Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По вопросам реализации обращаться по тел.: 263-96-60.

IV ВИДА (ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ)

ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА КОРРЕЩИОННАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации

Издательство «ЭКЗАМЕН»

МОСКВА


*


УДК 376

ББК 74.3

П78

Авторы программ:

Бельмер В. А., Григорьева Л.П., Денискина В. 3., Кручинин В. А., Мак-сютова Р. Д., Новичкова И.В., Плаксива Л. И., Подколзина Е.Н., Сековец Л.С., Сермеев Б. В., Тупоногов Б. К.

П78 Программы специальных (коррекционных) образовательных уч­реждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. —М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 256 с.

ISBN 5-94692-629-2

Программы созданы на основе общедидактических и тифлопедаго­гических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешую подготовку к обучению в школе.

Для работников учебно-воспитательных комплексов (ясли — сад — начальная школа) для детей с нарушением зрения.


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................. 4

ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА................................................................... 7

РАЗВИТИЕ РЕЧИ............................................................................................... 7

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ......................................................................................... 22

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.................................. 32

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.......................................................... 38

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.................................................................... 49

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ................................................................................ 76

ИГРА.................................................................................................................... 85

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ................................ 98

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ........................................... 98

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ........................................................... 112

РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ............................. 125

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ.................................................. '. 132

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА........................................ 144

РИТМИКА........................................................................................................ 154

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА...................................................................... 160


УДК 376 ББК 74.3

ISBN 5-94692-629-2

© Коллектив авторов, 2003

© ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», 2003

© Издательство «ЭКЗАМЕН», 2003


ПРЕДИСЛОВИЕ

Программы адресованы работникам яслей — сада — начальной школы для детей с нарушением зрения и включают четыре раздела: «Программы детского сада», «Коррекционная работа в детском са­ду», «Программы начальной школы», «Коррекционная работа в на­чальной школе». Программы созданы на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе. Содержание и задачи программ предусматрива­ют обучение и воспитание детей в детском саду и в начальной школе и располагаются по видам детской деятельности, при этом важным условием их реализации является комплексный подход к организа­ции коррекционно-воспитательной работы.

Отсутствие специальных коррекционных занятий, а также щадя­щих условий для зрения в массовой общеобразовательной школе приводит при поступлении ребенка с нарушением зрения в школу к рецидивам зрительной глазной патологии. Поэтому очень важно не только улучшить состояние зрения в дошкольный период, но и за­крепить полученные результаты в период начального школьного обучения, когда овладение чтением и письмом должно осуществ­ляться с учетом зрительных возможностей учащихся.

Исходя из этого концептуальными основами организации яс­лей — сада — начальной школы является обеспечение оптимальных условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и младшего школьного воз­раста — периодов созревания зрительной системы ребенка.

Основными принципами организации коррекционно-педагогического и образовательного процессов являются:

. учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

• комплексный (клинико-физиологический, психолого-педаго­
гический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям
с нарушением зрения;

• модификация учебных планов и программ, увеличение сроков
обучения, перераспределение учебного материала и изменение
темпа его прохождения на основе преемственности школьного


курса с дошкольным при соблюдении дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможно­стям детей;

• дифференцированный подход к детям в зависимости от со­
стояния их зрения и способов ориентации в познании окру­
жающего мира, включая применение специальных форм и ме­
тодов работы с детьми, оригинальных учебников, наглядных
пособий, тифлотехники, а также уменьшения наполняемости
классов и групп и методики индивидуально-подгруппового
обучения;

• обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки в усло­
виях непрерывности дошкольно-школьного воспитания, обуче­
ния и лечения детей с нарушением зрения;

• система работы по социально-бытовой адаптации и самореали­
зации детей с нарушением зрения;

• создание офтальмогигиенических условий в учебных классах,
групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального рас­
порядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом инте­
ресов, способностей и потребностей ребенка;

• обеспечение оптимальных условий для длительной медико-
психологической реабилитации детей с нарушением зрения с 2-х
до 10—11 лет.

Вариантность программ и средств воздействия, адаптивные воз­можности воспитательно-образовательных форм и методов, целост­ность и комплексность общего оздоровления организма ребенка соз­дают единую и стройную модель социальной адаптации и реабили­тации детей с нарушением зрения.

