Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этико-медицинские и социально-политические аспекты проблемы аборта. Основные подходы к проблеме аборта (либеральный, консервативный и умеренный). Аборт и религиозная мораль.




Проблема определения начала человеческой жизни: медико-биологический и этико-философский подходы. Моральный статус пре-эмбрионов, эмбрионов и плодов.

Одним из важнейших вопросов современной биоэтики является вопрос о статусе эмбриона

. Это краеугольный камень многих медицинских, философских и правовых дискуссий, разбивающий научное сообщество на два лагеря, в одном из которых игнорируют право эмбриона называться человеком, в другом – отстаивают это право.

Ответы на эти вопросы, представленные в современной научной литературе, можно разделить на 2 группы.

Первая группа содержит позиции о начале человеческого существования с точки зрения естественных биомедицинских наук. В ней представлены позиции, связывающие начало человеческой жизни

1) с формированием дыхательной системы,

2) с периодом формирования сердечно-сосудистой системы,

3) с началом функционирования ствола мозга,

4) с образованием первичной полоски,

5) с имплантацией бластоцисты в стенку матки и

6) с моментом слияния гамет, т.е. с образованием генома человека.

Вторая группа представляет гуманитарные, этико-философские подходы и содержит в себе следующие из них:

1) градуализм-. это позиция, утверждающая постепенное одушевление эмбриона и приобретение им человеческих, личностных свойств

2) социологизм- потому что под влиянием именно этой позиции происходит первая в мире легализация абортов, т.е. производство аборта теряет юридический статус преступления “против жизни, против семьи и общественной нравственности”. Во-вторых, потому, что эта позиция до сих пор является идеологическим основанием современного российского законодательства.

3) Психоаналитический подход- психоанализ на практике доказал наличие у личности душевной жизни еще задолго до ее рождения на свет.

4) философско-антропологический подход- Суть философско-антропологического подхода сводится к попытке рассмотрения человека на уровне его сущности, т.е. особенностей “собственно человеческого” бытия. Рассмотрение человека на уровне его сущности, т.е. собственно философский подход, противится рассмотрению сущности человека через призму какой-либо отдельной присущей ему особенности, будь то мыслительная деятельность, или прямохождение, или самосознание, или нравственные чувства, или экономические отношения, или особенности природы, физической организации (например, объем и вес мозга) и т.д.

5 ) теологический подход- "Бог слышит молитвы и знает веру того, кто еще не вызван Им из небытия к бытию"(Другими словами:на всё воля Божья)

Границы допустимого и недопустимого применения методов пренатальной диагностики.

Пренатальная диагностика — комплексная дородовая диагностика с целью обнаружения патологии на стадии внутриутробного развития.

Современная пренатальная диагностика использует самые различные технологии. Все они обладают разными возможностями и степенью надежности

Показания:

В 1979 году в Квебеке состоялась международная конференция по проблемам пренатальной диагностики, которая выработала медицинские показания к ней. К ним относятся:

• возраст матери превышает 36 лет;
• наличие у одного из родителей структурной хромосомной компенсированной аберрации;
• наличие у одного из детей, уже родившихся в семье, трисомии по 21 хромосоме или синдрома Дауна;
• нарушение обмена веществ у одного из детей или факта, что один из родителей является носителем гена (гетерозиготы), вызывающего подобное нарушение;
• серьёзная гемоглобинопатия у одного из детей (альфа или бета-талассемия) или тот факт, что родители являются носителями гена данной болезни;
• наличие у одного из детей болезни, связанной с хромосомой Х, или его мать является носителем указанного гена;

2 вида пренатальной диагностики:

1) Неинвазивными или малоинвазивными — т.е. не предусматривают хирургического вторжения в полость матки. Практически безопасные для плода, эти диагностические процедуры рекомендуются всем без исключения будущим мамам. Некоторые из этих технологий — ультразвуковой скрининг (динамическое наблюдение) развития плода и скрининг сывороточных факторов материнской крови.

