Определить значение просветителей в истории Донбасса
Назовите личность просветителя (4). А. Ему принадлежит заслуга устройства в России дешевой и краткосрочной начальной школы с 1 учителем на все 3 года обучения. Ушинский назвал эту школу зачатком новой народной школы с ее более жизненной программой элементарного образования. За шесть лет (1867-1873гг.) П.А.Корф напечатал пять учебников и руководств для народной школы: Б. Она открыла в Харькове бесплатную женскую воскресную школу, которую содержала на свои средства, а также основала школу для взрослых в селе Алексеевка Славяно-Сербского уезда Екатеринославской губернии. Ее пособие «Что читать народу» было высоко оценено Л.Н.Толстым, Г. Успенским, А.Чеховым. В. В 1843г. был назначен лесничим второго разряда, в Екатеринославскую губернию. Фактически с этого времени начинается деятельность В. Е. фон Граффа по степному лесоразведению. В нашем регионе было выделено «...самое лучшее место для создания в степи лесничества...Александровского округа в Великоанадольской пустоши пустопорожний участок №20 на речке Кашмач. Г.Он автор картин «Украинская ночь», «Березовая роща» и «Ночь на Днепре», которые сразу поставили его в первые ряды русских живописцев. Определить значение просветителей в истории Донбасса III.Изложение нового материала IV.Подведение итогов V.Домашнее задание Конец XIX — начало XX веков является временем появления спорта в современном его понимании. Первыми кружками, появившимися в Донбассе, были велосипедные. Это «Кружок славянских самокатчиков», «Юзовское Велосипедно-Атлетическое общество» (ЮВАО), Общества велосипедных любителей в Дружковке, Мариуполе. Для занятий этим видом спорта в Юзовке и Мариуполе были построены велотреки, на которых проводились всероссийские и международные соревнования. Здесь выступали чемпион мира француз Метров, из России — Бутылкин. Проводились также велопробеги и многодневные гонки.
В отличие от дорогостоящего и технически сложного велоспорта, более демократичные тяжелая атлетика и борьба имели в Донбассе большую популярность. Первым тренером по тяжелой атлетике был инженер В. Д. Данчич, который оборудовал спортзал в Юзовке. Заниматься в секции мог любой желающий. В Юзовке существовала атлетическая секция рабочих и спортивный кружок на квартире чемпиона России по тяжелой атлетике 1903 г. П. Грищенко. В Мариуполе был открыт кружок «Санитас», участники которого — атлеты Н. Ярощук, Я. Царицын и др. — получили признание спортивной общественности страны. Ужє в начале XX века не было в Донецком регионе спортивной дисциплины более популярной, чем футбол. Футбольные команды образовались в Мариуполе — «Никополь» и «Русский Провиданс», в Бахмуте, Енакиево, Константиновке, Славянске, Краматорске, Дружковке, Макеевке, в Юзовке — «ЮСО». Инициаторами «ЮСО» выступили британские служащие, в него входило 200 человек. Весной 1913 г. в Константиновке состоялось объединение спортивных обществ в футбол-лигу Донецкого бассейна. Заслуга создания Лиги принадлежит Вюфелю, лидеру «Краматорского спортивного общества». Лигой стали проводиться соревнования Кубок Донбасса. Развитие спорта шло и в других направлениях, открывались общества, занимающиеся греблей, теннисом, гольфом, конным спортом, шахматами, конькобежным спортом, гимнастикой, плаванием. Между 1913 и 1915 гг. в Мариуполе начал функционировать яхт-клуб. Таким образом, за короткий срок спорт стал неотъемлемой частью культурной жизни края. По некоторым показателям донецкие спортсмены и организации достигли уровня ведущих центров физической культуры России.
