Основные методы психогенетики и их разрешающая способность
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ПСИХОГЕНЕТИКА Вопрос 1. Методы психогенетики и их разрешающая способность Популяционный метод. Примеры популяционных исследований психологических признаков. Генеалогический метод. Основная схема метода, построение родословных. Проблема проведения различий между генетическими и культурными факторами в передаче сходных психологических признаков. Близнецовый метод. Разновидности метода близнецов: разлученных близнецов, контрольных близнецов, близнецовой пары, семей близнецов. Цитогенетические методы. Методы приемных детей. Разрешающая способность каждого из методов и их сочетаний. Психогенетика изучает вопросы наследования поведенческих признаков и психологических ункций в популяциях, и по определению эта наука озабочена не отдельными индивидуальностями, а их разнообразием, т.е. популяционной изменчивостью (вариативностью, дисперсией) изучаемого признака. Ее интересуют вопросы о том, влиянием каких факторов – генетических или средовых – можно объяснить наблюдаемую изменчивость. Основные методы психогенетики и их разрешающая способность Методические возможности психогенетики ограничены:
- невозможность произвольного экспериментирования, объект – человек; - позднее наступление репродуктивного периода; - малое число потомков. Применяются методы: - популяционный; - генеалогический; - цитогенетический. - метод приемных детей; - близнецовый метод; Максимальная разрешающая способность — у двух последних и их сочетаний с генеалогическим методом.
Популяция – совокупность особей определенного вида, в течение достаточно длительного времени (большого числа поколений) населяющих определенное пространство, внутри которого практически осуществляется та или иная степень панмиксии (случайное, не зависящее от генотипа и фенотипа особей образование родительских пар) и нет заметных изоляционных барьеров. Эта совокупность особей отделена от соседних таких же совокупностей особей данного вида той или иной степенью давления тех или иных форм изоляции. Поскольку человек относится к одному из видов живых организмов, для него также характерно образование популяций. Помимо биологических причин, на формирование человеческих популяций влияют и различные социальные факторы. Человеческие популяции могут иметь различную численность. Термин "популяция" можно применить к населению таких мегаполисов, как Москва или Токио (в которых ежедневно происходят процессы миграции, приводящие к обновлению и изменению численности за счет притока или оттока населения), и к небольшим сообществам или племенам, населяющим замкнутые территории, например, в горной местности. Замкнутые популяции носят название изолятов. Изоляты (замкнутые популяции). Приток внешних супругов не больше 1,5 – 2%. Изоляты в человеческих популяциях могут встречаться не только в географически изолированных местностях, но и внутри крупных популяций, если какие-то группы людей, скажем, по религиозным или этническим причинам, не смешиваются с остальной популяцией. Прообраз – группы людей, живущих со всеми, но не смешивающиеся с ними (касты в Индии).
В популяции существует изменчивость признаков, по типу изменчивости выделяют 2 вида признаков: 1. Качественные (дискретные) признаки встречаются в ограниченном числе вариантов, различия между индивидами четко выражены, и промежуточные формы отсутствуют. Внешние условия относительно мало или почти совсем не влияют на их проявление. К таким признакам относятся, например, группы крови у человека. 2. Количественные (континуальные) признаки обладаютнепрерывной изменчивостью, к ним относится основная масса поведенческих характеристик человека. Любой количественный признак можно измерить и все требования к психологическим измерениям в генетике поведения остаются теми же, которым должны удовлетворять психодиагностические процедуры - надежность, валидность, репрезентативность. Пример: фенолкетонурия (ФКУ)– избыток фенилаломина (аминокислоты), организм не может выводить ее из организма. Большая степень умственной отсталости по мере накопления. Рецессивные наследники, часто, в семьях, где родители кровные родственники. Это врожденная ошибка метаболизма. Частота встречаемости варьирует от 1:2600 в Турции, до 1:119000 в Японии, что свидетельствует о разной частоте аллелей-мутантов в разных популяциях. Вызывается геном, локализованном на коротком плече 12-й хромосомы. Тот факт, что частоты встречаемости и характер этих мутаций в разных популяциях различны, позволяет формулировать гипотезы о том, что большинство их произошло независимо друг от друга, в разные моменты времени и, вероятнее всего, после разделения человечества на популяции. Результаты популяционных исследований имеют огромное практическое значение. В Италии, например, частота встречаемости определенных аллелей-мутантов в гетерозиготном состоянии достаточно велика, поэтому там проводится пренатальная диагностика ФКУ для своевременного медицинского вмешательства Таким образом, генетическая структура популяций – один из важнейших факторов, определяющих особенности передачи по наследству различных признаков. Специфика изучаемой популяции должна учитываться при исследовании механизмов передачи по наследству любого признака человека. Генетические изменения на популяционном уровне принято анализировать в рамках двух основных математических подходов – детерминистического и стохастического. Согласно детерминистической модели, изменения частот аллелей в популяциях при переходе от поколения к поколению происходят по определенной схеме и могут быть предсказаны, если:1) размеры популяции неограниченны. 2) среда неизменна во времени или средовые изменения происходят согласно определенным законам. В реальности частоты аллелей в популяциях изменяются и под действием случайных процессов. Изучение случайных процессов требует применения другого математического подхода – стохастического. Согласно стохастической модели, изменение частот аллелей в популяциях происходит по вероятностным законам, т.е. даже если исходные условия популяции прародителей известны, частоты встречаемости