2) Инвазивными — т.е. предполагают хирургическое вторжение в полость матки с целью взятия плодного материала для последующего лабораторного исследования. Понятно, что инвазивные процедуры небезопасны для плода и потому практикуются только в особых случаях. Пример инвазионых: (биопсия хориона или забор околоплодных вод, забор крови из пуповины)

Процедура инвазивной пренатальной диагностики, предполагает, во-первых, биопсию хориона под контролем ультразвукового сканирования. Ворсины хориона имеют тот же генетический материал, что и плод, и поэтому могут использоваться для генетического анализа.
— риск выкидыша (от 2 до 7% по материалам разных клиник);
— риск инфицирования плода;
— риск кровотечения у женщины;
— случайные повреждения плодного пузыря;
— усиление резус –конфликта при резус –конфликте между матерью и плодом;
— отклонения в развитии плода при длительном воздействии ультразвука на плод.

Этико-медицинские и социально-политические аспекты проблемы аборта. Основные подходы к проблеме аборта (либеральный, консервативный и умеренный). Аборт и религиозная мораль.

Слово «аборт» в переводе с латинского означает выкидыш. Он может быть самопроизвольным, значит естественным, при несовместимой с жизнью патологией плода или из-за болезни женщины. Закон естественного отбора распро-

Существуют две противоположные точки зрения на аборт:

1. Аборт – личная проблема женщины, никого более она не касается, и вмешиваться никто, кроме врача, не должен.

2. Аборт – это убийство, он оскорбляет нравственное чувство человека, а потому это сложнейшая этическая проблема, касающаяся каждого человека.

Доминирующим с древнейших времен было негативное отношение к аборту и врачей, и церкви, и большинства населения. Наши предки знали, что существо, которое вынашивает в себе женщина, становится человеком задолго до своего появления на свет. Поэтому уже в клятве Гиппократа содержится осуж-

Лишь в середине XIX века аборт признается допустимой акушерской операцией в тех случаях, когда беременность угрожает жизни матери. Смертная казнь за аборт устраняется из законодательства европейских государств, однако плодоизгнание сохраняет мрачный статус преступления против жизни, против семьи и общественной нравственности.

Можно условно выделить три основных позиции в подходах к решению проблем репродукции человека: либеральная, умеренная и консервативная.

Либеральная точка зрения постепенно укрепляет свои позиции в европейском общественном мнении. Ее суть: женщина имеет право распоряжаться собственным телом, в том числе принимать решение об аборте.

Умеренная точка зрения тоже по-своему логична: зародыш постепенно накапливает качество человечности, и необходимо рассматривать баланс интересов его и матери конкретно для каждого триместра.

Консервативная точка зрения проста и категорична: аборт есть умышленное убийство, и никакого морального оправдания быть не может. Зародыш с момента зачатия – это личность, имеющая основные права человека и, прежде всего, право на жизнь. Самая крайняя консервативная позиция – любой аборт недопустим, исключений нет.

Всемирная медицинская ассоциация в 1983 г. предпринимает попытку определить общие ориентиры в этой противоречивой проблеме и вырабатывает достаточно взвешенную декларацию о медицинских абортах:

1. Основополагающий моральный принцип врача – уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия.

2. Обстоятельства, противополагающие интересы потенциальной матери и ее не родившегося ребенка ставят врача перед необходимостью выбора: сохранить беременность или преднамеренно ее прервать.

3. Неоднозначность выбора определяется разными религиозными и нравственными позициями, причем любое решение требует уважения.

4. Определение отношения к этому вопросу и правила его решения в данном государстве вне компетенции медицины; врачи должны лишь обеспечить защиту своим пациентам и отстоять собственные права в обществе.

5. В тех странах, где медицинские аборты разрешены законом, компетентные специалисты могут делать их на легальном основании.

6. Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...