Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к содержанию и оформлению исследовательской работы

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
  Управление образования

П Р И К А З

                           от   29.10.2018                                               № 576

Об утверждении Положения о муниципальном

конкурсе «Вектор познания» и его проведении

 

В соответствии с календарем районных массовых мероприятий с обучающимися образовательных организаций Александровского района на 2018-2019 учебный год и в целях повышения качества образования путём привлечения обучающихся и педагогов Владимирской области к научно ­исследовательской деятельности в областях географии, физики, химии, математики, иностранных языков, физической культуры, технологии и мировой художественной культуры  п р и к а з ы в а ю:

 

1. Утвердить положение о муниципальном конкурсе «Вектор познания» (далее - Положение).

2. Заместителю директора МКУ «ЦБУМР» (С.С. Ермолаева) организовать и провести муниципальный конкурс «Вектор познания».

3. Руководителям образовательных организаций обеспечить участие ОО в муниципальном конкурсе «Вектор познания».

4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя начальника управления образования С.К. Лебедеву.

 

          Начальник управления                                          И.К. Сергеева

 

 

С.С. Ермолаева

 

 

                                                                                        Приложение

к приказу

 управления образования

от  29.10.2018 № 576

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о муниципальном конкурсе школьников

«Вектор познания»

1. Общие положения

1.1.  Муниципальный конкурс  «Вектор познания» (далее - Конкурс) проводится управлением образования администрации Александровского района.

1.2. По результатам заочного Конкурса проводится Конференция в феврале 2019 года.

2. Цели и задачи Конференции

Целями и задачами Конкурса являются:

-  развитие интеллектуального творчества обучающихся, привлечение их к научной исследовательской и проектной деятельности;

-  выявление и поддержка талантливых школьников;

-  демонстрация и пропаганда достижений школьников в области научного творчества, опыта работы образовательных учреждений по организации научно­исследовательской и проектной деятельности школьников;

-  совершенствование работы с обучающимися по профессиональной ориентации;

- содействие повышению квалификации педагогических работников по вопросам работы с талантливыми школьниками.

3. Участники Конференции

3.1. К участию в Конкурсе допускаются обучающиеся образовательных организация в возрасте 14-18 лет.

3.2. Участие в Конкурсе индивидуальное.

4. Заявки на участие в Конкурсе

Заявки на участие в Конкурсе подаются в управление образования до 27 января 2018года на электронный адрес: [email protected].

5. Порядок проведения Конкурса

5.1.  Заочный этап. Работы предоставляются в управление образования до 1 февраля 2019 года.

5.1.1.  Все исследовательские работы, поступившие в оргкомитет в указанные сроки и оформленные в соответствии с требованиями, подлежат предварительной проверке и конкурсному отбору, которые осуществляют экспертные комиссии в срок с 1 февраля по 3 февраля 2019 года.

5.1.2.  По результатам заочного этапа в феврале  2019 года проводится  Конференция.

5.2.  Очный этап.

5.2.1.  Конференция предполагает публичные выступления участников по результатам собственной исследовательской деятельности на предметных секциях.

5.2.2.  Программа очного этапа Конференции предусматривает работу предметных секций:

1)  математика,

2)  физика,

3)  химия,

4)  география,

5)  иностранный язык,

6)  технология;

7)  физическая культура.

8) мировая художественная культура

В случае отсутствия заявок - секция не формируется.

5.2.3.  Для доклада об основных положениях и результатах работы участникам Конференции отводится 7 минут и 3 минуты для ответов на вопросы.

 

6. Подведение итогов конференции

6.1.  По окончании работы предметных секций проводятся заседания экспертных комиссий, на которых принимаются решения об определении победителей и призеров, занявших 1, 2, 3 место в каждой секции.

6.2. Участники конференции, занявшие 1, 2, 3 место награждаются грамотами управления образования.

6.3.  Научные руководители победителей и призеров конференции награждаются грамотами управления образования.

6.4. Работы победителей и призеров направляются на региональный этап Конкурса.

