Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информатика». Авторы: Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова.

Краткие теоретические сведения к практическому занятию №1

Учебно-методические комплексы «Школа России», «Перспектива»: «Информатика». Авторы: А.Л. Семёнов, Т.А. Рудченко.

В зависимости от учебного плана образовательного учреждения, начать работать с курсом можно в любом классе начальной школы, и специально для этого разработано несколько вариантов планирования: «Информатика 1–4», «Информатика 3–4». Если начало работы предполагается во втором классе, выбор курса зависит от уровня подготовленности класса. В зависимости от оснащенности, школа может выбрать бескомпьютерный или компьютерный вариант изучения курса.

В основу построения курса положены следующие принципы:

· ясные правила игры, одинаково понимаемые учителем и учеником;

· графические и телесные объекты как главные объекты учебной деятельности;

· введение всего спектра основных понятий современной информатики и математики на материале наглядных примеров, а не в виде формальных определений для заучивания;

· использование человеческих языков как основной области реальных приложений математических конструкций.

Основная модель урока курса – это самостоятельная работа учащегося с учебником, изучение им листов определений и дальнейшее самостоятельное решение задач. Приветствуется обращение учащегося к учителю за индивидуальной помощью-консультацией в сложных ситуациях. Наряду с самостоятельной работой учащихся, важным видом учебной деятельности является групповое обсуждение, в котором фигурирует заданный кем-то вопрос, неожиданное решение, или трудность, с которой столкнулся кто-то из детей. Учитель старается вовлечь в такое обсуждение наибольшее число детей. Важной составляющей курса являются также проектные уроки.

Содержание обучения представлено разделами: «Правила игры», «Базисные объекты и их свойства», «Цепочка», «Мешок», «Логические значения утверждений», «Язык», «Алгоритмы. Исполнитель Робик», «Дерево», «Игры с полной информацией», «Математическое представление информации», «Решение практических задач», «ИКТ-компетентность. Решение практических задач».

Образовательная система «Школа 2100»: «Информатика в играх и задачах», «Информатика и ИКТ». Авторы: А.В. Горячев, К.И. Горина, Т.О. Волкова.

Курс разработан для учащихся 1-4 классов. Является частью системы непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс. «Информатика в играх и задачах» предполагает развитие логического и алгоритмического мышления (логико-алгоритмический компонент), «Информатика и ИКТ» - освоение практики работы на компьютере (технологический компонент).

Технологический компонент представлен модулями: «Знакомство с компьютером», «Создание рисунков», «Создание мультфильмов и “живых” картинок», «Создание проектов домов и квартир», «Создание компьютерных игр», «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)», «Создание текстов», «Создание печатных публикаций», «Создание электронных публикаций», «Поиск информации».

Изучение каждого модуля (кроме модуля «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения модуля после знакомства учеников с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания.

Логико-алгоритмический компонент предполагает рассмотрение разделов:

1 четверть — алгоритмические модели;

2 четверть — модели объектов;

3 четверть — модели логических рассуждений;

4 четверть — общие приемы решения нестандартных задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа»: «Информатика и ИКТ». Авторы: Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова.

Учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается со 2 по 4 класс. Дополнительные возможности для изучения предмета представлены в «Технологии» и «Математике» (тема: «Работа с данными»).

Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).

Основные содержательные линии: «Информационная картина мира», «Компьютер – универсальная машина по обработке информации», «Алгоритмы и исполнители», «Объекты и их свойства», «Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность».

Система развивающего обучения Л.В. Занкова: «Информатика». Авторы: М.А. Плаксин, Н.Г. Иванова, О.Л. Русакова.

Как наиболее приближенные к методическим требованиям системы развивающего обучения Л.В. Занкова, ФНМЦ им. Л.В. Занкова рекомендует использовать по курсу информатики и ИКТ учебники и пособия М.А.Плаксина и др.

Данный курс предполагает изучение в 3-4 классах. Традиционная тематика учебников по информатике, нацеленная на освоение ИКТ, была расширена элементами логики, системного анализа и ТРИЗ/ТРТВ (теория решения изобретательских задач / теория развития творческого воображения). Таким образом, в учебниках предлагаемой предметной линии соединены информационно-коммуникационные и интеллектуальные технологии работы с информацией.

Учащиеся осваивают стандартную схему системного анализа: выделение системы из окружающего мира; определение системного эффекта, главной и вспомогательных функций системы, ее структуры; анализ ее достоинств и недостатков; поиск альтернативных систем, выполняющих ту же главную функцию; их сравнение; поиск способа исправления найденных недостатков и анализ цены, которую придется заплатить за это исправление.

Важным моментом является введение в учебный процесс «открытых задач», т.е. задач, которые не имеют четких входных данных, точного алгоритма решения и однозначно определенного результата. Большое внимание уделяется систематизации (структурированию) информации.

Курс предполагает развитие учащихся в четырех направлениях:

- мировоззренческом («информация» и «система»),

- практическом («компьютер»),

- алгоритмическом («алгоритм», «программа»),

- исследовательском («логика», «творчество»).

Каждое из направлений развивается по своей логике, но при этом они пересекаются, поддерживают и дополняют друг друга. При построении курса используется спиральный подход, согласно которому тема изучается в несколько приемов. В каждом классе идет углубление и расширение изучаемого материала.

Самостоятельные учебно-методические комплексы по информатике:

Информатика». Авторы: Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова.

Курс разработан для учащихся 2-4 классов. На уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, т.е. смысла, узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики.

Таким образом, задачами курса являются: формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления; формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации; овладение приемами и способами информационной деятельности; формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.

Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:

- информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);

- информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);

- источники информации (живая и неживая природа, творения человека);

- работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);

- средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);

- организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).

Познавательная деятельность учащихся на уроке организуется с использованием ИКТ и ресурсов локальной сети школы.

Курс информатики выполняет интегрирующую функцию, формируя на своих уроках знания и умения и мотивируя учащихся к их активному использованию при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...