Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Римская семья. Агнатское и когнастское родство.




Римское частное право

1. Понятие римского частного права.

Римское право представляет собой правопорядок, сложившийся и существовавший в Древнем Риме с 753 г. до н.э. по 565 г. н.э. (до смерти последнего римского императора Юстиниана).

Римские юристы делили римское право на частное и п убличное. Эти две части разграничены по двум критериям:

1) римское частное право регулировало отношения, складывающиеся между частными лицами (физическими и юридическими). Римское публичное право регулировало отношения, участником которых было государство, либо государственные органы и должностные лица.

2) По характеру правовых норм, образовывающих право, частное право состояло в основном из диспозитивных норм, которые могли быть изменены соглашением сторон. Публичное же право состояло из императивных норм.

Частное право противопоставляется публичному и является областью, непосредственное вмешательство в которую регулирующей деятельности государства является ограниченным. Оно представляет известный простор автономии отдельных лиц: глав семей, частных собственников, представителей класса рабовладельцев. Сам римский термин jus civile имел ряд значений. В особенности, он означал:

- древнее право римских граждан (цивильное); в этом смысле цивильное право противопоставлялось преторскому.

- всю совокупность юридических норм, действующих в данном государстве и выраженных в законах данного государства; в этом смысле jus civile противопоставлялось jus gentium (право народов) и jus naturale (естественное право).

Кроме того, римские юристы выделяли общее право, сингулярное право и право привилегий.

Общее право – это правила, закреплённые в нормативных актах и иных источниках права, которые относятся ко всем субъектам права.

Сингулярное право – это правила, закреплённые в источниках права, которые применялись лишь к определённой группе субъектов права, названных в источнике.

Право привилегий (или привилегированное право) – первоначально, это правила, которые применялись к конкретным лицам, т.е. привилегии. Эти правила ухудшали положение данных лиц. С императорского периода под привилегиями стали пониматься преимущества, которые предоставлялись любым лицам, оказавшимся в объективных обстоятельствах, указанных в источнике права (например, льгота описи при Юстиниане).

Особенностью привилегированного права было то, что за получением привилегии нужно было обращаться.

Ещё одной, третьей, классификацией римского права было деление его на квиритское (цивильное) право, преторское право и право народов. Это деление было осуществлено на основе существования трёх исторических систем римского частного права, которые складывались последовательно.

Квиритское (цивильное) право (jus civile) – это древнейшее право, появившееся в период царей. Квириты – истинные римские граждане. Источником формирования права явились акты высших органов законодательной власти. Правила квиритского права распространялись только на римских граждан. Кроме того, во внимание принимается только агнатское родство.

Преторское (гонорарное) право появилось в республиканский период в связи с появлением системы римских магистратур после изгнания царей. Была введена должность претора, который обладал высшей административной властью в Риме. Претор предварительно рассматривал вопросы о возможности передачи исков в суд, давал предписания судьям. Срок службы претора был равен 1-му году. Он издавал программу своей деятельности. В рамках её он мог дополнять пробелы, изменять цивильное право. Благодаря эдиктам – программам деятельности городских преторов – появилось преторское право. Таким образом, преторское право формируется из актов высшей административной власти. Преторское право действует также в отношении только римских граждан, хотя принимает во внимание и агнатское, и когнатское родство.

Право народов (jus gentium) по источнику формирования схоже с преторским правом. Оно формируется на основании эдиктов преторов перегринов. Право народов действует в отношениях между римскими гражданами и иностранцами, а также регулирует отношения между иностранцами различных национальностей. Это универсальное право в том смысле, что оно применяется ко всем участникам торгового оборота, не зависимо от их гражданства.

Противопоставление права народов цивильному праву дополнялось в эпоху принципата противопоставлением справедливого права (jus aequum или aequitas) строгому праву (jus strictum). Закрывая глаза на рабство, римскими юристами был введён в обиход принцип справедливости. В области частного права данный принцип понимался как стремление идти навстречу нарождавшимся требованиям морали и справедливости.

Понимание права народов было расширено римлянами и к концу республики сблизилось с представлениями о jus naturale. Цицерон определил его как требования морали, он утверждал, что право покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям. Естественное право возводится до степени порядка, соблюдаемого всем человечеством, и более того, всем живым на земле. Это право, данное от природы.

 

2. Источники римского частного права.

Источники римского частного права - это способы (формы) выражения и закрепления правовых норм римского частного права.

