Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности




ТЕМА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ ПРИКЛАДНОГО ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ЭТИКИ

Этика – одна из наиболее древних форм духовной деятельности. Потребность в осмыслении отношения человека к человеку появилась давно, на самой заре цивилизации. Характерные этические рассуждения содержались уже в первых письменных свидетельствах человечества. В древнеегипетском папирусе Присса (IV тыс. до н. э.) неизвестный автор сетовал по поводу извечной проблемы: «Жизнь теперь не та, что была прежде; дети не слушаются родителей». В этих немногих словах формулируется основной круг этических представлений о том, что, во-первых, люди могут вести себя хорошо или плохо; во-вторых, хорошая, правильная жизнь заключается в послушании и, в-третьих, действия отдельных людей могут влиять на течение общественной жизни.

Но одна проблема еще не составляет этики. В качестве системы взаимосвязанных проблем и соответствующих понятий этика возникла значительно позже – в I тыс. до н. э. В первой половине тысячелетия греки начинают употреблять слово «этос», которое сначала обозначало «привычное место обитания», «жилище», «звериное логово», а уже потом – «привычки», «нрав», «характер», «темперамент». Впоследствии от слова «этос» был образован термин «этика». Однако греческое происхождение термина не является свидетельством того, что и сам феномен возник в одном единственном культурном центре. Этика появилась практически одновременно, по крайней мере, в четырех независимых друг от друга культурах:

1) в Палестине VIII–IV вв. до н. э. – в учениях иудейских пророков Исайи, Илии, Осии и др. о том, что чистота сердца важнее следования закону;

2) в Древней Индии VI–V вв. до н. э. – в брахманических и буддийских идеях дхармы и кармы, согласно которым каждый поступок человека, как добрый, так и дурной, не проходит бесследно, и даже влияет на последующие рождения;

3) в Древнем Китае V–IV вв. до н. э. – в виде конфуцианского учения о «дэ» как свойстве, отличающем «благородного мужа» от «низкого человека», и даосского учения о «дао» – законе, определяющем путь движения всех вещей во вселенной;

4) в Древней Греции V–IV вв. до н. э. – как одна из трех составных частей философии, рассматривающая связь между нравом, словом и природой.

Несмотря на различное происхождение, идеи, лежащие в основании этих этических систем, очень близки друг другу. В их основе лежит одна общая идея о том, что отношением человека к миру определяется ответное отношение мира к человеку.

Этику часто называют «практической философией». Как термин и особая систематизированная дисциплина этика восходит к Аристотелю (IV в. до н. э.): впервые она встречается в названии всех трех его сочинений, посвященных проблемам нравственности («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»). Для него это некая сумма знаний и поучений, касающихся духовных качеств человека. После Аристотеля этика первое время оставалась одним из типичных названий философских произведений. В научном обиходе понятие «этика» закрепляют стоики (с III в. до н. э.), они стали считать ее (наряду с физикой и логикой) одной из трех частей философии. Затем словом «этика» стали обозначать область философских знаний, изучающую человеческие добродетели, или учение о нравственности, исследующее жизненную мудрость, в рамках которого люди пытались понять, что такое счастье и как его достигнуть.

Интересно, что понятие «мораль» является калькой понятия «этика». Латинское слово «mos» – смысловой аналог греческого слова «этос». Во множественном числе («mores») оно было использовано римским оратором Цицероном (I в. до н. э.) при переводе аристотелевских текстов. Слово «мораль» можно перевести, во-первых, как «нрав», «обычай», «характер», во-вторых, как «закон», «правило», «предписание».

Слова «этика» и «мораль» входят во многие современные языки. Однако в некоторых из них возникают свои определения. Русское слово «нравственность», происходящее от корня «нрав» попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синонимы.

Первоначально понятия «этика», «мораль», «нравственность» были тождественны и обозначали сферу нравов, обычаев, общепризнанных правил поведения. Позже они получили собственное содержание: этика – это теория, наука; а мораль и нравственность – реальные явления в жизни человека и общества.

