Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пятая послеатлантическая культура

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

1. ЭВОЛЮЦИЯ

VI. ЗЕМНОЙ ЭОН

7. Пятый послеатлантический период (культурные эпохи)

Р.Штайнер

Пятая послеатлантическая культура

 

332. "В четвертом, пятом и шестом столетиях по Р.Х. в Европе начал подготовляться тот культурный период, в котором мы живем и поныне. Он должен был постепенно сменить четвертый, греко-латинский, период....Народы, которые после различных странствий и самых разнообразных судеб сделались носителями этого периода, были потомками тех атлантов, которых меньше всего коснулось произошедшее тем временем в четырех предшествовавших культурных периодах. Оно не дошло до тех областей, в которых пустили корни означенные культуры. Зато они были в своем роде продолжателями атлантических культур. Среди них было много людей, еще в высокой степени сохранивших наследие древнего сумеречного ясновидения... Те люди знали духовный мир из собственных переживаний и могли сообщать своим собратьям о том, о происходящем в том мире. Так возник целый мир повествований о духовных существах и духовных событиях. Сокровища народных сказок и легенд возникли первоначально из подобных духовных переживаний. Ибо сумеречное ясновидение у многих людей сохранилось вплоть до времен, вовсе не так далеко отстоящих от нашего....Всюду были Мистерии. Но в тех Мистериях разрабатывалась преимущественно тайна посвящения, ведшая к откровению духовного мира, закрытого Ариманом. В них раскрывались духовные власти, стоящие за силами природы. В мифологиях европейских народов содержатся остатки того, что могли возвещать людям посвященные тех Мистерий".13 (4)

 

333. "Мы живем в такое время, когда Духи Личности неким образом восходят к творческой деятельности, становятся творцами...... и через покров явлений (к нам. — Сост.) проникает... новое откровение....Духи Личности обретают творческий характер и становятся по своей сущности близкими к Духам Формы, какими те были в земном развитии с Лемурийской эпохи....человек встает перед совершенно изменившимся образом мира".186 (12)

 

334. "Греко-латинская культура в существенном, хотя в совершенно ином облике, представляет собой лишь отзвук, выступающее на более высокой ступени повторение того, что уже жило в древней Атлантиде....Пятая послеатлантическая культура, в которой мы находимся, есть новообразование, есть нечто целиком новое, прибавляющееся к совершившемуся до сих пор ходу развития человечества".159 (5)

 

335. "В халдео-египетскую культурную эпоху душа чувствовала себя единой с миром, в греко-латинскую душа чувствовала себя единой с телом, а теперь душа должна найти себя в себе, поскольку она обретает себя из своего объективного образа мира". 62 (с.472)

 

336. "Высочайшее послеатлантической коренной расы уже достигнуто в пятой культуре. А что последует в 6-й и 7-й культурах — будет уже нисходящим развитием".159 (13)

 

337. Греки создали Олимп — воспоминание об атлантических богах. Пятой культуре вспоминать нечего. Поэтому она бездуховна. Она должна смотреть только вперед. Сознание эпохи должно быть апокалиптическим.106 (2)

 

338. "Пятая послеатлантическая эпоха есть начало умирания Земли".182 (4)

 

339. Культура древней Индии покоилась на бессознательной интуиции. Духовная жизнь древних персов проистекала из бессознательной инспирации. В науке древних египтян и халдеев мы встречаемся с бессознательной, но очень живой имагинацией в душах. Греки сохранили имагинацию, но пронизали ее понятиями и идеями. В нашу эпоху остались одни понятия, абстракции. Пятой эпохе души сознательной свойственны понятия и стремление к имагинациям.189 (4)

 

340. "Озирис должен вновь ожить. — Мы должны найти средства и пути вновь оживить Озириса", вновь обрести имагинации. 180 (9)

 

