитывает также и невербальные способы коммуникации.

Язык поглощается, независимо от сложности, в полном объёме, со всеми грамматическими конструкциями. Языковой опыт вызывает образование и языкового центра: орган слуха развивается по звукам, которые ребёнок слышит. Поэтому, если уши ребёнка не слышат богатую, красивую речь в сензитивный период развития языка, вокальные и языковые центры не развиваются полностью.

Взрывное развитие разговорного языка происходит на втором году жизни ребёнка, письмо и чтение начинают активно развиваться в период с 3 ½ до 4 ½ лет.

Пример. Дети-маугли. Если в этом возрасте ребёнок не слышит человеческую речь, то и полноценно разговаривать он уже не сможет.

Сензитивный период для утончения чувств (2 – 4 года).

Чувства – это посредники, с помощью которых ребёнок вступает в контакт с окружающим миром. Они предоставляют детям информацию о среде и вызывают образование нейронных центров, ответственных за сенсорное восприятие (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное и осязательное) и правильные интерпретации сенсорных сигналов.

Когда чувства утончаются и проясняются, у ребёнка появляется возможность организовать и классифицировать все свои сенсорные ощущения. Нахождение ребёнка в среде, богатой на сенсорные впечатления, в этот сензитивный период позволяет ему пополнить чувственный словарь и создать большее разнообразие нейронных сетей, отвечающих за понимание и интерпретацию его окружения.

Пример. Внезапно проявляющиеся у ребёнка интересы к чувственным раздражителям, активное прислушивание-принюхивание и пр. – это яркие примеры изменений, которые происходят с ребёнком в данный период.

Важно! Знакомьте ребенка со всем многообразием запахов, вкусов, тепловых ощущений. Развитые чувства-стражи: чувство тепла, чувство вкуса и запаха позволяют в будущем на подсознательном уровне чувствовать себя комфортно в новых местах, ситуациях, поскольку мозг определяет, что уже встречался с подобной ситуацией.

Сенситивный период для утончения движения (2–4 ½ года)

Движение – это основа всего, и, соответственно, ребёнку жизненно необходимо развивать и совершенствовать свои движения. Это своеобразный пропуск, дающий и многократно расширяющий доступные возможности. Движения развиваются и совершенствуются через подражание взрослым и многократные повторения.

Точные движения необходимы для правильного развития психики и обретения независимости. Чем более ребёнок умел в движениях, тем больше своих потребностей он может удовлетворить самостоятельно, что и становится фундаментом его независимости.

Ребёнок развивает руку и равновесие, которые являются жизненно важными для полноценного функционирования личности и самовыражения.

Пример: Если ребёнок концентрированно и сосредоточенно заинтересовался мелкими предметами, он может просто собирать с пола или земли почти невидимые нам, взрослым, соринки, то это, скорее всего, именно внутренний учитель призывает его реализовать возможности открывшегося сенситива.

Важно! Существует еще одно чувство-страж – это чувство равновесия. Развитый вестибулярный аппарат отвечает за ощущение спокойствия, уверенности в себе на протяжении всей жизни. Поэтому развивайте чувство равновесия, проходите «тропу туриста», учитесь скакать на скакалке и т.п.

 

Современные нейрофизиологи также приводят в пример такую таблицу «окон возможностей»:

 

Хочется отметить тот момент, что логопеды «старой закалки» советуют подходить к изучению второго языка не ранее 5 лет, когда уже установилось произношение родного. С точки зрения современных подходов, это в корне неверно, ведь мы хотим, чтобы в будущем уровень второго языка был таким же хорошим, как и родного, а значит, мозг должен усваивать их примерно в одно время, уметь думать на втором языке, а не заниматься в голове переводом иностранных слов на родной язык.

Акцент лекции хочется сделать на том, что детский мозг крайне чувствителен не только к самой информации, но и к ее отсутствию. В качестве примера приведем данные последнего исследования, в котором сравнивались результаты ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии) обычного домашнего двухлетнего ребенка двух лет и двухлетнего ребенка, который с рождения находился в детском доме. Височные доли ребенка из детского дома просто атрофировались, поскольку не были задействованы в должной мере (височные доли получают импульсы от органов чувств и отвечают за слух, обучение, память и эмоции).

 

 

Важно заметить, когда ребенок начнет интересоваться каким-либо видом деятельности и следовать за его «внутренним учителем», не навязывать, но предлагать и, самое главное, наблюдать и вовремя заметить начало того или иного сензитивного периода.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...