 

 

Приложение 1

К Положению

Требования к содержанию и оформлению исследовательской работы

 

Исследовательская работа, представленная на Конкурс, должна иметь характер научного исследования, центром которого является проблема (не крупная, не глобальная). Реферативные работы к рассмотрению не принимаются.

Требования к содержанию и оформлению работы соответствуют традиционным стандартам описания результатов научных исследований.

Исследовательская работа должна содержать:

- Титульный лист (наименование конференции, название секции, тему работы, сведения об авторах (ФИО, класс, учебное заведение, название населенного пункта) и научных руководителях (ФИО, должность, место работы) – см. прил. 4).

- Оглавление (основные заголовки работы и соответствующие номера страниц).

- Введение (формулировка проблемы, отражение актуальности темы, определение целей и задач, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы).

- Основную часть (информация, подразделенная на главы: описание рассматриваемых фактов, характеристика методов решения проблемы, сравнение известных и новых предлагаемых методов решения, обоснование выбранного, варианта решения – эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.).

- Заключение (выводы и результаты, полученные автором с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

- Список использованных источников и литературы (публикации, издания и источники, использованные автором, расположенные в алфавитном порядке и пронумерованные).

- Приложения (необязательная часть: иллюстративный материал (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.п.), который должен быть связан с основным содержанием).

Оформление работы

Текст работы представляется в в формате Microsoft Word, формата А4 через 1,5 -2 интервала, выравнивание текста по ширине. Шрифт Times New Roman Cyr 14 кегль. Страницы должны быть пронумерованы. Объем работы – не более 10 страниц (не считая титульного листа). Приложения могут занимать до 10 дополнительных страниц. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. В тексте на них должны содержаться ссылки.  

 

Приложение 2

К Положению

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ

СЕКЦИЙ

Иностранные языки

На секции «Иностранные языки» представляются работы, имеющие филологическую                                            (лингвистическую,            литературоведческую)           или

культуроведческую направленность. Работы могут содержать исследования в сфере любого иностранного и /или культуры стран изучаемых языков.

В основе работы может быть исследование языковых единиц разного уровня с семантической и грамматической точек зрения; выявление функциональных особенностей языковых средств с учетом функционального стиля, жанра текста; рассмотрение языковых особенностей текстов художественной литературы; сопоставительный анализ языковых единиц двух или нескольких иностранных языков; исследование коммуникативных функций языковых средств; страноведческие исследования о природе, населении, народах, культуре, быте страны, её особенностях и типичных чертах; исследования прикладного характера, в том числе связанные с личным опытом общения на иностранном языке, возможно, сопровождающиеся рекомендациями по адаптации неносителей языка к иной культурной среде; исследования, направленные на определение роли иностранного языка в дальнейшем образовании и самообразовании, профессиональной деятельности; роли иностранных языков в развитии и пропаганде региональной культуры и т.д.

Обязательным требованием к работе является указание объема рассмотренного в работе языкового материала (для лингвистических исследований), источники сбора материала, приемы и методы сбора материала. Рекомендуется использовать основные научные методы исследования: классификацию, сопоставление, статистический и описательный методы и др.

Предпочтительно, чтобы автор исследования не ограничивался только констатацией факта существования того или иного языкового или социокультурного явления, но и сделал попытку выявить причину возникновения данного явления или соотношения явлений.

При подаче заявки на конференцию работа может быть выполнена на иностранном языке. Представление работы на конференции возможно как на русском, так и на иностранном языке.

География

Работы могут быть посвящены исследованию отдельных компонентов природы (например, рек, озер, болот), либо ландшафта в целом. Безусловно, выигрышными являются работы, в основе которых лежат личные наблюдения или полезные изыскания (даже простейшие - рассмотрение проблем ближайших окрестностей, лесов, лугов, «жилой ткани» (среды) малого города или городского квартала). Сюжетным центром исследования должна быть какая-либо проблема: недостаточно просто описать пригородные леса, необходимо попытаться, например, определить причину их неблагополучия. Например, тема «Открытие Южного полюса Д. Куком» - не слишком удачная формулировка. Очевидно, что автор-школьник никогда не был в Антарктиде, и, скорее всего, не знаком лично с первооткрывателем. Лучше, если в данном случае работа будет называться «Проблема приоритета в достижении Южного полюса: кто же все-таки был первым?»

