Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение вальдорфской педагогики, идеи, лежащие в ее основе.

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

"Наша жизнь слагается из поступков свободы и несвободы. Но мы не можем додумать до природы. Ибо мы поистине люди лишь постольку поскольку мы свободны"

Рудольф Штайнер

"Философия свободы"

Отцом всей дошкольной педагогики считаю Фридриха Фребеля.

Но рассмотрим более подробно второй большой дар Германии мировой педагогической науке – вальдорфская педагогика Штайнера.

Вальдорфская педагогика - система методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.

Вальдорфская педагогика наиболее сложная по сравнению с другими педагогиками, например с педагогикой М. Монтессори. Прежде всего, потому, что здесь не берется за основу какой-то один принцип, который затем проводится через всю систему, и из которого мы можем дедуктивно вывести вообще все. Например, Монтессори - педагогика построена на идее, что ребенок развивается сам. Это альтернатива тому, что взрослый извне, своими действиями направляет, навязывает ребенку, как и с какой скоростью ему развиваться. «Помоги ребенку сделать это самому» - девиз педагогики. Дидактический материал выстраивается таким образом, чтобы ребенок, самостоятельно занимаясь с ним, развивался в самодвижении. Конечно, идея саморазвития - это важная идея, но она должна присутствовать в любой педагогике, но здесь она проводится начиная с дошкольников через всю систему как основной принцип.

Вальдорфская педагогика отличается тем, что считается с глубокими метаморфозами развития ребенка в разных возрастах и на разных ступенях. В зависимости от этого подходы кардинально меняются. Вальдорфский детский сад - это одна ситуация, младшая и средняя школа- это две абсолютно другие ситуации, а старшая школа - еще и третья ситуация.

Вальдорфскую педагогику никак не отнесешь к направлению раннего интеллектуального развития. Она привлекает тех, кто ищет не схем и методик, но душевной, творческой атмосферы. Однако за любым творческим педагогическим методом стоит, как правило, некое мировоззрение, своя духовная реальность. В основе вальдорфской педагогики лежит антропософия - оккультно-мистическое учение немецкого философа-мистика Рудольфа Штайнера. Философ ставил целью воспитания раскрытие "тайных" способностей человека с помощью специальной системы.

Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики.

 

Возникновение вальдорфской педагогики, идеи, лежащие в ее основе.

Рудольф Штайнер(1861-1925гг.) без сомнения является одним из интереснейших и удивительнейших духовных явлений того времени. Он редактор и издатель естественно-научных трудов Гете; автор значительных трудов в области философии и теории науки; как основатель антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека; им были даны значительные импульсы архитектуре, театральном искусстве, создано новое искусство движения- эвритмия; основанный им метод ведения сельского хозяйства, а идеи в области социальной жизни положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков; и, наконец, нельзя не упомянуть о вдохновленной им лечебной педагогике и медицине. Однако, наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогических учреждений - прежде всего, детских садов и школ - работающих на основе созданной им педагогики. Учение и обучение являются, пожалуй, основным мотивом всей его жизни.

В течение многих столетий в европейской педагогике бытовало мнение, что ребенок - это "недоделанный взрослый". Методом кнута и пряника надо его усовершенствовать, чтобы он занял надлежащее ему по рождению и материальному положению место в обществе.

Штайнер одним из первых в Европе заговорил о том, что малыш обладает безграничными творческими и духовными возможностями, что родители и воспитатели должны не стремиться, скорее, сделать ребенка взрослым, а наоборот, помочь ему подольше оставаться маленьким, полнее раскрыть свой творческий потенциал, насладиться всеми прелестями раннего возраста.