Такая модель позволяет решать проблемы профилактики и улучшения состояния зрения путем создания щадящих условий комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных ме­роприятий.

Для этого в увеличивается продолжительность каникул: в тече­ние учебного года не менее 30 календарных дней, а летом не менее 8 недель. Для учащихся первого класса устанавливаются дополни­тельные недельные каникулы.

В учебно-воспитательный процесс вводится дозированная зри­тельная нагрузка при обучении детей письму и чтению, просмотр видеоинформации и др.


Важным коррекционным требованием распорядка жизни детей в яслях — саду — начальной школе является система двигательной ак­тивности ребенка, предусматривающая преодоление гиподинамии у детей с нарушением зрения, обусловленная трудностями их зритель­но-двигательной ориентировки, включающая специальные занятия по лечебной физкультуре, ритмике и ориентировке в пространстве, физ­культурных минуток.

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление от­клонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка.

Конечной целью является стабилизация всего хода психофизиче­ского развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразо­вательную школу и общество сверстников.


ПРОГРАММЫ ДЕТСКОГО САДА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для развития речи детей с нарушением зрения особое значение име­ет усвоение ими родного языка, формирование речи. Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей и является необходи­мой частью коррекционно-воспитательной работы детского сада для детей с нарушением зрения.

Необходимо проводить систематические занятия по развитию ре­чи по подгруппам и индивидуально. Осуществляя работу по разви­тию речи, педагог внимательно прислушивается к тому, о чем и как говорят дети с нарушением зрения, учит их строить фразы, последо­вательно излагать мысли, правильно по смыслу употреблять слова.

Из-за недостаточности сенсорного опыта у них может наблю­даться некоторый разрыв между предметным практическим дейст­вием и его словесным обозначением. Для этого в программе преду­сматриваются предметно-практические занятия по развитию речи и зрительного восприятия, по обучению анализу предметов и функ­циональным действиям с ними. У педагога должно быть достаточ­ное количество иллюстраций и других наглядных материалов, для того чтобы дети с нарушением зрения могли лучше рассмотреть изображение.

Для развития речи большое значение имеет наличие у детей ре­альных представлений об окружающем мире. Поэтому применение средств наглядности осуществляется с учетом своеобразия зритель­ного восприятия. Предметы, явления, иллюстрации, игрушки, по ко­торым слабовидящие составляют словесное описание, должны быть зрительно доступны детям. Изображения на картинках не должны быть перегружены объектами. Для ребенка с нарушением зрения речь педагога должна служить примером и быть образной, вырази­тельной и эмоционально окрашенной. Отбор литературного мате­риала педагог строит с учетом знаний детей и их интеллектуальных возможностей.


1-й год обучения

РАЗВИТИЕ ФОНЕМА ТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Работа над правильным произношением гласных звуков, их диф­ференциацией. Произношение согласных звуков, твердых и мягких (м, б, п, ш, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц).

Формировать четкую артикуляцию звуков. Подготовка артикуля­ционного аппарата к произношению шипящих звуков.

Формировать у детей умение различать звуки в слове, произно­сить фонемы, слова по образцу педагога (протяжно му-му, ла-ла-ла, на-на), с выделением звука в словах {кот, рот и т.д.).

Учить подражать звукам различных предметов и животных {тук-тукмолоток; мяу-мяукот; хрю-хрюпоросенок и т.д.).

Выполнять различные действия с предметами по словесному ука­занию: «Прокати шар», «Повесь кольцо», «Набрось кольцо», «Найди игрушку (куклу, машину, мяч и т.д.)».

Вычленение звука при четком произношении слова. Воспитание интонационного чутья, дикции, темпа речи.

Учить умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также умению регулировать темп речи в связном высказывании.

Учить детей правильному словесному обучению: как здоровать­ся, прощаться, просить, благодарить, спросить.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Накопление и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни.

Учить детей различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?», выделять признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движениями игрушек, животных, человека (что делает?, что с ним можно сделать?).

