Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Защита конкурентных преимуществ




Конкурентные преимущества могут иметь разный уровень иерар­хии и относиться к товару, предприятию, отрасли, экономике в целом, основываться на ценовых и неценовых факторах, быть долгосрочны­ми, среднесрочными и краткосрочными, устойчивыми и нестабиль­ными, уникальными и имитируемыми и т.д.

Главное требование — отличие от конкурентов должно быть реаль­ным, выразительным, существенным. Фирма должна иметь несколько (четыре-пять) конкурентных преимуществ, которые необходимо за­щищать. Средствами защиты конкурентных преимуществ могут быть:

- монополия (на российском рынке это, например, монополия в сфере коммунальных услуг);

- патенты, ноу-хау (например, рецепты изготовления напитков), секретность;

- доступ к источникам сырья или коммуникациям (газовая от­расль в России).

Отметим, что конкурентные преимущества не являются вечными, они завоевываются и удерживаются только при постоянном совер­шенствовании всех сфер деятельности, что является трудоемким и, как правило, дорогостоящим процессом. Возможности сохранения конку­рентных преимуществ зависят от ряда факторов. К числу этих факто­ров относятся:

1. Источники конкурентных преимуществ. В зависимости от источ­ника конкурентные преимущества подразделяются на два вида:

• преимущества высокого ранга (связанные с наличием у предпри­ятия высокой репутации, квалифицированного персонала, патентов, а также ведением перспективных НИОКР, развитым маркетингом, современным менеджментом, долговременными связями с покупателя­ми и т.д.) дольше сохраняются и позволяют достигать более высокой прибыльности;

• преимущества низкого ранга (связанные с наличием дешевой ра­бочей или, доступностью источников сырья и т.д.) не столь устойчи­вы, так как могут быть скопированы конкурентами.

2. Очевидность источников конкурентных преимуществ. При наличии явных источников преимуществ (дешевое сырье, определенная технология, зависимость от конкретного поставщика) возрастает веро­ятность того, что конкуренты постараются лишить фирму этих преи­муществ.

3. Инновации. Инновационный процесс позволяет компаниям пе­реходить к реализации конкурентных преимуществ более высокого ранга и увеличивать число их источников. Для удержания лидирующе­го положения сроки внедрения инноваций должны, по Крайней мере, равняться срокам их возможного повторения конкурентами или пре­восходить их.

4. Отказ от имеющегося конкурентного преимущества для приобретения нового. Отказ от конкурентного преимущества важен для реали­зации стратегии, так как создает барьеры для имитаторов. По мнению М. Портера, введение понятия «отказ от конкурентного преимущест­ва» добавляет новое измерение к определению стратегии. Суть страте­гии состоит в определении того, что не надо делать, в мотивированном отказе от преимущества в конкурентной борьбе.

Для сохранения или, наоборот, изменения конкурентных преиму­ществ, в связи с изменениями конкурентной среды и предпочтений потребителей, необходим постоянный мониторинг действий конку­рентов и отслеживание Изменений потребительских предпочтений.

 

21. Стратегии портфельного анализа выбора конкурентной позиции фирмы. Матрица Бостонской консалтинговой группы (BCG).

По инициативе Брюса Хендерсона БКГ разработала модель, которая позволит:

1.Получить более значительные денежные средства, чем его конкуренты.

2.Инвестировать больше средств в развитие своего предприятия и уметь противостоять ухудшению ситуации на рынке.

3.Достичь лучших результатов деятельности, чем конкуренты.

Но для того чтобы обеспечить себе длительный характер подобного преимущества, необходимо учитывать жизненные циклы различных стратегических зон хозяйствования фирмы. Метод БКГ позволяет на основе изучения видов деятельности компании составить оптимальный портфель этих видов деятельности, а также оценить позиции конкурирующих фирм по отношению друг к другу. Это один из методов матричного анализа, базирующийся на использовании матрицы хозяйственного портфеля. Данная матрица представляет собой таблицу, в которой сопоставляются стратегические позиции каждого структурного подразделения диверсифицированной компании.

