Вторая часть (методическая часть программы)
Социологические исследования. Это прикладная часть социологии. Социологические исследования есть теоретические и прикладные (эмпирические). Социологические исследования- это система логически последовательных методологических, методических и организационно технических процедур связанных единой целью- получить объективно достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для из последующего использования на практике. СИ имеют три уровня:
Проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких либо результативных практических или теоретических действий и не знанием путей и средств из разрешения. Решить проблему значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющее то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явлений в желаемом направлении. В зависимости от цели и глубины, специфике анализа предмета исследования различают виды социологических исследований:
Выбор метода исследователя зависит от: Цели практической либо научной целесообразности, проводимого исследования Сущности и особенностей данного явления
В исследовании выделяют три основных этапа:
Программа СИ теоретико-методологический документ дающий теоретическое обоснование методологическими подходом методики и техники изучения объекта и предмета анализа. Первая часть программы исследования содержит формулировку и обоснование проблемы, цели, определения определения объекта и цели исследования, формулировку гипотез и задач исследования. Содержит Формулировка обоснования проблемы рассматривается противоречие между общим и частным. Это противоречие может носить проблемный характер
Цель исследования и задачи. Цель- общая направленность исследования и представляет проект действия и его результат. Она может как теоретический, так и прикладной характер. Задачи конкретизируют цель, определяют средство ее достижения. Задачи могут быть основными и не основными. Разработка понятийных и эмпирических индикаторов (показателей). Индикаторы это изменяемые характеристики поведения людей, групп, вербальных действий, взаимосвязи и взаимоотношений. Индикаторы могу быть объективными (уровень образования, место проживания, возраст) и субъективными (степень удовлетворённости, направленность интересов, ценностей группы или людей и тд) Последовательность распределения индикаторов образуют шкалу измерения: это номинальные объективные признаки и характеристики (пол, возраст, образование, место проживания и тд); ранговые(порядковые) - по значимости предпочтительности варианта ответа с точки зрения опрашиваемого субъекта. Шкала измерения распределения ответа по ранга более предпочтительных. Интервальные это объективные признаки, которые распределяются по общепринятым искусственным эталонам (температура, плотность, масса и тд) Логический и операционный анализ- процедура и их интерпретация, смысл которых указать что кроется под исследованием, а также под терминами и понятиями, которые используются в документе. Подготовка методик методов сбора и обработки данных, то есть инструментария.
Вторая часть (методическая часть программы)
Метод серийной выборки. Генеральная совокупности разделяешься на части (серии) из каждой части пропорционально отбираются единицы для измерения. Пример по 20% студентов от вуза, по 30% рабочих металлургов, 10% курсантов.
Метод механической выборки. Из генеральной совокупности через промежутки отбирают необходимое количество респондентов. (Каждый пятый/второй/десятый) Метод гнездовой выборки- выбор для определённой характерной группы из всей генеральной совокупности. Метод основного массива. Предполагает опрос 60-70% всей генеральной совокупности. Метод квотовой выборки это отбор определённого количество респондентов по определённым признакам (образование, место жительства и тд). Респрезентативмы (достоверными) считают исследования, которое даёт отклонение по контрольным признакам выборочной совокупности от генеральной совокупности не более 5%. Если не больше, то результаты считаются достоверными. Есть расчёт репрезентативности, при пилотажном опросе небольшой генеральной совокупности (например в рамках института) репрезентативным будет сплошное анкетированием.
Методы сбора информации. Наблюдение. В социологии это метод сбора первичных данных по средствам восприятия и регистрации событий поведения людей, групп, касающихся изучаемого объекта и значимый с точки зрения цели исследования. Классификация наблюдений:
Полевое -Наблюдение в реальное жизненной ситуации Лабораторное - в искусственных условиях. Систематическое - с определённой периодичностью Случайные - случайно, на ходу
Важный метод исследования- анализ документальных источников. Документ- любая информация зафиксированная в печатном или рукописном виде ем магнитофоне или фотопленке в основном это статистические документы, отчётные документы, статьи, очерки, заметки в СМИ.
Способы изучения документов:
Виды социологического опроса:
Телефонные опросы более эффективны тк идёт прямое общение. Прессовый, допустим, опрос в журналах, газетах.
Главная проблема- формирование вопросов, на которые будет отвечать. Вопрос должен строго соответствовать тому индикатору или операционному понятию, которые он описывает или измеряет. Вопрос должен однозначно трактоваться корреспондентом. Соответствовать культурному и образовательному уровню корреспондента. Формулировка вопроса должна быть нейтральной Вопрос не должен заключать в себе несколько вопросов. Вопрос не должен заключать возможности тавтологии. Варианты ответов на вопрос должны быть равнозначными и составлять Должен быть сформулирован лексически корректно Текст вопроса не должен составлять больше 10-12 слов
Для проведения исследования проводится организационный план исследования в нем в хронологическом порядке что кому когда назначается. Обработка и анализ:
Редактирование и кодирование (перевод на язык формализованной обработке анализов) результатов Подготовка статистических данных Подготовка схем таблиц графиков, числовых величин И на базе всего этого происходит интерпретация социологического анализа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|