Беседа о добром пастыре. Беседа в праздник обновления
Беседа о добром пастыре (Иоан. 10: 1-21) Эта беседа является продолжением обличительных слов Господа, обращенных к фарисеям в связи с исцелением слепорожденного. Объяснив им ответственность их за то, что они " видя не видят", Господь в иносказательной форме раскрывает им, что они не истинные, как воображали они, руководители религиозной жизни народа, не " добрые пастыри", ибо думают больше о своих личных выгодах, нежели о благе народа, и ведут поэтому народ не ко спасению, а к погибели. Эта прекрасная иносказательная речь, смысл которой фарисеи поняли только в самом конце ее, заимствована из пастушеской жизни в Палестине. Господь сравнивает народ со стадом овец, а руководителей народа с пастырями этого стада. Стада овец загоняли на ночь, охраняя от воров и волков, в пещеры или нарочно устроенные для того дворы. В один двор нередко загоняли стада, принадлежащие разным хозяевам. Утром привратники открывали пастухам двери двора, пастухи входили в них, и каждый отделял свое стадо, называя своих овец по именам: овцы узнавали своих пастухов по голосу (что мы и теперь еще наблюдаем в Палестине), слушались их и выходили за ними на пастбище. Воры же и разбойники, конечно, не смели войти в охраняемые вооруженным привратником двери, а перелезали тайно через ограду. Беря этот хорошо известный из жизни пример, Господь под " двором овчим" подразумевает богоизбранный народ еврейский, или Церковь Божию ветхозаветную, из которой образовалась потом и Церковь новозаветная; под " пастырем" — всякого истинного руководителя религиозно-нравственной жизни; под " ворами" и " разбойниками" — всех ложных, самозваных пророков, лжеучителей, еретиков, мнимых руководителей религиозной жизни народа, думающих только о себе и своих интересах, каковы были обличаемые Господом фарисеи.
Себя Господь называет " дверью" и " пастырем добрым", который " душу свою полагает за овец", защищая их от волков. Господь называет Себя " дверью" в том смысле, что Он — единственный истинный посредник между Богом и народом, единственный путь и для пастырей и для пасомых: в основанное Им Царство Божие, представляемое под видом " двора овчего", нельзя войти иначе, как только через Него. Все же, кто минуют Его, " Перелазит инуде [необычным способом]", суть " воры и разбойники", то есть не истинные пастыри, а самозванцы, преследующие личные выгоды, а не благо пасомых. " Овчий двор" — это земная Церковь, а " пажить" — это Церковь небесная. Первой половины притчи фарисеи не поняли. Тогда во второй половине Он уже вполне ясно раскрыл учение о Себе, как о " добром пастыре". Здесь под " наемником" надо разуметь тех недостойных пастырей, которые, по выражению св. прор. Иезекииля, " пасут самих себя" (34: 3) и бросают своих пасомых на произвол судьбы, как только им угрожает опасность. Под " волком" разумеется " дьявол", а также его служители, губящие " овец". Как главное отличительное свойство истинного пастыря, Господь указывает: 1) Самоотвержение, даже до смерти, ради спасения овец, 2) Знание своих овец. Это знание в высшей степени принадлежит Ему: это взаимное знание друг друга пастыря и овец должно быть подобно взаимному знанию Бога Отца и Бога Сына: " Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца". Под " иными овцами", " которые не этого двора", но которых тоже " надлежит Мне привесть", Господь разумеет, конечно, язычников, также призываемых в Царство Христово. Притчу заканчивает Господь словами, что " душу Свою за овец Он полагает" добровольно: " Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее", ибо Он имеет власть " положить ее" и " опять принять ее" — выражение полной свободы, то есть смерть Христова есть Им Самим избранное и добровольно осуществляемое средство спасения овец Его. Эти слова опять вызвали среди иудеев распрю, вследствие того, что одни сочувственно принимали слова Господа, а другие продолжали провозглашать Его беснующимся.
Беседа в праздник обновления (Иоан. 10: 22-42) Праздник этот установлен Иудой Маккавеем за 169 л. До Р. Хр., в память возобновления, очищения и освящения иерусалимского храма, оскверненного Антиохом Епифаном. Праздник этот совершается ежегодно в продолжение восьми дней от 25 числа месяца Кислева (около половины декабря). Было холодно, а потому Господь ходил в притворе Соломоновом, представлявшем собою крытую галерею. Тут его обступили иудеи и говорили Ему: " Долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо". Сказать им это " прямо" Господь не мог потому, что они со словом " Мессия" соединяли ложное представление о земном народном вожде, который должен освободить их страну от римского владычества. Господь мудро отвечает на этот вопрос: Он указывает на Свои прежние свидетельства о Себе, на дела Свои и на Свои отношения к Отцу Своему Небесному. Из всего этого они сами должны были бы давно понять, что Он Мессия, хотя и не в том смысле, как они себе это представляют. Причина, по которой они этого не понимают, в том, что они " не от овец Его" и " не слушают голоса Его". Вспомнив об овцах Своих, Господь изрекает им обетования о даровании жизни вечной: никто не сможет похитить их из руки Его, потому что " Я и Отец — одно". Более ясного свидетельства о Божественном достоинстве Христовом, чем эти слова, не могло бы и быть. Иудеи поняли их правильно и схватили камни, чтобы побить Господа, как богохульника, но Господь обезоружил их коротким вопросом: " Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? " Неожиданность вопроса смутила иудеев и против их воли показала, что они признают про себя величие чудес Господа, поему они опустили камни и стали оправдываться, что хотят побить Его не за добрые дела, а за " богохульство". В ответ Господь делает ссылку на 81 псалом, где люди, призванные творить суд и защищать слабых от посягательств сильных, названы " богами", конечно, не в собственном смысле.
Приводя выдержку из этого псалма, Господь как бы так говорит иудеям: " вы не можете обвинять псалмопевца в богохульстве; поэтому, если он назвал богами достойных носителей Божественной власти, то как же вы можете обвинять в богохульстве Меня, назвавшего Себя Сыном Божиим и творящего дела, какие может творить только один Бог? " " Вы могли бы не верить Мне", продолжает дальше Господь, " если бы Я не творил дел, свойственных одному Богу, но раз Я творю такие дела, вы должны понять, что Я и Отец — одно, " Отец во Мне и Я в Нем". Иудеи снова хотели схватить Господа, но Он " уклонился от рук их", ушел так, что никто не осмелился дотронуться до Него, и направился за Иордан в Перею. Там многие, слышавшие проповедь о Нем от Иоанна, и убедившиеся в истинности этой проповеди, уверовали в Него.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|