Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Категории, методы исследования и функции политической науки




Категория “политическая сфера” обозначает специфическую область функционирования общества, в которой коренятся истоки политической деятельности во всем ее многообразии и развитии. В ней реализуются политические интересы личностей, социальных групп и слоев, партий, движений и других субъектов политики, направленные на завоевание, удержание и использование политической власти, под которой понимается способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью авторитета, права или насилия. Взаимодействие субъектов политики по поводу приобретения, перераспределения и осуществления политической власти обозначается категорией “политические отношения”. Целостная, интегрированная совокупность политических субъектов, структур и отношений, выражающая интересы широкого спектра социальных общностей и сил получила название политической системы общества.

Разные субъекты политики обладают различной степенью политической активности, включающей в себя политическое поведение – взаимодействие субъекта с политической действительностью, его действия и ориентации по отношению к политической практике. Вовлечение членов социально-политической общности на индивидуальной или групповой основе в процесс политико-властных отношений внутри данной общности или на определенной стадии исторического развития международного сообщества характеризуется категорией “политическое участие”. Противоположностью данного понятия выступает термин “политическое отчуждение”, обозначающий состояние, при котором политические идеи, отношения и организации превращаются в нечто, независимое от личности, противостоящее, а иногда и враждебное ей. Мера политической активности, глубина политического участия или отчуждения в обществе во многом зависят от уровня развития политической культуры – составной части общей культуры, охватывающей политический опыт, знания, образцы поведения субъектов политики и выступающей в качестве интегральной характеристики политического образа жизни страны, социальной группы, индивидов.

По отношению к рассмотренным понятиям в качестве обобщающей выступает категория “политическое”. Она отражает не только собственно политические явления, но и специфические стороны других общественных явлений, приобретающих политическое качество, если они прямо или косвенно “втягиваются” в “поле” политического властвования или участия, соотносятся и связываются с целями и задачами социальных групп, реализующих свои политические интересы и идеалы в условиях конкурентной борьбы или сотрудничества, а также в той или иной мере касаются деятельности, направленной на завоевание, сохранение и использование государственной власти, на определение форм, задач, принципов, содержание деятельности государства и всей системы власти в целом20. Как чрезвычайно сложное и многомерное явление, политическое нельзя сводить лишь к какому-либо одному его аспекту. Вместе с тем неверна и излишне расширительная трактовка этой категории, распространяемая на всю сферу общественных отношений.

Формирование понятийного аппарата современной политологии сталкивается с целым рядом проблем. Одной из них, вызывающей неоднозначное отношение со стороны российских исследователей, выступает заимствование из других языков большого количества специальных терминов. Действительно, пока что довольно трудно предложить какую-либо завершенную систему понятий, с которой смогли бы согласиться различные политологические школы. Поэтому ее разработка и совершенствование сегодня остаются одной из важнейших задач отечественной науки о политике.

Наряду с категориально-понятийным аппаратом существенное место в системе научного знания занимают методы исследования. Многообразие методов, применяемых в политической науке, можно условно разделить на три группы.

В первую группу объединяются общие методы, непосредственно направленные на изучение политических объектов, процессов и явлений. К ним относятся:

– социологический подход, предполагающий выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений;

– нормативный (или нормативно-ценностный) метод, требующий определения значения политических явлений для общества и личности, их оценки с точки зрения общего блага, справедливости и т.д., разработки политических ценностей и идеалов;

– структурно-функциональный анализ, рассматривающий политику как некоторую целостность, систему, обладающую сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих элементов системы;

– системный подход, интерпретирующий политику как целостный, сложноорганизованный саморегулирующийся механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с общественной средой через “вход” и “выход” системы и стремящийся к самосохранению и выполнению в обществе функций обязательного для всех распределения ценностей;

– бихевиористский метод (от англ. behaviour – поведение), изучающий политику посредством конкретного исследования многообразных форм политического поведения индивидов и групп;

– институциональный метод, ориентирующий на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность, т.е. государства, партий, других организаций, а также права [c.15] и иных регуляторов политической деятельности;

– антропологический подход, требующий изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей: в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии и др.;

– психологический подход (и в частности психоанализ), ориентирующий на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, бессознательных психологических процессов, а также типичных механизмов политических мотиваций и т.д.;

– деятельностный метод, дающий динамическую картину политики и рассматривающий ее как специфическую разновидность живой и овеществленной деятельности, как циклический процесс, имеющий определенные стадии, этапы;

– сравнительный метод, предполагающий сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, партий, электоральных систем, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т.д. с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее оптимальных путей решения общественных проблем;

– исторический метод, требующий изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего.