В 1919 году Рудольф Штайнер пишет " Воззвание к немецкому народу и культурному миру", где он впервые публично формирует свой план переустройства общества в соответствии с требованиями современности. Под этим воззванием поставило подпись огромное количество людей, среди которых были многие видные деятели общественной жизни Германии того времени, как например, профессор права Вильгельм фон Блюме, создатель новой вюртембергской конституции и пользовавшийся огромным авторитетом, Томас Манн и другие. Штайнер выступает с лекциями, посвященными социальному вопросу, перед образованной публикой, а также перед рабочими. В одном из таких выступлений он ярко обрисовал школу нового типа, как непременную составную часть свободной духовной жизни общества, без которой никакие внешние реформы не будут плодотворными на длительную перспективу. Старую школьную систему должна занять система образования, сориентированная соответственно на: целостное, всеобщее, "подлинно человеческое", живое и жизненное. Подчеркивалась роль искусства в воспитании. Безликого, серого "человека толпы", послушного колесика в государственной машине, должна была сменить яркая, свободная личность. Напичканного знаниями, но пассивного и непрактичного "профессора", должен был сменить активный, способный на создание нового, творческий тип личности, с сильной волей и развитой жизнью чувств. Таковы были идеалы, породившие многочисленные попытки изменить положение дел в системе образования Германии.

Поразительно, что вальдорфская педагогика, нашедшая свое практическое воплощение в Первой школе, сразу создается со всеми теми инновациями, которые характеризуют ее и по сей день. Создается впечатление, что Штайнер лишь терпеливо ждал подходящего момента, чтобы осуществить, годами вынашиваемые им педагогические идеи.

Девиз вальдорфской педагогики: нет раннему развитию. Воспитание в вальдорфском детском саду не рассчитано на развитие интеллекта и раннее обучение. Здесь строго избегают любой нагрузки на память и на мышление до 7 лет. Маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Мир абстрактных понятий чужд малышу, и не следует вводить его туда преждевременно. Если предоставить возможность духу и воле ребенка окрепнуть в «безынтеллектуальности», он сможет позже успешнее овладеть интеллектуальной сферы, необходимой современной цивилизации.

Еще одна важная особенность вальдорфской дошкольной педагогики заключается в ограничении на всякую оценку крохи. Оценка — как отрицательная, так и положительная — является вмешательством в процесс естественного развития, формой внешней власти взрослого. Ребенок, ожидающий оценки, действует под давлением, страстно желая похвалы или стараясь избежать порицания. При этом он лишается возможности действовать исходя из своей сущности, из любви к самому делу.

Однако отсутствие оценок вовсе не означает общего безразличия к ребенку. Напротив, атмосфера доброжелательности и любви является основой и главным принципом вальдорфской педагогики. Только любовь к малышу, принятие его индивидуальности, позволяет раскрыться и развиться его неповторимой личности. Воспитатель должен стремиться избавить ребенка от необходимости самоутверждения и позволить реализоваться его собственным силам и способностям.

 

Вальдорфский детский сад.

Основной принцип жизни вальдорфского детского сада - ритм. Циклы концентрации в течение дня чередуются с циклами расслабления. Свободная игра, которой придают колоссальное значение, сменяются групповыми занятиями, за уборкой следует прогулка, за которой эвритмия. Считается, что ребенок чувствует себя гораздо комфортнее, когда знает, что он будет делать в каждый момент дня и недели: по понедельникам делаем салат, по вторникам рисуем акварелью, по средам лепим из воска… Ритм дня представляет собой чередование «выдоха и вдоха», т.е. самостоятельной деятельности, когда ребенок выражает и проявляет себя (выдох) и занятий с воспитателем, когда ребенок что-то вбирает в себя (вдох).

Считается, что ребенок руководствуется своим Высшим Я, развивается в соответствии с индивидуальным планом своей души, поэтому все инициативы ребенка поддерживаются, кроме опасных. Педагог не может вполне судить о целесообразности тех или иных действий ребенка, ведь он находится в той или иной степени закрытости, в зависимости от этапа развития личности, тогда как ребенок открыт. Следует беречь и поддерживать любую инициативу маленького ученика и как можно реже говорить ему «нет». Существуют только три причины, по которым можно отказать или запретить что-либо делать:

— если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);

— если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);

— если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене);

Чем реже воспитатель использует слово «нет», тем больший вес оно имеет. При этом запрет должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений.

Общий принцип природосообразности развития и воспитания конкретизируется в следующих положениях:

· Воспитание через подражание и пример.