2.Предприниматели Донбасса · Русская Америка · Именно так назвал Донбасс Александр Блок, посетивший его в начале века. Действительно, общего тогда было много. Наш регион представлял собой огромный котел народов и культур. В него устремлялись энергичные люди, предприниматели со всей огромной Российской империи и даже из-за ее пределов. · Здесь все было в движении. Представители молодого региона были полны сил, амбиций и строили грандиозные планы на будущее. · Бизнесмен из Русской Америки в этом смысле весьма отличался от своих коллег-современников из других регионов страны (в особенности от предпринимателей местечкового типа соседней Малороссии). · По сути дела, предпринимательская культура в Донбассе на рубеже веков сформировалась путем симбиоза западноевропейской культуры бизнеса, которую принесли сюда многочисленные зарубежные инвесторы-промышленники, традиционной русской культуры, представляемой высокообразованной прослойкой предпринимателей-инженеров, потомков помещиков и купцов и "почвеннической" культурой многочисленных народов, которые поселились в Донбассе - греков, евреев, немцев, украинцев и прочих. · Предприниматели, впитавшие в себя дух этого "котла", как правило, не были стеснены какими-либо шаблонами. Они мыслили масштабно и действовали активно. · Многие донецкие промышленники, построив свои империи в Донбассе, начинали энергично продвигаться в другие регионы. · При этом нельзя сказать, что деньги и бизнес были единственными ценностями для донецких предпринимателей. · Многие из них были выдающимися учеными и меценатами, активно занимались благотворительностью, строили церкви, школы, возводили целые города и поселки. В общем, создавали тот регион, который впоследствии в стратегических планах германского генерального штаба в обе мировые войны назывался не иначе как "русский Рур - индустриальное сердце России". · Откуда они пришли? · В промышленное предпринимательство в Донбассе пришли представители разных социальных групп. Среди них были вчерашние помещики И. Г. Иловайский, П.А. Карпов, С. И. Рутченко и другие, выходец из купеческого сословия А. К. Алчевский, мариупольские купеческие семьи Хараджаевых, Региров. Особую группу предпринимателей составляли менеджеры крупных акционерных обществ. Это были П.Н. Горлов, Н.С. Авдаков, А. А. Ауэрбах, А. А. Свицын и другие. Их путь в предпринимательские слои, как правило, был связан с периодом работы в должности управляющего рудником либо инженером. Эта работа высоко оплачивалась. Несколько лет работы давали возможность скопить немалые средства, а в последствии открыть собственное дело.
· Представители этой группы предпринимателей являлись наиболее яркими выразителями идей "третьего сословия".благодаря их настойчивым усилиям была создана первая в России представительская организация деловых людей - съезд горнопромышленников юга России. Учредительный съезд состоялся в ноябре 1874 года в городе Таганроге (кстати, вопрос о проведении съезда был окончательно согласован именно в Донецке (Юзовке) - за обедом в особняке основателя Донецкого металлургического завода Джона Юза, в котором участвовали Горлов, Ауэрбах и министр государственного имущества Российской империи П.А. Валуев). · Вначале был уголь · Основой для развития предпринимательства в нашем регионе послужили его природные богатства. Прежде всего каменный уголь. Однако, хотя его залежи были открыты уже достаточно давно, поставить на широкую ногу угольный бизнес мешала отдаленность Донбасса от тогдашних металлургических центров страны - Царства Польского и центральных районов страны. · Поэтому о действительно серьезном бизнесе в нашем регионе можно было вести речь лишь с конца 60-х годов, когда в Донбассе развернулось железнодорожное строительство. · Московский предприниматель С. С. Поляков учредил акционерное общество Курско-Харьковско-Азовской железной дороги в марте 1868 г., а уже в 1869 г. на дороге открылось регулярное движение поездов. А 1 декабря 1878 г. открылось движение на Донецкой каменноугольной железной дороге, проложенной параллельно продольной оси Донецкого кряжа, от которой во все стороны отходили местные линии. · Железные дороги выступили в качестве потребителя донецкого угля, а также стали важными артериями, по которым топливо поступало в другие регионы страны.