В обыденном сознании понятия морали и нравственности употребляются как синонимы. С теоретической же точки зрения согласно традиции, идущей от Гегеля, значение этих двух понятий принято различать:

нравственность с этой позиции происходит от слова «нравы» и подразумевает поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. Нравственность предполагает, что индивид должен соблюдать принятые правила поведения, подчиняться традиционному образу жизни, который выступает критерием добродетели;

мораль – вся сфера морального сознания, включающая заповеди, нормы, кодексы и индивидуальные моральные убеждения. Это более обобщенное и сложное понятие, чем нравственность.

Итак, мораль имеет отношение к сфере сознания, а нравственность – к действию. Вот почему необходимо придерживаться следующего определения этики: «Этика – наука о морали и нравственности».

СТРУКТУРА ЭТИКИ

Структура этики включает в себя широкий спектр проблем теоретического, историко-философского и прикладного характера; отражает динамику развития этической мысли от древности до наших дней.

Структуру этики как науки выражают исторически закрепившиеся за ней функции:

 определение границ нравственности в системе человеческой деятельности;

 теоретическое обоснование нравственности (ее становления, сущности, социальной роли);

 критически ценностная оценка нравов (нормативная этика).

Данная структура очерчивает круг главных проблем, исследуемых этикой:

– этические взгляды, идеал (то есть этическое знание);

– разработка и раскрытие нравственных категорий этики;

– выявление взаимосвязи, отношений этического сознания к объективной реальности, влияния их друг на друга.

В самом общем плане этика делится на теоретическую и прикладную.

Теоретическая этика направлена на исследование системы нравственности вообще. Она включает в себя учение о сущности, специфике и функциях морали, о ее связи с другими сторонами человеческого бытия, об отдельных элементах нравственного сознания и поведения (справедливости, долге, ответственности, достоинстве и т. п.), о происхождении и историческом развитии морали и т. д. Самостоятельными составными частями теоретической этики являются:

история нравственности,

история этических учений.

Прикладная этика изучает функционирование нравственности в отдельных сферах человеческой жизни. Современными ее разновидностями являются:

– биомедицинская этика,

– предпринимательская этика,

– этика науки,

– педагогическая этика,

– политическая этика и т. п.

Появление прикладной этики обусловлено тем, что в некоторых сферах общества нравственная жизнь приобретает особую интенсивность. Это происходит по разным причинам.

Во-первых, характер нравственных отношений может существенно меняться из-за чрезмерного усиления каких-то других, внеморальных факторов. Например, в хозяйственной деятельности особую роль приобретают соображения материальной пользы, прибыли, рентабельности и т. д. Это вмешательство меркантильных соображений вынуждает проводить грань между добром и злом как-то иначе, чем принято, скажем, для дружеских или бытовых отношений. То же касается и политической сферы. В период войны, к примеру, резко возрастает значение эффективности тех или иных действий, поскольку цена успеха или провала военных операций выражается множеством человеческих жизней, не говоря уже о разрушении материальных ценностей. В этих условиях преобладающую роль получает государственный интерес и государственная целесообразность, тогда как интересы отдельно взятого человека оттесняются на второй план. Поэтому конфликты решаются иначе, чем в мирное время.

Во-вторых, характер нравственных отношений может существенно обостряться в связи с изменением субъектов или объектов этих отношений. Люди, которые оказываются в пограничных ситуациях между жизнью и смертью чувствуют и ведут себя иначе, чем в повседневной жизни. Поэтому возникает необходимость особых нравственных ограничений в отношениях между врачами и пациентами, здоровыми и больными людьми. На этой основе сложилась биомедицинская этика, исследующая проблемы эвтаназии (искусственного прекращения жизни неизлечимо больного, испытывающего непереносимые страдания), трансплантации органов, врачебной тайны и т. п.

