Формулировка проблемы исходного текста
Задание 25. Урок 1 Работайте с черновиком. Понимание того, что черновик несовершенен, что его по определению придется переработать, помогает при написании любой творческой работы. Поначалу я всегда прошу учеников приносить и свои черновики. Бывает, что именно в черновике были правильные мысли, удачные формулировки. И очень важно проанализировать, на каком этапе работы произошла логическая ошибка. Не будем становиться невеждами и отрицать черновик (а такое бывает нередко). Помните, что ни Гоголю, ни Пушкину, ни Толстому, ни Прилепину не удавалось обойти работы с черновиком. Черновики не проверяются экспертом, черновики не принимаются в качестве оправдательного документа на апелляции. Пишем сочинение на черновике. А теперь поговорим о том, что именно вы будете писать на черновике. Как вы уже знаете, тему сочинения на ЕГЭ вам всегда задаёт текст. Поэтому в любом случае начинать нужно не с написания, а с чтения. Прочитайте сейчас исходный текст, предложенный вам, и постарайтесь сделать это внимательно и не торопясь. Прочитали. Как вы думаете, о чём этот текст? Если вы поняли и сформулировали тему текста – поздравляю, у вас уже есть готовое начало сочинения. ВСТУПЛЕНИЕ Для композиционной стройности вашего сочинения во ВСТУПЛЕНИИ в 1-2 предложениях укажите тему предложенного текста. Да-да, просто описание, определение самой темы, не нужно тут выдумывать ничего другого. Посмотрите, как просто это выглядит в нашем эталонном сочинении: Даниил Гранин, известный современный публицист, пишет о чести человека - важнейшем в нашей жизни нравственном понятии. И всё, первый абзац и вступление у вас есть!
И только после этого мы начинаем обдумывать прочитанное. Как вы могли бы охарактеризовать предложенный нам текст? Что это: публицистическое высказывание, научно-популярная статья, рассказ-эпизод из жизни или художественное описание какого-то явления – картинка, остановленное мгновение?
Подумайте секунду, всё ли понятно в тексте? Предложенные вам тексты будут связаны с одним из восьми тематических блоков: «Язык и общество», «Искусство», «Философия», «Война и мир», «Общество и политика», «Природа и человек», «Наука» и «Литература, книги, чтение». Обращайте внимание на первые фразы абзацев: они часто выражают ключевые мысли автора. В исходном тексте первая фраза «Многие считают понятие чести устарелым, несовременным» уже заключает в себе проблему. Возможно, что-то – наличие терминов, сложный синтаксис, отсутствие фразы, в которой четко выражена основная мысль автора, – вызовет у вас затруднение. Например:. 1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (В. Шефнер) – не сразу ясно, какую проблему предложит автор – ИЛИ. (1) Среди хронологической пыли каким-то чудом уцелела история об одном русском солдате, стоявшем однажды на посту в Петергофе. (Н Агафонов) Не торопитесь. Сделайте выписки, разберитесь с «темными местами», подчеркните важные мысли и ключевые слова. Если же абсолютно ясно, какой практический или теоретический вопрос ставит автор в тексте, можете приступать к написанию сочинения и сразу же определить: «Автор (укажите его фамилию и инициалы) привлекает читателя к размышлению над вопросом (каким? – что такое дружба, сколь многочисленны лики любви, должен ли человек бояться одиночества…)». Если в тексте будет описана конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т. д. и вы будете не совсем уверены, что поняли авторскую мысль, вспомните, как вы писали сжатое изложение на ГИА, и сформулируйте в одном-двух предложениях основное содержание текста. Подумайте, иллюстрацией какого общего явления может быть данный частный случай, и напишите: «На данном конкретном примере автор поднимает проблему (чего? – отцов и детей, развития и сохранения русского языка, отношения к природе, патриотического воспитания, нравственного выбора…)». Если в авторском тексте затронуто несколько проблем, необходимо выделить среди них главную и писать в сочинении только о ней.
Формулировка проблемы исходного текста Посмотрим, как это выглядит в нашем образце: Сохранилось ли понятие чести сейчас, и может ли оно зависеть от времени? Что сегодня означает слово «честь»? Очень важно понимать, что эта часть может быть вполне короткой, но нужно следить, чтобы она содержала формулировку проблемы так, как эта проблема представлена в тексте, тут ещё не время высказывать своё мнение.