На секцию «География» могут быть представлены работы по географической экологии.

Весьма желательно, чтобы географические или геоэкологические работы содержали карты, схемы, графики, фото. Это «оживляет» исследование и очень помогает автору представить, а слушателям воспринять доклад.

Химия

Работы, представленные на секцию «Химия», могут носить как экспериментальный, так и теоретический характер.

Экспериментальная работа подразумевает постановку эксперимента в лаборатории. Основной раздел такой работы должен состоять из двух частей: химической и экспериментальной. В химической части должно быть подробно изложено содержание проделанной работы. Все химические процессы, лежащие в основе проводимого эксперимента должны быть описаны с помощью уравнений химических реакций или схем. Для органических соединений не допустимо использование брутто-формул - необходимо приводить полные или сокращенные структурные формулы. При описании методов исследования в химической части не нужно приводить точные методики, по которым выполнялась работа.

В экспериментальной части должны содержаться точные методики проведенных опытов, описание вновь синтезированных веществ, характеристика использованных реактивов и материалов. При подготовке работ авторам и их научным руководителям следует иметь в виду, что на конференцию не принимаются работы, в которых описаны исследования, подразумевающие работу автора с веществами 1 и 2 класса опасности.

Теоретическая работа по химии не подразумевает работу автора в химической лаборатории. Такая работа может содержать моделирование химических систем и проведение расчетов с помощью ЭВМ, выдвижение новых гипотез для объяснения результатов известных из литературы и т.п.

Работы, проведенные на стыке наук (химии и биологии, химии и физики и т.д.), должны быть оформлены таким образом, чтобы в Основном разделе большее внимание уделялось химизму описываемых процессов.

Физика

Исследовательская работа по физике может носить как теоретический, так и экспериментальный характер.

Тема может быть посвящена исследованию интересного замеченного природного явления или известного, опубликованного в печати физического процесса, анализу известных методов исследования, измерению известных физических констант, созданию измерительных приборов, и так далее. Необходимо аргументировать, чем интересен выбранный объект исследования с точки зрения фундаментальной или прикладной физики.

Работа теоретического характера должна показать комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на толкование, объяснение исследуемого явления, гипотезы, физические модели, расчеты. Цель теоретической работы — выделить проблему и разобраться в ее сущности, дать количественные оценки рассматриваемых величин. В теоретической работе недостаточно простого описания или перечисления известных законов и области их применения. Необходимо показать действие законов или использование теории в выбранном физическом процессе, природном явлении и т.п. Можно также оценить расхождение идеальной теории, закона, формулы с физическими явлениями в реально существующих условиях. Особенную ценность представляют работы, выполненные на стыке разделов физики или на границе применимости отдельных законов (например, квантово-волновая природа света, принцип неопределенности и т.д.). Интересны работы, позволяющие каким-либо нестандартным способом рассчитать фундаментальную константу.

В экспериментальных работах необходимо показать, какая методика исследования выбрана и почему, добиваться контролируемых и управляемых условий эксперимента (как методе познания). Отдельно и тщательно должна быть описана методика измерений. Следует ясно изложить идею метода, В разделе, относящемся к проведению опыта, необходимо хорошо описать последовательность операций, способов и приемов, которые характеризуют технологию эксперимента. Обязательна оценка погрешностей измерений, необходимо показать, как они влияют на надёжность результатов. Оценка погрешностей необходима для извлечения из совокупности данных наиболее близких к истине результатов, чтобы вовремя заметить несоответствия и допущенные ошибки, разумно организовать измерения и правильно установить точность полученных результатов. Результаты измерений представляются в виде таблиц или графиков.

Если в работе используется какая-либо экспериментальная установка, она должна быть подробно описана, при этом особое внимание уделяется тем ее элементам, которые могут влиять на результаты измерений. Если аппаратура нестандартна, следует привести ее четкую схему. Схемы или рисунки обязательны при описании экспериментальной установки и отдельных ее частей с точки зрения физики процесса. Например, при изучении истечения газов через сопло важно знать его геометрию, а при исследовании скорости распространения ударных волн - схему датчиков основного измерительного устройства.

