Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В оформлении переплета использован фрагмент картины 34 глава

Федотов Т.П. (1886—1951), русский философ, историк, публицист 269-270

Фома Аквинский (1225—1274), средневековый католический философ 289

Франк С.Л. (1877—1950), русский философ 271

Франклин Б. (1706—1790), американский политический деятель и публицист

293—294

Фрейд 3. (1856—1939), австрийский психиатр и невропатолог, создатель

психоанализа 313, 314, 321, 335, 383.

Фромм Э. (1900—1980), немецко-американский философ, психоаналитик 230-

231, 235-238, 266

Фурье Ш. (1772—1835), французский социальный мыслитель, утопический

социалист 314—315

Цицерон М.Т. (106—43 до н.э.), римский мыслитель, оратор, политический

деятель 9

Чаадаев П.Я. (1793—1856), русский философ 307

Чернышевский Н.Г. (1828—1889), русский философ, писатель-публицист,

утопический социалист 159, 161, 287, 400

Швейцер А. 43, 205-222, 373, 374

Шефтсбери А.Э.К. (1671—1713), английский моральный философ 27

Шиллер Ф. (1759—1805), немецкий поэт, философ, теоретик искусства и

нравственного воспитания 150

Шопенгауэр А. (1788—1860), немецкий философ 173, 174, 196, 197, 217, 290,

343, 345

Шпееман Р. (р. 1927), современный немецкий профессор философии и

теологии 454

Энгельс Ф. (1820—1895), немецкий мыслитель, соратник К. Маркса 131

Эпикур 123-137, 159, 289, 317, 400

Юм Д. (1711—1776), английский философ 27, 338

Ясперс К. (1883—1969), немецкий философ 24

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

От авторов....................................………………………………………………… 2

Введение.....................................…………………………………………………. 4

 

Тема 1. Предмет этики............:....................…………………………………….. 4

Что означает термин «этика»?.....................…………………………… 4

Моральное измерение личности...................…………………………… 6

Моральное измерение общества...................…………………………... 12

 

Тема 2. Мораль в жизни человека........................……………………………….. 20

Особенности функционирования морали............……………………….. 20

Ненасилие как категорический моральный запрет......…………………. 21

Единство морали и многообразие нравов............……………………….. 23

Парадокс моральной оценки.....................……………………………….. 25

Парадокс морального поведения..................…………………………….. 26

 

Раздел I. ВАЖНЕЙШИЕ МОРАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ…………. 29

Учителя человечества............................…………………………………………. 31

 

Тема 3. Конфуций...................................…………………………………………. 31

Жизнь......................................……………………………………………… 31

Жень: человечность............................…………………………………….. 32

Ли: ритуал..................................……………………………………………. 33

Вэнь: воспитанность............................……………………………………. 36

Цзюнь-цзы: благородный муж...................………………………………. 37

 

Тема 4. Будда. ...............................……………………………………………………….. 39

Жизнь.....................................……………………………………………… 39

Срединный путь...............................………………………………………. 42

Четыре благородные истины......................……………………………….. 44

Самосовершенствование через самоотрешение........……………………. 46

 

Тема 5. Моисей.....................................…………………………………………... 48

Жизнь и миссия Моисея.................……………………………………….. 48

Десять заповедей......................……………………………………………. 51

Особенности Декалога как нормативной программы....………………… 53

Об избранном народе и справедливости.............………………………… 54

 

Тема 6. Иисус Христос..............................…………………………………………58

Жизнь....................................…………………………………………………58

Благая весть………………………………………………………………… 60

«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»………….. 62

«Как я возлюбил вас...»........................…………………………………… 64

«А я говорю вам...»..........................……………………………………. 67

От справедливости к милосердию................…………………………… 69

 

Тема 7. Мухаммед................…………………………………………………… 74

Жизнь и деятельность.......………………………………………………. 74

Истинная вера и последний суд …………………………………………. 78

Устои правоверного мусульманина …………………………………….. 80

Своеобразие этики Корана....…………………………………………….. 82

 

Философы-моралисты………………………………………………… 85

 