· Вслед за этим регион пережил первую волну предпринимательской активности, так называемую "угольную горячку", которая началась в конце 60-х годов и протекала целое десятилетие. В Донбасс устремились десятки предпринимателей и авантюристов со всех регионов огромной Российской империи. Многие из них обанкротились и прекратили промышленную деятельность. Другие справились с трудностями становления собственного дела. · Металл в Донбассе · Металлургическая отрасль в Донбассе начала развиваться еще в 60-70-х годах прошлого века. Строительство нынешнего ДМЗ, например, было начато еще в 1869 г., а закончено в 1872 году (основатель завода Джон Юз, как рассказывают современники, держался особняком от остальных предпринимателей региона, и лишь его дети вступили в союз промышленников юга России). Однако вплоть до начала 90-х годов в Донбассе было всего два металлургических завода, которые являлись далеко не самыми крупными потребителями донецкого угля. · В начале 80-х годов XIX столетия Н. С. Авдаков, П. Н. Горлов и горный инженер, председатель комиссии выборных от углепромышленников Донбасса А. Ф. Мевиус подготовили экономическую записку в правительство империи, в которой убедительнейшим образом доказали, что развитие горной отрасли сдерживалось отсутствием крупных местных потребителей угля в Донбассе. · Впрочем, правительство лишь косвенно помогло развитию металлургической отрасли региона. Основным же прародителем металлургии Донбасса выступил иностранный капитал. Иностранцев привлекал наш регион многим. Прежде всего, высокой нормой прибыли, учитывая низкую себестоимость продукции (близость сырьевой базы, дешевая рабочая сила и т.д.). Среди европейских биржевых спекулянтов в начале века даже ходила поговорка: "С юга России - значит прибыльный". Во-вторых, протекционистская политика государства по отношению к внутреннему рынку металла делала для европейских металлургических магнатов более выгодным не экспорт металла в Россию, а экспорт инвестиций. В-третьих, правительство щедро обеспечивало предприятия государственными заказами. В-четвертых, денежная реформа, проведенная премьер-министром С.Ю.Витте в конце 90-х годов XIX века, сотворила стабильный и мощный рубль, что обеспечило колоссальную прибыльность вложений в рублевые активы (в том числе и в строительство предприятий). · Учитывая все эти факторы, неудивительно, что уже с начала 90-х годов в нашем регионе начался настоящий металлургический бум. Именно в это десятилетие были построены металлургические заводы в Мариуполе - "Никополь" и "Русский Провиданс" (дочернее предприятие бельгийской компании "Провиданс", ныне ММК им. Ильича), Макеевский металлургический завод (инвестор - французская фирма "Унион"), Краматорский металлургический завод (немецкие инвесторы), Енакиевский металлургический завод (бельгийцы). Во многих проектах в качестве учредителей участвовали и донецкие предприниматели - Алчевский, Иловайский и другие.
· Предприниматели и государство · Те, кто прочитав все вышесказанное, пришли к выводу, что государство и предприниматели в дореволюционной России жили душа в душу,- глубоко ошибаются. Фактически, предприниматели работали в условиях разрешительной с темы (это чувствовалось везде,начиная от налогов и заканчивая размещением государственных заказов). В определенном плане функцию защиты экономических интересов предпринимателей Донбасса выполнял съезд горнопромышленников. Однако в большинстве случаев деловые люди не были настроены идти "на принцип", предпочитая с чиновниками дружить. · Именно поэтому в числе учредителей большинства крупных компаний нашего региона (в особенности иностранных) было так много высокопоставленных сановников из Санкт-Петербурга. Какие производственные обязанности у них были при дворе государя императора, нынешним украинским предпринимателям, думаю, объяснять не надо. · Исключения здесь составляли единицы. Однако судьба их была незавидна. Очень показателен в этом отношении пример крупнейшего предпринимателя нашего региона Алексея Алчевского. Последний с чиновниками не якшался, государственные заказы брать не стремился, правительство не "подмазывал". Его предприятия работали прекрасно и без этого. Так продолжалось до 1900 года, когда разразился мировой экономический кризис - и Алчевский понес серьезные убытки. Его империя стояла на грани краха и предприниматель, поступившись принципами, поехал в Петербург на поклон к тогдашнему премьеру - графу С. Витте, просить того разместить на его заводах государственные заказы. Граф, памятуя строптивый нрав Алчевского, в его просьбе отказал. Тот попытался пойти другим путем и предложил правительству крайне выгодный коммерческий вариант; он брался разместить на льготных для России условиях государственные облигации на европейском рынке (преимущественно в Бельгии) в обмен на размещение государственных заказов на его предприятиях. Однако Витте и его аппарат остались глухи к просьбам предпринимателя: независимый Алчевский правительству был нужен только в одном качестве - как пример того, что с государством не надо ссориться. Пример действительно оказался очень поучительным - в 1901 году, приехав из очередной поездки в Петербург, Алчевский бросился под поезд... · Предприниматели и рабочие · Донецкие предприниматели одни из первых в России осознали необходимость проведения того, что сейчас называется социальной политикой. · Отчасти