Игры: «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто что умеет де­лать?», «Кто больше слов скажет о яблоке, какое оно?».

Учить детей видеть начало и конец действия. Игра с картинками: «Что сначала, что потом?» Формирование понимания и употребле­ние обобщающих понятий (игрушки, одежда, посуда). Различение


слов с противоположным значением на основе наглядности {боль­шоймаленький, высокийнизкий).

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

Обучение изменению слов по падежам, согласование существи­тельных и прилагательных в роде и числе {маленькая лошадка, длинный хвост). Активизация использования пространственных предлогов {в, на, за, под, над), подведение к употреблению падеж­ных форм. Обучение разным способам словообразования (наимено­вания животных, названия предметов посуды и т.д.: заяцзайчо­нокзайчата, сахарница, хлебница).

Работа по образованию звукоподражательных сигналов (воробей: чик-чирикчирикает; утенок: кря-крякрякает).

Игры: «Добавь слово», «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто как голос подает?».

Учить детей составлять фразу из 2—3-х или более слов, используя для этого игры с игрушками, действия с предметами, описание картинки.

Упражнять детей в назывании предмета и его признаков, подво­дить к его описанию. Учить отвечать на вопросы педагога, не повто­ряя за ним структуры вопроса. Подводить ребенка к повторению за педагогом чтения сказок, стихов.

Использовать игры-драматизации для обучения последователь­ному рассказу.

Развивать умение строить разные типы предложений: простые и сложные, используя картинки.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Развитие связной речи осуществляется во взаимосвязи разных речевых задач (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа).

Обучать детей пересказыванию литературного текста, умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сна­чала по вопросам педагога, а затем совместно с ним.

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию рассматривае­мой картинки.



Учить детей строить совместное высказывание, состоящее из трех предложений («Пошел зайчик (куда?). Там он встретил (кого?). Они стали (что делать?)»).

Важно учитывать разный речевой уровень детей. Особое значе­ние здесь приобретает индивидуальная работа педагога с каждым ребенком.

Детям с высоким уровнем речевого развития можно предложить короткие схемы («Наступила... Ребята... Они стали...»).

ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ ДЕТЯМ

Учить детей понимать смысл стихотворений, сказок: задушевность, лиризм (И. Суриков, «Зима»; Е. Трутнева, «Елка»), юмор (Н. Саксон­ская, «Где мой пальчик?»; «Расти, коса», «Уж ты котенька-коток», «Ерши-малыши» — народные песенки и потешки), радость («Травка-муравка»), игровой характер («Солнышко-ведрышко»), торжествен­ность, приподнятость (Я. Аким, «Наша планета»), любование (Е. Серо­ва, «Колокольчик», «Одуванчик»; А. Прокофьев, «Ранней весной»).

Сохранять последовательность сюжета в процессе пересказа зна­комых сказок, передавать характер персонажей («Волк и козлята», «Заяц, лиса и петух»).

Эмоционально передавать характер диалога действующих лиц, об­разные слова и вьфажения. Воспроизводить авторские слова, выражения в процессе пересказа (К. Ушинский, «Бишка»; Е. Чарушин, «Как лошадка зверей катала»; «Рукавичка» — сказка, перевод Е. Благининой).

Воспитывать эмоциональную восприимчивость художественных произведений, различать жанр сказки и рассказа («Лисичка со ска­лочкой», в обработке И.Карнауховой; Я. Тайц, «Послушный дож­дик»), различать стихотворный и прозаический текст (С. Маршак, «Усатый полосатый»; В. Сутеев, «Кто сказал мяу?»; сказки «Пых», «Бычок — смоляной бочок»).

2-й год обучения

ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Формировать правильное звукопроизношение (с, сь, з, зь, и, щ, ж, ч, ш, л, ль, р, рь); развивать фонетическое восприятие, голосовой аппарат, речевое дыхание, умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.