В тексте должны содержаться ссылки на цитируемую литературу, указания на источники, откуда взята та или иная формула, закон и т.п.

В работе должен быть проведен их анализ и синтез полученных данных. Нужно выделить главный, основной результат. Важно показать ценность добытой информации, и насколько устойчивы полученные данные к изменениям условий, четко определить область параметров окружающей среды, где данные верны.

Также необходимо сопоставить полученные результаты с теорией

В заключении приводятся выводы по физической сущности работы, указывается, достигнута ли цель работы и закончено ли исследование, что установлено в результате проведённого экспериментального (теоретического) исследования, с чем связаны неудавшиеся опыты.

Математика

Постановка исследовательской математической проблемы (задачи) предполагает получение субъективно нового, а в некоторых случаях и не встречающегося в научной литературе объективно нового результата. Выбор темы часто осуществляется через переход от задачи школьной программы к исследовательской проблеме. Математические исследования могут проводиться в области алгебры, геометрии и других разделов математики, лежащих за пределами курса общеобразовательной школы.

Если за основу доказательства берутся определенные формулы и законы, то в тексте работы должны содержаться ссылки на источники, учебники и специальную литературу, откуда они взяты.

В качестве исследовательских задач могут быть выбраны:

-  математические задачи, известные из истории науки, классические методы их решения (например, теорема Птолемея о вписанном четырехугольнике и блок задач на ее использование);

-  задачи межпредметного характера (например, использование свойств квадратичной функции при исследовании равнопеременного движения в физике, комбинированные задания по математике и информатике);

-  самостоятельно составленная учащимся новая задача.

В работе могут быть представлены результаты, полученные автором с использованием современных математических методов; результаты, содержащие использование известных математических методов или математических моделей и процессов для новых приложений; экспериментальные данные и их трактовка; самостоятельная разработка алгоритмов, прикладных программ или использование специализированных пакетов прикладных программ; освоение и применение специализированных программных комплексов, выполнение тестовых и рабочих расчетов, анализ результатов.

Особенную ценность в математических исследованиях представляют:

-  умение обобщать и находить закономерности, классифицировать объекты (выделять существенные признаки объекта или последовательности объектов, устанавливать основание классификации или делать выбор основания);

-  моделирование математических объектов (модели-подобия, модели- аналоги; структурные и функциональные; дедуктивные и индуктивные).

-  индуктивность математического творчества.

Технология

На секцию «Технология» могут быть представлены исследовательские проекты. Содержание работы должно отражать:

•  определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

•  выдвижение гипотезы;

•  выбор и описание методов исследования;

•  выбор способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и пр.);

•  проведение наблюдений и экспериментов;

•  сбор, систематизация и анализ полученных данных;

•  подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

•  выводы, выдвижение новых проблем исследования.

На конкурс могут быть представлены как монопроекты, которые реализуются в рамках только предмета «Технология», так и межпредметные проекты. Конечным продуктом исследования может быть: анализ данных социологического опроса; бизнес-план; видеофильм; коллекция; дизайн - макет; модель и др., т.е. то, что будет служить подтверждением проведенного исследования или решением проблемы.

Физическая культура

Научно-исследовательская работа представляет собой самостоятельно проведенное исследование учащегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач.

Работы должны носить исследовательский характер, отличаться новизной, актуальностью, теоретической или практической значимостью, грамотным и логическим изложением, включать постановку проблемы и сопровождаться выводами. В исследовательской работе должен быть изложен фактический материал, результаты самостоятельной исследовательской работы. В работе важно обосновать выбранную тему, метод исследования, провести анализ полученных результатов, сформулировать выводы и, если предусмотрено замыслом работы, практические рекомендации.

Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность учащегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.

Работы, представленные на секцию «Физическая культура», могут носить как экспериментальный, так и теоретический характер.

Экспериментальная работа подразумевает постановку эксперимента. Основной раздел такой работы должен состоять из двух частей: обзора литературных источников и экспериментальной. В первой части должно быть проанализировано и обобщено достаточное количество литературных источников по теме исследования. В экспериментальной части должны содержаться точные методики проведенных исследований.