В-третьих, содержание нравственной жизни кардинально меняется в тех точках социального пространства, где происходит соприкосновение людей высокого или среднего морального развития с людьми, моральный уровень которых крайне низок. Преступная среда, например, создает особую «субкультуру» с нормами и ценностями, отличными от норм и ценностей всего общества. Конструктивный диалог с подобными лицами возможен только в том случае, если, по крайней мере, одна из сторон – представляющая интересы всего общества – свободно ориентируется в нравах другой стороны и ведет себя с учетом имеющейся информации. Отсюда необходимость в разработке особой отрасли прикладной этики – криминологической.

В-четвертых, исходное неравенство субъектов нравственных отношений бывает обусловлено тем, что одна из сторон находится на стадии становления и поэтому обладает нравственностью лишь в зачаточной форме. Такими являются отношения между воспитателями и воспитанниками. Особую трудность для воспитательной практики представляет проблема оптимального соотношения между самостоятельностью и внешней регламентированностью в поведении воспитуемых. Степень оптимальности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Широкий спектр подобных проблем изучается педагогической этикой.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА КАК СПОСОБ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНКРЕТНЫХ ВИДАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этика – наука о морали. Под нравственностью этика понимает исторически меняющиеся формы общественной связи между людьми. Поэтому этика – наука не только о должном, но и о сущем.

Этика отражает качественные стороны нравственности, выделяя в человеческой деятельности собственно нравственный аспект. Мораль пронизывает все многообразие человеческого сознания и поведения.

Сбор и первичная систематизация фактов нравственной жизни, их включение в сферу научного осмысления входит в компетенцию таких разделов этики, как история нравов и социология морали. Кроме этого, этика призвана воспроизвести нравственность теоретически, научно обосновать ее происхождение, необходимость, сущность, специфику, роль в обществе, законы развития. Способность этической теории выполнять эту задачу определяется практическими потребностями социального прогресса, состоянием нравственности на данном этапе развития общества.

Этика – нормативная наука, она не только отражает нравы, но и дает их критически-ценностный анализ, обосновывает предпочтение тех или иных норм поведения.

Этика как наука и способ осознания общественного бытия включена в нравственное сознание. Выступая в качестве ценностно-ориентирующего фактора, она берет на себя функции морали. Поэтому этика представляет собой одновременно науку о морали и элемент моральной культуры общества.

Так, наиболее общие понятия морального сознания складываются и получают формулировку в научной этической теории. Моральная аргументация получает развитие и обоснование в этике. Моральное сознание фиксирует, систематизирует нравственные требования к поведению, формулирует то, на что следует ориентироваться. Это, по существу, аналитическая задача этики, которая решается на уровне теоретического осмысления действительности.

Еще одна нормативная задача этики – подвергать критике реальное моральное сознание, выявлять степень его соответствия действительным нравственным отношениям. Таким образом, этика дает описание морали, объясняет мораль и учит морали.

В соответствии с этим можно назвать три ее функции:

1) эмпирически описательную;

2) философско-теоретическую;

3) нормативную.

Кроме того, морали присущи следующие уникальные свойства:

– безличность нравственного закона;

– всеобщий характер и универсальность нравственного требования;

– не заинтересованность морального мотива, не прагматичность моральной цели;

– нравственное равенство и нравственное единство человеческого рода;

– свободная причинность.

Содержание морали как общественного явления представляется в виде системы, состоящей из четырех компонентов:

1) нравственные отношения;

2) нравственные мотивы действия;

3) нравственные чувства;

4) моральное сознание.

Обоснованием морали занимается моральная философия, или нормативная этика, объектом обоснования служат для нее не только частные нормы и оценки, но и общие универсальные принципы нравственности.

Вместе с тем мораль составляет объект исследования для целого ряда теоретических и описательных наук: социологии, этнографии, истории, социальной и общей психологии, лингвистики, логики, теории познания, риторики и др.

Предметом научного интереса становится, в частности, моральное рассуждение, язык и логика морали, а значит, и нравственная аргументация, обоснование моральных суждений. Сложилась особая научная дисциплина, исследующая эти стороны морального сознания, – метаэтика.