Тема 8. Сократ..............………………………………………………………….. 85

Жизнь и смерть Сократа ………………………………………………….. 85

Добродетель есть знание…………………………………………………... 89

Сократ беседует.......……………………………………………………….. 90

Я знаю, что ничего не знаю……………………………………………….. 93

 

Тема 9. Эпикур.............…………………………………………………………... 96

Жизнь..............……………………………………………………………… 96

Счастье как безмятежность……………………………………………….. 97

Свобода от страданий……………………………………………………… 99

Свобода от страхов.....…………………………………………………….101

Свобода от социума....…………………………………………………….105

 

Тема 10. Кант.......................…………………………………………………….. 108

Жизнь.......................……………………………………………………… 108

Об абсолютности морали и доброй воле ………………………………. 111

Категорический императив........………………………………………. 113

Долг........................……………………………………………………… 116

Постулаты практического разума……………………………………… 118

 

Тема 11. Милль ………………………………………………………………… 122

Жизнь ……………………………………………………………………. 122

Принцип наибольшего счастья ……………………………………….. 124

Польза и добродетель.....……………………………………………….. 127

Уровни нравственности...……………………………………………… 128

Основания выбора и оценки……………………………………………. 129

 

Тема 12. Ницше..................……………………………………………………. 134

Жизнь....................………………………………………………………. 134

Мораль рабов................…………………………………………………. 136

Внеморальная мораль сверхчеловека …………………………………. 141

 

 

Моралисты нашего времени ……………………………………………… 148

 

Тема 13. Толстой.........…………………………………………………………. 148

Жизнь.........………………………………………………………………. 148

Смысл жизни....………………………………………………………….. 153

Не противься злому. …………………………………………………….. 155

Ненасилие как закон …………………………………………………….. 156

 

Тема 14.Швейцер....................…………………………………………………. 160

Жизнь …………………………………………………………………….. 160

Этика — основа культуры........………………………………………… 166

Этика и мистика...............……………………………………………….. 170

Чистая совесть — изобретение дьявола ……………………………….. 171

 

Раздел II. ОБЩИЕ МОРАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ …………………………….. 176

 

Тема 15. Идеал ………………………………………………………………….. 176

Ценности …………………………………………………………………. 177

Иерархия ценностей …………………………………………………….. 177

Идеал ……………………………………………………………………… 181

Идеал единства …………………………………………………………... 184

Нравственный идеализм ………………………………………………… 186

 

Тема 16. Добро и зло...............…………………………………………………... 188

Соотнесенность с идеалом.....…………………………………………… 188

Природа и содержание добра и зла ………………………………………190

Взаимоопределенность добра и зла …………………………………….. 192

Выбор....................……………………………………………………….. 194

Конструктивна ли роль зла?....………………………………………….. 195

 

Тема 17. Долг и совесть.....…………………………………………………….. 198

Императивность морали ………………………………………………… 198

Долг ………………………………………………………………………. 201

Совесть …………………………………………………………………… 204

 

Тема 18. Свобода............………………………………………………………… 209

Свобода и необходимость ……………………………………………….. 209

Своеволие или автономия?……………………………………………… 211

Свобода выбора и ответственность …………………………………….. 217

Свобода духа..............……………………………………………………. 219

 

Тема 19. Добродетель и порок.................……………………………………… 222

Этика добродетелей...................………………………………………….. 222

Учение Аристотеля о добродетелях........……………………………….. 224

Внутренний конфликт..................……………………………………….. 226

«Кардинальные» и «теологические» добродетели ……………………. 228

Учение B.C. Соловьева о добродетелях.....……………………………. 230

Франклиновские добродетели............………………………………….. 232

 

Тема 20. Счастье..............………………………………………………………. 234

Различные мнения о счастье ……………………………………………. 234

Счастье мудреца........…………………………………………………… 239

Парадокс счастья.......…………………………………………………… 243

 

Раздел III. НРАВСТВЕННЫЙ ОПЫТ…………………………………………. 246

 

Тема 21. Удовольствие..........…………………………………………………… 247

Понятие удовольствия....………………………………………………… 247

Этика удовольствия......………………………………………………….. 250

Гедоническое мироотношение ………………………………………….. 252

Возвышение наслаждения ……………………………………………….. 254

 

