Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие 2. История становления и развития социологии.

Практическое занятие 1. Социология как наука.

Социальные институты в системе социальных отношений.

1. Знания, накопленные людьми об окружающей реальности, можно разделить на четыре блока: «знания здравого смысла», «мифологические», «идеологические», «научные». Какое из них обладает следующими характеристиками: эмпиричность, ненормативность, общность, передаваемость, временность.

2. Определите, какие суждения являются неправильными, и исправьте их:

а) Родоначальником социологии как науки является М. Вебер.

б) Социология относится к точным наукам.

в) Животное, так же, как и человек, способно к целенаправленной деятельности.

д) Социолог Дж. Ленски выделил семь потребностей общества: потребность в коммуникации (общении), потребность в медицинском обслуживании, потребность в безопасности, потребность в производстве товаров и услуг, потребность в распределении товаров и услуг, потребность в контроле за деятельностью членов и потребность в поддержании численности населения.

г) Только государство может управлять поведением человека.

е) Люди не являются частью общества.

ж) Люди, а также государственные учреждения и организации – это внутренняя сторона социального института.

з) Принято выделять четыре основных типа социальных институтов: культурные, экономические, политические, институты воспроизводства.

и) Социальные институты при помощи контроля за деятельностью помогают людям избрать приемлемое с точки зрения общества средство для удовлетворения их потребностей.

к) Социальные институты не только осуществляют контроль, но и обеспечивают основные права и свободы.

л) Потребности общества определяют потребности человека, а не наоборот.

м) Социальные институты помогают разрешать конфликты внутри общества.

3. Выберите верный ответ в рамках данного утверждения:

Все россияне, когда-либо побывавшие в Москве и слышавшие бой курантов на Спасской башне Кремля, - это:

а) социальный круг,

б) толпа,

в) социальная категория,

Г) статистическая категория,

д) социальная группа.

4. Определите, каким понятиям из левой колонки соответствуют суждения из второй колонки.

1. Нуклеарная семья. 1. Это характеристика семьи по форме брака, в котором состоит более одного мужчины и более одной женщины.
2. Эгалитарная семья. 2. Это может быть моногамным и полигамным.
3. Полиандрия. 3. Это может определяться по мужской и по женской линии.
4. Полигамия. 4. В семье этого типа все члены имеют одинаковые права с точки зрения принятия решений.
5. Запрет на некоторых партнеров. 5. Это форма семьи, включающая мужа, жену и несовершеннолетних детей.
6. Форма брака. 6. Форма брака, в котором состоит одна женщина и несколько мужчин.
7. Родословная. 7. Это качество, по мнению некоторых исследователей, делает человека человеком.

5. Определите, каким явлениям, перечисленным в левой колонке, соответствуют суждения из правой колонки.

 

1. Нация. 1. Из этого состоит любой этнос.
2. Миграция. 2. Численность этой формы этноса обычно больше, чем численность племени.
3. Национальное самосознание. 3. Так называют нейтральное представление представителей нации о том, что их народность занимает центральное положение в мире.
4. Семья. 4. Это наука, изучающая этносы и межнациональные отношения.
5. Этноцентризм 5. Это высшая форма развития этноса.
6. Народность. 6. Так называют осознание общности и родства между представителями одного этноса.
7. Дискриминация. 7. Это притеснения национальных меньшинств в многонациональных государствах.
8. Расизм. 8. Это одна из причин смешения культур и возможных межнациональных конфликтов.
9. Этносоциология. 9. Это понятие отражает негативные стороны этноцентризма.

6. Определите, какие суждения о социализации из правой колонки соотносятся с явлениями, перечисленными в левой колонке.

