Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

Для обобщения информации о расчетах с постав­щиками и подрядчиками предназначен счет 60 "Рас­четы с поставщиками и подрядчиками".

На этом счете учитываются расчеты:

1) за полученные товарно-материальные цен­ности, принятые выполненные работы и потреблен­ные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т. п., а также по доставке или переработ­ке материальных ценностей, расчетные документы, на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

2) за товарно-материальные ценности, рабо­ты и услуги, на которые расчетные документы от по­ставщиков или подрядчиков не поступили, т. е. так называемые неотфактурованные поставки;

3) за излишки товарно-материальных ценно­стей, выявленные при их приемке, — когда факти­ческое количество поступивших ценностей превы­шает количество, указанное в расчетных документах поставщиков. Излишки, выявляемые при приемке материа­льных ценностей, должны отражаться в пер­вичных учетных документах. Так как появление излишков признается отклонением от нормального режима поставки, то применя­ются специальные формы первичных учет­ных документов, утвержденные Госкомста­том для предприятий и организаций различ­ных видов деятельности;

4) за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта);

5) за все виды услуг связи;

6) генерального подрядчика со своими суб­подрядчиками при выполнении договора строитель­ного подряда;

7) генерального подрядчика со своими суб­подрядчиками при выполнении договора на выпол­нение научно-исследовательских, опытно-конструк­торских и технологических работ (НИОКР).

Данный перечень не является исчерпываю­щим.

Учет на счете 60 ведется методом начисления, т. е. все операции, связанные с расчетами за приоб­ретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются независимо от времени оплаты.

Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подряд­чиками" кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценно­стей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счетом 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", если его использование предусмотрено учетной политикой) или счетами учета соответствующих затрат.

За услуги по доставке материальных ценно­стей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производствен­ных запасов, товаров, затрат на производство.

За неотфактурованные поставки счет 60 "Рас­четы с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определен­ную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах. При получении документов от поставщи­ка на ТМЦ возможны два варианта:

• если поступившие документы соответствуют условиям договора, предприятие производит дополнительную запись только на сумму НДС;

• если поступившие документы не соответству­ют условиям договора, то предварительная бухгалтерская запись сторнируется, и произ­водятся записи на суммы, соответствующие отгрузочным документам. Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подряд­чиками" дебетуется на суммы исполнения обяза­тельств, т. е. оплату счетов. Согласно новому Плану счетов по дебету этого счета отражаются также авансы и предварительная оплата по счетам постав­щиков в корреспонденции со счетами учета денеж­ных средств. Суммы выданных авансов и предвари­тельной оплаты учитываются обособленно.

Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плано­вых платежей — по каждому поставщику и подряд­чику. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:

• поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

• поставщикам по неоплаченным в срок рас­четным документам; поставщикам по неот­фактурованным поставкам;

• авансам выданным;

• поставщикам по полученному коммерческо­му кредиту и др.

Сальдо по счету 60 без учета сальдо по субсче­ту "Расчеты по авансам выданным" может быть толь­ко кредитовым.

    Счёт 60 "Расчёт с поставщиками и подрядчиками" корреспондирует со счетами:

1. Оприходование патентов, лицензий и других нематериальных активов.

Дт 04 "Нематериальные активы"

Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".

2. Оприходование материальных ценностей, начисление стоимостных услуг по их доставке.

Дт 07 "Оборудование к установке", Дт 10 "Материалы", Дт 41 "Товары"

Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".

3. Начисление задолженности на приобретение машин и оборудования, за выполнение строительных работ и оказание услуги.

Дт 08 "Капитальные вложения"

Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".

4. Начисление к уплате стоимости выполняемых работ и услуг.

Дт 20, 23, 25, 26, 28, 44, 97

Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".

5. Возврат излишне перечисленных сумм.

Дт 51, 52 "Расчётный, валютный счёт"

Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".

6. Отражение убытков от списания дебиторской задолженности с просроченными сроками исковой давности, начисление штрафов, неустоек и других санкций, присуждённых судом или признанных предприятием к уплате.

 Дт 91/2 "Прочие расходы".

 Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".

7. При поступлении различных материальных ценностей обнаружена их недостача (до оприходования) в пределах норм естественной убыли или принятая по вине предприятия, его работников.

 Дт 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

 Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".

8. Списание сомнительной к получению задолженности поставщиков и подрядчиков.

 Дт 63 "Резервы по сомнительным домам"

 Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".

9. Списание возвращённых поставщику ранее оприходованных на склад материальных ценностей при обнаружении дефектов.

Дт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками"

Кт 07 "Оборудование к установке",10 "Материалы".

10. Оплата счетов поставщиков.

Дт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками"

Кт 50, 51, 52, 55 счета денежных средств

11.  Штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение условий хозяйственных договоров, присуждённые или признанные должником. Зачисление в доходы невостребованной кредиторской задолженности с просроченными сроками исковой давности.

Дт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками"

Кт 91/1 "Прочие доходы".

12. Оплата счетов поставщиков за счёт краткосрочных кредитов.

Дт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками"

Кт 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам".

Аудиторская проверка операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками проводится по следующим направ­лениям:

• проверка наличия и правильности оформления договоров;

• проверка полноты и правильности оприходова­ния полученных материальных ценностей (ра­бот, услуг);

•  проверка своевременности и правильности оплаты за материальные ценности (работы, услуги).

Аудитор устанавливает прежде всего наличие договоров поставки продукции и других хозяйст­венных договоров на оказание услуг и выполнение работ, а также правильность оформления догово­ров. Договоры должны соответствовать требовани­ям действующего законодательства.

Сделки, осуществляемые сторонами умышлен­но без соблюдения установленной ГК РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считают­ся ничтожными (недействительными). Аудиторы выясняют, нет ли подобных сделок в проверяемой организации.

Далее необходимо получить доказательства, что расчеты с поставщиками и подрядчиками за полу­ченные материальные ценности (работы, услуги) отражены в полном объеме, в соответствующем пе­риоде, правильно оценены и отражены в учетных регистрах.

Сопоставляя данные первичных документов с данными договора, заказа, счета-фактуры, проектно-сметной документацией, аудитор получает под­тверждение о полноте, своевременности и правиль­ности оприходования полученных материальных ценностей (работ, услуг).

При проверке оплаты счетов поставщиков и по­дрядчиков аудитор устанавливает:

• подтверждены ли операции по погашению за­долженности соответствующими платежными документами (квитанциями к приходным кас­совым ордерам, выписками банка и платежны­ми поручениями, актами зачета взаимных тре­бований, векселями, чеками и т. п.);

• подлинность и правильность оформления пла­тежных документов (наличие всех обязательных реквизитов, выделение сумм НДС отдельной строкой, штампы банка, заверенный перевод документов на иностранных языках и т. п.);

• соответствие данных платежных документов данным учетных регистров по счету 60 "Расче­ты с поставщиками и подрядчиками";

• соответствие данных регистров по счету 60 ре­гистрам по счетам 50, 51, 52, 60, 62, 71, 76. Проверяя погашение задолженности в порядке взаимных расчетов, аудитор устанавливает наличие оснований для взаимных расчетов (договор, письмо одной из сторон с просьбой произвести оплату в порядке взаимных расчетов), сумму и дату погаше­ния задолженности, а также правильность отраже­ния в учетных регистрах.

Завершая проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор обобщает выявленные от­клонения и несоответствия и уточняет предварите­льную оценку реальности сальдо.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...