· Культивирование разнообразных форм игровой деятельности, прежде всего свободной игры, ритмических игр, традиционных народных игр.

· Ритм и повторение

· Общий художественно-эстетический фон

Главное содержание работы в детском саду – освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей. Однако главной и самой важной деятельностью детей является игра. Все поведение воспитателя и оборудование детского сада должно способствовать свободной игре.

Вальдрфская группа - разновозрастная, и маленькие дети учатся, подражая старшим, и одеваться, и убирать за собой, и рисовать, и лепить. Все как в семье. А воспитательница выполняет роль мамы, которая занимается повседневными домашними делами: готовит, убирает, чинит детскую одежду, а время от времени присоединяется к ребятам: поиграть с ними, рассказать сказку или помочь в каком-то сложном деле.

Огромное внимание уделяют здесь ручному труду: все дети учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и ткацком станке. Соприкосновение с живыми, теплыми материалами, шерстью и шелком, деревом, воском и глиной здесь придают особое значение: считается, что это способствует правильному духовному развитию и интеллектуальному созреванию.

Не меньшую роль играют и занятия изобразительным искусством. Это не уроки рисования в общепринятом смысле, а игры с красками, во время которых дети учатся находить самостоятельные творческие решения, а не копировать данный воспитательный шаблон. Причем красок дается всего три: красная, желтая и синяя. Дети должны сами составить дополнительные цвета из основных.

Ежедневно в группе проводится так называемая ритмическая игра: своеобразное сочетание свободных движений с музыкой, пением, декламацией стихов. Кроме того, рассказывая ребятам сказку, воспитательница сопровождает ее игрой на каком-то музыкальном инструменте: ксилофоне, флейте, лире. Эти инструменты свободно лежат в группе, и каждый ребенок может взять его и попробовать поиграть самостоятельно.

Хотелось бы отметить, что игрушки в вальдорфских садах особенные.На деревянных полках, расположенных вдоль стены игрового помещения на уровне, доступном для детей, стоят разнообразные "игрушки": поленья, деревянные чурбаны, продольные срезы стволов березы, просто спилы веток и стволов, различной длинны и толщины, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры и другой подобный "строительный материал" – вальдорфский вариант привычных кубиков. Но не стоит думать, что игрушки, в привычном смысле этого слова отсутствуют вовсе. Руками воспитанников, учеников школы, родителей и самих педагогов создаются красивые куклы, гномы, животные, эльфы и другие обитатели волшебного мира детства. Настоящие кубики редко встречаются в игровых комнатах – вальдорфские педагоги неохотно используют игрушки с четкими, геометрически определенными формами, которые самой своей формой задают уже готовые способы работы с ними. Также плохо они относятся к игрушкам и конструкторам из пластмассы и других искусственных материалов. Вальдорфская дошкольная педагогика проповедует своеобразную философию игрушки: детям предлагаются простые игрушки из природных материалов. Они предоставляют возможность дополнить предмет в игре до полного образа, активируя при этом свою фантазию. Малыши могут сотворить из простой деревяшки или платка нечто неожиданное. Предмет становится тем, что делает из него творческая фантазия ребенка. Игрушки, по возможности должны быть такими, чтобы только намекать на свою возможную функцию и позволять использовать себя в игре многофункционально. Так, кусок голубой материи может стать озером, звездным небом, крышей у магазина или стенами пещеры.

В играх "принимает участие" и "обычная" мебель. Дети могут построить высокую башню, поставив друг на друга несколько столов и стульев и накрыв их платками. В башне находится в заточении принцесса, которую надо освободить. Так в игре оживает сказочный сюжет, бывший накануне содержанием праздника. Часто ребята повторяют один сюжет на протяжении многих и многих дней.

Главным позитивным методом воспитания и основной педагогической установкой является подражание воспитателю. Вся жизнь ребенка до 7 лет является непрерывным воспроизведением того, что происходит вокруг. При этом подражание понимается не как повторение чужих движений или слов, а скорее как «заражение», как переживание себя и своей связи с миром. Поэтому нужно строго следить за тем, чтобы в окружении малыша не происходило ничего, чему он не должен был бы подражать. Воспитание примером. В дошкольном возрасте нравственные чувства ребенка, его доброта и отзывчивость проявляются главным образом в сфере отношений со сверстниками.

