Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой статус политических партий в России

Мельничук Н.И.,

гуманитарный факультет, 2-й курс, АНО ВО СахГТИ

Науч. рук. Золочевская Е.Е.,

преподаватель кафедры ТГП и КП, АНО ВО СахГТИ

[email protected]

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИИ

В данной статье рассмотрен и проанализирован правовой статус политических партий в Российской Федерации.

Определены права и обязанности политических партий в Российской Федерации.

Ключевые слова: политическая партия, закон, правовой статус, права и обязанности, устав, Российская Федерация.

 

На сегодняшний день наша страна переживает довольно-таки противоречивый, но судьбоносный этап своей истории. Вновь возрожденная многопартийность, свобода слова, печати и вероисповедания открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности в политической сфере. Но наряду с открывшимися возможностями перед россиянами появилось ряд трудно разрешимых проблем.

Необходимо отметить, что проблема законодательного урегулирования деятельности политических партий стояла еще с самого начала демократических преобразований в Российской Федерации.

Нестабильность самой системы, а также постоянные разногласия так и не позволили политическим деятелям достичь компромисса.

Необходимость данного исследования определяется и недостатками современной законодательной базы о роли политических партий в деятельности и формировании законодательных органов государственной власти.

Данная тема исследования является научно разработанной: существует множество публикаций, изданий, статей посвященных вопросам связанных с правовым статусом политических партий.

Особый вклад в формирование теории и практики правового статуса политических партий Российской Федерации внесли такие отечественные и зарубежные деятели науки: Коркунов Н.М., Острогорский М.Я., Муромцева С.А., Лазаревский Н.И., К. Лавсонов, Г. Гегель, Дж. Сартори, П. Ньюмен, Байкова Т.К., Блинкова Н.Ю., Бураковский А.Л., Бондарь Н.С., Булаков О.Н., Веденеев Ю.А., Петрова О.Ю., Полянский В.В., Постников А.Е., Пухкалова М.О., Резников Е.В., Олькова О.Н.

Работы названных авторов занимают существенное значение для усовершенствования методики и теории правового статуса партий в Российской Федерации. Тем не менее, ряд проблем и вопросов по данной теме остаются на стадии исследования.

Цель данной статьи является всесторонне исследовать и проанализировать правовой статус политических партий в Российской Федерации.

В связи с установленной целью определен круг взаимосвязанных задач:

· определить роль политических партий в Росси;

· изучить права и обязанности политических партий;

· рассмотреть проблемы функционирования политических партий на современном этапе.

Объектом исследования является комплекс общественных отношений в области нормативного регулирования правового статуса политических партий.

Научная новизна исследования состоит в том, что данная статья содержит итоги комплексного исследования правовых основ организации и деятельности политических партий в современной России, а также рассмотрение последних правовых новаций.

На сегодняшний день политические партии являются единственными общественными объединениями, которые имеют право самостоятельно принимать участие в выборах органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления на региональном и федеральном уровнях, в т.ч. участие в выборах Президента РФ, путем выдвижения кандидатов [2].

Федеральный закон «О политических партиях» обязывает политические партии участвовать в выборах разного уровня каждый год. При несоблюдении такого условия партия может быть ликвидирована и устранена по инициативе Министерства юстиции РФ.

Одно из основных положений закона «О политических партиях»: в Российской Федерации не могут образовываться межрегиональные, местные и региональные политические партии.

Политические партии могут быть только федеральными организациями, которые осуществляют свою деятельность на всей территории России.

Предоставляемые политическим партиям права, обязаны, с одной стороны, обеспечить им свободу деятельности и выполнение предусмотренных законом задач, а с другой стороны - гарантировать нормальное функционирование и существование многопартийной системы [4].

В законодательстве Российской Федерации правовой статус политической партии исходит из права граждан на объединение. Это право фиксируется не только в федеральном законодательстве и Конституции России, но и в Уставах субъектов федерации.

Политические партии принимают важнейшее участие в деятельности и формировании всех звеньев государственного аппарата.

В порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации политическая партия имеет право:

1. свободно пропагандировать свои взгляды, распространять информацию о своей деятельности, задачи и цели;

2. принимать участие в формировании решений органов местного самоуправления и органов государственной власти;

3. участвовать в референдумах и выборах;

4. организовывать и проводить митинги, собрания, демонстрации, пикетирования, шествия и другие публичные мероприятия;

5. учреждать информационные агентства, издательства, полиграфические предприятия, СМИ;

6. пользоваться на равноправных условиях муниципальными и государственными средствами массовой информации;

7. создавать союзы и объединения с иными политическими партиями без образования юридического лица;

8. представлять законные интересы своих членов и защищать свои права;

9. поддерживать и устанавливать международные связи с политическими партиями, вступать в международные ассоциации и союзы [1].

Предоставляя политическим партиям широкие права и свободы, законодательство возлагает на них и обязанности.

Политическая партия обязана:

1. соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также устав политической партии;

2. ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии;

3. пропускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия, которые проводятся политической партией;

4. заблаговременно извещать избирательную комиссию соответственного уровня об осуществлении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов в депутаты [1].

Следовательно, указанные обязанности носят далеко не декларативный характер, за их несоблюдение предусматривается юридическая ответственность в виде приостановления деятельности политической партии, которая может привести к их ликвидации.

Также существует ряд проблем функционирования политических партий. Основной проблемой является то, что партия выражает интересы только определенной группы населения [5].

Еще одной серьезной проблемой является проблема отрешенности партий от реальной жизни общества и безответственности партийных лидеров. Значительный разрыв во времени между действиями партии в законодательном органе страны и конкретным решением социальных проблем делает партии безразличными в реальной жизни страны [3].

На сегодняшний день, в связи с принятием закона «О политических партиях», совершается процесс превращения политических партий в правовой институт путем все более широкого урегулирования правом комплекса отношений, которые связанны с организацией, образованием и деятельностью партий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/

2.Венгеров А.Б Теория государства и права: часть 1. Теория государства. – М.: Юристъ, 2015. – с. – 488.

3.Заславский С.Е. Правовые формы организации политических партий в России. // Законодательство и экономика. – 2015. с. - 76

4.Зуляр Ю. А. Политология: Базовый курс: учеб. пособие: в 2 т. Иркут. гос. ун-т., 2015. Т. 2. с. 214.

5.Сидоренко Е.В. Правовое положение политических партий. // Российская юстиция. 2015. №10. с. - 98.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...