аллелей в дочерней популяции однозначно предсказать нельзя. Могут быть подсказаны только вероятности появления определенных аллелей с определенной частотой. Стохастические модели ближе к реальности, но легче производить математические операции в рамках детерминистических моделей. На изменение частот аллелей в популяции более других процессов влияют мутации, миграции, естественный отбор и генетический дрейф. Частота встречаемости генотипов в популяции подвержена влиянию определенных типов скрещивания, в том числе инбридинга (скрещивание м/у генетическими родственниками) и ассортативного подбора супружеских пар. Ассортативностью называется неслучайное заключение браков на основе сходства по любым факторам. Примеры популяционных (прежде всего — межрасовых) исследований психологических признаков и неправомерность генетической интерпретации популяционных различий (Фогель, Мотульски, 1990).
Задачи метода:
Метод исследования семей. Обязательное условие использования генеалогического метода – наличие родственников первой степени родства, образующих так называемую нуклеарную (ядерную) семью. К ним относятся пары родитель – потомок и сиблинг – сиблинг. Они, и только они, имеют в среднем 50% общих генов. Далее, с уменьшением степени родства, уменьшается доля общих генов, и, по схеме метода, должно снижаться сходство людей. Для составления генеалогических древ существуют определенные правила и символы. Человек, ради которого собирается родословная, называется пробандом. Этот метод применим главным образом в медицинской генетике и антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам может объясняться не только генетической их передачей, но и социальной преемственностью. Для некоторых задач, например психотерапевтических, кроме родственных отношений важно знать и типы диадических взаимоотношений. Тогда на генеалогическом древе можно обозначить и их. Такое изображение называют генограммой. Эта графическая методика может быть полезна для анализа специфической внутрисемейной среды, которая выделяется в психогенетическом исследовании. Однако разрешающая способность генеалогического метода как способа выделения генетического и средового компонентов фенотипической дисперсии психологического признака очень невелика. Еще труднее развести в семейном исследовании влияния этих факторов, когда речь идет не о специальной способности, скажем, музыкальной, а об особенностях интеллекта, памяти, внимания и о других непрерывно распределенных психологических признаках. Вследствие этого констатируемое в исследовании сходство членов нуклеарной семьи по психологическим признакам может иметь и генетическое и средовое происхождение. Все это приводит к выводу о том, что семейное исследование само по себе, без объединения с другими методами, имеет очень низкую разрешающую способность и не позволяет надежно развести генетический и средовый компоненты дисперсии психологического признака.
Ограничения метода: юридические и психологические. Возможность не случайного распределения детей по семьям-усыновительницам; субъективные «легенды» о родных родителях. Является теоретически наиболее чистым методом психогенетики, обладающим максимальной разрешающей способностью. Логика его проста: в исследование включаются дети, максимально рано отданные на воспитание чужим людям – усыновителям, их биологические и приемные родители. С первыми дети имеют, как родственники первой степени в среднем 50% общих генов, но не имеют никакой общей среды. Со вторыми, наоборот, имеют общую среду, но не имеют общих генов. Сходство биологических родителей с их отданными на воспитание детьми дает достаточно надежную оценку наследуемости. Сходство же усыновленных детей с приемными родителями оценивает средовый компонент дисперсии. Для контроля желательно включить в исследование обычные семьи – родных родителей и детей, живущих вместе. Одни из очень интересных и информативных вариантов метода – исследование так называемых приемных (сводных) сиблингов, т.е. нескольких детей – неродственников, усыновленных одной семьей. Учитывая, что такие дети не имеют общих генов, их сходство (если оно обнаруживается) может быть результатом только действия общесемейной среды. Выделяют две схемы этого метода: полную и частичную. Полная предполагает объединение данных, полученных на двух группах: разлученных родственников (биологические родители и их сиблинги) и приемных сиблингов. Частичная – либо одну, либо другую группу данных. Необходимым условием использования метода приемных детей является широкий
диапазон средовых условий в семьях – усыновительницах либо, наоборот, уравнивание этих семей по тем или иным характеристикам с последующим сопоставлением индивидуальных особенностей усыновленных ими детей от биологических родителей, имевших полярные значения исследуемого признака. Имеющиеся сегодня представления об ограничениях и условиях использования метода приемных детей описаны, аргументированы и в большинстве своем поддаются либо контролю, либо учету при интерпретации получаемых результатов. Поэтому он и является одним из основных методов современной психогенетики.
Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный. При этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания, тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение. Близнецы – дети, родившиеся в одну беременность. М оно з иготные (однояйцовые) МЗ - 100% общих генов. Д и з иготные - 50% общих генов ДЗ. По не ясным науке причинам иногда на ранних стадиях деления зигота дает начало двум эмбриональным структурам, из которых далее развиваются два полноценных организма. ДЗ с точки зрения генетической – сиблинги, родные братья и сестры. Начало исследований Гальтон, Торндайк, окончательное оформление метод близнецов получил благодаря работам Сименса. Современный метод близнецов. Одновременно постулируется равенство средовых воздействий в парах МЗ и ДЗ. Считается, что МЗ, и ДЗ, будучи детьми одной семьи, одного возраста и одного пола (разнополые пары в исследования обычно не включаются), развиваются в одной и той же среде, и, следовательно, ее влияние на формирование индивидуальных особенностей психики одинаково для членов и МЗ, и ДЗ пар. В таком случае исследователь получает идеальную схему двухфакторного эксперимента: влияния одного фактора (среды) уравнены, что и позволяет выделить и оценить влияние второго фактора (наследственности). Операционально это означает, что внутрипарное сходство генетически идентичных МЗ близнецов должно быть выше такового у неидентичных ДЗ, если исследуемый признак детерминирован наследственностью: одинаковая наследственность – похожие значения признака (МЗ); разная наследственность (ДЗ) – сходство близнецов пары ниже. Это и есть базовый вариант близнецового метода. Внутрипарное сходство оценивается главным образом с помощью коэффициента внутриклассовой корреляции Фишера. Ограничения метода близнецов связаны с двумя группами факторов: пре – и постнатальными. Пренатальные – в некоторых случаях один близнец может иметь лучшее кровоснабжение, чем другой. Это приведет к большей зрелости и большему весу при рождении, а потом – к лучшему развитию этого близнеца в начальном периоде онтогенеза. Это означает, что внутрипарное сходство МЗ снижается за счет физиологических. Значительно важнее – особенности постнатальной среды близнецов. Исследовательские данные заставляют предполагать, что среда у МЗ более похожа, чем у ДЗ. Родители более сходно обращаются с МЗ, чем с ДЗ. => ситуация развития близнецов многозначна, специфика ситуации заключается в том, что близнецы часто чувствуют себя скорее членами пары, чем отдельными личностями. Формирующийся в результате эффект близнецовости может оказать существенное влияние на психологические особенности близнецов. Парность детей – близнецов может проявляться уже в раннем детстве. Все это иногда интерпретируется как обстоятельства, компрометирующие метод. Однако, для того, чтобы принять такое заключение, необходимо решить: средовое сходства – причина или следствие? Отражается ли степень средового сходства/различия на степени психологического сходства партнеров близнецовых пар? Согласно работам некоторых авторов, боле похожее обращение родителей с детьми - МЗ есть следствие, реакция на их генетическую идентичность, а не внешняя причина, формирующая негенетическое внутрипарное сходство МЗ близнецов и тем самым завышающая оценку наследуемости. Разновидности метода близнецов. Основных разновидностей четыре: разлученных близнецов, семей МЗ, контрольного близнеца, близнецовой пары. Первые две позволяют решать генетические задачи, две других – для иных целей. Метод разлученных близнецов заключается в оценке внутрипарного сходства исследуемого признака у близнецов, разлученных в детстве и, следовательно, воспитывавшихся в разных средах. Наибольшую ценность представляют пары МЗ, разлученных в первые месяцы или годы жизни: два генетически одинаковых человека растут в разных средовых условиях. Тогда их сходство, если оно констатируется, не может быть объяснено сходством среды, а получаемые корреляции есть непосредственная мера наследуемости признак. Это – своеобразный критический эксперимент психогенетики. Метод семей МЗ или метод МЗ полусиблингов, заключается в сопоставлении детей в семьях, где матери или отцы являются МЗ. Эти дети имеют весьма своеобразный генетический статус: тетя (или дядя) с точки зрения генетической – то же самое, что мать (или отец), т.