Виды источников римского частного права:

-обычное право;

-закон;

-эдикты магистратов;

-деятельность юристов.

По кругу субъектов, на которых распространялось римское частное право, можно выделить:

-источники цивильного права;

-источники преторского права.

Цивильное право действовало только в отношении римских граждан. Однако в связи с тем, что со временем римляне все больше стали вступать в деловые контакты с не гражданами Рима, возникла необходимость в правовом регулировании данных отношений. Это достигалось путем издания специального акта особым должностным лицом Древнего Рима - претором. В данном акте излагались правила, которые подлежали применению в отношениях между римлянами и чужестранцами. Совокупность таких правил (актов) и образовывала преторское право. К концу III века н. э. различие между цивильным и преторским правом практически исчезло.

Обычное право - это совокупность неписаных правил поведения (обычаев), которые сложились в Древнем Риме в результате их неоднократного традиционного применения и санкционирования государством. В отличие от простого обычая обычное право признается государством и им же защищается. Обычное право является самой древней формой образования и выражения римского частного права. Обычаи складывались в практике предков, жрецов, магистратов и др.Самым известным и одновременно самым древним памятником обычного права Древнего Рима являются Законы Двенадцати таблиц (V век до н. э.). Развитие Древнего Рима потребовало более определенных и динамичных форм правообразования.

На место обычного права пришел закон - "писаное право". В республиканский период (до I века н. э.) все законы принимались только народным собранием и именовались "leges". В эпоху принципата народные собрания потеряли былое значение и законы стали издаваться сенатом ("сенатусконсульты"). По существу же это были распоряжения императора, лишь прикрывавшегося видимостью республиканских форм.

Окончательное укрепление императорской власти и наступление эпохи абсолютной монархии (с III века н. э.) привело к тому, что законом стало считаться только единоличное распоряжение императора ("конституции").

Различают 4 вида императорских распоряжений ("конституций"):

• эдикты - носили общий характер и обращались к населению;

• рескрипты - распоряжения императора по отдельным делам и вопросам;

• мандаты - инструкции, дававшиеся чиновникам;

• декреты - решения императора по спорным делам.

В эпоху принципата ряд произведений (толкований) юристов получил обязательную юридическую силу. Таким образом, правотворчество юристов получило официальное признание и стало одним из источников римского частного права. Труды юристов выражались в форме комментариев к законодательству и преторским эдиктам, в виде "Дигест", объединявших как цивильное, так и преторское право, а также в виде "институций", то есть учебников по римскому праву. Видными юристами являлись, например, Марк Манилий, Цицерон (старые республиканские юристы), Павел, Ульпиан, Гай, Помпоний.

 

3. Деятельность римских юристов.

Деятельность римских юристов имела три основных направления:

-консультирование (respondere);

-составление и оформление письменных документов (cavere);

-руководство процессуальными действиями сторон (agere).

Римские юристы являлись необходимыми и желанными помощниками претора. Обеспечивали безупречность формулировки решения, продуманность его по существу, соответствие его интересам господствующего класса.

(1) Консерватизм. Претор и юристы относились с подчеркнутым уважением к постановлениям закона, правилам эдикта, мнениям старых авторитетных юристов. Римский юрист любил показать, что его вывод, даже по второстепенному вопросу, соответствует взглядам его предшественников. Это уважение к старому праву неслучайно: оно имеет целью подчеркнуть незыблемость права, неизменность существующего социального строя, недопустимость каких-либо новшеств.

(2) Прогрессивность. Если обнаруживался пробел в праве, то юрист не боялся сформулировать новое начало. Но не путем отмены старого закона или обычая (на это они не были управомочены). Римский юрист предпринимал обходное движение. Наряду со старых правом и без отмены последнего вырабатывались новые нормы путем вносимых претором дополнений прежнего эдикта или путем формулировки юристами новых взглядов. Таким образом, римское право непрерывно развивалось, соответствовав потребностям современной жизни.

Более того, в эпоху принципата ряд произведений (толкований) юристов получил обязательную юридическую силу. Таким образом, правотворчество юристов получило официальное признание и стало одним из источников римского частного права. Труды юристов выражались в форме комментариев к законодательству и преторским эдиктам, в виде "Дигест", объединявших как цивильное, так и преторское право, а также в виде "институций", то есть учебников по римскому праву. Видными юристами являлись, например, Марк Манилий, Цицерон (старые республиканские юристы), Павел, Ульпиан, Гай, Помпоний.

