Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вторая часть (методическая часть программы)

Социологические исследования.


Это прикладная часть социологии. Социологические исследования есть теоретические и прикладные (эмпирические).

Социологические исследования- это система логически последовательных методологических, методических и организационно технических процедур связанных единой целью- получить объективно достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для из последующего использования на практике. СИ имеют три уровня:

  1. Методологический уровень. Это определённая позиция автора исследования и точка зрения носит характер объяснения или интерпретации того явления.
  2. Методический уровень. Определяет тебе способы, методы, инструменты которые будут применяться в ходе исследования и способы обработки первичных результатов исследования.
  3. Процедурный уровень. Непосредственную организацию и проведение исследования. В результате возникает социологическая модель она является основой для прояснения явлений.

Проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких либо результативных практических или теоретических действий и не знанием путей и средств из разрешения.

Решить проблему значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющее то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явлений в желаемом направлении.

В зависимости от цели и глубины, специфике анализа предмета исследования различают виды социологических исследований:

  1. По цели:
  • теоретические (выявление определённых тенденций)
  • Эмпирические
  1. По задачам:
  • разведывательные исследования (пилотажным, зандажным) разновидностью такого исследования является экспресс-опрос с целью выявить отношение людей к той или иному явлению (изучение общественного мнения).
  • Описательные исследования. Получить общую цельную картину без глубокого проникновения в суть процесса или механизма которые из порождают
  • Аналитические исследования. Выявляют причину, характер, вникает до мелочей во всем. Это наиболее сложный, го эффективный вид исследования. Разновидностью является эксперимент (проверка гипотезы или полученного материала на практике)
  1. По частоте проведения
  • разовые исследования (дают ответ на вопрос от текущего времени)
  • Повторные исследования (изучение явления социального в динамике) повторные исследования различают: панельные повторные (повторное исследование через определённый интервал) и лонгитюдные (повторное изучение той или проблемы длительное время, месяц, полгода, 3 года)
  1. По масштабности:
  • международные
  • Общенациональные
  • Региональные
  • Отраслевые (области деятельности)
  • Локальные (местные)

 

Выбор метода исследователя зависит от:

Цели практической либо научной целесообразности, проводимого исследования

Сущности и особенностей данного явления

 

В исследовании выделяют три основных этапа:

  1. Подготовительный- подготовка программы исследования
  2. Основной- проведение эмпирического исследования
  3. Завершающий этап- обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций

Программа СИ теоретико-методологический документ дающий теоретическое обоснование методологическими подходом методики и техники изучения объекта и предмета анализа.

Первая часть программы исследования содержит формулировку и обоснование проблемы, цели, определения определения объекта и цели исследования, формулировку гипотез и задач исследования.

Содержит

Формулировка обоснования проблемы рассматривается противоречие между общим и частным. Это противоречие может носить проблемный характер

Цель исследования и задачи. Цель- общая направленность исследования и представляет проект действия и его результат. Она может как теоретический, так и прикладной характер. Задачи конкретизируют цель, определяют средство ее достижения. Задачи могут быть основными и не основными.

Разработка понятийных и эмпирических индикаторов (показателей). Индикаторы это изменяемые характеристики поведения людей, групп, вербальных действий, взаимосвязи и взаимоотношений. Индикаторы могу быть объективными (уровень образования, место проживания, возраст) и субъективными (степень удовлетворённости, направленность интересов, ценностей группы или людей и тд)

Последовательность распределения индикаторов образуют шкалу измерения: это номинальные объективные признаки и характеристики (пол, возраст, образование, место проживания и тд); ранговые(порядковые) - по значимости предпочтительности варианта ответа с точки зрения опрашиваемого субъекта. Шкала измерения распределения ответа по ранга более предпочтительных.

Интервальные это объективные признаки, которые распределяются по общепринятым искусственным эталонам (температура, плотность, масса и тд)

Логический и операционный анализ- процедура и их интерпретация, смысл которых указать что кроется под исследованием, а также под терминами и понятиями, которые используются в документе. Подготовка методик методов сбора и обработки данных, то есть инструментария.

 

Вторая часть (методическая часть программы)

  • опережение выборки (выборочной совокупности). Вся общность объекта на которую распространяется носит название генеральная совокупность. Исследования не носят сплошного характера и именно поэтому их исследуют по методу выборки определённого количества людей отобранных по специальных параментам. При этом выборка должна необходимые для выбора качества генеральной совокупности. В этом случае микромодель генеральной совокупности называют выборочной совокупностью (выборка). Основные методы выборки.

Метод серийной выборки. Генеральная совокупности разделяешься на части (серии) из каждой части пропорционально отбираются единицы для измерения. Пример по 20% студентов от вуза, по 30% рабочих металлургов, 10% курсантов.