Уточнить термины: звук, слово, предложение. Различать слова, сходные и разные по звучанию. Формировать понятие о том, что звуки и слова произносятся в определенной последовательности. Обучать де­тей тому, что звуки в слове разные. Учить детей узнавать слова, в кото­рых не хватает того или иного звука, подбирать те или иные игрушки или предметы, в названии которых есть определенный звук. Необходи­мо упражнять детей в правильном произнесении всех звуков родного языка. Совершенствовать произношение слов согласно нормам литера­турного языка. Учить говорить не торопясь, достаточно громко, без на­пряжения; приучать регулировать силу голоса Развивать интонацион­ную выразительность речи. Развивать фонематический слух детей. Уп­ражнять их в различении слов, сходных по звуковому составу.

Обогащение словаря. Расширять и активизировать запас слов детей наименованиями предметов, их частей, качеств (форма, цвет, величина, материал, вес и т.д.), действий и их качеств; приучать пользоваться словом в правильной грамматической форме.

При сравнении и описании предметов с контрастными признака­ми учить детей использовать слова с противоположным значением (высокийнизкий, маленькийбольшой и др.). Нужно воспиты­вать чуткость к смысловым оттенкам слова (высокийвысотный, большойогромный, куклакуколка, волкволчище, естькушать, одеватьнадевать и т.п.).

Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети осмысленно употребляли в речи новые для них слова; учить понимать смысл об­разных выражений в загадках, стихах, сказках.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Правильное понимание слов и их употребление, дальнейшее расширение активного словаря.

Работать по активному словарю детей (названия предметов, их качеств, свойств, действий). Уточнить обобщающие понятия (иг­рушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Учить подбирать слова близкие и противоположные по смыслу (сладкийгорький; мальчи­кидевочки). Продолжать знакомить с многозначными словами (лапка, ручка), используя наглядность (рисунки, иллюстрации, предметы). Знакомить с происхождением некоторых слов (почему гриб называется подберезовиком, цветок — подснежником). Соот­носить слова по смыслу, объяснять их, давать толкование слова и


 




словосочетания в играх: «Кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым?», «Как сказать по-другому?», «Почему меня так называют?», «Продолжи цепочку слов».

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

В средней группе расширяется круг грамматических явлений. Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет шап­ки, варежек, брюк); правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде {добрый мальчик, ве­селая девочка).

Обучение образованию форм глагола в повелительном наклоне­нии (стой, сними, попрыгай). Формирование видовых пар глаголов (всталвстает, умылсяумывается).

Упражнения в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, между, около).

ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Учить пользоваться разными типами предложений (простыми, сложными), строить их с помощью воспитателя, а потом самостоя­тельно.

Учить грамматически правильно изменять слова, используемые в повседневной жизни, образовывать некоторые трудные формы: ро­дительного падежа множественного числа существительных (носков, валенок, варежек), повелительного наклонения глаголов (нарисуй, спой, поскачи), формы глагола хотеть.

Упражнять в правильном согласовании слов, в понимании ис­пользования предлогов.

Учить образовывать названия детенышей некоторых животных в единственном и множественном числе, названия предметов посуды. Обращать внимание детей на разные способы образования слов (са­харница, хлебница).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Учить детей связно, последовательно рассказывать небольшие сказки, рассказы с помощью воспитателя.

Учить детей выразительно читать стихи в лицах, драматизиро­вать сказки, использовать пословицы, поговорки в речи персонажей.


Учить связно и живо рассказывать о событиях, фактах, впечатле­ниях из своего опыта, не отступая от поставленной воспитателем те­мы. В рассказах о виденном на экскурсиях учить пользоваться точны­ми названиями предметов, их частей, качеств, действий; указывать место и время событий. До экскурсии нужно рассказывать детям в общих чертах о том, что будет показано; в предварительной беседе выяснить, какие представления о предстоящем объекте наблюдения есть у детей. Объяснить детям цели и задачи наблюдений, сообщить, что им нужно будет после экскурсии рассказать о своих наблюдениях.

Составлять по картинке небольшие рассказы из личного опыта сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучение разным видам высказывания (описанию, повествованию) и подводят к составлению рассуждения.

Формировать навыки устной речи (составление совместного рас­сказа — начало, середина, конец, т.е. композиционное строение связного высказывания).

Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно на­чать по-разному («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом» и т.п.).