этому есть вполне прагматическое объяснение. Построив, допустим, завод где-нибудь в степи, предприниматель был вынужден обеспечивать своих рабочих каким-то жильем и поддерживать их трудоспособность - то есть строить поселки, больницы и прочее. · Еще в 1884 году одной из первых в России в Донбассе была создана благотворительная организация помощи рабочим "Товарищество помощи горнорабочим юга России", которая оказывала материальную помощь тем, кто потерял трудоспособность в результате несчастного случая. Только за 1906 - 1908 годы затраты владельцев шахт Донбасса на обеспечение травмированных рабочих превысили 6 млн. рублей. В ряде регионов Донбасса, в частности в Макеевке, были созданы горноспасательные станции. · Кроме того, на средства предпринимателей Донбасса были открыты начальные школы, гимназии, реальные и коммерческие училища, построены больницы, то есть создана социальная инфраструктура региона. · Хотя, конечно, отношения между рабочими и их хозяевами до идеальных были далеки. Постоянные волнения на шахтах и заводах, бунты во времена смуты 1905 - 1907 годов и, наконец, дикая вакханалия 1917 - 1918 годов - тому красноречивое подтверждение. Впрочем, в те далекие времена примерно то же самое имело место и во всех прочих цивилизованных странах. Эпоха, знаете ли... · Донбасс как плод частной инициативы · Донбасс в определенном смысле является уникальной областью. Он возник как цельный регион не благодаря государеву велению или решениям Госплана и не как результат традиционного эволюционного развития от аграрной общины к индустриальному городу. Его рождение - заслуга прежде всего частной инициативы десятков, сотен предпринимателей, буквально в голой степи за несколько десятилетий построивших целые города и поселки, заводы, шахты, рудники, железные дороги, морской порт и многое другое, что затем, в течение целого столетия, определяло развитие нашего региона. · Валерий ЛЯШЕНКО, канд. ист. наук, доцент Донецкого института экономики и хозяйственного права · · Крупнейшие предприниматели Донбасса · Авдаков Н.С. Крупнейший менеджер России конца прошлого века. Его годовой доход составлял свыше 400 тысяч рублей. Горный инженер, действительный статский советник, он был директором рутченковского горнопромышленного общества, председателем Совета съезда горнопромышленников юга России, директором общества Северо-Донецкой железной дороги, членом правления алексеевского горнопромышленного общества. Его интересы не ограничивались пределами Донбасса. Он был членом правления общества Брянских каменноугольных копей и рудников, Ленского золотопромышленного товарищества, директором николаевских заводов и верфей, ответственным агентом французского горнопромышленного общества на юге России. К его советам и высказываниям прислушивались не только участники съездов горнопромышленников юга России (которым он фактически руководил), но и государственные сановники в Санкт-Петербурге. · Свицын А.А. Еще один ведущий менеджер нашего региона. Начинал свой трудовой путь в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). С 1908 и по 1918 годы был техническим директором Новороссийского акционерного общества (ныне - ДМЗ). Его сильной стороной была хорошо продуманная социальная политика. В годы Первой мировой войны вплоть до 1917 года на предприятии не было ни одной забастовки. С 1916 года, когда англичане продали предприятие русскому правительству, Свицын фактически стал руководителем завода. По тем временам это был очень богатый человек: его годовой оклад составлял 40 тысяч рублей, плюс он имел 0,5% от прибыли завода. В Советские времена он не уехал из России, а занимался горной наукой. В 1937 году - расстрелян. · Алчевский А.К. Родился в Сумах, долгое время жил в Харькове, из купцов. Алчевский знаменит тем, что создал одну из первых в России промышленно-финансовых групп и современном понимании этого слова, которая включала в себя банки, шахты, металлургические заводы, железнорудные рудники (под Кривым Рогом),а также транспортные компании. Начинал он с финансовой деятельности. Им было было основано в Харькове два банка и общество взаимного кредита. Благодаря своему детищу - Харьковскому земельному банку (первому банку России, который начал заниматься ипотечным кредитованием) - он сумел приобрести участки земли в Донбассе, в недрах которых были обнаружены залежи угля. В результате он создал Алексеевское горнопромышленное общество, в которое входило несколько шахт. Он же был и основателем Донецко-Юрьевского металлургического общества (нынешний Алчевский металлургический комбинат). На паях с бельгийскими компаниями выступил учредителем металлургических заводов в Мариуполе. Покончил жизнь самоубийством в 1901 году (о причинах трагедии - смотрите в соседнем материале "Донбасс, который мы потеряли"). · Иловайский И.Г. Происхождением из донских казаков. Иловайский и его потомки фактически создали Макеевку как крупнейший промышленный центр региона. Иловайским была начата разработка крупнейшего в регионе Макеевского горного рудника. Он первым в Донбассе построил на собственные средства подъездную железную дорогу к своим рудникам. Кроме того, Иловайский из слободы Зуевка перевез в Макеевку ремонтно-механическую мастерскую и на ее базе построил труболитейный завод, а его сын участвовал вместе с французскими инвесторами в создании Макеевского металлургического завода.