Теоретическая работа по физической культуре может быть посвящена исследованию какого-либо факта из истории физической культуры и спорта, развитию теории тренировки и т.п.

 

Мировая художественная культура

Работы, представленные на секцию «Мировая художественная культура», могут быть направлены на исследования особенностей художественных стилей и направлений национальных школ и их представителей в мировой и отечественной культуре, художественного языка разных видов искусства, роли знака, символа, мифа. Важным аспектом изучения является историко-философская и мировоззренческая основа произведения.

 

Работы должны носить творческий характер исследования, предполагающий аргументированную авторскую позицию и собственный взгляд на проблему, ее ценностно-смысловую оценку, умение обрабатывать информацию в области искусства. Желательно выделить такую проблему, которая отличалась бы неоднозначностью, обсуждение которой провоцировало бы дискуссию. Обычную тему необходимо превратить в проблему, например, можно получить интересную тему, сопоставив различные произведения искусства. Либо над темами, интегрирующими несколько предметных областей. (Например, «Пропорции в архитектуре Древнего Египта»). Проблема должна быть личностно значимой для школьника. Результаты ее исследования могут выходить за рамки школьного образования. Исследования в области искусства обязательно имеют этап практической работы в музее, библиотеке, архиве, на местности.

 

Для организации исследования важно правильно научить учащихся выбрать методы исследования (способы достижения цели). Для исследования в области художественной культуры необходимы аналитические и социологические методы. Аналитические методы (анализ произведения или специальной литературы по искусству, классификация явлений в мире художественных явлений; иконологический метод; структурный метод) позволяет сделать определенные выводы, используя лишь само произведение искусства. Социологические методы (наблюдение над восприятием или созданием явления культуры; анкетирование; интервьюирование; метод экспертной оценки; социологический эксперимент) исследуют воздействие искусства на аудиторию, механизмы и средства их распространения. Результатом исследования должно стать новое знание в виде подтвержденной или опровергнутой гипотезы.

 

Содержание исследования может быть посвящено искусству Владимирского края, которое предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъемка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта, выставок):

 

· Творчество ансамбля «Русь».

· Обрядовые песни в творчестве авторов Владимирской области.

· Трудовые песни в творчестве авторов Владимирской области.

· Инструментальная музыка и песни в народном творчестве Владимирского края.

· Храмовая духовная музыка в исполнении коллективов Владимира.

· Хоровой концерт в светской музыкальной культуре Владимирского края.

· Духовная музыка русских композиторов в исполнении духовных хоров края.

· Творчество композиторов моего Отечества.

· Русская классическая музыка в исполнительском творчестве музыкальных коллективов Владимирской области.

· Красота жизни в творчестве наследия Фатьянова.

· Особенности современной музыки и творческой жизни края.

· Центры музыкальной культуры и музыкального образования края.

· Творчество музыкальных коллективов моего Отечества.

· Искусство шрифта в древних рукописях.

· Искусство плаката и городской афиши XIX в. На улицах моего города (поселка, села).

· Художники экслибриса Владимирского края.

· Белокаменное зодчество Владимиро- Суздальской Руси XII-XIII вв.

· Резное убранство деревянных построек Владимирской области (губернии).

· Архитектурные ансамбли моего города.

· Драматический театр им. Луначарского история и современность.

· Владимирская областная филармония им. Танеева: история создания.

· Кукольное искусство владимирских художников.

· Фотохудожники нашего края.

· Мое Отечество в шедеврах киноискусства.

· Современное изобразительное искусство Владимирской области (моего края, родины).

· Древние образы в произведениях художников декоративного искусства Владимирской области (гобелен, батик, керамика, резьба и роспись по дереву, художественная обработка металла т.п.)

 

С учетом специфика предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а выражение собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и нетривиально. Рекомендуется привлечение необходимого иллюстративного материала, точность в передаче фактов исследования; убедительность доказательств и обоснованность выводов; показать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать культурные явления разных эпох и конкретные шедевры; использование необходимых искусствоведческих терминов и понятий; композиционная стройность изложения.


Приложение 3

К Положению

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...