4. Кодификация Юстиниана: причины проведения, составные части, юридическая сила.

В юстиниановскую эпоху политика в области законодательства сводилась к цели восстановления единства Римской империи. Задачей ставились из двух потоков памятников прошлого – императорских законов и работ классических юристов – создать свод законов, пригодных для применения в новых экономических и политических условиях. Кодификация Юстиниана отличается от предыдущих большим размахом, более высокой творческой силой. В ней обнаруживается более широкая основа источников и более обильное их использование, а также тщательная обработка избранных текстов. Обширные кодификационные работы, которые велись под непосредственным руководством самого императора, снискавшего себе славу самого великого законодателя всех времен и народов, начались с составления Кодекса Юстиниана. Подготовка Кодекса была поручена созданной вфеврале 528 года комиссии, состоявшей из десяти высших должностных лиц и юристов, среди которых особенно выделялись Трибониан и Феофил. Комиссия была уполномочена, использовав ранее изданные частные и официальные сборники, а именно: Кодексы Грегориана и Гермогениана, Кодекс Феодосия, собрать воедино императорские конституции, устранить имеющиеся в них противоречия, исключить устаревшие законодательные положения. Кодекс Юстиниана,первая редакция которого не сохранилась, был составлен с поразительной быстротой и издан 7 апреля 529 года. Не вошедшие в него законодательные акты отныне подлежали отмене.Поспешность в составлении Кодекса была причиной многих его недостатков (противоречий, устарелых положений), которые стали особенно очевидными в связи с составлением других частей кодификации Юстиниана. Целый ряд нововведений, содержавшихся в законодательстве Юстиниана, особенно в сборнике "50 решений" (отмена различий между гражданским правом и "правом народов", между квиритской и бонитарной собственностью и т.д.), делали необходимой разработку новой редакции Кодекса Юстиниана. Эта работа была поручена в начале 534 года комиссии из 5 юристов под руководством Трибониана. Переработанный вариант Кодекса (именно в этом виде он и сохранился) был опубликован 16 ноября 534 года, а 29 декабря того же года был наделен силой закона. По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге 1 рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2 - 8 посвященыразличным вопросам частного права, в книгах 9 - 12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т.д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние - на фрагменты. В рамках отдельных титулов императорские конституции расположены в хронологическом порядке; древнейшая из использованных в Кодексе - Конституция Адриана 117 года, самая поздняя - Конституция Юстиниана от 4 ноября 534 года. Фрагменты, содержащие текст отдельных конституций, включают сведения об издавшем их императоре, о лице, кому они адресованы, о дате и месте их издания. Составителем Кодекса было разрешено вносить существенные изменения в цитируемые законодательные положения (редактировать, сокращать и т.д.), о чем свидетельствуют сравнения с соответствующими текстами конституций по Кодексу Феодосия. Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана, выделявшуюся по богатству использованного правового материала, составляют дигесты, или пандекты. Последний термин позаимствован из греческого языка, что означает "содержащий в себе все".По замыслу Юстиниана, изложенному в специальной Конституции от 12 декабря 530 года, его дигесты должны были стать всеобъемлющим сборником, охватывающим правовое наследие классической эпохи. Подготовка дигест была поручена специальной комиссии под руководством Трибониана, в которую вошли помимо видных чиновников и практиков известные профессора константинопольской (Феофил, Грациан) и бейрутской (Дорофей и Анатолий) правовыхшкол. Составители дигест (позднее они стали называться компиляторами) были наделены широкими полномочиями по отбору и сокращению текстов классических юристов("древних юристов"), по устранению в них противоречий, повторений и устаревших положений, по внесению в них иных изменений с учетом императорских конституций. В процессе работы над дигестами комиссия просмотрела и использовала 2 тыс. сочинений, обработала 3 млн. строчек. В случае возникновения спорных вопросов она обращалась за разъяснениями к Юстиниану, который издавал соответствующие конституции, составившие "50 решений". Дигесты, учитывая масштабность использованного в них материала, были подготовлены исключительно за короткий срок, опубликованы 16 декабря 533 года специальной Конституцией. Дигесты представляют собой уникальный правовой памятник, насчитывающий около 150 тыс. строк, включающий более 9 тыс. текстов, взятых из книг римских юристов, живших с I в. до н.э. по IV в. н.э. Более других в Дигестах цитируются Ульпиан, Павел, Папиниан, Юлиан, Помпоний, Модестин. Так, тексты Ульпиана составляют 1/3, Павла - 1/6, Папиниана - 1/18 часть. Структурно Дигесты делятся на семь частей (в самом тексте такой рубрики нет) и на 50 книг, которые в свою очередь (кромекниг 30-32 о легатах и фидеикомиссах) расчленяются на титулы, имеющие названия. Титулы состоят из фрагментов, число и размеры которых неодинаковы. Каждый фрагмент содержит в себе текст из сочинения какого-нибудь юриста, Фрагмент приводится с указанием автора и названияработы, откуда почерпнута цитата. Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. Вних рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римского права, излагается понимание закона и т.д. Сравнительно немного места отведено публичному праву, главным образом в последних книгах (47-50), где говорится о преступлениях и наказаниях, о процессе, правах фиска, городском управлении, военном пекулии и т.п. Представлены здесь и вопросы, относящиеся к сфере международного права: ведение войны, прием и отправка посольств, статус иностранцев и т.д. Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Особенно много внимания в них уделено наследованию (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещномуправу, различным видам договоров. Здесь отразились многие новые тенденции, характерные для постклассического римского права: слияние преторского и цивильного права и устранение многих формальностей последнего (например, деления вещей на манципируемые и неманципируемые),смягчение отцовской власти, стирание различий между легатами и фидеикомиссами и т.д. В стремлении приспособить римскую классическую юриспруденцию к византийскойдействительности в VI в. комментаторы нередко искажали первоначальный текст, включали новые положения, причем делая это от имени цитируемого автора (интерполяции). Вероятно, целый ряд изменений в классических текстах был осуществлен не непосредственно компиляторами, асоставителями копий работ, которыми они пользовались и в которые ранее на полях рукописи и между строчками были внесены уже вставки и исправления. Выделение интерполяций и глоссем, позволяющее различать классическое и постклассическое право, составляет одно из наиболееважных направлений в современной романистике.Дигесты написаны на латыни, но многие термины, а иногда и целые извлечения (из Марциана, Папиниана и Модестина) даны по-гречески. Придав Дигестам силу закона, Юстиниан запретил их комментирование, а также ссылки на старые законы и сочинения юристов.Первоначальный текст Дигест Юстиниана не сохранился. Наиболее древняя и полная копия (флорентийская рукопись) относится к VI или VII вв. Сохранился также ряд копий Дигест Юстиниана, составленных в XI-XII вв., но в них были допущены значительные сокращения, а также значительные искажения текста (так называемые "вульгата"). Своеобразной частью кодификации Юстиниана являются Институции - элементарный учебник права, обращенный императором к "юношеству, любящему законы". Для составления Институций по указанию Юстиниана в 530 году была составлена специальная комиссия из Трибониана (председатель) и профессоров права Феофила и Дорофея. Последние и являются фактическими авторами Институций Юстиниана, поскольку Трибониан в это время был занят подготовкой Дигест. Институции были изданы 21 ноября 533 года и в том же году (одновременно с публикацией Дигест) получили силу императорского закона, стали применяться как официальный источник права. В основу Институций Юстиниана были положены сочинения Гая (Институции и "Повседневные дела"), а также Институции Флорентина, Марциана, Ульпиана и Павла. Определенное влияние на них оказали дигесты, а также ряд императорских конституций. Институции Юстиниана, хотя и в меньшей степени, чем Дигесты, отразили черты постклассического (позднеримского, византийского) права. Многие устаревшие правовые институты были из них исключены (например вышедшие из употребления формы брака,легисакционный и формулярный процесс и т.п.). С другой стороны, был включен ряд новых положений, относящихся к юридическому лицу, конкубинату, колонату и т.п. Некоторые вопросы в Институциях Юстиниана разработаны подробнее, чем в Институциях Гая, в частности получила дальнейшее развитие классификация вещных прав, расширен круг оснований возникновения обязательств (добавлены квазиделикты). Как и Институции Гая, Институции Юстиниана состоятиз 4 книг. Под влиянием Дигест они были разделены на титулы, которые состоят из отдельных фрагментов. Хотя систематика Институций Юстиниана позаимствована из Институций Гая, расположение материала (особенно в последней книге) имеет некоторые отличия. В первой книге («лица») даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке, об отцовской власти, об опеке и попечительстве. Вторая книга («вещи») посвящена вещному праву. В ней подробно рассматриваются новые способы деления и свойства вещей, предусматриваются новые способы их приобретения. Здесь же говорится о завещаниях и легатах. В третью книгу включены титулы, относящиеся к правам на вещи, наследственному и обязательственному праву, а именно, наследованию без завещания, степени когнатского родства и т.п. В этой же книге излагаются общие положения об обязательствах и обстоятельно освещаются отдельные виды договоров. В отличие от Институций Гая обязательства из деликтов включены в четвертую книгу, где особенно подробно рассмотрен закон Аквилия о возмещении вреда. Далее разбираются вопросы защиты прав (разные виды исков и интердиктов). В заключительной части Институций Юстиниана добавлены два титула, где перечислены обязанности людей и разные виды преступлений, особенно разработанные в императорском законодательстве (оскорбление величества, прелюбодеяние, отцеубийство, подлоги и т.д.). Система исков захватывала третью и четвёртую книгу до 17-го отдела. Конец четвёртой книги посвящён публичному праву. Как исторический источник Институции Юстиниана имеют меньшую ценность, чем Дигесты и Кодекс Юстиниана, но они обладают и несомненными достоинствами - систематическим, сжатым и четким изложением правового материала по широкому кругу вопросов. Подлинный текст Институций Юстиниана не сохранился, наиболее древняя копия относится к IX веку. Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому Свод законов Юстиниана хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты,является в своей основе источником римского права. В 535-555 гг. указанные выше три сборника римского права были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана, в которых в большей степени отразились уже особенности не римского права, а византийского общества и права. Однако эти сборники были составлены частными лицами и не имели официального характера. Наиболее крупный из них включал 168 новелл, из которых 153 принадлежат Юстиниану. Значительно позднее (в средниевека) сборники новелл Юстиниана стали включаться в Corpus juris civilis в качестве его четвертой книги. Таким образом, появившееся к 534 г. окончательное собрание является основным источником для изучения римского права. В XII в. оно получило название Corpus juris civilis – свод гражданского права. Оно состоит из четырёх частей:1. Institutiones (4 книги).2. Digesta (Pandectae) (7 частей и 50 книг, 432 титула и 9123 фрагмента).3. Codex (12 книг, представляющих свод императорских указов от Адриана до Юстиниана).4. Novellae (168 новых законов, изданных Юстинианом после второй редакции кодекса).

