В оформлении переплета использован фрагмент картины 34 глава
Федотов Т.П. (1886—1951), русский философ, историк, публицист 269-270 Фома Аквинский (1225—1274), средневековый католический философ 289 Франк С.Л. (1877—1950), русский философ 271 Франклин Б. (1706—1790), американский политический деятель и публицист 293—294 Фрейд 3. (1856—1939), австрийский психиатр и невропатолог, создатель психоанализа 313, 314, 321, 335, 383. Фромм Э. (1900—1980), немецко-американский философ, психоаналитик 230- 231, 235-238, 266 Фурье Ш. (1772—1835), французский социальный мыслитель, утопический социалист 314—315 Цицерон М.Т. (106—43 до н.э.), римский мыслитель, оратор, политический деятель 9 Чаадаев П.Я. (1793—1856), русский философ 307 Чернышевский Н.Г. (1828—1889), русский философ, писатель-публицист, утопический социалист 159, 161, 287, 400 Швейцер А. 43, 205-222, 373, 374 Шефтсбери А.Э.К. (1671—1713), английский моральный философ 27 Шиллер Ф. (1759—1805), немецкий поэт, философ, теоретик искусства и нравственного воспитания 150 Шопенгауэр А. (1788—1860), немецкий философ 173, 174, 196, 197, 217, 290, 343, 345 Шпееман Р. (р. 1927), современный немецкий профессор философии и теологии 454 Энгельс Ф. (1820—1895), немецкий мыслитель, соратник К. Маркса 131 Эпикур 123-137, 159, 289, 317, 400 Юм Д. (1711—1776), английский философ 27, 338 Ясперс К. (1883—1969), немецкий философ 24
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов....................................………………………………………………… 2 Введение.....................................…………………………………………………. 4
Тема 1. Предмет этики............:....................…………………………………….. 4 Что означает термин «этика»?.....................…………………………… 4 Моральное измерение личности...................…………………………… 6 Моральное измерение общества...................…………………………... 12
Тема 2. Мораль в жизни человека........................……………………………….. 20 Особенности функционирования морали............……………………….. 20
Ненасилие как категорический моральный запрет......…………………. 21 Единство морали и многообразие нравов............……………………….. 23 Парадокс моральной оценки.....................……………………………….. 25 Парадокс морального поведения..................…………………………….. 26
Раздел I. ВАЖНЕЙШИЕ МОРАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ…………. 29 Учителя человечества............................…………………………………………. 31
Тема 3. Конфуций...................................…………………………………………. 31 Жизнь......................................……………………………………………… 31 Жень: человечность............................…………………………………….. 32 Ли: ритуал..................................……………………………………………. 33 Вэнь: воспитанность............................……………………………………. 36 Цзюнь-цзы: благородный муж...................………………………………. 37
Тема 4. Будда. ...............................……………………………………………………….. 39 Жизнь.....................................……………………………………………… 39 Срединный путь...............................………………………………………. 42 Четыре благородные истины......................……………………………….. 44 Самосовершенствование через самоотрешение........……………………. 46
Тема 5. Моисей.....................................…………………………………………... 48 Жизнь и миссия Моисея.................……………………………………….. 48 Десять заповедей......................……………………………………………. 51 Особенности Декалога как нормативной программы....………………… 53 Об избранном народе и справедливости.............………………………… 54
Тема 6. Иисус Христос..............................…………………………………………58 Жизнь....................................…………………………………………………58 Благая весть………………………………………………………………… 60 «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»………….. 62 «Как я возлюбил вас...»........................…………………………………… 64 «А я говорю вам...»..........................……………………………………. 67 От справедливости к милосердию................…………………………… 69
Тема 7. Мухаммед................…………………………………………………… 74 Жизнь и деятельность.......………………………………………………. 74 Истинная вера и последний суд …………………………………………. 78 Устои правоверного мусульманина …………………………………….. 80 Своеобразие этики Корана....…………………………………………….. 82
Философы-моралисты………………………………………………… 85
