Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация Усовой А.П. и Запорожца А.В.

Тема: Теория детской игры.

1. Понятие игры.

2. Классификации детских игр.

3. Развитие игровой деятельности.

4. Методы руководства игрой

 

Вопрос 1. Понятие игры.

Согласно «Концепции дошкольного воспитания», игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя, достичь состояния полного эмоционального комфорта.

Игра занимает значительное место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы и потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Игра имеет образовательное значение, тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, память, внимание. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Дети учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Творческую игру нельзя подчинить дидактическим целям, с ее помощью решаются воспитательные задачи. Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную задачу, в то же время направлена на решение воспитательных задач.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни. Задача взрослого – сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед сверстниками.

 

Вопрос 2. Классификации детских игр.

Игры детей дошкольного возраста разнообразны по содержанию, характеру организации.

Существует много классификаций игр, так как постоянно возникает потребность в их систематизации с целью адекватного использования в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

С точки зрения развития и воспитания выделяют игры, направленные на психическое и физическое развитие, умственное, эстетическое развитие.

С социально-психологической точки зрения – массовые. Групповые и индивидуальные.

С точки зрения управления игрой – стихийные и педагогически управляемые.

По используемому материалу – словесные, предметные.

Различают два типа игр: со скрытыми правилами и открытыми правилами.

Со скрытыми правилами (СРИ, где действия и поведение играющих определяется сюжетом и ролью, правила содержатся в скрытом виде)

С открытыми правилами (фиксированными) -правила создаются специально и осознаются детьми как неотъемлемая часть игры. (Дидактические, подвижные, музыкальные игры)

Основы первой классификации детских игр заложил Петр Францевич Лесгафт.

1. В классификации Лесгафта П.Ф. имитационные и игры с правилами (подвижные) Он руководствовался идеей об единстве физического и психологического развития ребенка. «Первые игры детей имитационны: они повторяют то, что сам подмечает в окружающей обстановке, сам разнообразит эти знания по степени своей впечатлительности, по степени развития физических сил и умений ими пользоваться.

2. Классификация Крупской Н.К.: творческие игры и игры с правилами. Творческие игры - игры, которые создаются детьми (свободные, самостоятельные, творческие); Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают дети, игры-драматизации (разыгрывание сказок) и строительные игры.

Игры с правилами имеют готовое содержание заранее установленную последовательность действий. Главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи делятся на две группы: подвижные и дидактические. Это деление условное, так как многие подвижные инры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания песен, стихов), а некоторые дидактические игры связаны с движениями.

Отличие творческих игр от игр с правилами. Творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами – главное – решение задачи, выполнение правил.

Классификация Козловой С.А., Куликовой Т.А.

- творческие игры (СРИ, театрализованные, режиссерские, строительно-конструктивные)

- дидактические игры

- подвижные

 

Классификация Усовой А.П. и Запорожца А.В.

- Творческие игры и их разновидности: игры-драматизации и строительные;

- Подвижные игры;

- Дидактические игры

- В творческих играх есть общие черты:

-дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают игрушки.

Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Предпосылки их возникновения те же, что и у СРИ. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу СРИ. Но и сама СРИ часто стимулирует строительную. Например, сначала дети построили корабль, а потом стали играть в моряков. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий. Расширение представлений детей об окружающем рукотворном мире, приобретение коммуникативных умений и строительных навыков приводит к появлению коллективных строительных игр. Строительные игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В процессе их освоения у детей возникает позиция созидания, преобразования действительности, как и в трудовой деятельности.

- В подвижных играх все играющие вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилам игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими. Существующие в народе подвижные игры возникали свободно, были разными по продолжительности, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему уговору участников игры. С развитием педагогической мысли происходит отбор из числа народных наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. Все спортивные игры можно разделить на две группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные, игры-забавы. Вторая группа – спортивные игры: городки, баскетбол, настольный теннис, футбол. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.

В структуру подвижных игр входят игровые действия, правила и материал. Правила в таких играх выделены до начала игры, открыты для ребенка.

Подвижные игры направлены на развитие основных движений и формирование двигательных качеств. В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских умений ребенка.

- Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра.

Д.и. создается взрослыми специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Ребенок не только получает новые сведения, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...