5. Рецепция римского права: понятие, причины, этапы.

В переводе с латинского «receptio» означает «приём», «принятие». Рецепция права – это процесс восприятия в том или ином государстве элементов правовой системы другого государства. Начало рецепции в Западной Европе датируется XI- первой половиной XII вв. и связывается с деятельностью Болонской юридической школы. В XII-XIII вв. изучение римского права распространяется во многих западноевропейских странах. Таким образом, период XI-XIII вв. назван «периодом глоссаторов»; глоссаторы активно изучали и толковали нормы римского права. Далее, период XIV-XV вв. получил название «период комментаторов».

Изначально, после падения римской империи в 476 г., её территорию стали заселять варварские племена. Появляются первые германские королевства, где господствует обычное право. Возникают сложности с совмещением норм римского и германского права. Постепенно, римское право воспринимается молодыми государствами, со временем всё крепче закрепляясь в их системах права.

Причиной рецепции римского права в Европе в XII в. является то, что развивающаяся промышленность и торговля требовали развитой правовой надстройки, стимулирующей прогресс производительных сил и производственных отношений, выходящей за границы отдельных феодальных государств. Применение косных и дробных феодальных кутюмов (обычно-правовых норм) являлось бы существенным тормозом для развития производительных сил. Выход был найден в признании силы закона за римским частным правом. По своему содержанию римское частное право удовлетворяло потребностям средневековья в регламентации частной собственности и договорных отношений. Большую роль сыграли при этом «абстрактность» римского частного права, утрата им в первые века н.э. узко национального, местного права, его приспособленность к регулированию хозяйственного оборота различных народов. Таким образом, римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития как феодального, так и буржуазного права. Через ряд столетий после падения Рима оно приобрело значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.