IV.Подведение итогов Значение благотворительной деятельности? V.Домашнее задание: подготовить сообщения
Развитие в Юзовке получил и спорт. В 1915 году спортивное общество Новороссийской компании насчитывало 200 членов, а гимнастическая команда “Соколы” — 80 человек. “Соколы” пережили и войны, и революции, и выступали в Юзовке даже в 1920 году. Хотя считалось, что рабочих в составе этих спортивных обществ не было, отмечает израильский профессор, тем не менее, бывший юзовский рабочий Никита Хрущев вспоминал в 1961-ом, что в молодости играл в составе местной футбольной команды. В начале ХХ века в нашем городе уже проводились международные встречи по футболу. В сентябре 1911 года на стол вице-губернатора Екатеринославской губернии камер-юнкера Татищева легло прошение о разрешении открытия в Юзовке спортивного общества. Прошение было удовлетворено, и в октябре все того же 1911 года в рабочем поселке появилась новая спортивная организация. Новая — потому что в Юзовке и до него существовало немало спортивных обществ. Исследователь спортивного движения в Донбассе Евгений Розанов в своей книге «Спорт нашего города. 1900 — 1965″ рассказывает, что в начале ХХ века в Донбассе специфической чертой спортивного движения были универсальность и массовость. Самыми популярными видами были: велоспорт, тяжелая атлетика, гимнастика, борьба и футбол. Клуб «Зебра». 1911 г. Однако все спортивные начинания существовали на уровне одноразовых акций. Созданное Юзовское спортивное общество привнесло в развитие спорта нашего края систему. Устав общества гласил: «Юзовское спортивное общество имеет цель содействовать развитию и распространению среди членов всякого рода спортивных игр, гимнастики, фехтования и прочего в целях укрепления и восстановления здоровья. Для достижения означенных целей общество имеет право: устраивать все необходимое для занятий и изучения всех видов спорта в особом помещении или на открытом воздухе; устраивать отдельные чтения и лекции по вопросам, относящимся для целей общества; устраивать всевозможные игры, экскурсии, упражнения и состязания публичные и непубличные, а равно и всякого рода развлечения для членов общества». Провозглашалось, что членом общества может стать любой житель города как мужского, так и женского пола. Однако размер членских взносов эту возможность корректировал весьма существенно: члены общества делали два взноса — единовременный при вступлении — 2 рубля и ежегодный — 5 рублей. Сумма в итоге получалась немалая, и заплатить ее могли только те, кто получал приличную зарплату, что и делало спорт привилегией богатых. Общество развивало разные виды спорта, но главным для него все-таки оказалось любимая игра англичан — футбол. Как писал в своей книге Е. Розанов, футбольное поле построили на ровной поляне возле пруда. Правда, денег на постройку ограды не было, и поле окружили неглубоким рвом, потом поставили ворота и приступили к тренировкам. Современники событий вспоминают, что футбольная секция насчитывала 50 человек, составивших взрослую и детскую команды. Встречи проводились самые разные, в том числе, как свидетельствуют сохранившиеся в областном краеведческом музее фотографии, и с футбольной командой, приехавшей из Англии. Футбол в начале XX века развивался преимущественно в больших городах, способных проводить собственные соревнования. Чемпионат страны находился в зародышевом состоянии из-за транспортной проблемы. Представьте, каково было переехать командой по железной дороге (или на лошадях) из города в город. Это по безразмерной России-то! Причем спортсмены были не профессиональные, все больше из технической интеллигенции. Между матчами приходилось и поработать. Игра в футбол. 