По вопросам реализации обращаться по тел.: 263-96-60.
IV ВИДА (ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ) ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА КОРРЕЩИОННАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации Издательство «ЭКЗАМЕН» МОСКВА * УДК 376 ББК 74.3 П78 Авторы программ: Бельмер В. А., Григорьева Л.П., Денискина В. 3., Кручинин В. А., Мак-сютова Р. Д., Новичкова И.В., Плаксива Л. И., Подколзина Е.Н., Сековец Л.С., Сермеев Б. В., Тупоногов Б. К. П78 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. —М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 256 с. ISBN 5-94692-629-2 Программы созданы на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешую подготовку к обучению в школе. Для работников учебно-воспитательных комплексов (ясли — сад — начальная школа) для детей с нарушением зрения. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................. 4 ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА................................................................... 7 РАЗВИТИЕ РЕЧИ............................................................................................... 7 ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ......................................................................................... 22 ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.................................. 32 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.......................................................... 38 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.................................................................... 49 ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ................................................................................ 76 ИГРА.................................................................................................................... 85 КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ................................ 98
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ........................................... 98 КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ........................................................... 112 РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ............................. 125 ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ.................................................. '. 132 СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА........................................ 144 РИТМИКА........................................................................................................ 154 ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА...................................................................... 160 УДК 376 ББК 74.3 ISBN 5-94692-629-2 © Коллектив авторов, 2003 © ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2003 © Издательство «ЭКЗАМЕН», 2003 ПРЕДИСЛОВИЕ Программы адресованы работникам яслей — сада — начальной школы для детей с нарушением зрения и включают четыре раздела: «Программы детского сада», «Коррекционная работа в детском саду», «Программы начальной школы», «Коррекционная работа в начальной школе». Программы созданы на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе. Содержание и задачи программ предусматривают обучение и воспитание детей в детском саду и в начальной школе и располагаются по видам детской деятельности, при этом важным условием их реализации является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы. Отсутствие специальных коррекционных занятий, а также щадящих условий для зрения в массовой общеобразовательной школе приводит при поступлении ребенка с нарушением зрения в школу к рецидивам зрительной глазной патологии. Поэтому очень важно не только улучшить состояние зрения в дошкольный период, но и закрепить полученные результаты в период начального школьного обучения, когда овладение чтением и письмом должно осуществляться с учетом зрительных возможностей учащихся. Исходя из этого концептуальными основами организации яслей — сада — начальной школы является обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста — периодов созревания зрительной системы ребенка.
Основными принципами организации коррекционно-педагогического и образовательного процессов являются: . учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения; • комплексный (клинико-физиологический, психолого-педаго • модификация учебных планов и программ, увеличение сроков курса с дошкольным при соблюдении дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей; • дифференцированный подход к детям в зависимости от со • обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки в усло • система работы по социально-бытовой адаптации и самореали • создание офтальмогигиенических условий в учебных классах, • обеспечение оптимальных условий для длительной медико- Вариантность программ и средств воздействия, адаптивные возможности воспитательно-образовательных форм и методов, целостность и комплексность общего оздоровления организма ребенка создают единую и стройную модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения.
Такая модель позволяет решать проблемы профилактики и улучшения состояния зрения путем создания щадящих условий комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий. Для этого в увеличивается продолжительность каникул: в течение учебного года не менее 30 календарных дней, а летом не менее 8 недель. Для учащихся первого класса устанавливаются дополнительные недельные каникулы. В учебно-воспитательный процесс вводится дозированная зрительная нагрузка при обучении детей письму и чтению, просмотр видеоинформации и др. Важным коррекционным требованием распорядка жизни детей в яслях — саду — начальной школе является система двигательной активности ребенка, предусматривающая преодоление гиподинамии у детей с нарушением зрения, обусловленная трудностями их зрительно-двигательной ориентировки, включающая специальные занятия по лечебной физкультуре, ритмике и ориентировке в пространстве, физкультурных минуток. Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка. Конечной целью является стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников. ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для развития речи детей с нарушением зрения особое значение имеет усвоение ими родного языка, формирование речи. Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей и является необходимой частью коррекционно-воспитательной работы детского сада для детей с нарушением зрения. Необходимо проводить систематические занятия по развитию речи по подгруппам и индивидуально. Осуществляя работу по развитию речи, педагог внимательно прислушивается к тому, о чем и как говорят дети с нарушением зрения, учит их строить фразы, последовательно излагать мысли, правильно по смыслу употреблять слова.
