Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие стадии проходит процесс институционализации?




Тема 5. Социальные институты

Вопросы для обсуждения

Что представляют собой социальные институты? Каковы основные признаки

Социальных институтов?

 

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

К признакам социального института относятся:
совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
общественно признанная миссия, цель, идеология.
Каждый социальный институт обладает своей спецификой, но есть и общие черты, характерные для всех институтов. С.С. Фролов выделяет пять общих признаков социального института [9. С. 150] как системы связей и норм, ценностей и процедур, удовлетворяющих потребности общества.

1. Установки и образцы поведения: в семье – это привязанность, лояльность, ответственность, в государстве – послушание, субординация, лояльность, в образовании – любовь к знаниям, посещаемость занятий.

2. Культурные символы: в семье – обручальное кольцо, в государстве – флаг, герб, гимн, в религии – крест, икона.

3. Утилитарные культурные черты: для семьи – это дом, мебель, для государства – общественные здания, для образования – классы, библиотеки.

4. Кодексы поведения – устные и письменные: семейные запреты, законы, правила учащихся, церковные запреты, кодексы чести.

5. Идеология: романтическая любовь в семье, государственное право, демократизм или национализм в государстве, православие или католицизм в религии.

А.Г. Эфендиев предлагает свой перечень основных признаков социального института [6. С. 216-220], которые, скорее, можно назвать необходимыми условиями их нормальной жизнедеятельности.

1. Четкое распределение функций, прав и обязанностей между участниками взаимодействия, что делает поведение людей в рамках социального института предсказуемым.

2. Разделение труда и профессиональное выполнение функций, обеспечивающих высокую эффективность институтов при удовлетворении потребностей людей.

3. Особый тип регламентации в виде обезличенных, деиндивидуализированных требований к тем, кто берётся за выполнение определённой функции, что предохраняет институт от развала при каждом изменении персонального состава.

4. Жесткий и обязывающий характер механизмов регуляции. Обязывающая сила социального института связана, во-первых, с нормами – чётко фиксированными, однозначно толкуемыми образцами поведения, во-вторых, с социальным контролем, стимулирующим желательное поведение и препятствующим нежелательному. Нормы и социальный контроль обеспечивают предсказуемость в деятельности институтов и их самовозобновляемость.

5. Наличие учреждений, необходимых средств и ресурсов. В рамках учреждений организуется деятельность конкретного социального института с использованием различных ресурсов и средств, а также осуществляется управление и контроль.

К приведенным признакам социального института можно добавить еще и те, которые вытекают не из внутреннего содержания, а связаны с восприятием социальных институтов людьми [3. С. 189-190].

1. Объективность. Социальные институты (семью, производство, государство, религию, здравоохранение, образование и т.д.) человек воспринимает как сложную и огромную систему, которая существует независимо от его воли и сознания.

2. Принудительность. Институты обладают силой, способной навязать человеку такое поведение, мысли и поступки, которые он сам бы для себя не хотел (например, государство мобилизует юношей на военную службу, не спрашивая их желания, налоговые службы заставляют платить налоги, а родители принуждают детей учиться).

3. Моральный авторитет и легитимность. В разное время социальные институты пользуются в обществе разным авторитетом. Он может как повышаться, так и понижаться. К примеру, в настоящее время повысился авторитет религии в нашей стране, по сравнению с советским периодом, а авторитет армии, напротив, резко снизился. Но, тем не менее, люди признают право за социальными институтами осуществлять свои функции. Если же авторитет и легитимность института исчезают, то это свидетельствует об его упадке или отмирании.

4. Историчность. Фундаментальные социальные институты имеют весьма длительную, многовековую историю, на протяжении которой шло их зарождение, формирование, укрепление и изменение. Каждый современный человек застаёт готовым тот или иной социальный институт: он был создан ещё задолго до его рождения и вобрал в себя аккумулированный опыт, знания огромного числа предыдущих поколений.

 

Какие стадии проходит процесс институционализации?

 

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных. Организованных действий; Исчезает потребность – отмирает институт.

2. Формирование общих целей и обосновывающей их идеологии. У дворян целью являлась защита дворянской чести. Ценность чести стояла выше ценности человеческой жизни.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Практическое принятие правил и процедур. Спонтанные ссоры и скандалы среди дворян постепенно превратились в высоко формализованные поединки: правило вызова на дуэль и ответа на него, поведение во время и после дуэли.

6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях. Наказание за отказ от поединка, возможность такого отказа в случае явного неравенства в положении дуэлянтов.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института. Роли дуэлянта, секунданта, медика.

Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание и соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно поэтому беспорядочные ссоры и драки превращаются в высокоформализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину в упорядоченные научные исследования, беспорядочная половая жизнь – в крепкую семью. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.

3. Какие социологи изучали социальные институты в период формирования социологии и в современной социологии?

 

4.Каковы основные потребности общества, влияющие на формирование социальных институтов в древности?

 

5.Перечислите основные социальные институты.

 

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.
Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.
Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).
Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), общекультурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.
Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.
Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).
Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

 

6.Какие функции выполняют социальные институты (универсальные и специфические, явные и латентные)?

 

Деятельность социальных институтов порождает множество различных функций (и дисфункций) или, иначе говоря, институты являются полифункциональными. В социологической литературе принято выделять универсальные и специфические функции.

Универсальные функции являются общими для всех социальных институтов. К ним относятся:
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она осуществляется через систему норм, предписаний, правил поведения, характерных для конкретного социального института, что позволяет стандартизировать и формализовать поведение людей, задавая рамки их деятельности. В результате поведение людей делается предсказуемым, а общественные отношения становятся стабильными и упорядоченными.

2. Регулятивная функция. Общая задача совместной деятельности большого числа людей имеет не один, а множество вариантов решений, и это обстоятельство вызывает необходимость в регулировании человеческой деятельности в том направлении, которое наиболее полезно обществу. Регулятивная функция состоит в согласовании взаимоотношений между членами общества с помощью норм, образцов, эталонов поведения и контроля за их соблюдением.

3. Интегративная функция. В сложноустроенной социальной системе неизбежно возникает потребность в объединениях членов общества, которые обеспечивали бы ее стабильность и целостность. Нормами, ролевыми комплексами, правилами и санкциями социальные институты сплачивают членов социальных групп, организаций, связывают их отношениями взаимозависимости и взаимоответственности. Интегративные процессы в рамках социальных институтов упорядочивают систему взаимодействий, координируют деятельность людей, позволяют создавать сложные организации.

 

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не обладало механизмом передачи социального опыта. Социальные институты транслируют и общественные отношения, и различные виды деятельности. Трансляция осуществляется как во времени (т.е. от поколения к поколению), так и в пространстве, когда к определенной деятельности подключаются новые группы людей.

 

5. Коммуникативная функция. Через социальные институты передается определенная информация и создаются условия для общения отдельных индивидов. Общение в социальных институтах имеет свою специфику: это формальное, ролевое общение. Институты во многом предопределяют характер общения, задают повод и основные его способы. Социальные институты различаются по своим коммуникативным возможностям.

 

Например, есть институты, созданные для передачи информации (газеты, радио, телевидение). В ряде институтов возможность распространения информации затруднена (производство конвейерного типа). В одних институтах возможен активный способ получения информации (наука, образование), в других – пассивный (радио, телевидение).

 

Специфические функции существуют наряду с универсальными. Это функции, которые характерны не для всех, а лишь для некоторых социальных институтов. Например, установлением порядка в обществе занимается государство, обучением и подготовкой к профессиональной деятельности – институт образования; открытия в различных сферах познания связаны с наукой, а за здоровьем граждан следит институт здравоохранения.

 

Помимо универсальных и специфических в социологи выделяют явные и латентные функции социальных институтов.

 

Явные функции – это те последствия деятельности, ради которых и был создан определенный социальный институт как система самовозобновляемых взаимодействий. Это необходимые, осознанные, ожидаемые, преднамеренные и очевидные функции. Явные функции официально декларируются, они записаны в кодексах и уставах, закреплены в системе статусов и ролей, приняты сообществом причастных людей и контролируются обществом. Поскольку явные функции всегда провозглашены и связаны с довольно строгими традициями или процедурами (президентская клятва, наказы избирателей, принятие специальных законов о социальном обеспечении, образовании, прокуратуре и т.п.), они являются более формализованными и подконтрольными обществу. Члены общества, например, могут спросить у депутатов о причинах невыполнения предвыборных обещаний, а у властей о расходовании собранных налогов.

 

Латентные функции – это такие результаты действий социальных институтов, которые не были запланированы заранее, поскольку они являются неосознаваемыми некоторое время или не осознаются вообще. Это как бы "не свои" функции, которые выполняются институтом скрытно или непреднамеренно (например, институт образования может выполнять функцию политической социализации, не являющуюся "родной" для него).

 

Например, явными функциями высшей школы являются подготовка специалистов высшей квалификации по различным профессиям, усвоение господствующих в обществе стандартов – ценностных, моральных, идеологических, подготовка молодежи к различным социальным ролям. Неявными, латентными последствиями выступает воспроизводство социальной стратификации или закрепление социального неравенства, которое прямо связано с получением высшего образования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...