1911 г. У историков и статистиков донецкого футбола нет однозначных ответов на вопросы, что считать датой рождения донецкого футбола и кто лично наиболее причастен к этому событию. Есть, например, в архивах Ежегодник Всероссийского футбольного Союза за 1912 год (1-й год издания), в котором на стр.196 в числе кандидатов в члены Всероссийского футбольного Союза названо ЮЗОВСКОЕ СПОРТИВНОЕ ОБЩЕСТВО, в задачу которого входило «содействовать развитию и распространению среди чинов всякого рода спорта, спортивных игр, гимнастики, фехтования и прочего в видах укрепления и восстановления здоровья». И указано, что его Устав утвержден 30 сентября 1911 года. Председатель общества — британский подданный Джон Генри Инзли, начальник рельсопракатного цеха металлургического завода. Правда, в некоторых справочниках датой рождения принято считать год 1910-й, ибо именно тогда английские служащие Юзовского (ныне Донецкого) металлургического завода организовали свою футбольную команду при «Спортивном обществе». Были в команде и трое русских — Г.Мармазов, В.Афонский и К.Масленников, но тон задавали англичане. Их манера, стиль, даже тренировочный процесс не могли не стать объектом подражания для возникших совсем скоро рабочих команд. Греха в этом никакого, кроме разве благодарности за науку. Что оставалось делать в таких условиях футболистам промышленных поселков Донбасса? Не вариться же в собственном соку! Вот они и объединились. Инициатива создания Футбол-лиги Донбасса принадлежит председателю «Краматорского спортивного общества» (КСО) Вюрфелю. Учредительный съезд состоялся в Константиновке в апреле 1913 года. Более точная дата, к сожалению, не сохранилась. Не удалось отыскать и подробные сведения о «крестном отце» Лиги Вюрфеле. Можно сказать лишь, что, по всей вероятности, он был бельгийцем. Юзовское спортивное общество Председателем Лиги стал некий господин Дрейман, представлявший «Клуб любителей футбольной игры» из Дружковки, секретарем —Ульрих (КСО). Сами видите, у истоков стояли все больше иностранцы. В руководстве спортивных объединений Донбасса тоже были почти сплошь англичане, бельгийцы, французы, они же составляли основу команд. Хотя и местные парни потихоньку завоевывали себе место на футбольном газоне. Потом и вовсе вытеснили отцов-основателей. Краматорчанам было поручено все делопроизводство Лиги. Всего же в состязания ввязались 4 команды — Дружковка, Константиновка, Юзовка (нынешний Донецк) и Краматорск (на тот момент населенный пункт именовался станцией Краматорской, Краматоровкой и даже Крематорской). Почему именно эти поселки объединились? Да они находились на одной железнодорожной ветке, что в какой-то степени решало транспортную проблему. Сезон 1913 года в Донбассе был открыт матчами между футболистами Краматорска и «Юзовского спортивного общества» (ЮСО). Сначала 15 (28 по новому стилю) апреля в Юзовке команды скатали ничейку — 3:3. За Юзовку играло 3 местных жителя и 8 британцев. Затем 21 апреля (4 мая) в Краматорске хозяева поля неожиданно проиграли 0:1. Неожиданно, потому что команда КСО рассматривалась специалистами как самая перспективная в Донбассе. Ей прочили и победу в розыгрыше I Кубка Футбол-лиги Донбасса, который стартовал 28 апреля (11 мая) 1913 года. Вот эту встречу можно назвать первым официальным матчем в истории Донбасса. Все, что было до того, — сплошное любительство, игры от случая к случаю. Краматорское спортивное общество ЮСО принимало на своем поле представителей Дружковки и выиграло со счетом 2:1. Взяв бодрый темп, «английская команда» Юзовки не сбросила его до конца розыгрыша и выиграла Кубок-1913, получив неплохую спортивную прессу. С апреля 1914 стартовал второй турнир на призы Футбол-лиги Донбасса. Изначально предполагалось, что в ряды соревнующихся вольются еще 4 коллектива — два из Мариуполя («Никополь» и «Русский провиданс» — по названию заводов), по одному из Бахмута (ныне Артемовск) и Енакиево. Но этого не случилось. Можно спорить — дело в транспортной проблеме! Так что играли все те же основатели Лиги. Встречи 1 круга («весенние матчи») проистекали вплоть до 29 июня 1914 года. Вопреки ожиданиям, фаворит состязаний Юзовка упустила лидерство. В 5 матчах команда потерпела два поражения и с 6 очками