Сделав это правильно, вы порадуете эксперта, который проверяет ваше сочинение, и дадите ему возможность записать в вашу пользу первый балл за выполнение первого критерия. Теперь вы должны будете прокомментировать выявленную проблему. Какая она – философская, социальная, политическая, экологическая, нравственная? Для научно-популярного текста будет нелишним сказать о логичности изложения. Если перед вами публицистический текст, вспомните, что характерными особенностями этого стиля являются эмоциональность и оценочность: возможно, автор саркастичен (сарказм – злой смех); может быть, он иронизирует (ирония – легкая насмешка), призывает к чему-то. Анализируя художественный текст, не забудьте отметить, что автор создает зрительные или звуковые образы и что благодаря им читатель воспринимает картину целостно. Вот как это выглядит в нашем примере: (К2)Размышляя над этой нравственной проблемой, автор, прежде всего,обращает внимание читателя на две существующие точки зрения. Считая сегодня понятие чести устарелым и неприменимым из-за отсутствия условий, люди, по мнению Д. Гранина, впадают в крайности: одни сетуют по поводу дуэлей (иного способа защиты чести они не знают), а другие и вовсе заменяют честь "более высоким понятием – принципиальность». Чтобы мы поняли, как важно иметь честь и уметь ее отстаивать, поддерживать попранное человеческое достоинство, Гранин вспоминает события, связанные с Чеховым, Горьким, Короленко. Отказ от звания академика в описанной ситуации – это поступок человека чести.
Прокомментировав указанную проблему, вы заработаете ещё 3 первичных балла за выполнение второго критерия. Следующее, о чём стоит подумать – это позиция автора, то есть ответ на вопрос, поставленный в тексте. Как сам автор видит решение проблемы. Запишите: «В тексте доказывается мысль о том, что...», «По мнению автора, …», «Автор не высказывает свою позицию прямо, но можно предположить, что…» Прочитайте формулировки проблемы и позиции и подумайте: они действительно связаны друг с другом?
Написав довольно коротко, но отразив позицию автора примерно так, вы ещё один балл возьмете себе в копилку: К3)Позиция автора по данному вопросу однозначна. Чувство чести, собственного достоинства – это нравственная основа человека, его нравственный стержень, данный с именем, с рождением и не подвластный времени. Это понятие устареть не может!
Не забудьте о своем отношении к позиции автора. Можно начать словами: «Я полностью поддерживаю эту позицию», «С этим мнением можно согласиться лишь частично». После этого сформулируйте свою точку зрения, начав предложение словами: «Действительно,…», «Я тоже считаю, что…», «На мой взгляд,…». Односложное предложение «Согласен…» или «Не согласен с автором…» оценивается «0» баллов. Обязательно немного разверните свое высказывание.
Но это ещё не всё. Недостаточно просто заявить о своём мнении, нужно его обязательно аргументировать. Если вы разделяете мнение автора, то приводите доказательства в поддержку этой позиции. Если не разделяете – выдвигайте контртезис и подтверждайте его примерами. Аргументируя свое мнение, не забывайте о корректности. Помните, что любой приводимый пример нужен не сам по себе, а как довод, либо показывающий важность и значимость позиции автора исходного текста (в случае, когда вы с ним согласны), либо подтверждающий вашу позицию (если она не совпадает с позицией автора). В любом случае аргумент не должен дублировать ситуацию, описанную в исходном тексте, и должен завершаться вашим выводом. Наиболее надежным, признанным и авторитетным вариантом литературного аргумента является русская классика, а затем — западноевропейская, входящая в школьную программу (Сервантес, Шекспир и др.). Аргументы из публицистической и научной литературы принимаются — но лишь в том случае, если автор сочинения указывает конкретный источник информации (газета, журнал, учебник…). Если вы совершенно не в ладах с художественными текстами, срочно! возвращаемся в сегодняшний день и … срочно! открываем роман Толстого «Война и мир» – произведение, которое затрагивает широкий спектр классических проблем русской литературы. Возьмите за правило при написании тренировочных сочинений ссылаться на эту книгу, и вскоре у вас сформируется свой банк примеров. Вы также можете сослаться на исторические факты, на широко обсуждаемые события современности или на знания из области естественных и точных наук, оформив их в качестве своего читательского опыта: «В прочитанной мною биографии Наполеона приводится факт…», «Из курса физики известно, что…». Не загромождайте сочинение не имеющими отношения к теме сведениями, не перегружайте его и главное – не повторяйтесь.