е. они, не будучи сиблингами, не являются и двоюродными братьями и сестрами, поскольку имеют только по одному генетически различающемуся родителю, поэтому из именуют полусиблингами. Главная задача, для решения которой этот вариант метода дает ценный материал, состоит в выявлении так называемого материнского эффекта. Этим термином обозначается преимущественное влияние матери на фенотип потомков, возникающее не только благодаря передаче генов, но и по иным причинам, к которым относятся и психологические, постнатальные факторы (идентификация ребенка с матерью, особенности их взаимодействия), и биологические, внутриутробные (состояние материнского организма во время беременности, цитоплазматическая наследственность). Наличие материнского эффекта в психологической черте должно проявиться в большем сходстве детей, имеющих матерей – МЗ, по сравнению с детьми, у которых отцы МЗ. Помимо материнского эффекта эта экспериментальная модель позволяет более детально изучить феномен ассортативности, т.е. неслучайного подбора супружеских пар, и сцепление с полом. В последнем случае полусиблинги – мальчики должны быть более похожими, если монозиготы – их матери (поскольку свою единственную Х- хромосому каждый из ни получит от генетически идентичных женщин), менее похожими – если отцы. У девочек – полусиблингов картина должна быть обратной. Основное ограничение метода в том, что генетически идентичные родители могут создавать в своих семьях сходную среду. Данный вариант Б. метода может успешно решать некоторые частные вопросы, однако для разделения генетической и средовой дисперсии признака он имеет меньшую разрешающую способность, чем другие методы психогенетики. Метод контрольного близнеца основан на том, что МЗ – генетически одинаковые люди, имевшие общую эмбриональную и в обычных условиях семейную среду, - являются идеальным контролем друг к другу. Если группу МЗ разделить на две выборки так, чтобы в каждую вошли по одному близнецу из каждой пары, то исследователь получит уникальную ситуацию – две выборки, уравненные и по генетической конституции, и по основным средовым параметрам. Далее можно, например, одну группу тренировать, а другую – нет или тренировать их в разном возрасте. Таких работ очень мало, но и их делят на три группы: 1). Наиболее ранние работы, в которых исследуется взаимодействие м/у созреванием и тренировкой, при этом близнецов – партнеров обучают одному и тому же, но в разных возрастах. 2) Сравнивается эффективность разных способов обучения, в качестве примера может служить исследование обучения чтению. 3).Вопрос о том, насколько существенными м.б. различия, создаваемые средой у генетически идентичных индивидуумов. Метод близнецовой пары. Строится на «эффекте пары», или «эффекте близнецовости». Основными характерами этой особой психологической ситуации являются две борющиеся тенденции: к идентификации со своим со-близнецом и, наоборот, к индивидуализации каждого члена пары. Первая приводит к ощущению себя сначала членом пары и лишь затем – отдельной личностью. Вторая, в крайних случаях, может привести к выраженным конфликтным отношениям близнецов, своеобразному протесту против второго такого же. С возрастом первая тенденция обычно ослабевает, уступая место второй, причем у мужчин этот процесс происходит легче, чем у женщин. С помощью этого варианта метода решаются две задачи: 1) общепсихологическая – поскольку индивидуум существует только внутри некоторых систем связей (например, в диаде) постольку близнецовая пара, особенно МЗ может быть прекрасной моделью для изучения процессов индивидуализации, влияния конкретных средовых факторов на формирование тех или иных психологических черт и т.д. 2) проверка: валидности самого близнецового метода, а также постулата о равенстве средовых влияний в парах МЗ и ДЗ и репрезентативна ли среда близнецов среде, в которой развиваются одиночнорожденные дети. Если условия развития и жизни близнецов высоко специфичны, имеют собственные, только им присущие закономерности, то близнецы перестают быть выборкой, репрезентативной общей популяции, и не могут быть использованы для изучения общих закономерностей. 3)кроме того, чрезмерная, некомпенсируемая идентификация себя со своим со-близнецом, или пары как целого, как особой единицы, приводящая к отсутствию личной идентичности, может стать причиной формирования личностных черт, затрудняющих социальную адаптацию и в детстве, и во взрослом возрасте.. Цитогенетический метод Метод позволяет идентифицировать кариотип (особенность строения и число хромосом), путем записи кариограммы. У человека 46 хромосм. Методы изучения хромосом: подсчет их числа, описание структуры, поведения при делении клетки, а также связь между изменением структуры хромосом с изменчивостью признаков. Цитогенетическое исследование проводится у пробанда, его родителей, родственников или плода при подозрении на хромосомный синдром либо другое хромосомное нарушение.