заняла лишь 3 место. Первую и вторую позиции поделили Дружковка и Константиновка. А дальше была война. Первая мировая многое изменила. Игроки стали менять бутсы на армейские боты. Например, из Юзовки в британскую армию ушли футболисты ЮСО Джеймс Доре, Джон Вискин, Дэвид Джеймс (в 1916 году погиб во Франции). Так это только те, о ком сохранились сведения. Остался ли Кубок Лиги? Трудно сказать, архивы молчат. Но то, что война не убила футбол — это точно. Нет-нет да и мелькнет в старых газетах между сводками с фронтов скупой отчет о матче. Команды даже проводили благотворительные игры с отчислениями лазаретам. Достоверно можно сказать, что команда Юзовки выиграла первенство Юга России 1915 года. В самый разгар первой мировой! Потому что война войной, а футбол — по расписанию. Василий Разоренов, будущий знаменитый донбасский металлург, кавалер высшей государственной награды — ордена Ленина, впоследствии вспоминал: Впрочем, хозяева (а по сути гости) иногда давали местным ребятам попробовать попинать мяч ногами, но (вот они капиталистические гены) за… одну-две копейки. Это тоже были деньги, которых и так не хватало, и Вася Разоренов, вместе с другими хлопцами, сам мастерил мяч — из обрезков кожи, старых голенищ, набитых соломой или тряпками. От земли мяч почти не отскакивал, но время Старухина еще не просматривалось, и игра шла низом. И вот интересная связь времен. Спустя 50 лет, оценивая в 60-х годах успехи флагмана донецкого футбола, старейшина футбольных обозревателей страны Мартын Мержанов (к слову, родом из Славянска) писал: «Манерой игры «Шахтер» напоминает английский клуб… команду, которая грамотно использует силовые приемы, владеет рациональной (типичной для северных команд) техникой и длинными точными передачами, которые позволяют ей остро атаковать… Их игра оставляет цельное впечатление». Велосипедистка начала Первые шаги тяжелой атлетики, гиревого спорта, в Юзовке связаны с именем инженера В.Д. Данчича. В 1901 г. в небольшом промышленном посёлке был построен циклодром (велотрек). Осенью 1901 г.- на новых бетонных дорожках уже, проводились первые тренировочные заезды велосипедистов. В те далекие годы, развитие велосдорта без наличия треков было попросту невозможно. Сам циклодром был явлением уникальным. В Донбассе,- кроме Юзовки, такие сооружения находились лишь в Дружковке и Мариуполе. Велоспорт всегда был «технически сложным видом спорта», а уж в начале века далеко не каждый мог позволить себе иметь велосипед и соответствующую амуницию. Значительными были и членские взносы. Все эти причины ограничивали круг занимающихся. Но хотя число велосипедистов было не велико, создается Юзовское велосипедно-атлетичёское общество, (ЮВАО). Мужчина с велосипедом В сентябре 1902 г. в журнале «Спорт» состоялось представление этой организации спортивной общественности России. ЮВАО добилось значительных успехов. Циклодром общества был по тем временам одним из лучших в России (имел в окружности 1/2 вер-сты). На нем проводились соревнования всероссийского и международного уровня. Среди местных велосипедистов особыми успехами выделялся А.А. Подгайский. Спортсменами хорошего уровня были Головков (чемпион Донецкого бассейна 1902 г.), Демченко, Шпатюков. Весной 1903 г. циклодром перешел в руки двух распорядителей — А. Подгайского и С. Андиаиопольского. Следует отметить, что эти энергичные, любящие спорт люди сделали очень много для популяризации велоспорта в Юзовке. Ими было введено денежное поощрение победителей соревнований, члены общества были обеспечены гоночными костюмами. Для привлечения публики зачастую устраивалась демонстрация технических новинок. Таких, как гонка с велосипедом-тандемом, состязание с участием «мотоциклетки», фиксация результатов соревнований с помощью автоматического секундомера. Это было для юзовцёв действительно интересно и ново. Сельские велосипедисты Частыми гостями юзовского циклодрома были лучшие гонщики из других городов Эдвардс (Санкт-Петербург), Жуков (Екатеринослав), Седов (Одесса), Куличенко (Симферополь), Толмачев и Брызжев (оба Луганск), Хмуров (Харьков), Костин (Ростов-на-Дону). А добраться до Юзовки было совсем не просто. На одно из соребнований летом 1903 г. гонщик Эдварде из Санкт-Петербурга добирался в течение 3 суток: по железной дороге, а потом 18 верст на лошадях со станции — к месту состязаний. Лето 1903 г. прошло под знаком соперничества за пальму первенства между Подгайским и Муриным Мурин смог обойти своего опытного соперника и 7 сентября 1903 г. выступал на соревнованиях в Екатеринославе в звании чемпиона Юзовки. Литература: · История рабочих Донбасса т.1 / Кульчицкий С.В.— К.: Наукова думка, 1981. — 328 C. · История городов и сел УССР. Донецкая область. Киев — 1976 г. · Михаил Соколовский · Вечерний Донецк, № 115 (8171) от 05.08.2005 «В Юзовке тоже кричали: «Оле-оле-оле-оле!»». · Донецкому «Металлургу» — 10 лет! Футбол в Украине и в мире · А.А.Бабешко, М.Ю.Левицкого «Донецкий футбол. ХХ век» 1998 г. · Комсомольская правда — Донецк, 16.04.03 г. «Юзовка — чемпион!» Руслан МАРМАЗОВ. · «Вояж» как единственный в своем роде
«Рождение Донбасса — заслуга прежде всего частной инициативы десятков, сотен предпринимателей, буквально в голой степи за несколько десятилетий построивших целые города и поселки, заводы, железные дороги и многое другое, что затем, в течение целого столетия, определяло развитие нашего региона» То, что Донбасс до 1917 года являлся крупнейшим центром развития предпринимательства в Российской империи, в советские времена знал разве что узкий круг специалистов. Однако и сейчас развитие предпринимательства в нашем регионе на рубеже прошлого и нынешнего веков остается, прямо скажем, в историческом смысле белым пятном. Что, конечно же, очень несправедливо. Донецкие предприниматели этой эпохи стоят того, чтобы о них вспоминали и спустя столетие. Ибо именно частная инициатива этих людей, их предпринимательский дух создали наш регион. Блок Александр Александрович (1880-1921) В начале прошлого века Александр Блок, посетив Донбасс, назвал его Новой Америкой — за невиданный для российских просторов динамизм развития, предприимчивость менеджеров и смешение народностей в едином «плавильном котле». Историческая общность, позднее названная советским народом, начала формироваться еще во второй половине XIX века именно в Донбассе. Туда ехали на заработки со всей империи, формируя новую субкультуру индустриального города. Туда тянулись инвесторы, предприниматели, инженеры. Всех влекли три фактора: колоссальные месторождения угля и железной руды (в Кривбассе) и, как следствие, уникальная эффективность металлургического бизнеса. Александр Блок. «Новая Америка». 12 декабря 1913 … А уж там, за рекой полноводной, Где пригнулись к земле ковыли, Тянет гарью горючей, свободной, Слышны гуды в далекой дали… Иль опять это — стан половецкий И татарская буйная крепь? Не пожаром ли фески турецкой Забуянила дикая степь? Нет, не видно там княжьего стяга, Не шеломами черпают Дон, И прекрасная внучка варяга Не клянет половецкий полон… Нет, не вьются там по’ ветру чубы, Не пестреют в степях бунчуки… Там чернеют фабричные трубы, Там заводские стонут гудки. Путь степной — без конца, без исхода, Степь, да ветер, да ветер, — и вдруг Многоярусный корпус завода, Города из рабочих лачуг… … Здесь все было в движении. Представители молодого региона были полны сил, амбиций и строили грандиозные планы на будущее. Бизнесмен из Русской Америки в этом смысле весьма отличался от своих коллег-современников из других регионов страны (в особенности от предпринимателей местечкового типа соседней Малороссии). По сути дела, предпринимательская культура в Донбассе на рубеже веков сформировалась путем симбиоза западноевропейской культуры бизнеса, которую принесли сюда многочисленные зарубежные инвесторы-промышленники, традиционной русской культуры, представляемой высокообразованно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|