Мораль представляет собой многоплановую область жизнедеятельности человека, в которой взаимосвязаны различные социально-исторические, общекультурные, психологические и другие аспекты.

В общественных отношениях действует ряд механизмов саморегуляции. Это экономические механизмы, социальные институты, государство, право, мораль. Ориентирами человеческого поведения выступают моральные ценности. Развитие нравственности связано с социальным движением.

Вместе с тем мораль характеризуется следующими особыми зависимостями от социально-экономического основания:

1. Мораль – особый способ ориентации в мире ценностей, следовательно, она прямо зависит от системы ценностей, выдвигаемой обществом, от ее изменения.

2. Мораль отражает интересы социальных общностей, поэтому она зависит от направленности интересов, от их столкновения и развития.

3. Мораль содержит определенные нормы, образцы, приспособленные к конкретным жизненным ситуациям, значит, изменение этих ситуаций как объективное условие морального выбора воздействует на мораль.

4. Мораль регулирует поведение людей, следовательно, она зависит от состояния способов социальной регуляции (правовых, государственно-административных и др.).

5. Мораль передает накопленный нравственный опыт. Она зависит от условий социального общения, от способов функционирования общественного мнения, средств коммуникации.

6. Мораль создает особую атмосферу в обществе и выражает нравственное состояние личности. Отсюда ее зависимость от изменений состояния общественной психологии.

7. Мораль действует на миросозерцание личности, ее мировоззрение. Она связана с другими сферами воздействия: наукой, искусством, философией, религией и др.

Мораль как способ освоения мира многофункциональна. Она многолика и исторически изменчива, так как на каждом этапе социально-исторического развития человечества ей приходится решать различные по содержанию задачи.

Мораль обладает целостностью, устойчивостью, последовательностью в развитии, т. е. всеми признаками, которые позволяют говорить о ней как об особом качественно своеобразном и едином явлении общественной жизни.

В чем же заключается это своеобразие? Человек осваивает мир с помощью теоретического осмысления, познание его может быть художественным, научным, религиозным, духовно-практическим.

Мораль же является оценочно-императивным способом освоения действительности, который регулирует поведение людей с точки зрения добра и зла. Проблема истины, как известно, центральная в научном познании, проблема художественного образа – в искусстве, проблема нормы поведения – в морали. Это значит, что и наука, и искусство, и мораль своеобразно подходят к постижению действительности.

Нравственность выполняет для человека роль «компаса» поведения, позволяющего ориентироваться в общественной жизни, в мире человеческой культуры, в мире социальных ценностей. Через систему ориентации, норм, оценок, идеалов она регулирует поведение людей.

Мораль избирательна, она призвана вызывать в мышлении поиск ценностно-нормативного смысла поступков. Она позволяет установить связь поступка с линией всего поведения личности и с общепринятой системой ценностей.

Моральная оценка – это особый акт личности, ориентирующий ее в выборе того или иного поступка, выражающий предпочтение определенной нормы поведения и повелевающий действовать в соответствии с ней. Императивы морали поддерживаются психологическими механизмами – совестью, долгом.

Это специфически нравственные способы регулирования поведения личности. Мораль, таким образом, ставит перед человеком и мировоззренческие вопросы, и практически-поведенческие и требует решения этих вопросов. Она требует определить ценность человека, ценность его поступков, идеалы, смысл жизнедеятельности, отношение к обществу. Мораль применяет мерку должного к сущему.

Коллизия должного и сущего – специфически нравственная, направляющая социальную активность личности. Итак, мораль предстает не просто как совокупность норм, правил, принципов, но и как внутренне осознанная и цельная упорядоченная система.

Теоретическим же выражением мировоззренческого содержания морали является этика, разрабатывающая проблемы морали на философском уровне знания.

Каковы основные функции морали? Большинство этиков (Е. Ф. Анисимов, Л. М. Архангельский, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий и др.) главной функцией называют регулятивную. Она взаимосвязана с такими функциями, как воспитательная, познавательная, оценочно-императивная, ориентирующая, мотивационная, коммуникативная и др.