Специальная психология, 2 и 3 вопросы из-за недостатка материалов, несколько запутаны, но боролась я с ними до последнего… Вопрос 1. Психический дизонтогенез. Понятие психического дизонтогенеза. Характеристика форм дизонтогенеза; недоразвитие, задержки развития, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Специальная психология ( часть дефектологии) – это область психологической науки, изучающая закономерности развития лиц с различными недостатками и отклонениями. Задачи специальной психологии:
В 1927 году Швальбе впервые употребил термин «дизонтогения», обозначая им отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии термин «дизонтогения» приобрел более широкое значение. В отечественной психологии применительно к дизонтогениям принят термин «аномалии развития». Типы дизонтогенеза: 1. Ретардация — отставание в развитии 1 или более функций, различают тотальную и парциальную; 2. Асинхрония – диспропорциональное, искажение в развитии (понижением успеваемости в школе, нарушение процесса социализации); 3. Временная незрелость. Динамика дизонтогенеза: 1. процессуальное (проградиентное) непрерывное течение; 2. непроцессуальное (непроградиентное) – благоприятное течение. Периоды возникновения дизонтогенеза: Пренатальный – до периода зачатия, период зачатия, триместры беременности (биологические и средовые факторы); Натальный период – период родов (гипоксия, травмы, операции и т.д.); Постнатальный период - ранний 0-3 лет (врожд.); от 3 лет(приобрет.) в лекциях. (инфекции, травмы, отравления, облучения, генетич.- фенилкетонурия, психотравма, депривация и т.д.) В.В. Лебединский разработал типологию психического дизонтогенеза, а также виды дизонтогенеза: Виды психического дизонтогенеза у детей. 1.Недоразвитие. Важно- постоянное отставание. Наиболее типичной моделью психического недоразвития являются состояния олигофрении. Олигофрения (от греч. «olygos» — малый, «phren» — ум) — особая форма психического недоразвития. Она выражается в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды. По образному выражению французского психиатра Жанна Э.-Д. Эскироля, олигофрен — бедняк от рождения, в то время как дементный — это разорившийся богач. В зависимости от степени интеллектуальной недостаточности у детей-олигофренов различают три группы состояний: наиболее тяжелая — идиотия, менее тяжелая — имбецильность и относительно легкая — дебильность. Если две первые (глубокая и выраженная) степени психического недоразвития нуждаются преимущественно в социальной опеке, то легкая степень недоразвития — дебильность — позволяет обучать такого ребенка по программе вспомогательной школы, проводить с ним воспитательную работу и профессиональную подготовку по несложным видам труда. По окончании вспомогательной школы подавляющее большинство умственно отсталых детей в дальнейшем относительно благополучно адаптируются в социальной среде. В то время как субъекты с такой же или меньшей степенью интеллектуального снижения, не прошедшие специального обучения и воспитания имеют плохую социальную адаптацию. Помимо дифференциации олигофрений по степени снижения интеллекта, приведенной выше, существуют и другие. Автор (М. С. Певзнер, 1979) выделяет пять основных форм состояния: неосложненная форма олигофрении; олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамики; олигофрении с нарушением различных анализаторов; олигофрении с психопатоподобными формами поведения; олигофрении с выраженной лобной недостаточностью. 2. Задержка психического развития. Важно – временное отставание. Эта группа состояний встречается значительно чаще, чем олигофрении. В данном случае речь идет не о необратимом недоразвитии психики, а о замедлении темпа ее развития. Задержка психического развития (ЗПР) выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости. Различают ЗПР конституционного происхождения (гармоничный инфантилизм); ЗПР на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности и на ранних этапах жизни ребенка; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения. ЗПР следует отличать от олигофрении и педагогической запущенности. ЗПР психогенного происхождения некоторые авторы приравнивают к педагогической запущенности. Если при психофизическом инфантилизме на первый план выступают недостатки регуляции поведения и деятельности, то при ЗПР церебрально-органического генеза — признаки неполноценности познавательной деятельности (Л. И. Переслени, Л. Ф. Чупров). ЗПР имеет относительно благоприятную динамику в плане обучения и воспитания такой категории детей. Многие из них при адекватном индивидуальном подходе способны удовлетворительно осваивать программу обучения массовой школы. Однако большая часть детей с ЗПР обучаются по рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий) по коррекционным программам в стенах массовой общеобразовательной школы. Обычно данное состояние диагностируется только в пределах до подросткового возраста. В более старшем возрасте эти состояния не диагностируются или переходят в другой вид пограничных состояний. «Благоприятный исход бывает не всегда: у части больных (20%) признаки грубой незрелости эмоционально-волевой сферы сохраняются, а позже проявляются в виде психопатий» (С. Г. Шевченко). 