Метод механической выборки. Из генеральной совокупности через промежутки отбирают необходимое количество респондентов. (Каждый пятый/второй/десятый)

Метод гнездовой выборки- выбор для определённой характерной группы из всей генеральной совокупности.

Метод основного массива. Предполагает опрос 60-70% всей генеральной совокупности.

Метод квотовой выборки это отбор определённого количество респондентов по определённым признакам (образование, место жительства и тд). Респрезентативмы (достоверными) считают исследования, которое даёт отклонение по контрольным признакам выборочной совокупности от генеральной совокупности не более 5%. Если не больше, то результаты считаются достоверными. Есть расчёт репрезентативности, при пилотажном опросе небольшой генеральной совокупности (например в рамках института) репрезентативным будет сплошное анкетированием.

 

Методы сбора информации.

Наблюдение. В социологии это метод сбора первичных данных по средствам восприятия и регистрации событий поведения людей, групп, касающихся изучаемого объекта и значимый с точки зрения цели исследования.

Классификация наблюдений:

  1. По степени формализации
  • контрольные наблюдения (все элементы определены заранее и являются предметом наблюдения)
  • не контролируемое. Когда элементы наблюдения заранее не определены, определяются по ходу исследования 2. По положению наблюдателя (не включенное наблюдение, включённое) 3. Если наблюдение проводится с согласием над тем за кем наблюдают - открытым, если без согласия- закрытым или скрытым.

Полевое -Наблюдение в реальное жизненной ситуации

Лабораторное - в искусственных условиях.

Систематическое - с определённой периодичностью

Случайные - случайно, на ходу

 

Важный метод исследования- анализ документальных источников.

Документ- любая информация зафиксированная в печатном или рукописном виде ем магнитофоне или фотопленке в основном это статистические документы, отчётные документы, статьи, очерки, заметки в СМИ.

 

Способы изучения документов:

  • традиционный, не формализованный. Изучение гипотез, изучать что достоверно, что нет
  • Не традиционный, формализованный, поверхностное ознакомление с документами
  • Контент анализ. Когда документов много и они обширны и нужна высокая точность. Основные направления в контент анализе: выявление и оценка характеристик текста как индикатор определённых сторон изучаемого объекта. Выявление причин породивших сообщений, оценка эффекта воздействий сообщений.
  • Метод социологического опроса. Это письменная или устная непосредственное или опосредованное обращение корреспондента с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает изучаемую проблему.

Виды социологического опроса:

  1. Письменный
  2. Анкетный опрос это ответы на вопросы в письменной форме в виде опросных листов. Взаимодействие между исследователем и корреспондентом осуществляются посредством анкеты. Главные особенности: исследователь не может лично влиять на ход опроса. Анкетёр это подготовленный специалист, прошедший инструктаж у работников проекта.
  3. Заочный опрос (почтовый, телефонный, прессовый)

Телефонные опросы более эффективны тк идёт прямое общение.

Прессовый, допустим, опрос в журналах, газетах.

 

Главная проблема- формирование вопросов, на которые будет отвечать.

Вопрос должен строго соответствовать тому индикатору или операционному понятию, которые он описывает или измеряет.

Вопрос должен однозначно трактоваться корреспондентом. Соответствовать культурному и образовательному уровню корреспондента.

Формулировка вопроса должна быть нейтральной

Вопрос не должен заключать в себе несколько вопросов.

Вопрос не должен заключать возможности тавтологии.

Варианты ответов на вопрос должны быть равнозначными и составлять

Должен быть сформулирован лексически корректно

Текст вопроса не должен составлять больше 10-12 слов

 

 

  1. Очный опрос. Можно влиять на участников опроса и понимать какой будет конечный продукт.
  2. Экспертный опрос. Наличие образованных экспертов, которую могут дать грамотную оценку.
  3. Массивный опрос. Выяснить общественнее мнение, явления
  4. Интервью. Беседа по заранее намеченной теме. Интервьюере только исследователь, но и направляющий беседы. Если спрашивающий затрудняешься с ответом, то интервьюер помогает ему с ответом. Есть непосредственный контакт, что является большим плюсом!!!!!
  5. По месту проведения выделяют: на работе, в непринужденной остановке
  6. По процедуре проведения: индивидуальные, групповые, одноактные, многоактные.
  7. Метод социометрия. Для изучения межличностных отношений малых групп путём изучения выбора сделанными членами малой группы по тому или иному критерию.
  8. Телефонное интервью
  9. Круглый стол предполагает доминирующую позицию по дискутировавшему вопросу. Круглый стол имеет особую ценность тем, что можно выслушать мнение как экспертов, так и "посторонних".

Для проведения исследования проводится организационный план исследования в нем в хронологическом порядке что кому когда назначается. Обработка и анализ:

Редактирование и кодирование (перевод на язык формализованной обработке анализов) результатов

Подготовка статистических данных

Подготовка схем таблиц графиков, числовых величин

И на базе всего этого происходит интерпретация социологического анализа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...