 

 

Относительная доля рынка

Высокая (>1) Низкая (<1)

«Звезды»
       
 
   
 

 

 

«Вопросительные знаки» или «Трудные дети»
«Дойные коровы»
       
   
 

 


«Собаки»
 
 


Темп роста отрасли в постоянных ценах Высокий (выше, чем в целом в экономике)   Низкий (ниже, чем в целом в экономике)


По осям фиксируются темпы роста отрасли и относительная доля рынка. Каждое хозяйственное подразделение представлено в виде кружка, размер которого определяется долей прибыли данного подразделения в общей прибыли корпорации от всех видов деятельности. Если на базе матрицы БКГ сравниваются относительные позиции разных компаний, то размер круга соответствует размеру анализируемого рынка, т.е. суммарному объему продаж всех фирм.

Относительной долей рынка считается отношение доли рынка данной хозяйственной единицы к доле рынка, контролируемой основным конкурентом, выраженное в относительных единицах. Например, если СЗХ (стратегическая зона хозяйствования) 10% от общей емкости рынка, а доля крупнейшего конкурента равна 40%, то относительная доля рынка для данной зоны хозяйствования составит 0,25.

В матрице, предложенной БКГ, граница между высокой и низкой относительной долей рынка проходит на уровне единицы. Когда граница установлена на единице, круги, расположенные в левой части таблицы, характеризует компании, являющиеся лидерами на своих рынках. Круги, находящиеся в правой части матрицы, соответствуют компаниям, занимающим второстепенные позиции в своих отраслях. Степень их отставания от лидеров определяется относительной долей рынка.

Использование относительной доли рынка вместо реальной доли компании на рынке при составлении матрицы аналитически более оправдано, потому что в таком случае лучше отражена сравнительная рыночная сила и позиция компании в конкуренции. Позиция фирмы, контролирующей 10% рынка, являются гораздо более сильными, если лидер контролирует лишь 12% рынка, чем в случае контроля лидером 50%; использование показателя относительной доли рынка отражает эту разницу.

Уяснив сущность матрицы «Рост-доля», разработанной БКГ, можно оценить положение каждого из направлений деятельности, входящих в портфель компании, в соответствии с их положением в квадрантах матрицы, а также положение компании по отношению к конкуренту.

«Вопросительный знак» отражает позицию последователя в развивающейся отрасли. Высокие темпы роста делают их привлекательными с отраслевой точки зрения. Однако низкая относительная доля рынка, поднимает вопрос о том, смогут ли эти подразделения успешно конкурировать с крупными, более эффективно действующими соперниками – таково предназначение «вопросительных знаков».

Стратегия корпорации в отношении хозяйственных подразделений на стадии «вопросительных знаков» может заключаться в том, чтобы отказаться от наиболее слабых СЗХ, не имеющих шансов догнать лидеров по кривой опыта, усиленно инвестировать «вопросительные знаки» с высоким потенциалом и стараться вырастить из них «звезды».

От компании, занимающих позицию «звезд», зависит общее состояние хозяйственного портфеля корпорации. Заняв доминирующее положение на быстро растущем рынке, «звезды» обычно нуждаются в значительных инвестициях для расширения производственных возможностей и увеличения оборотного капитала.

Многие из «дойных коров» – это вчерашние «звезды», опускающиеся в левый низкий квадрант матрицы по мере перехода спроса в данной отрасли в стадию зрелости. Хотя «дойные коровы» и менее привлекательны с точки зрения перспектив роста, это очень ценные хозяйственные подразделения. Дополнительный приток средств от них может быть использован на выплату дивидендов, финансирование приобретений и обеспечения инвестирования в развивающейся «звезды» в «вопросительные знаки», из которых могут вырасти будущие «звезды». Все усилия корпорации должны быть направлены на поддержание «дойных коров» в процветающем состоянии».

У «собак» маленькая доля на рынке с низкими темпами роста. Слабеющие «собаки» зачастую не способны зарабатывать значительные средства в долгосрочной перспективе. «Собаки» должны оставаться в составе хозяйственного портфеля компании только до тех пор, пока они вносят соответствующий вклад в деятельность фирмы в целом.

Главным достоинством матрицы «Рост-доля» БКГ является то, что она заостряет внимание на движении наличности и на инвестиционных характеристиках каждой СЗХ и отвечает на вопрос, каким образом финансовые ресурсы корпорации могут распределяться между хозяйственными подразделениями с целью оптимизации всего портфеля деловой активности корпорации.

 

 

22. Контроль за реализацией стратегии.

Понятие «контроль» (проверка) как вид административной деятельности выходит за рамки понятия «контролирование». Кроме того, он включает и активную деятельность менеджера – управление.

Управленческий контроль не является разовой акцией. Это процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирова­ние разных видов деятельности организации с целью облегче­ния выполнения управленческих задач.