Вторую группу составляют общелогические методы, которые используются не только в политической науке, но и в других дисциплинах. Это анализ и синтез, дедукция и индукция, мысленный эксперимент, моделирование и другие методы, касающиеся непосредственно организации и процедуры познавательного процесса.

К третьей группе относятся методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах: использование статистики, анализ документов, анкетный опрос, наблюдение и т.д.

Среди функций, которые политическая наука выполняет по отношению к политической практике, следует отметить методологическую, познавательную, экспертно-прагматическую, воспитательную и прогностическую. Методологическая функция заключается в установлении совокупности познавательных принципов и средств, применяемых к исследованию политической сферы социальной действительности. Познавательная функция связана с накоплением и систематизацией политологического знания, с изучением тенденций политического развития общества, анализом различных политических процессов и явлений. Экспертно-прагматическая функция состоит в выработке научных рекомендаций, необходимых для принятия и реализации оптимальных политических решений. Воспитательная функция определяется распространением политических знаний в обществе, способствующим повышению уровня политической культуры и политического сознания граждан.

Сегодня уделяется особое внимание прогностической функции политологии, “позволяющей разработать политическую модель того общества, к которому мы идем, а также соотнести между собой отдаленные, ближайшие и текущие цели”. Но, опираясь на одинаковую исходную информацию и пользуясь фактически идентичной техникой и методологией прогнозирования, разные исследователи приходят подчас к взаимоисключающим выводам. Наряду с оптимистическими представлениями, уверяющими нас в возможности скорого разрешения экономических и социально-политических противоречий, широко распространились и различные пессимистические прогнозы.

Основная трудность при построении прогнозирующих моделей заключается в отсутствии математических и формально-логических средств, способных с достаточной точностью отразить в количественных показателях качественное содержание социально-политических явлений. Все компоненты, их состояния, процессы, отношения в сфере политики связаны с делами и поступками людей – индивидуальными, специфическими и лишь в своей массе, взаимных связях, единстве и противоречии находящими выражение в общей тенденции, социальном законе. Это, безусловно, накладывает печать известной неопределенности на течение политических процессов. К тому же дела, поступки людей, а тем более их отношения и мысли не имеют не только численных, но и порядковых шкал. К этому следует добавить, что собственно человеческие методы восприятия и использования информации – фильтрация и оценка, выбор альтернатив, неоднозначность процедур поиска, ассоциативность, оперирование с нечетко определенными понятиями, использование модельных и цифровых форм и многие другие – не поддаются точной количественной характеристике.

Общество как многокомпонентная и многоуровневая динамическая система с сильно разветвленной и изменяющейся структурой представляет исключительную сложность для математического описания. Каждая выделяемая в обществе социальная подсистема, в том числе и политическая, в действительности содержит значительное число элементов, способных находиться в самых различных состояниях и отношениях между собой, которым – а соответственно, и выражающим их векторам, математическим или логическим функциям, распределениям вероятностей и другим переменным – присуща вариативность. При этом степень вариативности для разных величин, как правило, неодинакова, что, очевидно, приводит к еще большему увеличению количества переменных, описывающих состояние системы. Кроме того, все факторы, выражаемые переменными, взаимосвязаны: между ними имеют место многочисленные корреляционные зависимости, причем в силу нелинейного характера связей между элементами социальной подсистемы на практике оказывается невозможно выявить меру воздействия какого-либо отдельно взятого фактора на каждый другой и системный объект в целом.

Указанные обстоятельства существенным образом ограничивают точность математического моделирования социально-политических процессов и явлений, особенно – степень достоверности прогнозирующих моделей, где значения переменных, имеющих отношение к поставленной исследовательской задаче, основываются на экстраполяции статистических рядов, которые, как предполагается, были получены в результате длительного наблюдения интересующих величин “при прочих равных условиях”, что в условиях социальной действительности является по меньшей мере очень сильным допущением.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...