Практическое занятие 2. История становления и развития социологии.
Практическое занятие 1. Социология как наука.
Социальные институты в системе социальных отношений.
1. Знания, накопленные людьми об окружающей реальности, можно разделить на четыре блока: «знания здравого смысла», «мифологические», «идеологические», «научные». Какое из них обладает следующими характеристиками: эмпиричность, ненормативность, общность, передаваемость, временность.
2. Определите, какие суждения являются неправильными, и исправьте их:
а) Родоначальником социологии как науки является М. Вебер.
б) Социология относится к точным наукам.
в) Животное, так же, как и человек, способно к целенаправленной деятельности.
д) Социолог Дж. Ленски выделил семь потребностей общества: потребность в коммуникации (общении), потребность в медицинском обслуживании, потребность в безопасности, потребность в производстве товаров и услуг, потребность в распределении товаров и услуг, потребность в контроле за деятельностью членов и потребность в поддержании численности населения.
г) Только государство может управлять поведением человека.
е) Люди не являются частью общества.
ж) Люди, а также государственные учреждения и организации – это внутренняя сторона социального института.
з) Принято выделять четыре основных типа социальных институтов: культурные, экономические, политические, институты воспроизводства.
и) Социальные институты при помощи контроля за деятельностью помогают людям избрать приемлемое с точки зрения общества средство для удовлетворения их потребностей.
к) Социальные институты не только осуществляют контроль, но и обеспечивают основные права и свободы.
л) Потребности общества определяют потребности человека, а не наоборот.
м) Социальные институты помогают разрешать конфликты внутри общества.
3. Выберите верный ответ в рамках данного утверждения:
Все россияне, когда-либо побывавшие в Москве и слышавшие бой курантов на Спасской башне Кремля, - это:
а) социальный круг,
б) толпа,
в) социальная категория,
Г) статистическая категория,
д) социальная группа.
4. Определите, каким понятиям из левой колонки соответствуют суждения из второй колонки.
1. Нуклеарная семья.
| 1. Это характеристика семьи по форме брака, в котором состоит более одного мужчины и более одной женщины.
|
2. Эгалитарная семья.
| 2. Это может быть моногамным и полигамным.
|
3. Полиандрия.
| 3. Это может определяться по мужской и по женской линии.
|
4. Полигамия.
| 4. В семье этого типа все члены имеют одинаковые права с точки зрения принятия решений.
|
5. Запрет на некоторых партнеров.
| 5. Это форма семьи, включающая мужа, жену и несовершеннолетних детей.
|
6. Форма брака.
| 6. Форма брака, в котором состоит одна женщина и несколько мужчин.
|
7. Родословная.
| 7. Это качество, по мнению некоторых исследователей, делает человека человеком.
|
5. Определите, каким явлениям, перечисленным в левой колонке, соответствуют суждения из правой колонки.
1. Нация.
| 1. Из этого состоит любой этнос.
|
2. Миграция.
| 2. Численность этой формы этноса обычно больше, чем численность племени.
|
3. Национальное самосознание.
| 3. Так называют нейтральное представление представителей нации о том, что их народность занимает центральное положение в мире.
|
4. Семья.
| 4. Это наука, изучающая этносы и межнациональные отношения.
|
5. Этноцентризм
| 5. Это высшая форма развития этноса.
|
6. Народность.
| 6. Так называют осознание общности и родства между представителями одного этноса.
|
7. Дискриминация.
| 7. Это притеснения национальных меньшинств в многонациональных государствах.
|
8. Расизм.
| 8. Это одна из причин смешения культур и возможных межнациональных конфликтов.
|
9. Этносоциология.
| 9. Это понятие отражает негативные стороны этноцентризма.
|
6. Определите, какие суждения о социализации из правой колонки соотносятся с явлениями, перечисленными в левой колонке.
1. Вторичная социализация.
| 1. Примером этого могут быть группа в детском саду, класс, отряд в лагере.
|
2. Семья.
| 2. Это формируется в процессе социализации.
|
3. Десоциализация.
| 3. В результате этого процесса не только человек приспосабливается к среде, но и среда приспосабливается к человеку.
|
4. Вторичная группа.
| 4. Это процесс, который занимает взрослый возраст человека.
|
5. Воспитание.
| 5. Так называют процесс, который происходит с человеком в старости, когда он выходит на пенсию и удаляется от дел.
|
6. Представление о себе (собственный образ).
| 6. Это почти то же, что и социализация, однако в отличие от социализации является целенаправленным процессом.
|
7. Интеграция.
| 7. Это играет наиболее важную роль в процессе социализации.
|
7. Определите, какие суждения из правой колонки соответствуют понятиям из левой колонки.