Эффективный управленческий контроль создается на осно­ве его соединения с процессом стратегического планирования. Он обеспечивает наблюдение за осуществлением стратегических планов таким образом, чтобы менеджеры могли определить, насколько хорошо они выполняются и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие меры

В самом общем виде контроль можно определить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически дос­тигнутых результатов с запланированными.

В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования-критерии:

1) эффективность контроля – определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обна­ружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков, сокращение расходов на контроль, затрат на пер­сонал и технику контроля),

2) эффект влияния на людей – выясняется вопрос, вызы­вает ли у работников применяемая технология контроля поло­жительные стимулы или негативные, стрессовые реакции (демотивация труда);

3) выполнение задач контроля – контроль должен опре­делить совпадения или отклонения в системе управления орга­низацией; способствовать устранению отклонений; выработке эффективных решений;

4) определение границ контроля – контрольные меропри­ятия не могут осуществляться без ограничений. Длина прове­ряемых отрезков должна позволять выявить отклонения на самой ранней стадии Нужно соблюдать нормы контроля, определен­ные действующим законодательством

Различают следующие виды контроля

1. Предварительный контроль Он напоминает айсберг, большая часть которого, как известно, скрыта под водой. Это связано с тем, что некоторые аспекты контроля могут быть замаскированы среди других функций управления.

Предварительным контроль называется потому, что он осуществляется до фактического начала работ Основным средством осуществления предварительного контроля являет­ся реализация (не создание, а именно реализация) определен­ных правил, процедур и линий поведения

В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях человеческих, материальных и фи­нансовых ресурсах. В области человеческих ресурсов контроль достигается за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конк­ретных задач организации, в области материальных – контроль за качеством сырья, чтобы сделать отличный товар. В обла­сти финансовых ресурсов механизмом предварительного кон­троля является бюджет в том смысле, что он дает ответ на вопрос, когда, сколько и каких средств (наличных, безналич­ных) потребуется организации.

В процессе предварительного контроля возможно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты. Он имеет две разновидности диагностический и терапевтический.

Диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т.п., указы­вающие на то, что в организации что-то не в порядке.

Терапевтический контроль позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры.

2. Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведе­ния работ. Чаще всего его объектом являются сотрудники, а сам он – прерогатива их непосредственного начальника. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и ин­струкций

Для того чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы с обрат­ной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями от намечен­ных целей, корректируют отклонения для достижения этих целей.

3. Заключительный контроль. Цель такого контроля - по­мочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключи­тельного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена (при текущем – в процессе ее выполнения).

Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их воз­никновения, он, во-первых, дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предпола­гается проводить в будущем, во-вторых, способствует мо­тивации

В процедуре контроля есть три четко различимых этапа.

1 Этап А – установление стандартов

 
 


Установите стандарты

 

Выработайте показатели результативности

 
 


 

Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Данные цели явным образом «вырастают» из процесса планирования. На первом этапе необходимо определить временные рамки и конкретный критерий, по которому оценивается работа. Это и есть результативность. Показатель результативности точно определяет то, что долж­но быть получено для достижения поставленных целей.

2. Этап Б – сопоставление достигнутых результатов с ус­тановленными стандартами

Сравните достигнутые результаты со стандартами

 

 
 


Установите масштаб отклонений. Используйте принцип исключения. Измерьте

результаты Своевременно информируйте о стандартах и результатах

 

 

На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом нужно принять еще одно очень важное решение: насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные откло­нения от стандартов Эта деятельность наиболее заметна и заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов, передаче информации и ее оценке.

3 Этап В – принятие необходимых корректирующих дей­ствий

Выбрать подходящую линию поведения

 

Ничего не предпринимать.

Устранить отклонение.

Пересмотреть стандарт

 
 

 


Контроль хотя и важен, но может быть весьма дорогостоящим. Поэтому решение о том, какой тип контроля применить, требует тщательного обдумывания В связи с этим при орга­низации и проведении контроля следует учесть ряд факторов и дать ответ на следующие вопросы

- понимают ли сотрудники цели организации?

- спроектирована ли система контроля так, чтобы обеспе­чить существенные, а не тривиальные измерения?

- представляет ли действующая система контроля менедже­рам информацию, на основе которой можно действовать в разумных временных рамках?

Несомненно, что в будущих контрольных системах будут использованы новые приспособления и новые достижения, од­нако базис, на котором они создаются, останется тем же

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...