Так, в Германии в XVI-XIX вв. действовало пандектное право, т.е. частное право, сформировавшееся в результате переработки глоссаторами римского права. Вообще под пандектами (лат. pandectae - от греч. pandektes - всеобъемлющий) понимаются сочинения древнеримских юристов по вопросам частного права, которые включали выдержки из законов и других нормативных актов; они известны также под названием Дигесты. Для пандектного права свойственна институционная система, на которой основывались и памятники римского права. К примеру, данная система проявляется в Институциях Гая. Они разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Впоследствии институционная система оказала большое влияние на последующую историю права. Кроме того, для пандектного права характерно деление права на отрасли, выделение общей и особенной части в структуре кодифицированных источников права. Пандектная система права прослеживается в Гражданском кодексе Франции 1804 г. – «Кодексе Наполеона», Гражданском уложении Германии 1896 г. и других документах.

Однако следует подчеркнуть, что предметом рецепции явилось преимущественно римское частное право. Публичное же право, по общему правилу, умерло вместе с падением Рима, хотя в истории имело место заимствование некоторых титулов из римского публичного права: германская империя присвоила себе название «священной римской империи», во многих государствах были учреждены сенаты, значительное распространение получил титул императора и т.д.

Римское частное право как право рабовладельческого государства не могло в неприкосновенном виде стать законом общества, в котором уже начали развиваться буржуазные отношения. Поэтому римское право в период его рецепции подвергалось многочисленным приспособлениям, далеко идущим толкованиям и переработке. Наряду с этим, тексты римских источников подвергались формально-логической обработке: из них извлекались общие принципы и располагались в стройном порядке.

Одна из основных современных правовых семей – семья континентального права (или романо-германская) – возникла под влиянием римского права. Об этом говорит римская традиция деления права на отрасли, выделения частного и публичного права, а также кодификации источников права. Многие институты континентальной правовой системы основаны на институтах римского права. Кроме того, особое место занимает юридическая доктрина.

В своём развитии Романо-германская правовая семья прошла три главных этапа:

1) эпоха римской империи – XII в.: зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. до н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров – поединков, ордалий, колдовство и т.д., фактическое отсутствие права.

2) XIII-XVII вв.: возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти.

3) XVIII-XX вв.: кодификация права, принятие конституций (в США, Польше, Франции и т.д.), появление отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г. – «Кодекс Наполеона», Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем.

Сегодня к семье континентального права относятся правовые системы Франции, Германии, Италии, Португалии, Испании, Швейцарии, а также России и других стран.

 

6. Правоспособность римских граждан. Ограничение и утрата правоспособности.

Физические лица в римском праве должны были обладать правоспособностью. Правоспособность – это способность лица иметь права и нести обязанности. Содержание правоспособности составляли определённые права, которые могли иметь субъекты права. Полностью правоспособное лицо обладало следующими правами:

В публичной сфере:

- право служить в римских войсках;

- право избирать и избираться на государственные должности;

- право участвовать в народном собрании (в республиканский период);

В частной сфере:

- вступать в законный римский брак;

- участвовать в имущественном обороте;

- составлять завещание;

- назначаться наследником по завещанию.

Правоспособность в римском праве возникала при наличии условий:

- рождение ребёнка;

Как исключение из правил в целях охраны ещё не родившегося ребёнка допускалось назначение не

родившегося ребёнка в качестве наследника;

- ребёнок должен родиться живым (продолжительность жизни роли не играет);

- ребёнок должен родиться свободным;

- ребёнок должен иметь человеческий облик.

Вышеперечисленные условия давали лишь ограниченную правоспособность. Для полной правоспособности необходимо ещё 2 условия:

- лицо должно быть римским гражданином;

- лицо не должно быть подвластным.

Прекращение правоспособности наступало в связи с физической или юридической смертью лица.

Юридическая смерть означала, что лицо становится рабом. Основания для юридической смерти менялись. Всегда юридическая смерть наступала:

- за совершение уголовного преступления, осуждение к смертной казни или работе в рудниках (при

этом имущество конфискуется);

- за попадение в плен во время военных действий.

- если совершеннолетний римский гражданин выдаёт себя за раба и продаёт себя в этом качестве, то такое лицо навсегда остаётся рабом.

Физическая смерть также была причиной прекращения правоспособности. При этом были сложности в определении времени смерти лиц, умерших примерно в одно время.

Каммориентами назывались лица, умершие в один и тот же день, при одних и тех же обстоятельствах. По общему правилу каммориенты считаются умершими одновременно и не наследуют друг после друга. Но существовали исключения:

- если каммориентами были отец и сын, то, если сын был несовершеннолетним (до 14 лет), то считалось, что он умер раньше отца, т.е. сын не наследовал.