341. "Правильное наблюдение чувственной действительности составляет задачу пятой послеатлантической эпохи". Другую задачу человеческой души составляет следующее: наравне с чистым созерцанием действительности развить, в определенном смысле как род повторения египто-халдейского времени, свободные имагинации. В связи с этими задачами пятая послеатлантическая эпоха ушла не особенно далеко. Свободные имагинации должны развиваться так, как они ищутся через Духовную науку, т.е. они не должны быть несвободными имагинациями, которыми обладала третья послеатлантическая эпоха, они не должны быть до фантазии дистиллированными имагинациями, но имагинациями свободными, в которых человек движется так свободно, как только он может двигаться в своем рассудке. Из развития этих двух способностей возникнет правильное развитие души сознательной в пятую послеатлантическую эпоху. Гете прекрасно ощущал чистое созерцание, которое он, в противоположность материализму, обозначил своим прафеноменом. "Фаустом" он дал толчок к свободным имагинациям.171 (2)

 

342. "Мы сейчас находимся в такой эпохе развития, когда все человечество особенно развивает душу ощущающую — все человечество... единичньй человек (в нашей эпохе) в человечестве развивает душу сознательную". Третий поток эволюции являет развитие по всей Земле отдельными народами тех или других элементов души: один народ развивает душу ощущающую, другой — душу рассудочную и т.д. "Эти три эволюции перекрещиваются в каждом человеке; они вступают в душу каждого отдельного человека".185 (8)

 

343. "Различные народы пятой послеатлантической культуры должны взаимодействовать, чтобы привести к выражению душу сознательную....Если правильно рассмотреть жизнь, то отовсюду мы получим подтверждение той истины, что наше время представляет собой изживание души сознательной".168 (4)

 

344. В Лемурийскую и в Атлантическую эпохи работа над тройственной душой человека производилась бессознательно. При этом развитие из физ. тела души сознательной стало возможным благодаря тому, что первое обрело способность открывать вовне свои физические органы чувств. "Вместе с этим развитием старое ясновидческое состояние атлантического сознания перешло в современное состояние сознания, и в нем, наконец, вспыхнула душа сознательная". 98 (13)

 

345. В прошлом боги хотели нечто достичь на Земле, инспирируя для этого своими силами человека. "Но то, чего боги хотели иметь от Земли, — они уже получили с 4-м послеатлантическим периодом. И теперь боги, т.е. Иерархии, стоят в ином отношении к человеку. Он должен искать доступ к богам, чтобы сознательно достичь своих целей с помощью божественных сил. Таков характер души сознательной". 193 (1)

 

346. "В пятой послеатлантической эпохе развитие души сознательной невозможно без развития рассудка".200 (4)

 

347. "У человека между бровями на один сантиметр вглубь находится особый пункт. Ему соответствует (в том же месте. — Сост.) пункт в эфирном теле. У атлантов оба эти пункта отстояли далеко друг от друга, и развитие состояло в том, что они сближались. В пятую атлантическую эпоху они совпали... и благодаря этому стали развиваться способности к счету, интеллектуальные способности".99 (12)

 

348. "Разум в конкретном развитии в пятом послеатлантическом культурном периоде должен ввести "я" в душу сознательную".176 (12)

 

349. "Мы вступили в эпоху Рыб. Это выражается, в существенном, в том, что из макрокосма человек воспринимает силы для абстрактных понятий.... и они должны быть вновь соединены с действительностью".180 (9)

 

350. "Все, что мы думаем, говорим, изучаем, представляет собой абстрактные понятия, спекуляции. Они никого не ведут в высшие миры. Лишь когда понятия будут преобразованы в образы, человек постепенно получит доступ в высшие миры".98 (1)

 

351. "Материалистические мысли вьются вокруг нас. Повсюду роятся эти мысли. Даже живущие среди полей крестьяне, которых не достигают ни книги, ни газеты, высказывают материалистически взгляды... погружаются в материалистическую атмосферу".98 (3)

 