Тема 22. Польза............………………………………………………………….. 256

Понятие пользы …………………………………………………………... 256

Общий и частный интерес ………………………………………………. 259

Этика пользы........……………………………………………………….. 260

Польза и добродетель..…………………………………………………… 265

 

Тема 23. Справедливость.............................……………………………………. 267

Понятие справедливости......................………………………………….. 267

Справедливость распределительная и уравнивающая..……………….. 268

Справедливость как равенство..................………………………………. 269

Два принципа справедливости Дж. Ролза..........…………………………271

Справедливость во взаимоотношениях между людьми ……………….. 272

 

Тема 24. Милосердие....................……………………………………………… 278

Заповедь любви..................………………………………………………. 278

Нигилистическая критика заповеди любви …………………………….. 281

Милосердие и долг................…………………………………………….. 282

Милосердие и справедливость........…………………………………….. 284

Путь совершенства...:............……………………………………………. 286

 

Тема 25. Прагматика милосердия........…………………………………………. 290

Как полюбить ближнего своего?...………………………………………. 291

Мнимое благодеяние...........……………………………………………… 292

Трудность милосердия..........……………………………………………. 294

Этика самоотречения...........…………………………………………….. 295

В отношении кого милосердствовать?………………………………….. 286

Инициативность милосердия.....………………………………………… 297

Добро и насилие..............………………………………………………… 297

Прощение...................……………………………………………………. 300

Любовь к врагам..............………………………………………………… 301

 

Тема 26. Совершенствование....…………………………………………………302

Нравственное совершенство………………………………………………302

Духовность...........………………………………………………………… 305

Путь совершенствования ………………………………………………… 309

 

Раздел IV. ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ ……………………………. 312

 

Тема 27. Рациональность и эгоизм …………………………………………….. 316

Эгоизм............…………………………………………………………….. 316

Рациональность действий ……………………………………………….. 318

«Разумный эгоизм»...……………………………………………………. 319

Ограничение эгоизма..…………………………………………………… 324

Дилемма заключенного …………………………………………………. 325

 

Тема 28. Благотворительность.........................…………………………………. 329

Что такое благотворительность?.................…………………………….. 329

Критика благотворительности...................……………………………… 330

Критерий эффективности......................………………………………….. 333

Благотворительность: этика или социальная инженерия? …………….. 335

 

Тема29. Эвтаназия................................………………………………………… 340

Определение эвтаназии........…………………………………………….. 340

«За» и «против» эвтаназии......…………………………………………… 342

Дополнительные аргументы «против» …………………………………. 344

 

Тема 30. Смертная казнь...........................……………………………………… 347

Историческая социология смертной казни........………………………... 347

Существуют ли этические аргументы в пользу смертной казни?………349

Этические аргументы против смертной казни......……………………… 351

 

Тема 31. Насилие во благо?.......…………………………………………………354

Что такое насилие?.......……………………………………………………354

Добро против зла?........…………………………………………………….356

Равное возмездие.........……………………………………………………..359

Насилие и государство.....…………………………………………………361

Ненасилие..............…………………………………………………………363

Оправдывает ли цель средства?………………………………………….. 365

 

Именной указатель..............…………………………………………………….. 368

 

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

 

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович (1939) — доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института философии РАН, заведующий кафедрой этики МГУ им. Ломоносова. Основные работы: «Социальная природа нравственности» (1974), «Введение в этику» (1985), «Краткая история этики» (в соавторстве с Г. Иррлитцем, 1987), «Золотое правило нравственности» (3-е изд., 1988), «Ненасилие: философия, этика, политика» (ред., 1993), «Великие моралисты» (1995), «Язык и совесть» (1996) и др.

Апресян Рубен Грантович (1953) — доктор философских наук, профессор, заведующий лабораторией этики Института философии РАН. Основные работы: «Этический сентиментализм» (1986), «Постижение добра» (1986), «Восхождение к морали» (на исп. яз., 1991), «Мораль и рациональность» (ред., 1995) «Идея морали и основные нормативно-этические программы» (1995), «Опыт ненасилия в XX столетии» (ред., 1996), «Гражданское участие» (ред., 1997).

_____________________________________________________________

Учебное издание

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...