1. Социальная роль.
| 1. Этот статус человек получает в награду за заслуги.
|
2. Приписанный статус.
| 2. Так называют место, которое человек занимает в общественной системе.
|
3. Содержание роли.
| 3. Эту роль человек исполняет постоянно, независимо от ситуации.
|
4. Ролевой конфликт.
| 4. Это поведение, которое соответствует принятым в обществе нормам.
|
5. Профессиональный престиж.
| 5. Это одно из измерений статуса.
|
6. Ролевые ожидания.
| 6. Этот статус человек получает от рождения.
|
7. Приобретенный статус.
| 7. Это случается, например, в том случае, когда человек должен выполнять две противоречащие друг другу роли.
|
8. Роль - для – всех.
| 8. Эта роль представляет собой представление человека о самом себе.
|
9. Социальный статус.
| 9. Это то, чего ждут от носителя роли окружающие.
|
10. Роль – для – себя.
| 10. Это один из аспектов социальной роли, который подвергается изменению.
|
Практическое занятие 2. История становления и развития социологии.
1. Распределите имена ученых и философов в зависимости от того, к какой эпохе они принадлежат.
1. Античность.
| 1. Мишель Монтень.
2. Томас Гоббс.
3. Огюст Конт.
4. Гегель.
5. Карл Маркс.
|
2. Средние века.
| 6. Августин Блаженный.
7. Шарль Луи Монтескье.
8. И. Гофман.
9. Жан-Жак Руссо.
10. Томмазо Кампанелла
11. Эмиль Дюркгейм.
|
3. Эпоха Возрождения.
| 12. Фома Аквинский.
13. Эразм Роттердамский.
14. И. Кант.
15. Макс Вебер.
16. Платон.
17. Герберт Спенсер.
|
4. Новое время.
| 18. Томас Мор.
19. Алексис де Токвиль.
20. Николо Макиавелли.
21. Т. Парсонс.
22. Аристотель.
23. Никлас Луман.
|
5. ХIХ – ХХ века.
| 24. Джон Локк.
25. Иммануил Кант.
26. Ницше.
27. Питирим Сорокин.
28. Сен-Симон
|
2. Установите соответствие между авторами и теориями (понятиями), которые они разработали.
Социологи
| Социологические теории и понятия
|
1. Вебер М.
| 1. Аномия.
|
2. Дюркгейм Э.
| 2. Деривация.
|
3. Маркс К.
| 3. Социальное действие.
|
4. Мертон Р.
| 4. Общественно-экономическая формация.
|
5. Мид Дж.
| 5. Теория среднего уровня.
|
6. Лебон Г.
| 6. Толпа
|
7. Парето В.
| 7. Теория социального обмена.
|
8. Хоманс Дж.
| 8. Символический интеракционизм.
|
3. Составьте таблицу, отражающую последовательность возникновения различных социологических направлений и школ и виднейших их представителей.
Социологические направления и школы
| Представители
|
1. Натуралистическое направление
| 1. Тард Г.
|
2. Психологическое направление
| 2. Спенсер Ч.
|
3. Социологизм
| 3. Вебер М.
|
4. Понимающая социология
| 4. Дюркгейм Э.
|
5. Теория элит
| 5. Парето В.
|
4. Установите соответствие между фамилиями социологов и годами их жизни.
Социологи
| Годы жизни
|
1. Конт О.
| 1. 1798-1857
|
2. Спенсер Г.
| 2. 1818-1883
|
3. Маркс К.
| 3. 1820-1903
|
4. Вебер М.
| 4. 1848-1923
|
5. Дюркгейм Э.
| 5. 1864-1920
|
6. Парето В.
| 6. 1858-1917
|
7. Парсонс Т.
| 7. 1902-1979
|
5. С 30-х гг. до начала 60-х ХХ века прекратились исследования по социологии. С чем это было связано?
Практическое занятие 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: