Понятие научной картины мира. Исторические типы научной картины мира.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ КАРТИНА МИРА – это существование определенной устойчивой идейной атмосферы, которая стимулирует появление одних научных проблем (или проблем в области знания), но при этом жестко препятствует появлению других. Картина мира – это вполне насыщаемый содержанием термин для обозначения каких-то наиболее важных диалектичеких моментов в существовании и развитии человеческих сообществ. Все классификации, как об этом писал «отец-создатель» логики правильного мышления - Аристотель, - неполны по определению. Можно пойти по пути выделения некоего минимума, встречающегося в различных, пересекающихся по своему содержанию классификациях, в этом случае применительно к нашей теме, выделяются три типа картин мира в истории известных нам человеческих цивилизаций: мифологическая, религиозно-философская и научная (можно дополнить научную картину мира современным положением дел, которое характеризуется как эклектика). Определение 1.Научная картина мира это – множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.
Определение 2. Научная картина мира - особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Сама наука (физика атома, например) не рисует картину природы, они рисуют лишь фрагмент. Тогда научная картина мира — это синтез представлений науки, и этот синтетический образ базируется на определенных философских основаниях, философских принципах, философских знаниях. Научная картина мира — это пограничная область между философией с одной стороны и наукой с другой стороны. Философия задает самые общие контуры этой картине, а наука (только к естествознанию и термин применим только к естествознанию) эти общие контуры наполняет конкретным содержанием и перед нами вырастает образ природы в теоретическом мышлении.
Блоки научной картины мира: - сопоставление пространства и времени; - понимание объекта исследования (совокупность бесструктурных атомов, системное образование или развивающееся системное образование); - характер взаимодействия(непрерывный, нелинейный и т.д.); - характер причинно-следственных связей (жесткая детерминация, допущение статистических распределений в которых имеет место причинно-следственные связи, вероятностная причинность, круговая причинность); - пространственно-временной континуум, в котором осуществляются эти взаимодействия и функционируют носители взаимодействия (абсолютное пространство-время, реляционная концепция пространство-время, релятивистская физика). Функции: - cистематизация знания (сводит в единый образ, заполняя ячейки); - мировоззренческая функция (создает картину реальности); - исследовательская программа, эвристическая (она задает видение вновь осваиваемого объекта. Как только в сферу исследования и вообще в сферу освоения втягивается новый объект, мы о нем ничего не знаем, но мы сразу постулируем действенность тех знаний, той информации, которая сосредоточена в научной картине мира. Обратим внимание, на сегодняшний день с каким бы объектом неживой или живой природы не работала наука, изначально постулируется, что этот объект обладает системной организацией и находится в процессе эволюции, качественного изменения, развития.).
Таких четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, обычно их принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.
Из другой лекции о Классической научной картине мира:
Классическая научная картина мира складывается на основе четко отработанной системы законов механики И.Ньютона, математически сформулированного им же закона Всемирного тяготения, рационализма Декарта, Лейбница, Паскаля, вульгарного материализма Ламетри, Кабаниса, сенсуализма Локка, Гоббса, Кондильяка и тех стереотипов научного мышления, которые приобретают в 17 (эпоха Нового времени) и 18 веках (эпоха Просвещения) характер либо деизма (минимизации функций Бога), либо атеизма (антропологический натурализм). Классический этап формирования науки отличается завидным оптимизмом в гносеологической сфере (нет ничего невозможного ни экстенсивно, ни интенсивно, чего нельзя было бы познать, законы чего открыть и математически их сформулировать). Мир представляется либо четко отлаженным Творцом «небесным механизмом», либо природой с ее неизменными законами, следовательно, мир можно познать, адекватно описать и с определенной долей вероятности экспериментально эти описания подтвердить. Знаком эпохи становится ньютонианский тезис: «гипотез не измышляю»,- декартово: «то, что не математизировано, то не истинно» - и само понятие «критического эксперимента» (т.е. такого эксперимента, который может подтвердить или опровергнуть всю научную теорию целиком). Тезис позитивиста О.Конта (19 век): главное в науке ответить не на вопрос «почему», а на вопрос «как», - становится руководящим в гносеологии. Попробуем смоделировать основные характеристики мира с точки зрения научной классики.
Фундаментальные основы новой картины мира:
Позднее в рамках новой картины мира произошли революции в частных науках в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики), и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик, во всех своих разделах. Три глобальных революции предопределили три длительных периода развития науки, они являются ключевыми этапами в развитии естествознания. Это не означает, что лежащие между ними периоды эволюционного развития науки были периодами застоя. В это время тоже совершались важнейшие открытия, создаются новые теории и методы, именно в ходе эволюционного развития накапливается материал, делающий неизбежной революцию. Кроме того, между двумя периодами развития науки, разделенными научной революцией, как правило, нет неустранимых противоречий, согласно сформулированному Н. Бором (один из основателей квантовой механики – Нильс Бор), принципу соответствия, новая научная теория не отвергает полностью предшествующую, а включает ее в себя в качестве частного случая, то есть устанавливает для нее ограниченную область применения. Уже сейчас, когда с момента возникновения новой парадигмы не прошло и ста лет многие ученые высказывают предположения о близости новых глобальных революционных изменений в научной картине мира.
Из другой лекции: Неклассическая научная картина мира начинает формироваться под «валом» открытий в физике: специальная (СТО) и общая (ОТО) теории относительности Энштейна, квантовая механика Нильса Бора и Шредингера, - а также под влиянием изменения ментальности в рациональных областях познания и в художественной сфере: теорема о неполноте К.Гёдля, «воображаемые геометрии» Лобачевского, Римана, пространство Минковского, лингвистические исследования Венского кружка, психоанализ Фрейда, неокантианская методология, модернизм в искусстве – все это знаки наступившего 20-ого столетия, разрушившего стереотип прозрачности научного знания, идеал непогрешимости научных законов, ясности языка логики и математики, моральности искусства. Человечество в науке и культуре как-будто заскользило по тонкому льду: вместо ньютонианской и декартовой ясности – метафорическая неясность в использовании терминов типа «квант», «фотон», «мнимое время ноль», «эдипов комплекс»; невозможность полной формализации научной теории (теорема К.Гёдля о неполноте), бесперспективность постановки «критического эксперимента» (Дюгем), размытость нравственных критериев и представлений о красоте (символ – черный квадрат Малевича). В новой неклассической научной картине мира стали преобладать элементы фантазийности и метафоричности в описании реальности, математические модели мира выступили как не менее значимые, чем наблюдение и факт (например, математические модели Вселенной А.А.Фридмана), язык науки начал меняться в сторону размытости, неопределенности в переносах значений и вариативности. Итогом стала постановка вопроса о демаркации науки от ненауки уже во второй половине 20 века, когда вопрос об истинности научного знания был заменен на вопрос о догматизме и антидогматизме знания. О фальсификационизме как «прививке» от догматизма в науке см. лекцию «Наука как форма духовного производства. Парадоксы и сложности научного познания».
Материализм в неклассической научной картине мира уступает место энергетизму. Тезис «материя исчезла» в начале 20 века был обусловлен выдвижением Эйнштейном специальной теории относительности – СТО. В неклассической картине мира остро встал вопрос о возникновении Вселенной и времени ее существования. А.А.Фридман (1888-1925) сделал самостоятельные выводы из ОТО, не согласившись с Эйнштейном в том, что Вселенная должна иметь исключительно стационарный характер (у Эйнштейна Вселенная должна была носить характер стационарной замкнутой системы, имеющей форму четырехмерного цилиндра). Фридман отказался от постоянства R (радиуса) кривизны пространства и получил три возможных математических моделей Вселенной. Одна из моделей – сингулярная - в конце концов получила благодаря открытию астрономом Хабблом эффекта «разбегания галактик» свое физическое обоснование и была названа «Большой взрыв». Суммируя все вышесказанное, можно выделить следующие характерные для неклассической научной картины мира особенности: энергетизм (весь мир – это взаимодействие различных видов энергий) и схематизм (преобладание мыслительных вероятностных моделей мира над наблюдаемыми) – в онтологии; стирание грани между субъектом и объектом (принцип дополнительности Н.Бора), метафоричность языка науки - в гносеологии, отсутствие оригинальных моделей социального переустройства (замена социальных утопий на политические технологии), перенос гносеологических абсолютов в антропологическую сферу (постановка «социальных экспериментов» по внедрению различных идеологий – следствий утопических социальных теорий) – в социологии.
Современная научная картина мира рисует образ реальности, вычленяет объекты их из реальности, рассматривает их как сложно структурированные системные образования. Характер взаимодействия нелинейный (Нелинейный процесс — небольшое воздействие на систему рождает непропорциональную реакцию). Эти процессы описываются системами нелинейными уравнений высоких порядков. Далее в современной научной картине мира причинно-следственные связи далеки от жесткой детерминации. Очень часто в описании процессов мы прибегаем не к аналитическим методам исследования, а к численным, то есть компьютерному моделированию, вычислительному эксперименту. Косвенно схватывается невозможность линейного представления процессов и аналитических подходов в его репрезентации. И пространственно-временной континуум рассматривается в разных аспектах, не сводится к физическому пространству-времени. Современная научная картина мира (как и любая другая) исходит из представления об организации объекта исследования, сегодня это представление о системно-структурной организации.