352. Человек изолирован от небесных сил; он опутан материалистической эпохой. Но в этой, пятой послеатлантической эпохе существует величайшая возможность одухотвориться. Ни для чего духовность не была столь благоприятна, как для этой эпохи. Необходимо только найти мужество изгнать торгующих из храма. Необходимо найти мужество духовную действительность противопоставить абстракциям, вещам, чуждым действительности".180 (11)

 

353. "Материалистическая культура нашего времени показывает нам как сильно человек закован в чисто физически-физиологическую природу, подобно Прометею в его цепи. Орел — символ вожделений, поэтому он клюет нашу печень, а освободит нас спиритуальный человек". Ибо Геракл, освободивший Прометея, был посвященным Элевзинских Мистерий.93 (1)

 

354. "Наша задача сегодня состоит в том, чтобы оккультное постичь в Манасе, в чистом элементе мысли. Постижение спиритуального в этом тонком дистилляте мозга составляет, собственно, миссию нашего времени. Сделать эти мысли столь сильными, чтобы они имели в себе нечто от оккультной силы, — такова поставленная нам задача".97 (12)

 

355. Из Архангелов, ведущих различные германские народы, один выдвинулся в Архаи и стал ведущим духом пятой послеатлантической эпохи. Дух Времени греко-латинской эпохи стал вождем экзотерического Христианства. Римская история также была ведома своего рода Духом Времени, поднявшимся из ранга римского Архангела и для общей цели соединившего свою деятельность с деятельностью христианского Духа Времени. Оба они стали воспитателями того германского Архангела, который поднялся до Духа нашей эпохи примерно в период с XII по XVI-XVII столетие. "Он также принадлежит к великим, ведущим Духам Времени, как и те, которые в свое время были Духами египто-халдейской, пра-персидской и индийской эпох.

 

...Но ему пришлось пойти на компромисс с...египетским Духом Времени.... В этом причина многообразия, расщепленности и изрезанности нашей эпохи".

 

Благодаря деятельности этой троичности, этого трифолиума во всей нашей эпохе стало возможным возникновение культур и народных душ самых различных оттенков. Для Духа Времени представилась возможность проявить свою деятельность в богатой красочности. Архангелы, получающие "директивы" от Духа Времени, исполняют их самым различным образом. 121 (7)

 

356. "Только в третьем периоде культуры, египто-халдейском, Ангелы стали до некоторой степени самостоятельными руководителями человечества. Еще в древне-персидской эпохе это было не так. Там Ангелы в гораздо большей степени, чем в египетскую эпоху, подчинялись высшему водительству и направляли все согласно импульсам высшей Иерархии, так что, хотя всем управляли Ангелы, но сами Ангелы подчинялись указаниям Архангелов. А в индийский период культуры... сами Архангелы в том же смысле подчинялись руководству Архаев, или Начал.

Проследив, таким образом, развитие человечества от индийской эпохи через древне-персидскую и египто-халдейскую, мы можем сказать, что известные существа высших Иерархий все больше и больше отходили от непосредственного управления человечеством. А как обстояло дело в четвертый послеатлантический период культуры?...Тогда человек в некотором отношении стал совершенно самостоятельным. Правда, руководящие, сверхчеловеческие существа вмешивались в ход развития человечества, но их водительство было таково, что "поводья" были натянуты мало, так что духовные руководители получали от человеческих дел столько же, сколько люди от их дел. Отсюда происходит та своеобразная, вполне "человеческая" культура греко-латинской эпохи, в которой человек был совершенно предоставлен самому себе...

Существа, руководящие нашей эпохой, принадлежат к той же Иерархии, которая была господствующей у древних египтян и халдеев. Действительно, в нашу эпоху вновь начинают свою деятельность те же самые существа, которые были руководителями в то время. Мы указывали еще, что некоторые существа отстали во время египто-халдейской культуры и что мы находим их теперь в материалистических чувствах и ощущениях нашего времени.