Предостережение от приписок: достаточно банальный прием — попытка выдумать литературный пример самому. «Не могут же эксперты знать все!» — думает смекалистый ученик и сочиняет несуществующую книгу несуществующего автора. Пользы никакой. Наоборот, экзаменуемый напрашивается на снижение балла по критерию «Соблюдение фактологической точности в фоновом материале». Эксперт, взрослый человек с высшим филологическим образованием, в случае сомнения в достоверности текста имеет право это сделать. Если выпускник решит оспорить справедливость решения, ему придется предъявить на апелляции текст использованного произведения. Посмотрите на пример аргументации в образце, обратите внимание, как в нём воплощено всё, о чём мы говорили: (К4)Я разделяю точку зрения Д. Гранина, потому что честь, которую нельзя приобрести, а можно лишь беречь, следовать ее неписаным законам, жить по чести, в нынешнее время иногда обесценивается. Разделяю также и авторскую тревогу, на мой взгляд, не случайную: в ХХI веке редко услышишь «честь имею», «дело чести», «отстаивал честь», «кодекс чести». Проблемы чести и человеческого достоинства в разных аспектах всегда рассматривались в классической литературе. Достаточно вспомнить самый яркий пример - повесть А. Пушкина «Капитанская дочка», уже в эпиграфе которой заложен рассматриваемый нами вопрос. «Береги честь смолоду,»- такое напутствие дает отец Петруше Гриневу. И молодой человек поступает по чести: возвращает карточный долг, вызывает на дуэль Швабрина, плетущего интриги в крепости, отказывается присягать Пугачеву. «Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство», - пишет Б. Окуджава, считая высокими и удивительными эти понятия и предлагая им посвятить свой краткий век.
Концовка вашего сочинения должна подводить итог изложенному и связывать текст воедино. Желательно, чтобы в ней были сконцентрированы все ключевые слова вашей работы. Вывод и подведение итогов в конце сочинения обязательно должны быть, но при этом нет отдельного критерия, который оценивает именно этот аспект, поэтому можно концовку сочинения не затягивать: Достойные нравственные качества должны воспитываться в каждом из нас с детства. В течение всей жизни они помогают нам сохранить в себе Человека. В итоге наше сочинение написано по плану, который требуется на экзамене, лишь формулировка проблемы может находиться в любом месте вашей работы. При этом стоит привыкать работать по единой схеме, для того чтобы исключить возможность пропустить что-нибудь при написании реального сочинения.
Перечитайте текст сочинения и задайте себе контрольные вопросы. Оставляет ли сочинение впечатление целостного высказывания или это набор «рубленых» мыслей? Насколько логически верно текст разбит на абзацы? Достаточно ли весомы приведенные вами аргументы? Не оборван ли ваш текст на полуслове? Грамотно ли оформлены цитаты? Возможно, следует прибегнуть к косвенному цитированию. Для написания сочинений, которые могут претендовать на высокий балл, используйте методику вопросов и ответов. Объем в идеале должен составлять 200-220 слов. Возможно – чуть больше. Если вы напишете сагу, экзаменаторы будут не в восторге, но малый объем текста (менее 150 слов) автоматически ведет к снижению общей оценки на 4 балла. Наконец, нужно проверить ваше сочинение на предмет орфографических ошибок, правильной расстановки точек и запятых и точного употребления грамматических форм. Проверяйте, вдумчиво читая по одному предложению с конца («ершиком»). Так вы сможете избежать эффекта «авторской слепоты». Работать правильно стоит привыкать уже сейчас. И только после всех этих проверок вы сможете переписать ваш текст на экзаменационный бланк. Делая это, обратите внимание на графическое оформление – особенно если знаете за собой свойство писать размашисто, выходя за поля, или если у вас небрежный почерк. Пишите аккуратно и разборчиво. Проверьте текст еще раз. Итог. Вы ознакомились со схемой строения сочинения, которая не только поможет вам правильно и связно начать писать работу, но ещё и не даст вам допустить глупую ошибку и пропустить какой-нибудь из первых четырёх критериев оценки задания 25. Начиная с этого дня, вы пишете сочинения только по этой схеме, и уже в первом домашнем задании сможете отработать её, написав первое домашнее сочинение. О том, как работать с остальными критериями, читайте в следующих уроках.
Источники: 1. Критерии оценивания задания с развернутым ответом. ФИПИ 2017. 2. Г.Т.Егораева. Русский язык. ЕГЭ. Практикум. Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения., М., «Экзамен», 2014. 3. Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов-на-Дону, «Легион», 2012.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|