 

1. Вторичная социализация. 1. Примером этого могут быть группа в детском саду, класс, отряд в лагере.
2. Семья. 2. Это формируется в процессе социализации.
3. Десоциализация. 3. В результате этого процесса не только человек приспосабливается к среде, но и среда приспосабливается к человеку.
4. Вторичная группа. 4. Это процесс, который занимает взрослый возраст человека.  
5. Воспитание. 5. Так называют процесс, который происходит с человеком в старости, когда он выходит на пенсию и удаляется от дел.
6. Представление о себе (собственный образ). 6. Это почти то же, что и социализация, однако в отличие от социализации является целенаправленным процессом.
7. Интеграция. 7. Это играет наиболее важную роль в процессе социализации.

7. Определите, какие суждения из правой колонки соответствуют понятиям из левой колонки.

 

1. Социальная роль. 1. Этот статус человек получает в награду за заслуги.
2. Приписанный статус. 2. Так называют место, которое человек занимает в общественной системе.
3. Содержание роли. 3. Эту роль человек исполняет постоянно, независимо от ситуации.
4. Ролевой конфликт. 4. Это поведение, которое соответствует принятым в обществе нормам.
5. Профессиональный престиж. 5. Это одно из измерений статуса.
6. Ролевые ожидания. 6. Этот статус человек получает от рождения.
7. Приобретенный статус. 7. Это случается, например, в том случае, когда человек должен выполнять две противоречащие друг другу роли.
8. Роль - для – всех. 8. Эта роль представляет собой представление человека о самом себе.
9. Социальный статус. 9. Это то, чего ждут от носителя роли окружающие.
10. Роль – для – себя. 10. Это один из аспектов социальной роли, который подвергается изменению.

 

Практическое занятие 2. История становления и развития социологии.

1. Распределите имена ученых и философов в зависимости от того, к какой эпохе они принадлежат.

1. Античность. 1. Мишель Монтень. 2. Томас Гоббс. 3. Огюст Конт. 4. Гегель. 5. Карл Маркс.
2. Средние века. 6. Августин Блаженный. 7. Шарль Луи Монтескье. 8. И. Гофман. 9. Жан-Жак Руссо. 10. Томмазо Кампанелла 11. Эмиль Дюркгейм.
3. Эпоха Возрождения. 12. Фома Аквинский. 13. Эразм Роттердамский. 14. И. Кант. 15. Макс Вебер. 16. Платон. 17. Герберт Спенсер.
4. Новое время. 18. Томас Мор. 19. Алексис де Токвиль. 20. Николо Макиавелли. 21. Т. Парсонс. 22. Аристотель. 23. Никлас Луман.
5. ХIХ – ХХ века. 24. Джон Локк. 25. Иммануил Кант. 26. Ницше. 27. Питирим Сорокин. 28. Сен-Симон

2. Установите соответствие между авторами и теориями (понятиями), которые они разработали.

Социологи Социологические теории и понятия
1. Вебер М. 1. Аномия.
2. Дюркгейм Э. 2. Деривация.
3. Маркс К. 3. Социальное действие.
4. Мертон Р. 4. Общественно-экономическая формация.
5. Мид Дж. 5. Теория среднего уровня.
6. Лебон Г. 6. Толпа
7. Парето В. 7. Теория социального обмена.
8. Хоманс Дж. 8. Символический интеракционизм.

3. Составьте таблицу, отражающую последовательность возникновения различных социологических направлений и школ и виднейших их представителей.

Социологические направления и школы Представители
1. Натуралистическое направление 1. Тард Г.
2. Психологическое направление 2. Спенсер Ч.
3. Социологизм 3. Вебер М.
4. Понимающая социология 4. Дюркгейм Э.
5. Теория элит 5. Парето В.

4. Установите соответствие между фамилиями социологов и годами их жизни.

Социологи Годы жизни
1. Конт О. 1. 1798-1857
2. Спенсер Г. 2. 1818-1883
3. Маркс К. 3. 1820-1903
4. Вебер М. 4. 1848-1923
5. Дюркгейм Э. 5. 1864-1920
6. Парето В. 6. 1858-1917
7. Парсонс Т. 7. 1902-1979

5. С 30-х гг. до начала 60-х ХХ века прекратились исследования по социологии. С чем это было связано?

 

Практическое занятие 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...