Шаг вперед для тех существ, которые принадлежат к категории Ангелов, или низших дхианических существ, задерживающих развитие, а также и содействующих ему, состоит в том, что они могли быть руководителями египтян и халдеев в силу способностей, приобретенных ими в древнейшие времена; но благодаря своему водительству они также развились дальше. Так развивающиеся Ангелы с теми способностями, которые они приобрели себе во время египетско-халдейской культуры, принимают на себя водительство пятой послеатлантической культурой. Благодаря такому своему шагу вперед они приобретают совсем особенные способности: они позволяют втекать в себя тем силам, которые исходят от самого значительного Существа всего земного развития....Те существа, которые вели древнюю египто-халдейскую культуру, не находились тогда под водительством Христа, но они подчинялись Его водительству, каким оно было во времена египто-халдейской культуры. И их движение вперед заключается в том, что теперь они под руководством Христа руководят нашим периодом культуры; они последовали за Христом в высшие миры. А отставание тех существ, которые, как сказано, действуют в качестве задерживающих сил, произошло оттого, что они не подчинились водительству Христа и продолжают действовать дальше независимо от Христа. Поэтому все яснее и яснее в культуре человечества будет проявляться следующее. Будет существовать материалистическое течение, стоящее под руководством отставших египто-халдейских духов; оно будет иметь материалистический характер. Большая часть того, что мы можем назвать современной материалистической наукой во всех странах, находится под этим влиянием. Но рядом с ним приобретает значение другое течение, направленное к тому, чтобы человек во всех делах своих нашел, наконец, то, что можно назвать Принципом Христа. Теперь есть, например, люди, которые говорят: наш мир состоит, в конечном счете, из атомов. Но кто же внушает человеку такую мысль, что мир состоит из атомов? Это делают отставшие во время египто-халдейского периода сверхчеловеческие ангельские существа.

А чему будут учить се существа, которые достигли своей цели во время египто-халдейской культуры и которые тогда познали Христа? Они сумеют внушить человеку другие мысли, нежели те, что утверждают о существовании только вещественных атомов, ибо они смогут научить человека тому, что до мельчайших частиц мира вещество пронизано Духом Христа. И как бы странно это ни показалось теперь, в будущем появятся физики и химики, которые будут учить физике и химии не так, как обучают им теперь под влиянием отставших египто-халдейских духов, которые будут учить: материя построена так, как ее постепенно построил Христос! Тогда везде, вплоть до законов физики и химии, будут находить Христа".15 (3)

357. "В следующих один за другим периодах эволюции человек вступает в новые импульсы развития. Он должен воспринять до определенной степени то, что требует от него его время. В первую послеатлантическую эпоху люди должны были воспринять в себя душевно-духовные импульсы, делавшие возможным в особенности сохранить выработку эф.тела... (и т.д.). Представим себе, что в пятом послеатлантическом периоде человек воспротивится воспринять нечто из того, что необходимо в эту эпоху....Тогда определенный член человеческой телесности (у белой расы), и прежде всего кровь осталась бы без того, что должно бы было в нее прийти, если бы человек не противился своей эпохе. Этому члену телесности тогда не хватило бы того, что как соответствующая субстанция и ее силы должно быть пронизано правильным образом. В результате эта субстанция и присущие ей силы, хотя и не в той степени, как у трупа при выхождении "я", стали бы жизненно больными, и человек носил бы это в себе как яд. Отставание от эволюции, таким образом, означает, что человек пропитывается ядовитым формо-фантомом. Восприми же он то, что соответствует его культурной эпохе, — и этот фантом, который он носит в себе, растворился бы через новый склад души. В противном случае он коагулируется в теле.

Отсюда происходят болезни культуры, культурный декаданс, всякого рода душевная пустота, ипохондрия, странности, неудовлетворенности, капризность и т.д., а также все атакующие культуру, противящиеся культуре инстинкты. Ибо или человек принимает культуру своей эпохи, приспосабливается к ней, или он развивает соответствующий яд, который выделяется и может быть растворен только через приятие культуры....Действие яда — это всегда есть в то же время и агрессивные инстинкты".

"Носить в себе такой ядо-фантом означает делаться несчастным человеком, которого в наше время называют нервным, неврастеником, неуживчивым, монистом, материалистом; ибо эти свойства часто, намного чаще, чем думают, зависят от физиологических оснований, оттого, что яд, вместо того, чтобы поглощаться, отлагается". 174 (14)

 

358.. "Как, воспринимая рождение и смерть, констатируешь путь их движения изнутри наружу, точно так же в пятом послеатлантическом периоде человек должен развить в своем внутреннем нечто такое, что в шестом периоде пойдет путем, ведущим наружу. И это — зло. Зло развивается во внутреннем существе человека в течение пятой послеатлантической культуры; и оно должно изливаться наружу, быть пережито вовне в шестой культуре, как в пятой культуре переживаются рождение и смерть....

В четвертой послеатлантической культуре Христос Иисус развил Свой Импульс для земного человечества исходя из смерти. И можно сказать; исходя из последовавшей тогда смерти возникло то, что влилось в человечество. Так, исходя из зла, удивительным, парадоксальным образом человечество пятой культуры будет приведено к обновлению Мистерии Голгофы. Переживанием зла будет вызвано то, что Христос сможет явиться вновь, как в четвертой культуре Он явился благодаря смерти".185 (4)

 

359. "Если бы духи тьмы остались наверху, в духовных сферах, то они смогли бы стать препятствием для этого излияния вниз (Духовной науки). После их низвержения ничто не препятствует излиянию духовной мудрости; но с тех пор они могут вводить в заблуждение, могут затемнять души...

Однако все это не должно служить поводом для стенаний или чего-то подобного, а только для укрепления силы и энергии души человека в ее стремлении к спиритуальному. Ибо, если в этой послеатлантической эпохе людьми будет достигнуто то, что может быть достигнуто через вчленение силы зла в созидательном смысле, то одновременно с этим будет достигнуто нечто колоссальное: тогда человечество этой послеатлантической эпохи будет знать нечто из тех представлений, которые больше, чем... все когда-либо бывшее на Земле. Например, явление Христа через Мистерию Голгофы произошло в четвертой эпохе, а усвоение Его человеческим рассудком становится возможным только в пятой. В четвертой эпохе люди могли понять, что они имеют что-то такое в Импульсе Христа, что они, как души, проносят сквозь смерть; это стало достаточно ясно через павлово Христианство. Но еще более значительное наступает в пятой эпохе, в которую человеческие души познают, что в Христе они имеют Помощника для претворения сил зла в добро".178 (8)

 

360. "С XVI в. выступает новый Дух Времени....Он имеет задачу ко всем предыдущим импульсам развития присовокупить материалистическое умение и понимание мира. Поэтому материализм и имеет столь огромный прогресс в мире с XVI в. А в таком случае не следует материалистическое понимание рассматривать как нечто менее ценное, чем предыдущий род понимания, если только мы не идентифицируемся с ним односторонне".159 (9)

361. "В течение четырех столетий (XV-XIX вв.) лучшим воспитанием спиритуальности было то, которое принуждало людей к естественнонаучному мышлению...".146 (5)

 

362. "Как люди мы стоим где–то около середины материалистической эпохи развивающейся с XIV-XV века, мы стоим в той точке Вселенной, через которую проходили в лемурийское время (это следует представить себе как центр восьмерки). И все человечество вспомнило о произошедшем тогда вторжении электричества в человека, поэтому из того воспоминания человечество напечатлело культуре электрический принцип".171 (9)

 

363. "Не то, что возникло в Египте, Греции погибнет с Землей, но то, что в наше время возникает на почве чисто материальной культуры. Это погибнет с Землей, когда она сама станет трупом".182 (4)