Взрослый, давая зачины рассказа, предлагает ребенку наполнить его содержанием («Как-то раз... (собрались звери). Стали они.... Вдруг.... Взяли звери.... И тогда...».). Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представления о средствах связи между предло­жениями и между частями высказывания.

Учить детей включать в повествования элементы описания, диа­логи действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблю­дать временную последовательность событий.

Учить умению строить и произносить разные по интонации типы предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное).

Коллективное составление рассказа при направляющей роли вос­питателя.

Занятия по развитию связной речи органически сочетаются с лек­сическими и грамматическими упражнениями.

Учить детей составлять небольшие рассказы о нарисованном на картинке. Проводя занятия с картинками, лучше использовать не­большие картинки (15—20 см), наклеенные на картон. Картинки должны подбираться на темы, связанные с программой воспитатель­ной работы. Например: «Времена года», «Мой дом», «Город, в кото­ром я живу», «Домашние и дикие животные» и др.


 




ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ ДЕТЯМ

Закреплять навыки слушания, чтения наизусть сказок, рассказов, стихотворений.

Учить детей понимать смысл стихотворений, рассказов и сказок: «Хаврошечка» (русская народная сказка в обработке А. Толстого); братья Гримм, «Бременские музыканты» (пересказ А.Введенского, под редакцией С.Маршака); Ш. Перро, «Фея» (перевод и обработка Н.Медведковой).

Для чтения: С.Сахарнов, «Два радиста» («Самый лучший паро­ход»); Э. Шим, «Цветы»; Е. Благинина, «Посидим в тишине»;

С. Маршак, «Почта»; Г. Скребицкий, «На лесной поляне»; А. Барто, «Веревочка»; 3. Александрова, «Мальчик потерялся»; М. Пришвин, «Лисичкин хлеб»; В. Бианки, «Аришка-трусишка».

Учить детей оценивать поступки героев, определять нравствен­ные качества (добрый, злой, смелый), подмечать характерные осо­бенности персонажей, выразительные средства языка, образные вы­ражения, песенки, действующих лиц в сказках («Два жадных медве­жонка», «Колосок», «Красная Шапочка»). Отвечать на вопросы, связанные с содержанием литературного произведения.

3-й год обучения

ВОСПИТАНИЕ ЗВ УКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление на­выков четкой, правильной, выразительной речи.

Дифференциация пар звуков (с— з, сц, шж, чщ, сш, зж, цч,лр), т.е. различение свистящих, шипящих, сонорных, твердых и мягких звуков в словах и предложениях.

Использование скороговорок, чистоговорок, загадок, стихов для отработки дикции (четко и внятно), силы голоса (шепотом, вполго­лоса, громко), темпа речи (медленно, умеренно, быстро).

Продолжить обучение вопросительной, восклицательной и пове­ствовательной интонации. Совершенствовать речевой слух.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Расширить запас слов названиями предметов, качеств, действий, активизировать словарь, учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении качеств, признаков.


Обогащение словаря детей существительными, названиями машин, растений, фруктов, овощей, домашних животных, их детенышей; гла­голами {моет, вытирает, готовит, стирает, гладит, лечит, возит); прилагательными, обозначающими цвет, вкус, качества предметов; наречиями {вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко).

Упражнять детей в правильном употреблении множественного числа существительных, согласовании прилагательных с существи­тельными в роде, числе, употреблении прошедшего и будущего вре­мени глагола.

Учить детей беседовать, опираясь на имеющийся прошлый опыт, правильно задавать вопросы воспитателю.

Побуждать детей к высказыванию о прочитанном, нарисованном на картинке, к беседе об игрушках. Учить рассказывать потешки, небольшие стихотворения, учить фразовой речи. Учить выделять интонации в соответствии с эмоциональной и смысловой окраской речи (вопрос, восклицание и т.д.).

Учить детей говорить внятно, не торопясь. Уметь подбирать сло­ва с противоположным значением (антонимы): сильныйслабый, быстромедленно, стоятьбежать; со сходным значением (синонимы): веселыйрадостный; прыгатьскакать; использо­вать слова, обозначающие материалы {дерево, металл, стекло, пла­стмасса и т.д.).

Учить понимать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок.

