Система регулирования оплаты труда
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Из требований экономических законов может быть сформулирована система принципов регулирования оплаты труда, включающая: 1. Принцип оплаты по затратам и результатам. На протяжении длительного периода времени вся система организации оплаты труда в государстве было нацелена на распределение по затратам труда, которое не соответствует требованиям современного уровня развития экономики. В настоящее время более строгим является принцип оплаты по затратам и результатам труда, а не только по затратам. 2. Принцип повышения уровня оплаты труда на основе роста эффективности производства, который обусловлен, в первую очередь, действием таких экономических законов, как закон повышающейся производительности труда, закон возвышения потребностей. Из этих законов следует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основе повышения эффективности производства. 3. Принцип опережения роста производительности общественного труда по сравнению с ростом заработной платы, который вытекает из закона повышающейся производительности труда. Он призван обеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение производства. 4. Принцип материальной заинтересованности в повышении эффективности труда следует из закона повышающейся производительности труда и закона стоимости. Необходимо не просто обеспечить материальную заинтересованность в определенных результатах труда, но и заинтересовать работника в повышении эффективности труда. Реализация этого принципа в организации оплаты труда будет способствовать достижению определенных качественных изменений в работе всего хозяйственного механизма.
Заработная плата в условии рыночной экономики определяется на основе взаимодействия 3-х составляющих: - Рынка труда; - Государственного регулирования; - Коллективно-договорного регулирования. Организация зарплаты на предприятиях осуществляется на основе следующих принципов: 1) установление строгой зависимости от количества и качества труда; 2) обеспечение роста зарплаты в пределах зарабатываемых трудовыми коллективами средств; 3) опережение роста производительности роста труда по сравнению с ростом средней зарплаты; 4) усиление заинтересованности всех работников предприятия в мобилизации имеющихся резервов эффективности производства.
Глава 3. РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ И ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Принципы регулирования Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются на всех сторонах жизни конкретного человека и предполагают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на трудовую (в рамках трудового договора) и предпринимательскую деятельность. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учёт прав и интересов трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что даёт ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении. Формирующееся в условиях экономической свободы и конкуренции трудовое право РФ не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений других стран, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое изучение крайне полезно, т.к сущность взаимоотношений наёмных работников и работодателей в принципе везде одинакова. Освоение этого опыта позволит избежать повторения тех ошибок, которые допускались ранее другими странами и разработать специфические концепции защиты труда, пригодные в российских условиях.
Скорее всего, для России наиболее приемлемой будет европейская модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений. Вместе с тем особенностью современной государственной политики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактическим гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон. С учётом изложенного к основным принципам регулирования трудовых отношений можно отнести следующее: - признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны - работника; - учёт интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов; - гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства; - учёт особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений; - установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.
Следует отметить, что само по себе наличие должным образом подготовленного закона недостаточно, чтобы заметно повлиять на общественное сознание. Хороший закон может просто не применяться, и не действовать эффективно (в современных условиях массовые нарушения прав работников связаны часто не c отсутствием законодательных актов, а с простым неисполнением закона). Условия реального исполнения законов о труде, их действенности требуют особого рассмотрения, однако в целом необходимо отметить, что гарантируемые государством права работников должны защищаться, прежде всего, путем обеспечения для гражданина доступа к подлинному правосудию без многомесячных и унизительных ожиданий.
Роль профсоюзов Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) – массовая общественная организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и служащих по профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия коллективные договоры, разрешают трудовые споры. Но основная задача деятельности профсоюза – повышение заработной платы. В связи с этим видный американский экономист П. Самуэльсон выделяет 3 основных метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели: 1) профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это достигается, например, введением высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию законов о максимальном рабочем дне, увеличением срока учебы при подготовке к той или иной профессии; 2) профсоюзы могут добиваться повышения ставок заработной платы, содействуя установлению ее высшей точки равновесия; 3) профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх по кривой спроса на труд. При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны, в результате чего увеличится количество используемого труда и возрастет заработная плата.
В некоторых случаях профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению, в котором реальная заработная плата возрастает в обмен на согласие профсоюза вносить определенные изменения в производственный процесс, которые могут привести к увеличению производительности труда. Если такое соглашение открыто, увязано с условиями увеличения производительности труда, то принято говорить, что такие переговоры являются переговорами о производительности. Более типичными являются такие случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у руководства фирм, когда могут вынудить его принять дополнительные издержки. Эти издержки обычно принимают форму так называемой работы по правилам или же забастовки. Забастовка – это попытка отказать фирме в труде всех членов профсоюзов. Часто успех подобного рода формы протеста зависит от целого ряда факторов, как-то: - прибыльность фирмы и ее возможности повысить цены, не потеряв при этом свой рынок; - от финансовых ресурсов фирмы, которые позволили бы ей компенсировать убытки, нанесенные забастовкой; - от способности самого профсоюза причинить фирме убытки, при этом компенсировав потери рабочих связанные с забастовкой. Западные профсоюзы возникли как форма институционализации социальных интересов наемных работников, их ведущая функция – улучшение рыночной ситуации продажи членами профсоюза своей рабочей силы. Советские же профсоюзы имели совершенно иное происхождение. На уровне страны система управления включала государственные органы, партийные и профсоюзные. На уровне предприятия – административные, первичные партийные и профсоюзные организации. Профсоюзы не только являлись проводниками воли правящего субъекта, но и осуществляли обратную связь, выполняя защитную функцию, снижая этим социальное напряжение. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на услуги труда в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики. Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим слоям населения, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения наемных работников в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены услуг труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.
Значительна и посредническая роль государства на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения работников содействуют максимально быстрой адаптации последних к меняющимся требованиям рынка. Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направление по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счёт этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношения эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы. Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать "точки роста" в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определёнными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы. Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице. Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно. Во-первых, может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций, активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будет увеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический рост, расширяться потребность народного хозяйства в рабочей силе. Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется: - появление рыночного ориентированного, защищённого государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности; - привлечение внутренних и иностранных инвестиций; - обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально технической базы. Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным регулированием. Прежде всего необходимо совершенствование территориальной структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более полное использование местных ресурсов и возможностей с учётом личного трудового потенциала, устранение отстаивания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требующая определённого регулирования, т.к велика опасность усиления различий в обеспечении регионов рабочей силой, в частности возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания. Возможности федерального центра в улучшении территориального размещения производства ограничены. Основное значение для этого имеют перелив капитала, взаимодействие финансового и промышленного капитала, деятельность финансово-промышленных групп и других экономических объединений. Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно одно соперничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого бизнеса, падения платёжеспособного спроса населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий. Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции, проявляющимися как в старых, так и новых формах. Этому способствуют компенсационные надбавки, натурализованная оплата труда. Резко возросли различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников. Появилась необходимость гарантировать выплату заработка, формировать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой является целесообразность увязки заработка различных категорий работников с рентабельностью производства. Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам. Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества. В политике занятости подавляющего большинства стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абакумова Н. Н. Политика доходов и заработной платы: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 222 с. 2. Адамчук В. В. Экономика и социология труда: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2007. с. 138 3. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2006, №4, с.44. 4. Губанов С., «Система организации и поощрения труда (опыт методической разработки)» // Экономист, 2008 г., №3 с 84. 5. Ершов С.А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования в России // Общество и экономика. 2008. №7-8 с. 36. 6. Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. // Вопросы экономики, 2006, №2, с.100. 7. Капелюшников Р.И. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации // Вопросы экономики. 2005 №2. С.204. 8. Кеинс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.,1978.-456 с. 9. Капелюшников Р. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика / Р.Капелюшкин // Вопросы экономики.- 2006.- № 10.- С.80. 10. Львов Д. Экономика России свободная от стереотипов монетаризма.// Вопросы экономики, 2004, №2, с.110 11. Матрусова Т. Н. Социальная деятельность японских фирм.// Труд за рубежом. – 2008. – №3. – с. 80. 12. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2005, №3, с.64. 13. Методы учета качественных различий в труде работников на капиталистических предприятиях.// Труд за рубежом. – 2008. – №1. –с.74. 14. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. "Экономика труда (Экономическая теория труда)": учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2006.- с. 82. 15. Рыночная экономика. Учебник. Т.1. Ч.2 Макроэкономика / Под ред. В.Ф. Максимова, А.Л. Шилова.— М.: СОМИНТЭК, 2002. 16. Справочник директора предприятия./ Под ред. М. Г. Лапусты. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 704 с. 17. Социальная статистика: Учебник. 3-е изд. / Под ред. И.И. Елисеевой.— М.: Финансы и статистика, 2008.- 64 с. 18. Морозова Л.Л. Труд и заработная плата: практ. руководство. – М.: ИЧП “Актив”, 2005.- 120 с. 19. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. – 2е изд., перераб. и доп./ Под общ. Ред. Проф. Л.А Брагина и проф. Т.П. Данько. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 560 с. 20. Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономический журнал, 2007, №11-12, с.72 21. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, 2007, №2, с.122. 22. Четвертина Т., Лакунина Л., Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления // Вопросы экономики, 2004, №3 с. 136. 23. Хибовская Е.А., «Динамика и фактор оплаты труда» // Общество и экономика, 2005г., № 10-11. с.120. 24. Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России. // Вопросы экономики, 2005, №3, с.100. 25. Щивориц К.В. «Принципы построения системы материального стимулирования на предприятии.»//Управление персоналом.,1998г.,№3с 102. 26. Экономическая теория. Экономика: Учебное пособие / Под общ. ред.А.В. Соболева, Н.Н. Соловых. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2008, - с. 169. 27. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007. – 896 с. 28. Экономическое и социальное развитие современного общества / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лезебниковой.— М., 2008. с. 206. 29. Ясин Е., Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либеральной стратегии при существующих ограничениях. // Вопросы экономики, 2008, №7, с.20. 30. Якубович В. Институты, социальные сети и рыночный обмен: подбор работников и рабочих мест в России /пер с англ. Р.А. Громова // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу. Под ред. В.В. Радаева. М.: РОССПЭН, 2005. С.282.
«Приложение 1» Кривая спроса на труд
w wA A(WA=MRPA) wB B(WB=MRPB) D(MRPL) 0 L
где, W – уровень заработной платы L – объем применяемого труда
«Приложение 2» Кривая рыночного предложения труда
W SL (MRCL) W2 W1
0 L1 L2 L
«Приложение 3» Равновесие на рынке труда
W SL(MRCL)
wE DL(MRCL) 0 LE L
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|