 

364. "Последующей эпохой будет та, в которой медленно и постепенно в человеке выступит самосознание. Назовем ее эпохой самосознания. Но ей предшествовала, в циклической смене, эпоха, когда из сверхчувственных сил в человеке впервые был построен орган самосознания". Рубеж этих эпох — ХХ-й век. "До эпохи самосознания люди вели себя иначе (с XV по ХХ столетие), и весь внешний опыт складывался иначе, чем он будет складываться впредь". Тогда мысли возникали по большей части как сновидения, а в волевых импульсах было больше инстинктивного. 146 (5)

 

365. "У человека не было собственной воли. Совершаемое им было проявлением Божественной воли.

Постепенно он дошел до собственной воли, и это время отстоит приблизительно на пять веков от настоящего времени. Но последний этап гораздо сильнее отличается от всех предыдущих и от того, чем они отличатся между собой".26 (к 106-108)

 

366. "Но еще одно связано с особенностью пятой послеатлантической эпохи, что человеку следовало бы каждый день заново записывать в душе, чего он не должен бы забывать, хотя именно это он особенно склонен забывать: борцом за спиритуальное должен быть человек в пятую послеатлантическую эпоху; он должен пережить, что его силы засыпают, если он не подстегивает их на завоевание спиритуального мира. В наибольшей мере человек предоставлен своей свободе в пятую послеатлантическую эпоху!...Идеей человеческой свободы должно быть испытано все, что постигает человека в этой эпохе. Ибо усни человеческие силы — и все до некоторой степени могло бы впасть в еще более худшее состояние. В пятой эпохе человека не следует вести как ребенка. Хотя некоторые братства видят идеал в том, чтобы вести его именно так, как это было в 3-й и 4-й послеатлантических эпохах. Но они не правы; они не делают того, что нужно человеческому развитию....Особенно важно в наше время говорить об истине....Дальше не следует идти, как только до рассказа, до сообщения об истине; дальнейшее должно проистекать из свободного движения". 178 (8)

 

367. "Те, кто сегодня удерживает людей от Духовной науки, хотят не более не менее, как принудить их не сознательно, а бессознательно проходить мимо Стража Порога, который именно в нашу эпоху выступает на горизонте человека". В течение 2160 лет, начиная с 1413 г., люди должны в одной из инкарнаций пройти мимо Стража Порога и пережить хотя бы отчасти то, что можно пережить возле него.188 (1)

 

368. "Первоначально жизнь протекает с наибольшей быстротой на Сатурне, затем на Солнце скорость уже убывает, на Луне она становится еще меньше, и медленнее всего протекает жизнь на Земле. На ней самой движение становится все медленнее и медленнее вплоть до того момента, когда начинает развиваться самосознание. После этого скорость снова возрастает. Таким образом, в настоящее время человек уже миновал наиболее медленный период своего развития. Жизнь опять начала ускоряться. На Юпитере снова будет достигнута скорость Луны, а на Венере — скорость Солнца".11 (10)

 

368a. Внутри культурных эпох действует семеричность правящих Архангелов, где правление седьмого из них означает в некотором роде конечное состояние. Таковым в нашем цикле является правление Михаэля. В шестом цикле правил Габриэль (с 1471 года); там это окончание подготовлялось. "В тот момент времени, когда начинается пятая послеатлантическая эпоха, правит Архангел пятого малого цикла. Вернее, он уже правил 3-4 столетия до начала этого пятого послеатлантического цикла... Т. е. тут совпадают начало большого и конец малого циклов. А это означает не более, не менее, как то, что большой цикл вызывается к жизни духами опосредующей Иерархии". Третья Иерархия образует служащие члены более высокой Иерархии.343, с. 92

Прошлая эпоха Орифиэля закончилась в 104 г. по Р.Х. Д.67/68, с. 7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...