Учить детей сопоставлять предметы и явления по временным и про­странственным отношениям, по величине, цвету, качеству; подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу {большой, огромный, громадный дом, старый домновый; легкий портфельтяжелый).

Учить понимать значения многозначных слов {молния, лист; лить, плыть; полный, тяжелый).

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММА ТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Учить детей самостоятельно использовать простые и сложные предложения в разных видах рассказывания.

Учить использовать разные слова для названия одних и тех же объектов {заяцзайчикзаинька); образовывать слова — названия людей по профессиям, по личным качествам, догадываться о смысле незнакомых слов {строитель, ворчун, ве­сельчак и т.д.).


Учить грамматически правильно изменять названия знакомых предметов и игрушек, образовывая отдельные формы слов (лошадок, ленточек, матрешек и др.).

В играх с предметами и картинками упражнять в правильном со­гласовании слов в роде, числе, падеже, понимании и употреблении предлогов (на, в, за, под, из)..

Учить понимать и соотносить с игрушками и картинками назва­ния животных и их детенышей в единственном и множественном числе (уткаутенокутята).

Учить согласованию прилагательных и существительных (осо­бенно среднего рода), образованию трудных форм глагола в повели­тельном наклонении (пойди, ляг и т.п.).

Учить находить в контексте родственные слова («В саду растут желтые цветы», «Трава осенью начинает желтеть», «Листья на де­ревьях желтеют»).

Учить образовывать существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами (березаберезкаберезонька), раз­личать смысловые оттенки глагола (бежалзабежалподбежал), прилагательных (умныйумнейший; плохойплохонький) и употреблять их в речи.

Продолжать работу над смысловым значением слов (почему шапку называют ушанкой).

Работа над пропедевтической подготовкой детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения — из слов, слова — из слогов и звуков, т.е. к обучению грамоте.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Учить связно, последовательно и выразительно передавать не­большой текст без помощи взрослого.

Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке описатель­ного или повествовательного характера с указанием места и времени действия, события.

Учить самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картинок (2—3), определять последовательность действий и собы­тий, изображенных на картинках, придумывать название к рассказу.

Учить составлять рассказ или сказку об игрушке, соблюдать ком­позицию и выразительность текста; составлять рассказы из собст­венного опыта (описательные, повествовательные и контаминиро-ванные — смешанные).


Учить детей слушать и понимать речь воспитателя, отвечая на его вопросы, воспроизводить хорошо знакомые сказки и короткие рассказы, отвечать на вопросы по содержанию картинки и при опи­сании игрушки; составлять короткие рассказы по ним (2—3 предло­жения). Учить самостоятельно составлять описательный или сюжет­ный рассказ по картинке (серии картинок); при описании событий указывать место и время действия, придумывать события, предшест­вующие изображенному и следующие за ним.

ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ ДЕТЯМ

Учить, эмоционально откликаясь, слушать, понимать содержание сказки, запоминать образные слова (Л.Н. Толстой, «Три медведя»; «Кот, петух и лиса»).

Воспринимать интонационные оттенки в исполнении, в передаче характера персонажей (А.Барто, «Игрушки»; З.Александрова, «Мой мишка»).

Побуждать к эмоциональному восприятию содержания, ритмич­ности речи, образности языка, различать прозаическую и стихотвор­ную речь («Маша и медведь» — русская народная сказка; С.Маршак, «Перчатки»; К. Чуковский, «Мойдодыр»; А. Барто. «Машенька»).

Учить эмоционально воспринимать сюжет, некоторые особенности художественного повествования, сопереживать персонажам, замечать особенности сказочной композиции: зачин, концовку, повторы («Заяц, лиса и петух»; «Петух и бобовое зернышко»; «Волк и козлята»).

Учить различать стихотворения (С. Маршак, «Мяч», «Кто колечко найдет?») и прозу (Н. Павлова, «Чьи башмачки?»). Понимать, что в ху­дожественных произведениях могут быть отражены разные жизненные явления: праздник, смешные и серьезные эпизоды из жизни детей.