Л. М. Архангельский выделяет основные три функции: регулятивную, воспитательную и познавательную.

Последовательность работы психических механизмов, которая присуща нравственному сознанию, можно выразить формулой: «Повелевая, мораль оценивает, оценивая – познает». Доминанта функций морали может меняться. Так, познавательная функция нравственности может быть подчинена функции регуляции поведения.

Познавательная функция не просто дает знания, но еще и ориентирует в мире ценностей. Она же содержит и прогностический момент, то есть позволяет моделирование нравственных идеалов. Чистота, возвышенность мотивов – непременное условие и элемент нравственного поведения личности.

Мораль несет в себе функции нормативного целеполагания в повседневной поведенческой практике. И конечно же, мораль выступает особой формой общения людей, которое несет в себе ценностное отношение к социуму, к себе, к другой личности. В общении, разумеется, присутствует переживание, сопереживание, взаимопонимание, интуиция, оценки, воображение и др., т. е. пласт духовного мира человека.

Таким образом, мораль обеспечивает регуляцию поведения, моральное долженствование, оценку, ценностную ориентацию, мотивацию, гуманность в общении.

Будучи одной из форм общественного сознания, нравственность выступает и как аспект деятельности человека, в которой объективируются моральные цели, ориентации, нормы, поступки, действия.

В этической литературе в нравственности различают: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание. Нравственная деятельность и нравственные отношения составляют объективированную сторону морали о поведении людей. Субъективную же сторону представляет моральное сознание.

В нравственной деятельности проявляется диалектическое единство объективного и субъективного, т. е. происходит реализация субъектно-объектных отношений. Нравственные отношения – это особые, объективные и субъективные отношения, потому что отражают интересы, побуждения, представления как самой личности, так и окружающих ее людей. Нравственные отношения характеризуются системой моральных ценностей. Другой характерной особенностью их выступает нравственная позиция личности или социальной группы в моральном выборе.

Нравственная позиция личности, с одной стороны, есть объективный фактор, в котором сочетаются интересы общественные и индивидуальные, с другой – субъективный фактор моральной регуляции, выражающий моральную ориентацию, нравственную активность и ответственность за выбор моральной позиции.

Система же нравственных отношений, существующая в обществе, обусловливает характер нравственного сознания. Обратимся к своеобразию функционирования нравственного сознания.

Нравственное сознание – это осознание личностью норм нравственности, взаимоотношений в обществе, идей, представлений, идеалов, функционирующих в обществе. Это совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств, потребностей.

Целостность нравственного сознания обеспечивается нравственными принципами и нормами, а также за счет функциональных механизмов, важнейшим из которых является ценностная ориентация. Под ценностной ориентацией подразумевают способность нравственного сознания в самых различных жизненных ситуациях направлять действия личности.

Ценностная ориентация обеспечивает единство сознания и поведения, целенаправленность в моральном выборе, регулирует действия личности. Она проявляется как в отдельных поступках, мотивах личности, так и во всей линии поведения.

Ценностные ориентации личности обеспечивают моральную надежность, которая, в свою очередь, зависит от моральной мотивации, оценки и самооценки. Моральная мотивация – это система взаимосвязанных мировоззренческих мотивов, означающих предпочтение или выбор тех или иных ценностей, целей в моральном выборе, определенной линии поведения. Моральная оценка определяет ценностное значение действия, поступка, поведения личности, их соответствия общественным нормам морали.

Самооценка – это определение личностью ценности своего поведения, поступков, мотивов. Таким образом, резюмируя вышеизложенное, очевидным является следующий факт. Мораль выступает как сложное общественное явление, являясь одновременно формой общественного сознания и видом социальных отношений, выполняет основную функцию регулирования поведения людей и отношений между социальными группами посредством норм, принципов, которые поддерживаются воспитанием, общественным мнением.

Итак, мораль регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни. Обратимся к регулятивной функции морали в нравственных отношениях в труде. В трудовой сфере нравственные отношения определяют содержание морали труда.