 

Подводя итоги краткому описанию дошкольного образования в Германии, можно отметить с одной стороны эклектичность его теоретической основы, а с другой – единство ценностных установок воспитания.

Эклектичность научных оснований заключается в том, что в работе одного дошкольного учреждения соединяются методы работы разных педагогических систем. Прежде всего, это выбор занятия, материала и вида деятельности.

Своеобразный культ игры и разнообразной художественной деятельности, привлечение детей к разным видам совместного творчества, отсутствие единой программы сближает данную систему с Вальдорфским детским садом.

Особенности вальдорфского детского сада бросаются в глаза сразу: разновозрастной состав групп, особая эстетика интерьера и игрушек, творчество воспитателя и детей, активная вовлечённостью родителей. Элементы традиционной народной культуры, а так же праздники которые «проводят» детей через кругооборот года – органично вливаются в педагогическую деятельность.

Казалось бы, такой детский сад – идеальная среда для развития ребенка. И все же не все так просто. Проанализироваввальдорфскую педагогическую систему можно выявить как плюсы, так и её минусы:

Плюсы детского сада по вальдорфской методике:

• Отсутствие принуждения, оценки, уважение к личности ребенка и его свободному выбору.

• Воспитание через подражание и пример; через ясные, осмысленные, обозримые и доступные для участия ребёнка действия. Обучение новым навыкам так происходит естественно и просто.

• Организация здорового ритма жизни группы. Замечено, что многие психологические проблемы и проблемы, связанные со здоровьем могут быть решены при создании удобного, естественного ритма.

• Формирование разновозрастных групп.

• Создание пространства, способствующего развитию свободной игры, многообразная творческая активность детей.

• Эстетическое и эмоциональное развитие детей. Вальдорфская методика, одна из немногих, не только декларирует, но и кропотливо и постоянно проводит работу по формированию эстетического взгляда на мир, развитию творческого начала в ребенке. Много внимания уделяется эмоциональному комфорту воспитанников. Ненавязчиво в труде воспитываются волевые качества личности.

Минусы детского сада по вальдорфской методике:

• К какой бы религиозной конфессии вы ни принадлежали, нельзя забывать, что антропософия, учение, лежащее в основе вальдорфской педагогики, мягко говоря, не одобряет ни одна из традиционных церквей. Хотя педагоги в саду никакого мировоззрения не навязывают.

• В вальдорфском детском саду с детьми не занимаются ни чтением, ни письмом, ни основами математики, не дают им энциклопедических знаний о мире. Не имея подготовки, ребенку может быть трудно поступить в обычную, не вальдорфскую школу.

• В вальдорфских детских садах особенные игрушки: самодельные куклы из натуральных материалов, некрашенные игрушки из дерева и глины. Готовая фабричная игрушка может стать лишь объектом для манипуляций, но не для творчества – считают педагоги- вальдорфцы. Возможно, многие родители с этим и согласятся, но вряд ли дворовые приятели вашего малыша всерьез отнесутся к идее, что чурочки и тряпичные «голыши» круче радиоуправляемого автомобильчика и куклы с приданым. А значит, малыш или выпадет из детского (несадовского) общества, или, что более вероятно, будет играть дома в обычные магазинные игрушки, а значит, будет обречен вести двойную жизнь.

• Круг чтения в вальдорфском детском саду ограничен. К литературной авторской сказке (вроде «Мойдодыра»), рассказам о жизни детей и т.д. вальдорфские педагоги относится скорее негативно. Кстати, истории детям не читают, а рассказывают, и чтение детям книг дома, а не их пересказывание, не слишком одобряется.

• Специфический режим пребывания в саду (неполный день) подойдет далеко не всем родителям, которые хотят выйти на работу.

В общем и целом, вальдорфская педагогика говорит о том, что нравственное развитие детей во многом определяется не только общественными установками, влиянием семьи и врожденными задатками, но прежде всего условиями жизни и воспитания ребенка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...