Формировать умение ориентироваться в знакомых произведе­ниях, узнавать их по картинкам, отвечать на вопросы по содержа­нию, выразительно исполнять знакомые потешки, стихотворения.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Формировать у детей представление о слове (в отличие от звука, слога и т.д.). Познакомить с термином предложение. Подводить де­тей к пониманию того, что предложения состоят из слов. Учить чле­нить предложения из 2 — 4 слов без предлогов и союзов, составлять предложения из ряда слов.


 




Закреплять представления о том, что звуки и слоги в слове, слова в предложении произносятся в определенной последовательности.

Правильно использовать термины: слово, звук, гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук.

Называть слова с заданным звуком. Учить детей проводить звуковой анализ трех- и четырехзвуковых слов различной звуковой структуры, т.е. устанавливать последовательность звуков в анализируемых словах; называть выделенные звуки в соответствии с их звучанием в слове; учить различать звуки: гласные, твердые согласные, мягкие согласные.

Учить детей делить слово на слоги. Выделять из слогов звуки.

Й год обучения

ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Совершенствовать звуковую культуру речи. Закреплять правиль­ное произношение звуков. Упражнять детей в дифференциации зву­ков на слух и в произношении (свистящих, шипящих, звонких и глу­хих, твердых и мягких согласных).

Укреплять и развивать артикуляционный и голосовой аппарат. Обучать детей литературному языку. Учить детей четко и внятно произносить слова и фразы, менять силу и высоту голоса, темп и ритм речи в соответствии со смысловым содержанием.

Развивать звуковой анализ слова. Учить вычленять в словах и фразах определенные звуки, слоги, ударение. Работать со схемами предложений и слов.

Работать над совершенствованием дикции, развитием голосового аппарата, правильной артикуляцией. Использование скороговорок, чистоговорок, потешек, шуток, стихов.

Развивать чувство ритма и рифмы. Работать над интонационной выразительностью при сочетании окончаний ритмической фразы («Наш зеленый крокодил...», «Где ты, зайчик, ночевал?», «Где ты, Катенька, была?» и т.п.).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Развивать лексическую способность за счет пополнения словаря синонимами и антонимами, умение правильно употреблять слова. Развивать у детей интерес к слову. Учить их выделять в предмете и правильно называть существенные признаки, обогащая словарь точ­ными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).


Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, упражнять в использовании их в речи.

Формировать правильное понимание переносного смысла в по­словицах, поговорках.

Вырабатывать умение оценивать высказывания, предложения, замечать и исправлять лексические ошибки в своей и чужой речи. Учить находить синонимы и антонимы в предложениях, текстах и подбирать их к заданным словам.

Продолжать упражнять детей в четком и внятном произнесении слов с соблюдением норм литературного языка, в смене силы, высо­ты голоса, темпа речи, в правильном использовании интонационных средств выразительности с учетом содержания высказывания, усло­вий речевого общения.

Формировать умение выбирать из синонимического ряда наиболее

подходящее слово (жаркий деньгорячий; жаркий спор

взволнованный), развивать понимание переносного значения слов в

зависимости от противопоставлений и сочетаний {ручей мелкий, а

река глубокая; ягоды смородины мелкие, а клубникикрупные).

Работать над уточнением понимания слов, противоположных по смыслу (что может быть глубоким? мелким? легким? тяжелым?). Использование пословиц и поговорок («Март зиму кончает — весну начинает», «Вещь хороша новая, а друг — старый»).

Работать с многозначными словами разных частей речи (бежит река, мальчик, время; растет цветок, дом, ребенок; острый нож:, суп, ум).

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Формировать морфологическую и синтаксическую сторону дет­ской речи. Активизировать речь в разных формах общения (беседа, рассказ, чтение стихов).

Развивать стремление к овладению грамматическими нормами (на­пример, слово пальто не изменяется; одетького! надетьчто! и др.). Упражнять детей в образовании существительных, прилагатель­ных, глаголов. Учить образовывать слова, обозначающие профессии, детенышей животных, предметы быта, подбирать однокоренные слова.

В специальных играх и упражнениях с грамматическим содержа­нием закреплять знания и умения, полученные детьми в предыдущие годы, но на более сложном словесном материале с опорой на на­глядное представление

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...