Из-за недостаточности сенсорного опыта у них может наблюдаться некоторый разрыв между предметным практическим действием и его словесным обозначением. Для этого в программе предусматриваются предметно-практические занятия по развитию речи и зрительного восприятия, по обучению анализу предметов и функциональным действиям с ними. У педагога должно быть достаточное количество иллюстраций и других наглядных материалов, для того чтобы дети с нарушением зрения могли лучше рассмотреть изображение. Для развития речи большое значение имеет наличие у детей реальных представлений об окружающем мире. Поэтому применение средств наглядности осуществляется с учетом своеобразия зрительного восприятия. Предметы, явления, иллюстрации, игрушки, по которым слабовидящие составляют словесное описание, должны быть зрительно доступны детям. Изображения на картинках не должны быть перегружены объектами. Для ребенка с нарушением зрения речь педагога должна служить примером и быть образной, выразительной и эмоционально окрашенной. Отбор литературного материала педагог строит с учетом знаний детей и их интеллектуальных возможностей. 1-й год обучения РАЗВИТИЕ ФОНЕМА ТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Работа над правильным произношением гласных звуков, их дифференциацией. Произношение согласных звуков, твердых и мягких (м, б, п, ш, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц). Формировать четкую артикуляцию звуков. Подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков. Формировать у детей умение различать звуки в слове, произносить фонемы, слова по образцу педагога (протяжно му-му, ла-ла-ла, на-на), с выделением звука в словах {кот, рот и т.д.). Учить подражать звукам различных предметов и животных {тук-тук — молоток; мяу-мяу — кот; хрю-хрю — поросенок и т.д.). Выполнять различные действия с предметами по словесному указанию: «Прокати шар», «Повесь кольцо», «Набрось кольцо», «Найди игрушку (куклу, машину, мяч и т.д.)». Вычленение звука при четком произношении слова. Воспитание интонационного чутья, дикции, темпа речи. Учить умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также умению регулировать темп речи в связном высказывании. Учить детей правильному словесному обучению: как здороваться, прощаться, просить, благодарить, спросить. СЛОВАРНАЯ РАБОТА Накопление и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни.
Учить детей различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?», выделять признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движениями игрушек, животных, человека (что делает?, что с ним можно сделать?). Игры: «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто что умеет делать?», «Кто больше слов скажет о яблоке, какое оно?». Учить детей видеть начало и конец действия. Игра с картинками: «Что сначала, что потом?» Формирование понимания и употребление обобщающих понятий (игрушки, одежда, посуда). Различение слов с противоположным значением на основе наглядности {большой — маленький, высокий — низкий). ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде и числе {маленькая лошадка, длинный хвост). Активизация использования пространственных предлогов {в, на, за, под, над), подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования (наименования животных, названия предметов посуды и т.д.: заяц — зайчонок — зайчата, сахарница, хлебница). Работа по образованию звукоподражательных сигналов (воробей: чик-чирик — чирикает; утенок: кря-кря — крякает). Игры: «Добавь слово», «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто как голос подает?». Учить детей составлять фразу из 2—3-х или более слов, используя для этого игры с игрушками, действия с предметами, описание картинки. Упражнять детей в назывании предмета и его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы педагога, не повторяя за ним структуры вопроса. Подводить ребенка к повторению за педагогом чтения сказок, стихов. Использовать игры-драматизации для обучения последовательному рассказу. Развивать умение строить разные типы предложений: простые и сложные, используя картинки. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Развитие связной речи осуществляется во взаимосвязи разных речевых задач (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа). Обучать детей пересказыванию литературного текста, умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам педагога, а затем совместно с ним. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию рассматриваемой картинки. Учить детей строить совместное высказывание, состоящее из трех предложений («Пошел зайчик (куда?). Там он встретил (кого?). Они стали (что делать?)»). Важно учитывать разный речевой уровень детей. Особое значение здесь приобретает индивидуальная работа педагога с каждым ребенком. Детям с высоким уровнем речевого развития можно предложить короткие схемы («Наступила... Ребята... Они стали...»). ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ ДЕТЯМ Учить детей понимать смысл стихотворений, сказок: задушевность, лиризм (И. Суриков, «Зима»; Е. Трутнева, «Елка»), юмор (Н. Саксонская, «Где мой пальчик?»; «Расти, коса», «Уж ты котенька-коток», «Ерши-малыши» — народные песенки и потешки), радость («Травка-муравка»), игровой характер («Солнышко-ведрышко»), торжественность, приподнятость (Я. Аким, «Наша планета»), любование (Е. Серова, «Колокольчик», «Одуванчик»; А. Прокофьев, «Ранней весной»). Сохранять последовательность сюжета в процессе пересказа знакомых сказок, передавать характер персонажей («Волк и козлята», «Заяц, лиса и петух»). Эмоционально передавать характер диалога действующих лиц, образные слова и вьфажения. Воспроизводить авторские слова, выражения в процессе пересказа (К. Ушинский, «Бишка»; Е. Чарушин, «Как лошадка зверей катала»; «Рукавичка» — сказка, перевод Е. Благининой). Воспитывать эмоциональную восприимчивость художественных произведений, различать жанр сказки и рассказа («Лисичка со скалочкой», в обработке И.Карнауховой; Я. Тайц, «Послушный дождик»), различать стихотворный и прозаический текст (С. Маршак, «Усатый полосатый»; В. Сутеев, «Кто сказал мяу?»; сказки «Пых», «Бычок — смоляной бочок»). 2-й год обучения ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Формировать правильное звукопроизношение (с, сь, з, зь, и, щ, ж, ч, ш, л, ль, р, рь); развивать фонетическое восприятие, голосовой аппарат, речевое дыхание, умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. Уточнить термины: звук, слово, предложение. Различать слова, сходные и разные по звучанию. Формировать понятие о том, что звуки и слова произносятся в определенной последовательности. Обучать детей тому, что звуки в слове разные. Учить детей узнавать слова, в которых не хватает того или иного звука, подбирать те или иные игрушки или предметы, в названии которых есть определенный звук. Необходимо упражнять детей в правильном произнесении всех звуков родного языка. Совершенствовать произношение слов согласно нормам литературного языка. Учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения; приучать регулировать силу голоса Развивать интонационную выразительность речи. Развивать фонематический слух детей. Упражнять их в различении слов, сходных по звуковому составу. Обогащение словаря. Расширять и активизировать запас слов детей наименованиями предметов, их частей, качеств (форма, цвет, величина, материал, вес и т.д.), действий и их качеств; приучать пользоваться словом в правильной грамматической форме. При сравнении и описании предметов с контрастными признаками учить детей использовать слова с противоположным значением (высокий — низкий, маленький — большой и др.). Нужно воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова (высокий — высотный, большой — огромный, кукла — куколка, волк — волчище, есть — кушать, одевать — надевать и т.п.). Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети осмысленно употребляли в речи новые для них слова; учить понимать смысл образных выражений в загадках, стихах, сказках. СЛОВАРНАЯ РАБОТА Правильное понимание слов и их употребление, дальнейшее расширение активного словаря. Работать по активному словарю детей (названия предметов, их качеств, свойств, действий). Уточнить обобщающие понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Учить подбирать слова близкие и противоположные по смыслу (сладкий — горький; мальчики — девочки). Продолжать знакомить с многозначными словами (лапка, ручка), используя наглядность (рисунки, иллюстрации, предметы). Знакомить с происхождением некоторых слов (почему гриб называется подберезовиком, цветок — подснежником). Соотносить слова по смыслу, объяснять их, давать толкование слова и
словосочетания в играх: «Кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым?», «Как сказать по-другому?», «Почему меня так называют?», «Продолжи цепочку слов». ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В средней группе расширяется круг грамматических явлений. Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет шапки, варежек, брюк); правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде {добрый мальчик, веселая девочка). Обучение образованию форм глагола в повелительном наклонении (стой, сними, попрыгай). Формирование видовых пар глаголов (встал — встает, умылся — умывается). Упражнения в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, между, около). ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Учить пользоваться разными типами предложений (простыми, сложными), строить их с помощью воспитателя, а потом самостоятельно. Учить грамматически правильно изменять слова, используемые в повседневной жизни, образовывать некоторые трудные формы: родительного падежа множественного числа существительных (носков, валенок, варежек), повелительного наклонения глаголов (нарисуй, спой, поскачи), формы глагола хотеть. Упражнять в правильном согласовании слов, в понимании использования предлогов. Учить образовывать названия детенышей некоторых животных в единственном и множественном числе, названия предметов посуды. Обращать внимание детей на разные способы образования слов (сахарница, хлебница). РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Учить детей связно, последовательно рассказывать небольшие сказки, рассказы с помощью воспитателя. Учить детей выразительно читать стихи в лицах, драматизировать сказки, использовать пословицы, поговорки в речи персонажей. Учить связно и живо рассказывать о событиях, фактах, впечатлениях из своего опыта, не отступая от поставленной воспитателем темы. В рассказах о виденном на экскурсиях учить пользоваться точными названиями предметов, их частей, качеств, действий; указывать место и время событий. До экскурсии нужно рассказывать детям в общих чертах о том, что будет показано; в предварительной беседе выяснить, какие представления о предстоящем объекте наблюдения есть у детей. Объяснить детям цели и задачи наблюдений, сообщить, что им нужно будет после экскурсии рассказать о своих наблюдениях. Составлять по картинке небольшие рассказы из личного опыта сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучение разным видам высказывания (описанию, повествованию) и подводят к составлению рассуждения. Формировать навыки устной речи (составление совместного рассказа — начало, середина, конец, т.е. композиционное строение связного высказывания). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начать по-разному («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом» и т.п.). Взрослый, давая зачины рассказа, предлагает ребенку наполнить его содержанием («Как-то раз... (собрались звери). Стали они.... Вдруг.... Взяли звери.... И тогда...».). Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представления о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. Учить детей включать в повествования элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий. Учить умению строить и произносить разные по интонации типы предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное). Коллективное составление рассказа при направляющей роли воспитателя. Занятия по развитию связной речи органически сочетаются с лексическими и грамматическими упражнениями. Учить детей составлять небольшие рассказы о нарисованном на картинке. Проводя занятия с картинками, лучше использовать небольшие картинки (15—20 см), наклеенные на картон. Картинки должны подбираться на темы, связанные с программой воспитательной работы. Например: «Времена года», «Мой дом», «Город, в котором я живу», «Домашние и дикие животные» и др.
ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ ДЕТЯМ Закреплять навыки слушания, чтения наизусть сказок, рассказов, стихотворений. Учить детей понимать смысл стихотворений, рассказов и сказок: «Хаврошечка» (русская народная сказка в обработке А. Толстого); братья Гримм, «Бременские музыканты» (пересказ А.Введенского, под редакцией С.Маршака); Ш. Перро, «Фея» (перевод и обработка Н.Медведковой). Для чтения: С.Сахарнов, «Два радиста» («Самый лучший пароход»); Э. Шим, «Цветы»; Е. Благинина, «Посидим в тишине»; С. Маршак, «Почта»; Г. Скребицкий, «На лесной поляне»; А. Барто, «Веревочка»; 3. Александрова, «Мальчик потерялся»; М. Пришвин, «Лисичкин хлеб»; В. Бианки, «Аришка-трусишка». Учить детей оценивать поступки героев, определять нравственные качества (добрый, злой, смелый), подмечать характерные особенности персонажей, выразительные средства языка, образные выражения, песенки, действующих лиц в сказках («Два жадных медвежонка», «Колосок», «Красная Шапочка»). Отвечать на вопросы, связанные с содержанием литературного произведения. 3-й год обучения ВОСПИТАНИЕ ЗВ УКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация пар звуков (с— з, с — ц, ш — ж, ч — щ, с — ш, з — ж, ц — ч,л — р), т.е. различение свистящих, шипящих, сонорных, твердых и мягких звуков в словах и предложениях. Использование скороговорок, чистоговорок, загадок, стихов для отработки дикции (четко и внятно), силы голоса (шепотом, вполголоса, громко), темпа речи (медленно, умеренно, быстро). Продолжить обучение вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации. Совершенствовать речевой слух. СЛОВАРНАЯ РАБОТА Расширить запас слов названиями предметов, качеств, действий, активизировать словарь, учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении качеств, признаков. Обогащение словаря детей существительными, названиями машин, растений, фруктов, овощей, домашних животных, их детенышей; глаголами {моет, вытирает, готовит, стирает, гладит, лечит, возит); прилагательными, обозначающими цвет, вкус, качества предметов; наречиями {вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко). Упражнять детей в правильном употреблении множественного числа существительных, согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, употреблении прошедшего и будущего времени глагола. Учить детей беседовать, опираясь на имеющийся прошлый опыт, правильно задавать вопросы воспитателю. Побуждать детей к высказыванию о прочитанном, нарисованном на картинке, к беседе об игрушках. Учить рассказывать потешки, небольшие стихотворения, учить фразовой речи. Учить выделять интонации в соответствии с эмоциональной и смысловой окраской речи (вопрос, восклицание и т.д.). Учить детей говорить внятно, не торопясь. Уметь подбирать слова с противоположным значением (антонимы): сильный — слабый, быстро — медленно, стоять — бежать; со сходным значением (синонимы): веселый — радостный; прыгать — скакать; использовать слова, обозначающие материалы {дерево, металл, стекло, пластмасса и т.д.). Учить понимать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок. Учить детей сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, качеству; подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу {большой, огромный, громадный дом, старый дом — новый; легкий портфель — тяжелый). Учить понимать значения многозначных слов {молния, лист; лить, плыть; полный, тяжелый). ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММА ТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Учить детей самостоятельно использовать простые и сложные предложения в разных видах рассказывания. Учить использовать разные слова для названия одних и тех же объектов {заяц — зайчик — заинька); образовывать слова — названия людей по профессиям, по личным качествам, догадываться о смысле незнакомых слов {строитель, ворчун, весельчак и т.д.). Учить грамматически правильно изменять названия знакомых предметов и игрушек, образовывая отдельные формы слов (лошадок, ленточек, матрешек и др.). В играх с предметами и картинками упражнять в правильном согласовании слов в роде, числе, падеже, понимании и употреблении предлогов (на, в, за, под, из).. Учить понимать и соотносить с игрушками и картинками названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе (утка — утенок — утята). Учить согласованию прилагательных и существительных (особенно среднего рода), образованию трудных форм глагола в повелительном наклонении (пойди, ляг и т.п.). Учить находить в контексте родственные слова («В саду растут желтые цветы», «Трава осенью начинает желтеть», «Листья на деревьях желтеют»). Учить образовывать существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами (береза — березка — березонька), различать смысловые оттенки глагола (бежал — забежал — подбежал), прилагательных (умный — умнейший; плохой — плохонький) и употреблять их в речи. Продолжать работу над смысловым значением слов (почему шапку называют ушанкой). Работа над пропедевтической подготовкой детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения — из слов, слова — из слогов и звуков, т.е. к обучению грамоте. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Учить связно, последовательно и выразительно передавать небольшой текст без помощи взрослого. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке описательного или повествовательного характера с указанием места и времени действия, события. Учить самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картинок (2—3), определять последовательность действий и событий, изображенных на картинках, придумывать название к рассказу. Учить составлять рассказ или сказку об игрушке, соблюдать композицию и выразительность текста; составлять рассказы из собственного опыта (описательные, повествовательные и контаминиро-ванные — смешанные). Учить детей слушать и понимать речь воспитателя, отвечая на его вопросы, воспроизводить хорошо знакомые сказки и короткие рассказы, отвечать на вопросы по содержанию картинки и при описании игрушки; составлять короткие рассказы по ним (2—3 предложения). Учить самостоятельно составлять описательный или сюжетный рассказ по картинке (серии картинок); при описании событий указывать место и время действия, придумывать события, предшествующие изображенному и следующие за ним. ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ ДЕТЯМ Учить, эмоционально откликаясь, слушать, понимать содержание сказки, запоминать образные слова (Л.Н. Толстой, «Три медведя»; «Кот, петух и лиса»). Воспринимать интонационные оттенки в исполнении, в передаче характера персонажей (А.Барто, «Игрушки»; З.Александрова, «Мой мишка»). Побуждать к эмоциональному восприятию содержания, ритмичности речи, образности языка, различать прозаическую и стихотворную речь («Маша и медведь» — русская народная сказка; С.Маршак, «Перчатки»; К. Чуковский, «Мойдодыр»; А. Барто. «Машенька»). Учить эмоционально воспринимать сюжет, некоторые особенности художественного повествования, сопереживать персонажам, замечать особенности сказочной композиции: зачин, концовку, повторы («Заяц, лиса и петух»; «Петух и бобовое зернышко»; «Волк и козлята»). Учить различать стихотворения (С. Маршак, «Мяч», «Кто колечко найдет?») и прозу (Н. Павлова, «Чьи башмачки?»). Понимать, что в художественных произведениях могут быть отражены разные жизненные явления: праздник, смешные и серьезные эпизоды из жизни детей. Формировать умение ориентироваться в знакомых произведениях, узнавать их по картинкам, отвечать на вопросы по содержанию, выразительно исполнять знакомые потешки, стихотворения. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Формировать у детей представление о слове (в отличие от звука, слога и т.д.). Познакомить с термином предложение. Подводить детей к пониманию того, что предложения состоят из слов. Учить членить предложения из 2 — 4 слов без предлогов и союзов, составлять предложения из ряда слов.
Закреплять представления о том, что звуки и слоги в слове, слова в предложении произносятся в определенной последовательности. Правильно использовать термины: слово, звук, гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук. Называть слова с заданным звуком. Учить детей проводить звуковой анализ трех- и четырехзвуковых слов различной звуковой структуры, т.е. устанавливать последовательность звуков в анализируемых словах; называть выделенные звуки в соответствии с их звучанием в слове; учить различать звуки: гласные, твердые согласные, мягкие согласные. Учить детей делить слово на слоги. Выделять из слогов звуки. Й год обучения ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Совершенствовать звуковую культуру речи. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять детей в дифференциации звуков на слух и в произношении (свистящих, шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких согласных). Укреплять и развивать артикуляционный и голосовой аппарат. Обучать детей литературному языку. Учить детей четко и внятно произносить слова и фразы, менять силу и высоту голоса, темп и ритм речи в соответствии со смысловым содержанием. Развивать звуковой анализ слова. Учить вычленять в словах и фразах определенные звуки, слоги, ударение. Работать со схемами предложений и слов. Работать над совершенствованием дикции, развитием голосового аппарата, правильной артикуляцией. Использование скороговорок, чистоговорок, потешек, шуток, стихов. Развивать чувство ритма и рифмы. Работать над интонационной выразительностью при сочетании окончаний ритмической фразы («Наш зеленый крокодил...», «Где ты, зайчик, ночевал?», «Где ты, Катенька, была?» и т.п.). СЛОВАРНАЯ РАБОТА Развивать лексическую способность за счет пополнения словаря синонимами и антонимами, умение правильно употреблять слова. Развивать у детей интерес к слову. Учить их выделять в предмете и правильно называть существенные признаки, обогащая словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, упражнять в использовании их в речи. Формировать правильное понимание переносного смысла в пословицах, поговорках. Вырабатывать умение оценивать высказывания, предложения, замечать и исправлять лексические ошибки в своей и чужой речи. Учить находить синонимы и антонимы в предложениях, текстах и подбирать их к заданным словам. Продолжать упражнять детей в четком и внятном произнесении слов с соблюдением норм литературного языка, в смене силы, высоты голоса, темпа речи, в правильном использовании интонационных средств выразительности с учетом содержания высказывания, условий речевого общения. Формировать умение выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово (жаркий день — горячий; жаркий спор — взволнованный), развивать понимание переносного значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний {ручей мелкий, а река глубокая; ягоды смородины мелкие, а клубники — крупные). Работать над уточнением понимания слов, противоположных по смыслу (что может быть глубоким? мелким? легким? тяжелым?). Использование пословиц и поговорок («Март зиму кончает — весну начинает», «Вещь хороша новая, а друг — старый»). Работать с многозначными словами разных частей речи (бежит река, мальчик, время; растет цветок, дом, ребенок; острый нож:, суп, ум). ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Формировать морфологическую и синтаксическую сторону детской речи. Активизировать речь в разных формах общения (беседа, рассказ, чтение стихов). Развивать стремление к овладению грамматическими нормами (например, слово пальто не изменяется; одеть — кого! надеть — что! и др.). Упражнять детей в образовании существительных, прилагательных, глаголов. Учить образовывать слова, обозначающие профессии, детенышей животных, предметы быта, подбирать однокоренные слова. В специальных играх и упражнениях с грамматическим содержанием закреплять знания и умения, полученные детьми в предыдущие годы, но на более сложном словесном материале с опорой на наглядное представление
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|