Существуют как общие требования морали труда в обществе, так и требования для той или иной профессии. Эти специфические нравственные требования, нормы связаны с пониманием профессиональной чести, с чувством гордости за свой труд.

Имеются профессии, предметом труда которых является личность. Это медицинская, педагогическая, культурно-просветительная деятельность и др. Наличие качественно специфических нравственных характеристик для таких профессий, как врач, учитель, журналист и других, рассматривается как важный аспект профессиональной пригодности. Такие особенности трудовой морали связаны с профессиональной этикой.

Профессиональная этика – это вид трудовой морали, выступающий в виде норм, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, объектом труда которых является личность или социальные группы.

Термин «этика» (древнегреч. «ethos» – «нрав», «обычай») был введен еще Аристотелем в IV в. до н. э. как учение о нравственности, морали. Первые нормативы профессиональной этики можно отнести к Гиппократу, сформулировавшему нормативы медицинской этики.

Исторически понятия «этика» и «профессиональная этика» сложились давно, поэтому термин «профессиональная этика» употребляется как медицинская, судебная, научная, театральная и др.

Разумеется, возникновение профессиональной этики было обусловлено общественным разделением труда, возникновением различных видов деятельности, профессий. Конкретные профессии основаны на конкретных моральных принципах, или профессиональных нравственных нормативах.

К примеру, врач – на гуманном, чутком отношении к больному, педагог – на любви к ребенку и осознании ответственности за воспитание, юрист – на справедливости и честности осуществления правосудия и т. д. Каждый вид профессиональной этики имеет свои специфические черты и особенности, обусловленные профессиональной деятельностью, историческими традициями.

Специфика профессиональной этики педагога заключается в следующем:

1) объект труда – человек;

2) педагог всегда несет моральную ответственность за будущее человека;

3) труд педагога психологически и организационно сложен;

4) педагог – пример в нравственном воспитании личности, человек высоких моральных идеалов.

Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, высокий профессионализм и научно-педагогическая подготовленность, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры – вот основные особенности профессиональной этики педагога.

Каковы же социальные функции профессиональной этики? Прежде всего одной из основных выступает регулятивная функция. Не менее важной является и такая социальная функция, как содействие успешному решению задач профессии.

Поскольку интересы общества выступают в профессиональной этике в форме долженствования, профессиональная этика выполняет функцию посредника в интересах общества и личности, т. е. служит связующим звеном в профессиональных моральных ценностях прошлого, настоящего и будущего общества.

Профессиональная этика как совокупность социально обусловленных моральных норм поведения влияет на мотивы поведения человека, побуждает действовать определенным образом. При этом она выполняет еще и ценностно-ориентирующую функцию.

Итак, основное назначение и сущность профессиональной этики – содействие успешному исполнению профессиональных обязанностей, активизация способности личности к самостоятельной ориентации в поведении, выборе средств и методов достижения профессиональных целей. Слагаемыми компонентами профессиональной этики выступают профессиональный такт как своеобразный психологический аспект поведения личности и этикет.

Понимание такта и этикета связано с характеристикой правильности выбора тех или иных форм культурного поведения. Профессиональный такт связан с умением осуществления в конкретных условиях профессиональной деятельности, сообразуясь с индивидуальными качествами объекта труда и выбором наиболее целесообразных приемов и средств воздействия на личность. Такт и профессиональный этикет являются слагаемыми компонентами профессионального мастерства.

Общечеловеческая ценность профессиональных нравственных норм, или профессиональной этики, состоит в том, что она создает моральный микроклимат в коллективе, обеспечивает нравственное здоровье личности, благоприятствует моральной атмосфере в обществе.

Моральный микроклимат в трудовом коллективе обеспечивается за счет моральных норм, всегда несущих оценочную нагрузку в определенном ракурсе – в категориях добра и зла. Норма – это и образец, и одновременно побудитель как к самоограничению, так и к активному действию. Соблюдение норм нравственности обязательно для каждого индивида в любом трудовом коллективе, что свидетельствует о культуре не только отдельных личностей, но и о культурном уровне всего коллектива, а также о степени и многообразии моральной жизни общества.