- если сын был совершеннолетний, то считалось, что он умер позже отца, т.е. умер после открытия наследства, но не успел его принять. Таким образом, имущество переходило наследникам сына. Данный процесс назывался в римском праве трансмиссией наследства.

- если каммориентами были супруги, и до смерти один из супругов сделала подарок, то считалось, что подаривший супруг умер раньше. В римском праве запрещалось дарение между супругами. Но смерть подтверждала дарение, и жаловаться с иском было уже нельзя.

При жизни человека правоспособность могла ограничиваться в четырёх случаях:

1) если субъект права утрачивает римское гражданство. Это возможно в двух случаях:

- добровольная утрата (при этом права и имущество фактически сохраняются, но римским правом не регулируются);

- совершение уголовного преступления и высылка с территории Рима (при этом имущество конфискуется государством, личные права прекращаются).

2) при изменении семейного статуса. Возможны следующие случаи:

- если свободное лицо становится подвластным (попадает под власть отца или домовладыки);

- если подвластный меняет домовладыку (к примеру, дочь вышла замуж);

- если подвластный вышел из-под власти отца. В этом случае лицо утрачивало все личные и

имущественные права в семье.

3) в зависимости от принадлежности к определённой религии. Правоспособность язычников, вероотступников, еретиков ограничивалась: они не имели политических прав, не имели права иметь в собственности рабов-христиан, не могли оставлять наследство и заключать сделки друг с другом (только с христианами). Данное ограничение появилось в период абсолютной монархии, когда христианство стало государственной религией.

4) При ограничении гражданской чести.

Гражданская честь – это то уважение, которым пользуется римский гражданин у своих сограждан. Возможны следующие случаи ограничения гражданской чести:

- «недостойный свидетель» (случай предусмотрен Законами XII таблиц). Если римский гражданин был приглашён свидетелем для заключения сделки, а затем отказывается подтвердить факт её совершения, то такое лицо признавалось недостойным свидетелем. Это лицо не могло быть больше свидетелем и не могло приглашать других лиц в качестве свидетелей для совершения собственных сделок.

- инфамия – это бесчестие, основанное на законе. Инфамия в римском праве была непосредственная и опосредованная. Непосредственная инфамия наступала в результате совершения лицом незаконных действий. Например, вдова могла выйти замуж лишь через 10 месяцев (траурный год) после смерти мужа. Опосредованная инфамия наступала только на основании решений суда. К примеру, при заключении договора купли-продажи, одна из сторон обращается в суд с просьбой признать сделку недействительной вследствие обмана. Суд должен вынести соответствующее решение. Если лицо признаётся бесчестным, то это бесчестие пожизненно. Гражданская честь возвращается лишь по решению императора. Бесчестное лицо не имело публичных прав, не могло выступать представителем другого лица, не могло назначаться опекуном и куратором, наследование этого лица по завещанию может быть оспорено.

- турпетудо – бесчестие на основании общественного мнения. В эту категорию попадали случаи, когда лицо вело деятельность или образ жизни, который осуждался общественностью. К примеру, ростовщичество, актёрство и т.д. Последствия такого бесчестия были такими же, как при инфамии.

 

7. Дееспособность римских граждан. Соотношение с правоспособностью.Ограничение дееспособности.

Помимо правоспособности, лицо в римском праве должно было обладать дееспособностью. Дееспособность – это способность лица своими действиями приобретать права, выполнять обязанности и самостоятельно нести ответственность за совершённые правонарушения. Дееспособность распадалась на сделкоспособность и деликтоспособность.

В отличие от правоспособности, полная дееспособность в классическом римском праве наступала с 25 лет. До 25 лет лицо считалось частично дееспособным. В зависимости от объёма дееспособности в римском праве выделяли возрастные группы:

1) лица до 7 лет – малолетние – полностью недееспособные. Они не имели прав и не несли ответственность.

2) лица, вышедшие из малолетства:

Женщины: 7-12 лет; мужчины: 7-14 лет.

Эти лица имели право самостоятельно совершать сделки, направленные на безвозмездное приобретение имущества (дарение, принятие наследства). Они самостоятельно несли ответственность за совершённые правонарушения. Сделки, направленные на отчуждение имущества, совершались ими только с согласия куратора.

3) 12/14 – 25 лет – лица, не

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...