3.Поврежденное психическое развитие – приобретенная поломка, выпадение отдельных функций. Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. Для дифференциальной диагностики с олигофренией имеют принципиальное значение указание на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка до периода перенесенной инфекции, интоксикации или травмы мозга и хронологическая связь психического снижения с перенесенной вредностью. В неврологическом статусе чаще отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки). Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция. Структура дефекта при органической деменции определяется в первую очередь фактором повреждения мозговых систем. В одних случаях это грубые локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т. п.), недостаточность которых иногда выражена более чем неспособность к отвлечению и обобщению. Так, нарушения памяти, в особенности механической, более характерны для деменции, обусловленной черепно-мозговой травмой, перенесенной ребенком в возрасте после 3—4 лет. Г. Е. Сухарева выделяет четыре типа органической деменции у детей, с преобладанием следующих особенностей протекания псих. процессов: 1. Преобладанием низкого уровня обобщения. 2. Грубые нейродинамические расстройства, резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая психическая истощаемость, неспособность к напряжению, нарушение логического строя мышления, выраженная наклонность к персеверациям. 3. Недостаточность побуждений к деятельности с вялостью, апатией, резким снижением активности мышления. 4. Нарушения критики и целенаправленности мышления, с грубыми расстройствами внимания, резкой отвлекаемостью, «полевым поведением» (термин К. Левина). Наиболее часто встречаются два последних типа органической деменции в детском возрасте. 4.Дефицитарное психическое развитие. Оно связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной — при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.). Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других, связанных с пострадавшей опосредованно. Наиболее показательной моделью аномалий развития по дефицитарному типу является психический дизонтогенез, возникающий на почве поражений сенсорной либо моторной сферы. Слепые дети и слабовидящие дети - дефицитарность развития у лиц с нарушениями зрения главным образом проявляется в вербализме мышления, нарушениях пространственных представлений, недоразвитию психомоторной сферы. Прогноз и коррекционные возможности у таких детей индивидуальны и зависят от ряда факторов, таких как степень нарушения зрения и время возникновения дефекта, уровень интеллектуального развития ребенка, своевременности коррекционного обучения и успешности тифлотехнической коррекции. Глухие дети — с глубокими, стойкими двусторонними нарушениями слуха, врожденными или приобретенными в раннем детстве. Среди глухих выделяют две категории детей: глухие без речи (ранооглохшие) и глухие, сохранившие речь (позднооглохшие). Слабослышащие дети — с частичным снижением слуха, приводящим к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с понижением слуха от 15—20 дБ до 75 дБ. Дефицитарность развития таких субъектов определяется прежде всего нарушением речевого развития и, вследствие этого, вторичной задержкой психического развития. Как и в случаях детей с нарушением зрения, здесь также играют первостепенную роль время возникновения дефекта, степень его выраженности, наличие и своевременность коррекционного воздействия. Общим для любого вида дефицитарного развития является своеобразие в развитии и формировании личности. Последнее может проявляться и как следствие основного дефекта, затрудняющего полноценный контакт со сверстниками и другими людьми, так и как результат неправильного воспитания. Согласно Л. С. Выготскому, любой телесный недостаток, будь то слепота, глухота или умственная отсталость реализуются как социально ненормальное поведение. Образуется своеобразный социальный вывих. Изменяется отношение окружающих людей по отношению к дефективному ребенку, изменяется и его отношение к окружающему миру. Основная задача коррекционной педагогики — вправить социальный вывих. 5.Искаженное развитие – диспропорциональное, асинхрония. Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящее к ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальны
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|