Кроме общих, уже названных, функций педагогическая мораль имеет свои специфические функции. Это функция педагогического корректирования; диагностическая и прогнозирующая функции; функция воспроизводства моральных знаний; функция выработки готовности к противодействию аморальным проявлениям; функция моральной самозащиты.

Так, педагогическое корректирование нравственных отношений может осуществляться с помощью таких методов, как словесное внушение, коллективный анализ последствий, моральная оценка и побуждение к самооценке. Педагогическая мораль требует от учителя в корректировании собственного поведения обращения к методам самовнушения, самоубеждения, самоустановки, самоконтроля и другим средствам и приемам самовоспитания.

Очень важно особенно сегодня, когда ощущается дефицит нравственности, возложить на педагогическую мораль функцию выработки готовности к противодействию аморальным проявлениям.

Педагогическая мораль оказывает формирующее и воспитательное воздействие в обществе, ибо каждый человек испытывает в своей жизни влияние педагогической среды и педагогической деятельности. Эта среда воздействует на формирование мировоззрения человека, его нравственного сознания, жизненных позиций. Воспитательная, формирующая и дидактическая функции педагогического труда – основа общественного разделения труда.

Следовательно, педагогическая мораль требует от учителя высокого нравственного уровня воспитанности. Поведение, деятельность педагога должны оказывать благотворное воздействие на поведение и деятельность воспитуемых.

Поэтому манеры поведения, привычки, принципы деятельности, которые аккумулируются в педагогической среде, должны оказывать воспитывающее воздействие на самого учителя. Педагогическая мораль предъявляет основные требования учителю, которые неоднократно выдвигали классики педагогической мысли: воспитатель должен быть прежде всего воспитан сам. Это, пожалуй, есть кредо всей педагогической морали.

Педагогическая мораль, выполняя регулятивную, ценностно-ориентирующую, воспитательную функции, требует от учителя постоянного самоусовершенствования, без которого невозможно управлять процессом нравственного воспитания личности, целенаправленности, великодушия, гуманности, добросовестности и других морально-волевых качеств, на которые педагог обязан ориентировать себя, коллег, учащихся, их родителей и других участников педагогического процесса.

Профессиональная педагогическая мораль обязывает учителя создавать такую систему взаимоотношений, в которой действуют законы и принципы оптимального сочетания требовательности и уважения, взыскательности и доброты, принципиальности и доверия, контроля и взаимопомощи, гуманизма и коллективизма, ответственности и чуткости.

В сфере педагогического труда моральная регуляция и саморегуляция имеют свои особенности. Их контролер – совесть учителя, ибо свои действия, поступки педагог оценивает сам, сам же их корректирует. Он передает свой нравственный опыт и опыт, накопленный человечеством, подрастающим поколениям, те, в свою очередь, передают его в наследие другим.

В этом специфическая особенность педагогической морали, в которой заключено действие законов диалектики о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Закономерным является следующий факт.

В процессе педагогической деятельности воспитанники являются не только объектами, но и субъектами, соучастниками творческой деятельности учителя, поэтому чем активнее роль учащихся в процессе постижения духовного наследия общества, тем плодотворнее осуществляется воспитательный процесс становления личности.

Оригинальность и неповторимость педагогического труда и педагогической морали, регулирующей труд, – в создании основы для духовного производства в обществе, в подготовке высоконравственных, духовно богатых людей для различных сфер социальной деятельности, в обеспечении воспроизводства интеллектуального потенциала общества.

Итак, педагогическая мораль как совокупность нравственных норм и предписаний, регулирующих моральную деятельность и нравственные отношения в педагогической среде, обусловлена общественной потребностью передачи от поколения к поколению нравственного опыта и является сегодня объективной необходимостью. Велика ее роль в решении социальных задач.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...