Современная научная картина мира включает в себя: - Концепцию нестационарной Вселенной; - Термодинамику неравновесных процессов; - Синергетику; - Синтетическую теорию эволюции. Говоря о системно-структурной организации материального мира, необходимо упомянуть о том, что же такое материя. Материя – философская категория, обозначающая “быть объективной реальностью”. Элемент — относительно автономная часть целого (выделение может происходить по разным основаниям в зависимости от наших интересов). Структура — это такая связь элементов, благодаря которой обнаруживается свойства, характерные для целого и только. Система — это совокупность элементов и структуры. - микромир (молекулы, атомы, элементарные частицы; мир предельно малых, непосредственно ненаблюдаемых микрообъектов); - макромир (мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин; кристаллические комплексы молекул, организмы, сообщества организмов; мир макрообъектов, размерность которых соотносится с масштабами человеческого опыта); - мегамир (планеты, звездные комплексы, галактики, мегагаллактики; мир огромных масштабов и скоростей).
Современное положение дел, или эклектицизм. (По второму источнику) Современная научная картина мира столь эклектична, что ее, как мне кажется, в строгом смысле слова вообще нельзя назвать научной даже с неклассической точки зрения. Признаются в этой картине мира как элементы уже состоявшихся стереотипов мышления, так и вновь возникающие ориентиры в познании мира. Часто, и это обращает на себя внимание при том «информационном взрыве», который мы сегодня наблюдаем, происходит возврат к давно забытым истинам. Наметилась тенденция к синтезу науки, религии и философии, которая проявляется в различного рода компромиссах во взгляде на Вселенную, человека, общество, познавательные программы. Синергетизм в онтологии, например, имеет сегодня как атеистическую, так и креационистскую направленность. Антропный принцип (роль и место разумной жизни во Вселенной) в гносеологии и онтологии включает в себя пантеистические мотивы. В антропологической сфере остро встает вопрос о происхождении человека из-за накопившихся несоответствий в эволюционной версии антропогенеза (особенно исследование последнего времени в палеогеномике). Синтетическая теория эволюции (СТЭ) не отвечает главной задаче любой научной теории – предсказанию. Мифологизм мышления прорывается через метафористичность современного языка науки. Стирается грань между реальностью и мифом. Если воспользоваться культурологической схемой М.Фуко: вещь, потом вещь-слово, потом слово (знак), - то наше время – это возврат к истокам, но только через порождение вещей словами, а не вещами слов, как было в древних цивилизациях. Работа с термином по существу вызывает построение очередной модели Вселенной – с Богом или обезбоженной, замкнутой или открытой, самоорганизующейся или спрограммированной. В современном учебнике по истории и философии науки можно прочитать, что современная наука «пока не может предложить универсальную теоретическую модель мира как целостной системы, а имеет дело с совокупностью частных моделей, каждая из которых удовлетворительно отражает свойства одного из фрагментов реальности; поэтому современную научную картину мира следует понимать как систему частных моделей». (см., например,«Введение в историю и философию науки» под ред. С.А.Лебедева М., Академический проект, 2005) Очевидно, что такого рода моделирование должно нести на себе печать эклектики. Не спасает от эклектики ни сведение научной картины мира к физической картине мира (через констатацию: все физические законы имеют всеобщий характер, что по меньшей мере сомнительно!), ни введение понятия «парадигма» и «научная революция» (Т.Кун) и выделение таких «парадигм» науки на пути формирования научных картин мира как натурфилософская (преднаучная), механическая (научная классика), универсальная (современная) и т.д. В этом смысле можно поддержать авторов учебника «Концепции современного естествознания» под редакцией В.Н.Лавриненко и В.П.Ратникова (М., 1999) в том, что они начинают свое изложение с главы «Естественно-научная и гуманитарная культуры». т.е. не занимаются редукцией (сведением) всех явлений этого мира к их интерпретации в системе физического знания. Реальность настолько же «физична», насколько метафизична, «поведение» частиц еще в 30-годы теперь уже прошлого века заставило задуматься выдающихся ученых своего времени, таких, например, как Шредингер, Эйнштейн и др. над вопросом исключенности из физической реальности живых объектов с их непредсказуемой природой и мало исследованной энергетикой. Шредингер писал в связи с проблемой, имеет ли квантовая механика отношение к вопросу о свободе воли: «Я вне всякого сомнения представляю собой часть природы, в то время как с другой стороны, объективная природа известна мне как феномен исключительно моего разума».
Еще одна классификация:
Каждый из уровней организации материи — это вид материи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|