Тема 8. Сократ..............………………………………………………………….. 85 Жизнь и смерть Сократа ………………………………………………….. 85 Добродетель есть знание…………………………………………………... 89 Сократ беседует.......……………………………………………………….. 90 Я знаю, что ничего не знаю……………………………………………….. 93
Тема 9. Эпикур.............…………………………………………………………... 96 Жизнь..............……………………………………………………………… 96 Счастье как безмятежность……………………………………………….. 97 Свобода от страданий……………………………………………………… 99 Свобода от страхов.....…………………………………………………….101 Свобода от социума....…………………………………………………….105
Тема 10. Кант.......................…………………………………………………….. 108 Жизнь.......................……………………………………………………… 108 Об абсолютности морали и доброй воле ………………………………. 111 Категорический императив........………………………………………. 113 Долг........................……………………………………………………… 116 Постулаты практического разума……………………………………… 118
Тема 11. Милль ………………………………………………………………… 122 Жизнь ……………………………………………………………………. 122 Принцип наибольшего счастья ……………………………………….. 124 Польза и добродетель.....……………………………………………….. 127 Уровни нравственности...……………………………………………… 128 Основания выбора и оценки……………………………………………. 129
Тема 12. Ницше..................……………………………………………………. 134 Жизнь....................………………………………………………………. 134 Мораль рабов................…………………………………………………. 136 Внеморальная мораль сверхчеловека …………………………………. 141
Моралисты нашего времени ……………………………………………… 148
Тема 13. Толстой.........…………………………………………………………. 148 Жизнь.........………………………………………………………………. 148 Смысл жизни....………………………………………………………….. 153
Не противься злому. …………………………………………………….. 155 Ненасилие как закон …………………………………………………….. 156
Тема 14.Швейцер....................…………………………………………………. 160 Жизнь …………………………………………………………………….. 160 Этика — основа культуры........………………………………………… 166 Этика и мистика...............……………………………………………….. 170 Чистая совесть — изобретение дьявола ……………………………….. 171
Раздел II. ОБЩИЕ МОРАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ …………………………….. 176
Тема 15. Идеал ………………………………………………………………….. 176 Ценности …………………………………………………………………. 177 Иерархия ценностей …………………………………………………….. 177 Идеал ……………………………………………………………………… 181 Идеал единства …………………………………………………………... 184 Нравственный идеализм ………………………………………………… 186
Тема 16. Добро и зло...............…………………………………………………... 188 Соотнесенность с идеалом.....…………………………………………… 188 Природа и содержание добра и зла ………………………………………190 Взаимоопределенность добра и зла …………………………………….. 192 Выбор....................……………………………………………………….. 194 Конструктивна ли роль зла?....………………………………………….. 195
Тема 17. Долг и совесть.....…………………………………………………….. 198 Императивность морали ………………………………………………… 198 Долг ………………………………………………………………………. 201 Совесть …………………………………………………………………… 204
Тема 18. Свобода............………………………………………………………… 209 Свобода и необходимость ……………………………………………….. 209 Своеволие или автономия?……………………………………………… 211 Свобода выбора и ответственность …………………………………….. 217 Свобода духа..............……………………………………………………. 219
Тема 19. Добродетель и порок.................……………………………………… 222 Этика добродетелей...................………………………………………….. 222 Учение Аристотеля о добродетелях........……………………………….. 224 Внутренний конфликт..................……………………………………….. 226 «Кардинальные» и «теологические» добродетели ……………………. 228
Учение B.C. Соловьева о добродетелях.....……………………………. 230 Франклиновские добродетели............………………………………….. 232
Тема 20. Счастье..............………………………………………………………. 234 Различные мнения о счастье ……………………………………………. 234 Счастье мудреца........…………………………………………………… 239 Парадокс счастья.......…………………………………………………… 243
Раздел III. НРАВСТВЕННЫЙ ОПЫТ…………………………………………. 246
Тема 21. Удовольствие..........…………………………………………………… 247 Понятие удовольствия....………………………………………………… 247 Этика удовольствия......………………………………………………….. 250 Гедоническое мироотношение ………………………………………….. 252 Возвышение наслаждения ……………………………………………….. 254
Тема 22. Польза............………………………………………………………….. 256 Понятие пользы …………………………………………………………... 256 Общий и частный интерес ………………………………………………. 259 Этика пользы........……………………………………………………….. 260 Польза и добродетель..…………………………………………………… 265
Тема 23. Справедливость.............................……………………………………. 267 Понятие справедливости......................………………………………….. 267 Справедливость распределительная и уравнивающая..……………….. 268 Справедливость как равенство..................………………………………. 269 Два принципа справедливости Дж. Ролза..........…………………………271 Справедливость во взаимоотношениях между людьми ……………….. 272
Тема 24. Милосердие....................……………………………………………… 278 Заповедь любви..................………………………………………………. 278 Нигилистическая критика заповеди любви …………………………….. 281 Милосердие и долг................…………………………………………….. 282 Милосердие и справедливость........…………………………………….. 284 Путь совершенства...:............……………………………………………. 286
Тема 25. Прагматика милосердия........…………………………………………. 290 Как полюбить ближнего своего?...………………………………………. 291 Мнимое благодеяние...........……………………………………………… 292 Трудность милосердия..........……………………………………………. 294 Этика самоотречения...........…………………………………………….. 295 В отношении кого милосердствовать?………………………………….. 286 Инициативность милосердия.....………………………………………… 297 Добро и насилие..............………………………………………………… 297 Прощение...................……………………………………………………. 300 Любовь к врагам..............………………………………………………… 301
Тема 26. Совершенствование....…………………………………………………302 Нравственное совершенство………………………………………………302 Духовность...........………………………………………………………… 305
Путь совершенствования ………………………………………………… 309
Раздел IV. ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ ……………………………. 312
Тема 27. Рациональность и эгоизм …………………………………………….. 316 Эгоизм............…………………………………………………………….. 316 Рациональность действий ……………………………………………….. 318 «Разумный эгоизм»...……………………………………………………. 319 Ограничение эгоизма..…………………………………………………… 324 Дилемма заключенного …………………………………………………. 325
Тема 28. Благотворительность.........................…………………………………. 329 Что такое благотворительность?.................…………………………….. 329 Критика благотворительности...................……………………………… 330 Критерий эффективности......................………………………………….. 333 Благотворительность: этика или социальная инженерия? …………….. 335
Тема29. Эвтаназия................................………………………………………… 340 Определение эвтаназии........…………………………………………….. 340 «За» и «против» эвтаназии......…………………………………………… 342 Дополнительные аргументы «против» …………………………………. 344
Тема 30. Смертная казнь...........................……………………………………… 347 Историческая социология смертной казни........………………………... 347 Существуют ли этические аргументы в пользу смертной казни?………349 Этические аргументы против смертной казни......……………………… 351
Тема 31. Насилие во благо?.......…………………………………………………354 Что такое насилие?.......……………………………………………………354 Добро против зла?........…………………………………………………….356 Равное возмездие.........……………………………………………………..359 Насилие и государство.....…………………………………………………361 Ненасилие..............…………………………………………………………363 Оправдывает ли цель средства?………………………………………….. 365
Именной указатель..............…………………………………………………….. 368
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (1939) — доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института философии РАН, заведующий кафедрой этики МГУ им. Ломоносова. Основные работы: «Социальная природа нравственности» (1974), «Введение в этику» (1985), «Краткая история этики» (в соавторстве с Г. Иррлитцем, 1987), «Золотое правило нравственности» (3-е изд., 1988), «Ненасилие: философия, этика, политика» (ред., 1993), «Великие моралисты» (1995), «Язык и совесть» (1996) и др. Апресян Рубен Грантович (1953) — доктор философских наук, профессор, заведующий лабораторией этики Института философии РАН. Основные работы: «Этический сентиментализм» (1986), «Постижение добра» (1986), «Восхождение к морали» (на исп. яз., 1991), «Мораль и рациональность» (ред., 1995) «Идея морали и основные нормативно-этические программы» (1995), «Опыт ненасилия в XX столетии» (ред., 1996), «Гражданское участие» (ред., 1997). _____________________________________________________________ Учебное издание
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|